Конспект урока по картине И.И. Левитана "Золотая осень"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Конспект урока по картине И.И. Левитана "Золотая осень"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Цель урока: развивать умение составлять текст-описание, строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения, воспитывать творческую активность учащихся, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

Задача урока: формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД – ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивные УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательные УУД – извлекать информацию, представленную в иллюстрации; восприятия картину как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.

4. Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Форма урока: урок развития речи

Планируемые предметные результаты: познакомиться с репродукцией картины И.И. Левитана «Золотая осень», обогатить словарный запас обучающихся.

 Ход урока:

I. Организационный момент.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

II. Вступительная беседа.

К вам в гости сегодня вместе со мной пришла принцесса Осень. Демонстрируется изображение Осени. Наша гостья любит яркие краски — поэтому без устали раскрашивает листья деревьев в желтые, оранжевые, багряные тона. Она любит танцевать с осенними ветрами — и деревья от этого быстрого танца сбрасывают листья. Это называется листопад, когда каждый листочек кружится, порхает, наверное, ощущая себя мотыльком, а потом опускается на землю. Под деревьями осенью всегда лежит яркий шуршащий ковер. Осень любит одаривать и людей, и лесных зверей. В лесах в теплые осенние дни много грибов, орехов, в садах и огородах люди собирают урожай овощей и фруктов, клумбы радуют глаз поздними цветами: астрами, георгинами. Вот какая щедрая хозяюшка-Осень. Давайте и мы полюбуемся на ее  яркую красу.

III. Беседа по картине. Словарная работа.

  Демонстрируется картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Учитель рассказывает краткую биографию художника, после чего строит беседу по вопросам.

  • Картина называется «Золотая осень». Знаете, почему? Какого цвета листья на деревьях на картине художника?

  Они ярко-желтые. Такой цвет люди часто сравнивают с золотом, поэтому так и говорят: «золотой». Художник изобразил осенний день.

  • На этой картине изображена природа, значит, мы назовем ее … пейзаж, а художник, который пишет пейзажи — пейзажист.
  • Перечислите, что вы видите на картине.

  На картине изображены деревья, березовая роща, речка, лес вдалеке, небольшая деревушка,  небо с облаками.

  • Что за деревья изображены слева?

  Это березки и две осинки. Давайте немного пофантазируем. Представим, что природа ожила. И вот перед нами не березки и осинки, а девочки-подружки, стройные, красивые, нарядные, в ярких пышных платьицах. Поспорили, кто быстрее, и побежали вниз по склону к речке. Не зря говорят: «Поспешишь — людей насмешишь!», вырвались вперед осинки. Да только растрепался их праздничный наряд, на веточках осталось совсем немного золота. Лежат опавшие листочки в траве, как блестящие монетки. Березки приотстали, вот и щеголяют теперь своими желтыми одежками.  А одна из них стоит у воды, грустит. Обиделась на своих бойких да шумных подружек, и сама не заметила, как оказалась на другой стороне речки. Склонила ствол, печально смотрит в водную гладь, как в зеркало. Зеленые ивы, изображенные справа, тихонько шепчут слова утешения.

  • Что мы видим в правом нижнем углу картины?

Справа изображен  кустик с яркими листьями, такой цвет называют багряным. Мы не можем рассмотреть, какой формы его листья, художник изобразил их небрежными мазками. Мазок (англ. stroke, touch, франц. touche, нем. Pinselstrich) - термин в живописи, означающий след кисти на поверхности красочного слоя.  Кажется,  что кустик испугался — его листочки дрожат. Может быть, это его первая осень, и совсем недавно его одеяние было зеленым. Сегодня же он посмотрел на свое отражение в воде и увидел яркие багряные, как будто горящие листья. Может быть, опустить их в воду? Но она такая холодная и темная... Страшно!

  • Давайте посмотрим на речку. Как вы думаете, вода в ней теплая?

   Нет, вода в реке холодная. Неподалеку от кустика — омут, глубокое место. Вода  темная, но прозрачная — рядом с берегом мы видим то ли его отражение, то ли можем рассмотреть обрывающееся дно. Вдалеке речка гораздо светлее, голубая, а ближе к центру художник положил неровные мазки более насыщенного цвета, от этого возникает ощущение движения, мы как будто слышим журчание воды.

  • Давайте посмотрим в центр картины. Перед нами берег реки. Какого цвета трава?

 Местами она коричневая, местами зеленовато-бурая, а где-то встречаются желтые  оранжевые оттенки. Все говорит о наступлении осени.

  • Что мы видим на заднем плане картины?

   На заднем плане художник изобразил березовую рощицу, изгиб реки, деревеньку на холме, лес позади нее.

  • Как вы думаете, почему поле возле деревеньки изумрудно-зеленого цвета, ведь вся трава пожухла и пожелтела? Может быть, художник ошибся?

    Нет, это не ошибка художника, просто он изобразил озимые. Озимые сеют осенью, и до наступления зимы они прорастают.

  • Посмотрите на небо. Оно везде одинакового цвета?

  В правом верхнем углу оно ярко-голубое. А вот справа, у линии горизонта,  оно гораздо светлее, почти прозрачное.

  • По небу неспешно плывут облака. Давайте сравним облака, на что они похожи?
  • Понравилась вам картина? Какое у нас настроение, когда вы смотрите на «Золотую осень»?

 Да, картина понравилась, когда смотришь на нее, поднимается настроение. Это оттого, что на ней изображен солнечный осенний день и художник использовал яркие краски.

IV. Речевая подготовка.

  Подберите синонимы к словам:

- художник (живописец, пейзажист, мастер кисти);

- создает (пишет, изображает);

- картина (полотно, репродукция, пейзаж).

V. Словарно-орфографическая работа.

Тренировочный словарный диктант

 Известный живописец, лазурное небо, светло-голубой оттенок, палитра, осенний пейзаж,  пейзажист, тишина осеннего дня, чувство восторга от увиденного, прозрачный прохладный воздух, написать полотно, картину, репродукция, колорит  картины, произведение искусства, охристые оттенки.

VI. Составление плана:

I. Исаак Ильич Левитан -известный русский пейзажист.

II. Описание картины И.И. Левитана «Золотая осень»:

              а) березки, желтеющая трава;

              б) речка и  кустик на берегу;

              в) одинокая березка и ивы;

              г) деревушка на заднем плане картины;

              д) небо.

III. Мои впечатления, чувства, вызванные картиной.

VII. Составление устного высказывания по картине.

VIII. Написание сочинения.

IX. Самопроверка.

X. Итог урока.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока ИЗО "Картина - портрет"

План - конспект урока ИЗО "Картина - портрет"...

конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».

Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева   «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...

Конспект урока "Икона. Картина.Фреска"

Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения. Использован учебник А. В. Бородина "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс." М.: Рус...

Конспект урока Исторические картины (этюд гуашью) 3 класс

Цели деятельности учителя: Ознакомление с жанром исторической картины; Представление принципов создания исторических картин.Планируемые результатыПредметные:- воспринимать жанр исторической картины;- ...

Конспект урока ИЗО «Картина- особый мир. Картина-пейзаж» (гуашь) (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине-пейзаже, создание условий для развития умения выполнять картину-пейзаж, поддержка творческого отношения к выполнению работы.Планируемые ...

Конспект урока изоискусства "Картина - особый мир. Картина-пейзаж" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА    дисциплина изоискусство Тема: «Картина- особый мир. Картина-пейзаж» (гуашь) Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине-пейза...

Конспект урока по чтению 4 класс «Звуки осени» А. Н. Майков «Осень»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом...