Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Вырабатывать умение определять спряжение глаголов, правильно обосновывать написание безударных и окончаний писать частицу НЕ с правильно употреблять глаголы в неопределённой воспитывать интерес к изучаемому предмету. вырабатывать умение определять спряжение правильно обосновывать написание безударных и окончаний писать частицу НЕ с правильно употреблять глаголы в неопределённой воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Тип урока: обобщение и систематизация
знаний
Цели: вырабатывать умение определять спряжение глаголов,
правильно обосновывать написание безударных и ударных
окончаний глаголов;
писать частицу НЕ с глаголами,
правильно употреблять глаголы в неопределённой форме;
воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: учебник по русскому языку, атласная синяя ткань, рисунок кораблика, рисунки для словарного диктанта, яйцо, белка (мягкая игрушка), листок из судового журнала, названия станций, портреты И.В.Даля, А.С.Пушкина.
Учитель:
Волгоград, 2017
Ход урока.
| Этапы работы | Содержание этапа |
1. | Организационный момент.
| «Учите русский – годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом» Уч-ль: - Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им. |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу. | - Ребята, какое было домашнее задание? - Как определили буквы в окончаниях глаголов? Докажите. |
3. | Изучение нового учебного материала. | - Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте, себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет. - В этом вам поможет отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. - А теперь сделаем дыхательную гимнастику: вдох делаем через нос, а выдох через рот. - Но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся в путешествие, плыть только с помощью ветра не может. Его можно завести с помощью кроссворда. Отгадав его, вы узнаете тему нашего урока и повторите словарные слова. - Откройте свои судовые журналы (тетради) и запишите дату. - Ребята, вы должны отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок А.С.Пушкина, которые мы все любим. (Учитель читает отрывки, один ученик на доске записывает слова, а остальные - в тетрадях) Уч-ль: 1. Вот открыл царевич очи, Отрясая грёзы ночи, И, дивясь, перед собой Видит ……. он большой. (Город)
2. Пушки с пристани палят, ……… пристать велят. (Кораблю)
3. Царь Дадон к шатру спешит. Что за страшная ………! Перед ним его два сына. (Картина)
4. Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой. Хлынет на берег пустой, Расплеснется в скором беге – И очутятся на бреге В чешуе, как жар горя, …………… (33 богатыря)
5. Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет, Торговали мы недаром Неуказанным товаром. А лежит наш путь далёк, Восвояси на ……. (Восток)
6. Вот въезжает в город он. Вдруг раздался лёгкий звон. И в глазах у всей ……. Петух вспорхнул со спицы. (Столицы) Слова в кроссворде: г о р о д к о р а б л ь к а р т и н а б о г а т ы р ь в о с т о к с т о л и ц а - А теперь прочитайте, какое слово у вас получилось в выделенной колонке по горизонтали? (Глагол)
- Молодцы! Вы отгадали тему урока. Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам глагол! - Сегодня мы обобщим знания о глаголе. А, впрочем, начнём всё по порядку… - Давайте отправимся в наше сказочное путешествие. - Первая остановка «Словописание». - Тише! Перед нами короб. Заглянем в него? Здесь много слов! Давайте их запишем. - Проведём «немой» словарный диктант. Я показываю картинку, а вы, ребята, молча записываете то, что видите. - Какие слова вы написали? (Яблоко, морковь, помидор, капуста, картофель, овощи.)
- Мы приближаемся к острову Повторения. - Вдали виден мыс Ошибок. - Ой, ребята, посмотрите. Странный листок выпал из судового журнала. На нём написаны глаголы. Но солёная океанская вода размыла чернила. Помогите мне! На листке написано: - Труди…ся, он ошиба…ся, (не) делает, (не) навидел, упадёш…, мечтаеш…. Надо восстановить слова. - Что у вас получилось? (Ученик выходит к доске и восстанавливает слова).
Наша следующая остановка у пристани «Сказочная» - Вот и царевна из сказки А.С.Пушкина. «Дом царевна обошла, Всё порядком убрала».
- Подчеркните глаголы, определите время и число глагола. (Обошла и убрала - это глаголы в форме прошедшего времени и единственного числа.)
ФИЗМИНУТКА - Помните слова из сказки А.С.Пушкина? «Царь велит своим боярам Времени, не тратя даром, И царицу, и приплод Тайно бросить в бездну вод». - А что такое «время»? (Портрет В.И. Даля) Из словаря В.И.Даля «Время – это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками». - Давайте сделаем фонетический разбор слова время. Время – 2 слога, ……………….
- Следующая остановка у пристани «Угадай-ка». - На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (что делать? что сделать?) Запись глаголов неопределённой формы в кроссворде и в тетрадях. (Учитель диктует слова: прошу, терплю, соберу, пойму, бегу, тру, подниму, ловлю, берегу. Ученики по очереди подходят к доске и вписывают слова в кроссворд, а остальные записывают слова в тетрадях через запятую). п р о с и т ь т е р п е т ь с о б р а т ь п о н я т ь б е ж а т ь т е р е т ь п о д н я т ь л о в и т ь б е р е ч ь - Прочитайте ключевое слово (Спряжение) - Что такое спряжение глаголов? (Это изменение глаголов по лицам и числам.)
- Следующая остановка у пристани «Здоровье». Проведём зарядку для глаз. Рисуй глазами треугольник, Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру пройдись. Рисуй восьмёрку вертикально, Ты, головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты на бочок её клади. Теперь следи горизонтально И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Открываем глазки И работаем по сказке.
- Мы очутились на острове Буяне.
Ель в лесу, под елью белка. Белка песенки поёт И орешки всё грызёт. А орешки не простые, Все скорлупки золотые. - Каждый орешек - глагол – исключение. Давайте их отыщем в отрывках из сказок А.С.Пушкина и запишем в тетрадь. К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон. Смотрит – видит дело лихо… Бьётся лебедь средь зыбей… Он их кормит и поит, И ответ держать велит. Комаром оборотился, Полетел и запищал, Судно на море догнал! И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркало глядясь… Крепко связаны их локти, Попадётся зверю в когти, Меньше будет ей терпеть. Как под крылышком у сна Так тиха, свежа, лежала, Что лишь только не дышала.
- И ещё 3 глагола. Назовите их. (Обидеть, зависеть, ненавидеть.)
Уч-ся: Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, видеть, ненавидеть, И зависеть, и терпеть, и обидеть, И вертеть. Вы запомните, друзья. Их на е писать нельзя!
|
4. | Закрепление учебного материала.
| - Итак, глаголы 1-го спряжения имеют в окончании гласную – е и окончания во множественном числе - ут, - ют. - Глаголы 2-го спряжения имеют в окончании гласную – и, во множественном числе – ат, - ят.
Ломит он у дуба сук И в тугой сгибает лук. Не спокойно сине море. - Как вы думаете, почему море не спокойно? (Забыли про частицу не.) - Как частица не пишется с глаголами? (Частица не с глаголами пишется раздельно.) Не выучил, не делай. Не знаешь, не спеши. С глаголами отдельно Частицу не пиши.
- А что приговаривает Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, Поп, за дешевизной!») - Как вы напишите «не гонялся»? (Раздельно.) - Наше сказочное путешествие закончилось, и мы подошли к последней пристани «Итоговая». - Что же мы повторили о глаголе? (Мы повторили словарные слова, вспомнили время, число глагола, произвели фонетический разбор слова, вспомнили слова – исключения, вспомнили , как пишется частица не с глаголами.) - Чьи произведения помогли нам на уроке вспомнить материал о глаголе? |
5. | Задание на дом.
| - Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов, в мечтаниях и наяву, ждёт нас впереди. По океану книг, через океан знаний и многие другие моря вы обязательно придёте к Земле Знаний. Домашнее задание – записать 5 пословиц с глаголами настоящего и будущего времени. Определить спряжение этих глаголов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")
Цели урока: - формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....