Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Синонимы. Антонимы. Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Открытый урок по теме "синонимы. Антонимы. Омонимы". В нём представлен материал который направлен на закрепление знаний об антонимах, омонимах и синонимах. В конспекте урока прослеживается работа в группе, паре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме "Синонимы. Антонимы. Омонимы" | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Синонимы, антонимы, омонимы.
Цели: Повторить и систематизировать понятия: синонимы, антонимы, омонимы, выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи.
Формируемые УУД:
Познавательные: освоение базовых предметных понятий;
Коммуникативные: умение добывать недостающую информацию с помощью словарей;
Развивающие: способность к рефлексии собственной деятельности;
Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.
Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, презентация, рабочие тетради.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов!
- Актуализация знаний учащихся.
Словарная работа:
- Замените одним словом:
- Сияет ярким, искристым, прерывистым светом (Сверкает).
- Оздоровительное учреждение для школьников (лагерь).
- Оно как белый пароход,
Над лесом в небесах плывёт.
У ветра на ладошке,
По синенькой дорожке. (Облако)
- Седьмой день недели (воскресенье).
- Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу (овощи).
- Человек, к которому испытываешь симпатию, поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь (друг)
Сверка с эталоном, взаимопроверка.
– Найдите среди записанных слов лишнее. Объясните свой выбор.
- Найдите слова, в которых количество звуков и букв различно. Докажите.
(Сверкает – 8 б, 9 зв.) (Лагерь-6 б, 5 зв.)
3. Самоопределение к деятельности
-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)
- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)
- К какой части речи они относятся? (Глагол)
- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Это дятел. Враг - друг)
- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)
- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)
- Отгадайте следующую загадку?
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)
- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)
- Есть ли между этими значениями что-то общее? (Нет)
- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)
- Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)
4. Работа по учебнику.
Прочитайте сообщение Совёнка на стр. 86
- Что вы можете ответить Совёнку? (повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы)
- Сейчас мы с вами потренируемся в определении синонимов, антонимов и омонимов. (работа с доской)
- Ко всем ли словам можно подобрать антонимы, синонимы. Приведите примеры. (Ответы детей)
- При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 122-123 нашего учебника.
5. Физминутка
Игра «Топайте - хлопайте»
- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы – хлопаете.
Весёлый - радостный, весёлый - грустный, молодость - старость, нежный - ласковый, тихо - громко, строить - разрушать, друг – товарищ, шалить – баловаться, хвалить – бранить.
- Для следующего задания нужно работать дружно и слаженно. Работа в парах Упр. 139.
- При выполнении этого задания можно воспользоваться словариком синонимов в конце учебника.
- Для чего могут использоваться синонимы в речи?
Употребляя синонимы, мы избегаем повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражаем свою мысль.
- Для следующего задания нам понадобится слаженная работа всей команды. Работа в группе.
Я раздаю карточки с заданиями, время для выполнения работы 2 минуты. Посмотрим кто из вас справится дружнее. После истечения времени выполненные работы прикрепить на доске. (Взаимопроверка).
Запиши прилагательные, противоположные по смыслу(антонимы)
Далёкий-…, горький-…,горячий-…, хороший-…,злой-…, скупой-…,высокий-…,худой-…, маленький-…,жёсткий-…, тяжёлый-…, сильный-…,младший-…,тихий-…,чистый-… .
6. Рефлексия.
Графический диктант (предложения дублированы на презентации)
(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с - синонимы, а - антонимы, о - омонимы.)
Жди горе от моря, а беды от воды. (с)
Добрый плачет от радости, а злой от зависти. (а)
Солнце на ели, а мы еще не ели. (о)
Лодырь и бездельник - им праздник и в понедельник. (с)
В глаза хвалит, а за глаза бранит. (а)
- Коллективная проверка.
- Оцените свою работу на уроке.
- Поделитесь своими впечатлениями на уроке.
- Что повторили на уроке?
- Достигли мы с вами цели которую ставили в начале урока?
- С какими чувствами уходите с урока?
Домашнее задание: стр. 88 – одно задание на выбор.
Запиши прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы)
далёкий-…
горький-…
горячий-…
хороший-…
злой-…
высокий-…
худой-…
маленький-…
верхний-…
тяжёлый-…
сильный-…
младший-…
тихий-…
чистый-…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс. Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...
4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.
Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему"Антонимы"
Разработка урока русского языка в 3 классе.Перспектива....
Открытый урок по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" тема "Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление"
Урок по русскому языку во 2-м классеТема урока:«Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление»Закрепление знании по теме «Синонимы, антонимы», ...