Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен прилагательных по числам".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок-обощение по теме "Имя прилагательное, изменение по числам". Программа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse._izmenenie_imen_prilagatelnyh_po_chislam.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе. Учитель Стенина Д.А.
МБОУ «Школа №29» г.о. Балашиха
Тема: Изменение имен прилагательных по числам. (Закрепление)
Цель: Совершенствовать умения изменять имена прилагательные по числам, определять число имен прилагательных.
Задачи:
Обучающие:
Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи.
Закрепить умение писать окончания имен прилагательных.
Развивающие:
Развивать речь учащихся, умение правильно употреблять в речи имена прилагательные, прилагательные-антонимы , прилагательные– синонимы.
Развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков.
Воспитывать организованность и дисциплинированность на уроке.
Планируемые результаты.
Предметные:
- Уметь правильно употреблять имена прилагательные в речи, описывать животное;
- Уметь изменять форму имен прилагательных, правильно писать их окончания;
- Уметь подбирать синонимы и антонимы;
- Знать, как изменяются имена прилагательные;
- Знать какую роль играют имена прилагательные в речи, каким членом предложения являются;
УУД:
- Личностные – направлены на:
– формирование познавательного интереса,
– настойчивости в преодолении трудностей,
– формирование навыков самооценки. - Метапредметные – способствовать:
– расширению словарного запаса,
– развитию умения пользоваться словарями,
- развитию умения действовать по алгоритму.
- Регулятивные:
- принимать учебную задачу и следовать ей,
- контролировать свою деятельность.
4. Коммуникативные:
- умение работать в парах,
- умение задавать вопросы и формулировать затруднения.
Оборудование.
- Проектор, экран.
- Презентация.
- Карточки разных цветов с заданиями.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Комментарии |
1.Организационный момент | Приветствие. Улыбнитесь друг другу. Начнем урок с хорошим настроением, ведь нам предстоит работать вместе. Физ.разминка перед уроком. | Выполняют упражнения: расслабление, «ленивые восьмерки», «стрельба глазами», «шапка для размышлений». | Здоровьесбережение. |
2. Сообщение темы и целей урока. |
Я имя ищу необычное, звучное, | Принимают тему. Настрой на работу. | |
3.Чистописание. | Начнем с минутки чистописания. Выделите общий звук в словах. Какой буквой его обозначим? Запишите заглавную и строчную буквы один раз. а) сок, лес, сосна; б) котята, старт, тесто; в) банан, нож, стена. Пропишите до конца строки. Какую орфограмму напоминает вам это сочетание букв? Вспомните и запишите 3 слова с этой орфограммой. (при затруднении: знаменитый человек – известный, правдивый человек – честный, печальный- грустный). Устно подберите проверочные слова. | Дети выделяют звуки, записывают буквы Сс, Тт, Нн. Непроизносимая согласная. | Развитие фонематического слуха. Развитие навыков чистописания. Повторение орфограммы «непроизносимые согласные» |
4.Словарная работа. 5.Работа по теме урока. | А сейчас запишем словарик на эту неделю. Слайд. Выберите слова, о которых я буду говорить. Запишите их в столбик, поставьте ударение, укажите опасные места. - Мелкий, кедровый, грецкий, полезный, используют в лекарственных целях. (орех) - Говорят, что он зимой сосет лапу. Неправда, он лапой прикрывает свой чувствительный нос. (медведь) - Детки у этого маленького пугливого зверька родятся зрячими. (заяц) - Прилетает к жилью человека в холода, чтобы прокормиться, а весной опять улетает в лес (синица) - Этот предмет часто делают из ивовых прутьев, и с этим предметом ходят в лес (корзина) -В песне его называют «белогривой лошадкой» (облако) (Самопроверка, слайд). Оцените свою работу с помощью «светофора» а) Постановка проблемы. - Что объединяет эти слова? - А почему имена существительные получили такое название? - А что означает слово прилагательное? (Предположения детей) - К чему оно прилагается? (Гипотезы) б) Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным. Как связывается имя прилагательное с именем существительным? (при помощи окончания) А какие окончания у прилагательных во множественном числе? Измените форму данных существительных на форму множественного числа. Запишите через запятую. Припишите к каждому существительному во множественном числе прилагательное, подходящее по смыслу в нужной форме. Вопросы задавайте устно. Проверка. (Слайд). 2-3 ученика читают свои словосочетания. Какие окончания бывают у прилагательных во множественном числе? | Выписывают слова в соответствии с описанием. Ставят ударение, отмечают места звуков в слабой позиции. ОРЕХ МЕДВЕДЬ ЗАЯЦ СИНИЦА КОРЗИНА ОБЛАКО Имена существительные, слова с непроверяемым написанием. Потому что они обозначают все то, что существует. При помощи окончаний. -ые, -ие. Приписывают прилагательные. Выделяют окончания. - ые, -ие. | Работа со словами с непроверяемым написанием. Задание в игровой форме. Проблемные вопросы. Повторение сведений об имени прилагательном и его связи с именами существительными. |
6.Повторение сведений об именах прилагательных. | А сейчас объявляется аукцион знаний об имени прилагательном. Расскажите, что вы знаете об этой части речи. Победителем сегодня стал(а). Аплодисменты. | Ответы детей. (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.) (Имя прилагательное согласуется с именем существительным.) (Имя прилагательное изменяется по числам, а в единственном числе и по родам.) (Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом.) (Употребляя прилагательные, мы делаем свою речь яркой, красивой, эмоциональной, выразительной.) | Повторение в игровой форме. |
7. Упражнения на умение выделять прилагательные во множественном числе в тексте. | Отгадайте загадки, назовите имена прилагательные во множественном числе, которые встретятся в текстах. 1)Шустрые малышки, длинные хвостишки, Серенькие шубки, остренькие зубки. 2)Голубая простыня весь свет покрывает. 3)Кто морозные узоры на стекле рисует споро. 4)Летом – на грядке, свежие, зеленые. А зимою - в банке – хрустящие, соленые. 5)Новый дом несу в руке. Дверцы дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. | Мыши. (шустрые, длинные, серенькие, остренькие.) Небо. Нет прил. во мн.ч. Мороз. (морозные) Огурцы (свежие, зеленые, хрустящие, соленые). Портфель. (бумажные, важные) | Игровые технологии. Развитие логического мышления. Развитие умения находить имена прилагательные в тексте, определять число имен прилагательных. |
8. Работа с синонимами, антонимами. | Возьмите розовые карточки с заданиями. Поработаем в парах. Что нужно сделать в первой части? Где можно найти подсказку, если сомневаетесь? (уч.с.155) Что нужно сделать во второй части? Куда можно обратиться? (с.154) Припишите только имена прилагательные. 1). Широкая лента - (узкая), родной человек - (чужой). 2. Большое животное – (огромное), мокрая дорога – (сырая), холодный день – (морозный), быстрая помощь – (скорая), верное решение – (правильное). Оцените свою работу «светофорами». | Подобрать антонимы. В словаре антонимов. Подобрать синонимы. К словарю синонимов. Подбирают и записывают антонимы, синонимы. Зачитывают ответы. Оценивают свою работу. | Работа со словарями синонимов и антонимов. |
9. Физминутка. | Проводит игровую музыкальную разминку «Зебра». | Выполняют разминку. | Двигательная пауза с упражнениями на координацию движений. |
10. Определение рода имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. | А сейчас понаблюдаем, изменяются ли прилагательные по родам во множественном числе. Задание первому ряду – выбрать из карточек по 3 словосочетания с прилагательными в женском роде. Второму ряду – выбрать по 3 словосочетания с прилагательными в мужском роде. Третьему ряду – 3 словосочетания с прилагательными в среднем роде. И записать их, поставив в форму множественного числа. Назначаются контролеры в каждом ряду. Они оценивают работу всего ряда «светофором». Какие окончания у прилагательных во множественном числе получились у 1 ряда? У 2 ряда? У третьего ряда. Сделайте вывод. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам? | Выписывают словосочетания в соответствии с заданием, указывают число имен прилагательных, выделяют окончания. -ые, -ие. Во множественном числе прилагательные по родам не изменяются. | Проблемный вопрос в игровой форме. |
11.Работа по теме урока. | Сейчас мы с вами превратимся в корректоров. Кто такие корректоры? (предположения) Корректоры – это люди, которые занимаются исправлением различных ошибок, корректируют работу. Нам придется исправить ошибки, которые я обнаружила в работах некоторых ребят. Возьмите желтые карточки. Прочитайте. Все ли правильно? 1) Вспомнить алгоритм определения числа и рода имени прилагательного. - Как определить число и род имен прилагательных. 2.) Пользуясь алгоритмом, исправьте ошибки, найдите орфограммы в словах: Летучия мышь, теплае молоко, грустная сказки, горячие какао, горячие пирожки, ранния весна, веселоя книжка, длинные лестницы, чёрное кофе. | Называют «Алгоритм» Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:
Записывают на доске и в тетрадях словосочетания, исправляя ошибки и объясняя написание окончаний, подчеркивают орфограммы. | Работа по алгоритму. Игровая ситуация. Дети обычно более внимательно проверяют чужие работы, чем свои. |
12.Физминутка. | Зарядка для глаз. «Стрельба» глазами, «Вижу палец», «Кисточка», моргания. | Выполняют упражнения. | Здоровьесбережение. |
13. Развитие речи. Употребление в речи имен прилагательных. Составление текста–описания. | А сейчас понаблюдаем за ролью имен прилагательных в речи. (Слайд). Прочитайте текст. О каком животном идет речь. Под кустом сидит … зверек. У него… уши и … хвост. Шёрстка у зверька… . У него … зубы, но защищаться ими он не может. (Слайд 2) А сейчас? Спишите в тетрадь текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Укажите число и род имен прилагательных. Проверьте себя. (Слайд 3) Оцените свою работу светофорами. Сделайте вывод: для чего служат прилагательные в речи? | Непонятно точно о каком. Нет прилагательных. О зайце. Записывают в тетради предложения. Подчеркивают прилагательные. Определяют число и род. Поднимают кружки соответствующего цвета. Чтобы описывать предметы, отличать один от другого. | Развитие речи, мышления. |
14.Рефлексия. | Тестирование. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает...
Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.
Как изменяется имя прилагательное?
В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?
Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....
Сколько прилагательных в этом четверостишии?
| Выполняют тест. | Проверка знаний по теме. |
15. Итог урока | Что мы знаем об имени прилагательном? Какие окончания бывают у прилагательных во множественном числе? Какие задания понравились? Что нового узнали? Оцените свою работу на уроке. | Ответы детей. | |
16.Домашнее задание. | Откройте дневники и запишите домашнее задание. С.81, упр. 142. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Изменение Имен прилагательных по числам"
Урок русского языка во 2 классе по теме "Изменение Имен прилагательных по числам"...
Урок русского языка 3 класс по теме:"Изменение прилагательных по числам"
Ззнакомство с изменением прилагательных по числам....
Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."
Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых сит...
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"
Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горец...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...