Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Синонимы. Антонимы. Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Макарова Ирина Олеговна

Открытый урок по теме "синонимы. Антонимы. Омонимы". В нём представлен материал который направлен на закрепление знаний об антонимах, омонимах и синонимах. В конспекте урока прослеживается работа в группе, паре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Синонимы, антонимы, омонимы.

Цели: Повторить и систематизировать понятия: синонимы, антонимы, омонимы, выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Формируемые УУД:

Познавательные: освоение базовых предметных понятий;

Коммуникативные: умение добывать недостающую информацию с помощью словарей;

Развивающие: способность к рефлексии собственной деятельности;

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, презентация, рабочие тетради.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов!

  1. Актуализация знаний учащихся.

 Словарная работа:

- Замените одним словом:

  • Сияет ярким, искристым, прерывистым светом (Сверкает).
  • Оздоровительное учреждение для школьников (лагерь).
  • Оно как белый пароход,

Над лесом в небесах плывёт.

У ветра на ладошке,

По синенькой дорожке. (Облако)

  • Седьмой день недели (воскресенье).
  • Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу (овощи).
  • Человек, к которому испытываешь симпатию, поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь (друг)

Сверка с эталоном, взаимопроверка.

– Найдите среди записанных слов лишнее. Объясните свой выбор.

- Найдите слова, в которых количество звуков и букв различно. Докажите.

(Сверкает – 8 б, 9 зв.) (Лагерь-6 б, 5 зв.)

3. Самоопределение к деятельности

-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

- К какой части речи они относятся? (Глагол)

- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Это дятел. Враг - друг)

- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

- Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

- Есть ли между этими значениями что-то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

- Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)

4. Работа по учебнику.

Прочитайте сообщение Совёнка на стр. 86

- Что вы можете ответить Совёнку? (повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы)

- Сейчас мы с вами потренируемся в определении синонимов, антонимов и омонимов. (работа с доской)

-  Ко всем ли словам можно подобрать антонимы, синонимы. Приведите примеры. (Ответы детей)

- При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 122-123 нашего учебника.

5. Физминутка

Игра «Топайте - хлопайте»

- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы – хлопаете.

Весёлый - радостный, весёлый - грустный, молодость - старость, нежный - ласковый, тихо - громко, строить - разрушать, друг – товарищ, шалить – баловаться, хвалить – бранить.

- Для следующего задания нужно работать дружно и слаженно. Работа в парах Упр. 139.

- При выполнении этого задания можно воспользоваться словариком синонимов в конце учебника.

- Для чего могут использоваться синонимы в речи?

Употребляя синонимы, мы избегаем повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражаем свою мысль.

- Для следующего задания нам понадобится слаженная работа всей команды. Работа в группе.

Я раздаю карточки с заданиями, время для выполнения работы 2 минуты. Посмотрим кто из вас справится дружнее. После истечения времени выполненные работы прикрепить на доске. (Взаимопроверка).

Запиши прилагательные, противоположные по смыслу(антонимы)

Далёкий-…, горький-…,горячий-…, хороший-…,злой-…, скупой-…,высокий-…,худой-…, маленький-…,жёсткий-…, тяжёлый-…, сильный-…,младший-…,тихий-…,чистый-…  .

 

6. Рефлексия.

Графический диктант (предложения дублированы на презентации)

(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с - синонимы, а - антонимы, о - омонимы.)

Жди горе от моря, а беды от воды. (с)

Добрый плачет от радости, а злой от зависти. (а)

Солнце на ели, а мы еще не ели. (о)

Лодырь и бездельник - им праздник и в понедельник. (с)

В глаза хвалит, а за глаза бранит. (а)

- Коллективная проверка.

- Оцените свою работу на уроке.

- Поделитесь своими впечатлениями на уроке.

- Что повторили на уроке?

- Достигли мы с вами цели которую ставили в начале урока?

- С какими чувствами уходите с урока?

Домашнее задание: стр. 88 – одно задание на выбор.

Запиши прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы)

далёкий-…

горький-…

горячий-…

хороший-…

злой-…

высокий-…

худой-…

маленький-…

верхний-…

тяжёлый-…

сильный-…

младший-…

тихий-…

чистый-…  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему"Антонимы"

Разработка урока русского языка в 3 классе.Перспектива....

Открытый урок по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" тема "Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление"

Урок по русскому языку во 2-м классеТема урока:«Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление»Закрепление знании по теме «Синонимы, антонимы», ...