Конспект урока по картине И.И. Левитана "Золотая осень"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Конспект урока по картине И.И. Левитана "Золотая осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sochinenie_po_kartine_levitana_zolotaya_osen.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Цель урока: развивать умение составлять текст-описание, строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения, воспитывать творческую активность учащихся, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.
Задача урока: формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД – ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства;
2. Регулятивные УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;
3. Познавательные УУД – извлекать информацию, представленную в иллюстрации; восприятия картину как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.
4. Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма урока: урок развития речи
Планируемые предметные результаты: познакомиться с репродукцией картины И.И. Левитана «Золотая осень», обогатить словарный запас обучающихся.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
II. Вступительная беседа.
К вам в гости сегодня вместе со мной пришла принцесса Осень. Демонстрируется изображение Осени. Наша гостья любит яркие краски — поэтому без устали раскрашивает листья деревьев в желтые, оранжевые, багряные тона. Она любит танцевать с осенними ветрами — и деревья от этого быстрого танца сбрасывают листья. Это называется листопад, когда каждый листочек кружится, порхает, наверное, ощущая себя мотыльком, а потом опускается на землю. Под деревьями осенью всегда лежит яркий шуршащий ковер. Осень любит одаривать и людей, и лесных зверей. В лесах в теплые осенние дни много грибов, орехов, в садах и огородах люди собирают урожай овощей и фруктов, клумбы радуют глаз поздними цветами: астрами, георгинами. Вот какая щедрая хозяюшка-Осень. Давайте и мы полюбуемся на ее яркую красу.
III. Беседа по картине. Словарная работа.
Демонстрируется картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Учитель рассказывает краткую биографию художника, после чего строит беседу по вопросам.
- Картина называется «Золотая осень». Знаете, почему? Какого цвета листья на деревьях на картине художника?
Они ярко-желтые. Такой цвет люди часто сравнивают с золотом, поэтому так и говорят: «золотой». Художник изобразил осенний день.
- На этой картине изображена природа, значит, мы назовем ее … пейзаж, а художник, который пишет пейзажи — пейзажист.
- Перечислите, что вы видите на картине.
На картине изображены деревья, березовая роща, речка, лес вдалеке, небольшая деревушка, небо с облаками.
- Что за деревья изображены слева?
Это березки и две осинки. Давайте немного пофантазируем. Представим, что природа ожила. И вот перед нами не березки и осинки, а девочки-подружки, стройные, красивые, нарядные, в ярких пышных платьицах. Поспорили, кто быстрее, и побежали вниз по склону к речке. Не зря говорят: «Поспешишь — людей насмешишь!», вырвались вперед осинки. Да только растрепался их праздничный наряд, на веточках осталось совсем немного золота. Лежат опавшие листочки в траве, как блестящие монетки. Березки приотстали, вот и щеголяют теперь своими желтыми одежками. А одна из них стоит у воды, грустит. Обиделась на своих бойких да шумных подружек, и сама не заметила, как оказалась на другой стороне речки. Склонила ствол, печально смотрит в водную гладь, как в зеркало. Зеленые ивы, изображенные справа, тихонько шепчут слова утешения.
- Что мы видим в правом нижнем углу картины?
Справа изображен кустик с яркими листьями, такой цвет называют багряным. Мы не можем рассмотреть, какой формы его листья, художник изобразил их небрежными мазками. Мазок (англ. stroke, touch, франц. touche, нем. Pinselstrich) - термин в живописи, означающий след кисти на поверхности красочного слоя. Кажется, что кустик испугался — его листочки дрожат. Может быть, это его первая осень, и совсем недавно его одеяние было зеленым. Сегодня же он посмотрел на свое отражение в воде и увидел яркие багряные, как будто горящие листья. Может быть, опустить их в воду? Но она такая холодная и темная... Страшно!
- Давайте посмотрим на речку. Как вы думаете, вода в ней теплая?
Нет, вода в реке холодная. Неподалеку от кустика — омут, глубокое место. Вода темная, но прозрачная — рядом с берегом мы видим то ли его отражение, то ли можем рассмотреть обрывающееся дно. Вдалеке речка гораздо светлее, голубая, а ближе к центру художник положил неровные мазки более насыщенного цвета, от этого возникает ощущение движения, мы как будто слышим журчание воды.
- Давайте посмотрим в центр картины. Перед нами берег реки. Какого цвета трава?
Местами она коричневая, местами зеленовато-бурая, а где-то встречаются желтые оранжевые оттенки. Все говорит о наступлении осени.
- Что мы видим на заднем плане картины?
На заднем плане художник изобразил березовую рощицу, изгиб реки, деревеньку на холме, лес позади нее.
- Как вы думаете, почему поле возле деревеньки изумрудно-зеленого цвета, ведь вся трава пожухла и пожелтела? Может быть, художник ошибся?
Нет, это не ошибка художника, просто он изобразил озимые. Озимые сеют осенью, и до наступления зимы они прорастают.
- Посмотрите на небо. Оно везде одинакового цвета?
В правом верхнем углу оно ярко-голубое. А вот справа, у линии горизонта, оно гораздо светлее, почти прозрачное.
- По небу неспешно плывут облака. Давайте сравним облака, на что они похожи?
- Понравилась вам картина? Какое у нас настроение, когда вы смотрите на «Золотую осень»?
Да, картина понравилась, когда смотришь на нее, поднимается настроение. Это оттого, что на ней изображен солнечный осенний день и художник использовал яркие краски.
IV. Речевая подготовка.
Подберите синонимы к словам:
- художник (живописец, пейзажист, мастер кисти);
- создает (пишет, изображает);
- картина (полотно, репродукция, пейзаж).
V. Словарно-орфографическая работа.
Тренировочный словарный диктант
Известный живописец, лазурное небо, светло-голубой оттенок, палитра, осенний пейзаж, пейзажист, тишина осеннего дня, чувство восторга от увиденного, прозрачный прохладный воздух, написать полотно, картину, репродукция, колорит картины, произведение искусства, охристые оттенки.
VI. Составление плана:
I. Исаак Ильич Левитан -известный русский пейзажист.
II. Описание картины И.И. Левитана «Золотая осень»:
а) березки, желтеющая трава;
б) речка и кустик на берегу;
в) одинокая березка и ивы;
г) деревушка на заднем плане картины;
д) небо.
III. Мои впечатления, чувства, вызванные картиной.
VII. Составление устного высказывания по картине.
VIII. Написание сочинения.
IX. Самопроверка.
X. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока ИЗО "Картина - портрет"
План - конспект урока ИЗО "Картина - портрет"...
конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».
Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...
Конспект урока "Икона. Картина.Фреска"
Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения. Использован учебник А. В. Бородина "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс." М.: Рус...
Конспект урока Исторические картины (этюд гуашью) 3 класс
Цели деятельности учителя: Ознакомление с жанром исторической картины; Представление принципов создания исторических картин.Планируемые результатыПредметные:- воспринимать жанр исторической картины;- ...
Конспект урока ИЗО «Картина- особый мир. Картина-пейзаж» (гуашь) (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине-пейзаже, создание условий для развития умения выполнять картину-пейзаж, поддержка творческого отношения к выполнению работы.Планируемые ...
Конспект урока изоискусства "Картина - особый мир. Картина-пейзаж" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА дисциплина изоискусство Тема: «Картина- особый мир. Картина-пейзаж» (гуашь) Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине-пейза...
Конспект урока по чтению 4 класс «Звуки осени» А. Н. Майков «Осень»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом...