Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Вырабатывать умение определять спряжение глаголов, правильно обосновывать написание безударных и окончаний писать частицу НЕ с правильно употреблять глаголы в неопределённой воспитывать интерес к изучаемому предмету. вырабатывать умение определять спряжение правильно обосновывать написание безударных и окончаний писать частицу НЕ с правильно употреблять глаголы в неопределённой воспитывать интерес к изучаемому предмету. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  

Тип урока:   обобщение и систематизация

                                                                                 знаний

 

Цели:              вырабатывать умение определять спряжение глаголов,

                              правильно обосновывать написание безударных и ударных          

                             окончаний глаголов;

                               

                               писать частицу НЕ с глаголами,

                             правильно употреблять глаголы в неопределённой форме;

         

                               воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование:  учебник по русскому языку,  атласная синяя ткань, рисунок кораблика, рисунки для словарного диктанта, яйцо, белка (мягкая игрушка), листок из судового журнала, названия станций, портреты И.В.Даля, А.С.Пушкина.

Учитель:   

Волгоград, 2017

Ход урока.

 

 

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

         

«Учите русский – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом»

Уч-ль:

- Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

- Ребята, какое было домашнее задание?

- Как определили буквы в окончаниях глаголов? Докажите.

3.

Изучение нового учебного материала.

- Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте, себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет.

- В этом вам поможет отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

- А теперь сделаем дыхательную гимнастику: вдох делаем через нос, а выдох через рот.

- Но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся в путешествие, плыть только с помощью ветра не может. Его можно завести с помощью кроссворда. Отгадав его, вы узнаете тему нашего урока и повторите словарные слова.

- Откройте свои судовые журналы (тетради) и запишите дату.

- Ребята, вы должны отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок А.С.Пушкина, которые  мы все любим.

(Учитель читает отрывки,  один  ученик на доске записывает слова, а остальные - в тетрадях)

Уч-ль:

1. Вот открыл царевич очи,

Отрясая грёзы ночи,

И, дивясь, перед собой

Видит ……. он большой.        (Город)

 

2. Пушки с пристани палят,

……… пристать велят.           (Кораблю)

 

3. Царь Дадон к шатру спешит.

Что за страшная ………!

Перед ним его два сына.          (Картина)

 

4. Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой.

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге –

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

……………                           (33 богатыря)

 

5. Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром

Неуказанным товаром.

А лежит наш путь далёк,

Восвояси на …….                   (Восток)

 

6. Вот въезжает в город он.

Вдруг раздался лёгкий звон.

И в глазах у всей …….

Петух вспорхнул со спицы.     (Столицы)

Слова в кроссворде:

г о р о д

к о р а б л ь

к а р т и н а

б о г а т ы р ь

в о с т о к

с т о л и ц а

- А теперь прочитайте, какое слово у вас получилось в выделенной колонке по горизонтали?        (Глагол)

 

- Молодцы! Вы отгадали тему урока.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам глагол!

- Сегодня мы  обобщим знания о глаголе.

А, впрочем, начнём всё по порядку…

- Давайте отправимся в наше сказочное путешествие.

- Первая остановка «Словописание».  

- Тише! Перед нами короб. Заглянем в него? Здесь много слов! Давайте их запишем.

- Проведём «немой» словарный диктант. Я показываю картинку, а вы, ребята, молча записываете то, что видите.

- Какие слова вы написали?

(Яблоко, морковь, помидор, капуста, картофель, овощи.)

 

- Мы приближаемся к острову Повторения.

- Вдали виден мыс Ошибок.

- Ой, ребята, посмотрите. Странный листок выпал из судового журнала. На нём написаны глаголы. Но солёная океанская вода размыла чернила.   Помогите мне!

На листке написано:

- Труди…ся, он ошиба…ся, (не) делает, (не) навидел, упадёш…, мечтаеш….

 Надо восстановить  слова.

- Что у вас получилось?

(Ученик выходит к доске и восстанавливает слова).

 

Наша следующая остановка у пристани «Сказочная»

- Вот и царевна из сказки А.С.Пушкина.

«Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала».

 

- Подчеркните глаголы, определите время и число глагола. (Обошла и убрала - это глаголы в форме прошедшего времени и единственного числа.)

 

 ФИЗМИНУТКА

- Помните слова из  сказки А.С.Пушкина?

«Царь велит своим боярам

Времени, не тратя даром,

И царицу, и приплод

Тайно бросить в бездну вод».

- А что такое «время»?

(Портрет В.И. Даля)

Из  словаря В.И.Даля «Время – это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками».

- Давайте сделаем фонетический разбор слова время.

Время – 2 слога,  ……………….

 

- Следующая остановка у пристани «Угадай-ка».

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?  (что делать? что сделать?)

Запись глаголов неопределённой формы в кроссворде и в тетрадях.

(Учитель диктует слова: прошу, терплю, соберу, пойму, бегу, тру, подниму, ловлю, берегу. Ученики по очереди подходят к доске и вписывают слова в кроссворд, а остальные записывают слова в тетрадях через запятую).

п р о с и т ь

т е р п е т ь

с о б р а т ь

п о н я т ь

б е ж а т ь

т е р е т ь

п о д н я т ь

л о в и т ь

б е р е ч ь

- Прочитайте ключевое слово (Спряжение)

- Что такое спряжение глаголов? (Это изменение глаголов по лицам и числам.)

 

- Следующая остановка у пристани «Здоровье».

Проведём зарядку для глаз.

Рисуй глазами треугольник,

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру пройдись.

Рисуй восьмёрку вертикально,

Ты, головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Открываем глазки

И работаем по сказке.

 

- Мы очутились на острове Буяне.

 

Ель в лесу, под елью белка.

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

- Каждый орешек - глагол – исключение. Давайте их отыщем в отрывках  из сказок  А.С.Пушкина и запишем в тетрадь.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон.

Смотрит – видит дело лихо…

Бьётся лебедь средь зыбей…

Он их кормит и поит,

И ответ держать велит.

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал!

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркало глядясь…

Крепко связаны их локти,

Попадётся зверю в когти,

Меньше будет ей терпеть.

Как под крылышком у сна

Так тиха, свежа, лежала,

Что лишь только не дышала.

 

- И ещё 3 глагола. Назовите их.

 (Обидеть, зависеть, ненавидеть.)

 

Уч-ся:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и терпеть, и обидеть,

И вертеть.

Вы запомните, друзья.

Их на  е  писать нельзя!

 

4.

Закрепление учебного материала.

   

 - Итак, глаголы 1-го спряжения имеют в окончании гласную – е и окончания во множественном числе - ут, - ют.

- Глаголы 2-го спряжения имеют в окончании гласную – и, во множественном числе – ат, - ят.

 

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук.

Не спокойно сине море.

- Как вы думаете, почему море не спокойно? (Забыли про частицу не.)

- Как частица не пишется с глаголами? (Частица не с глаголами пишется раздельно.)

Не выучил, не делай.

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу не пиши.

 

- А  что приговаривает  Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, Поп, за дешевизной!»)

- Как вы напишите «не гонялся»? (Раздельно.)

- Наше сказочное путешествие закончилось, и мы подошли к последней пристани «Итоговая».

- Что же мы повторили о глаголе?

(Мы повторили словарные слова, вспомнили время, число глагола, произвели фонетический разбор слова, вспомнили слова – исключения, вспомнили , как пишется частица не с глаголами.)

- Чьи произведения помогли нам на уроке вспомнить материал о глаголе?

5.

Задание на дом.

 

  - Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов, в мечтаниях и наяву, ждёт нас впереди. По океану книг, через океан знаний и многие другие моря вы обязательно придёте к Земле Знаний.

Домашнее задание – записать  5 пословиц   с глаголами настоящего и будущего времени. Определить спряжение этих глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....