Урок
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Борисова Елена Александровна

Корень слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gotovo_23.11.16.ppt1.17 МБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc59.5 КБ
Файл pechat.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Тип урока : урок открытия новых знаний

Цели деятельности учителя: познакомить со сведениями о родственных словах, о наличии в них общей смысловой части, терминами «корень», «однокоренные слова»; учить выделять однокоренные слова по двум признакам: общая часть (внешняя) и общность смысла, отличать однокоренные слова от омонимичных («водица» и «водиться»).

Планируемые результаты: личностные: выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; метапредметные: регулятивные – научатся самостоятельно организовывать своё рабочее место; получат возможность научиться в коллективном диалоге  ставить  конкретную  учебную  задачу; познавательные – научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; коммуникативные – научатся слышать, точно реагировать на реплики; получат возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; предметные: научатся выделять однокоренные слова по двум признакам: общая часть (внешняя) и общность смысла, отличать однокоренные слова от омонимичных; получат возможность научиться устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами.

 

ХОД УРОКА

1.Оргмомент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

2. Чистописание 

б       в         г      д       ж      з

п       ф                т      ш     с

-В написании  какой  буквы   будем  упражняться?

 - Прочитайте пословицу.

- Объясните лексическое значение этой пословицы.

- Напишите пословицу в тетрадь.

3. Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах, корне. Лексическое значение слова «корень».

На слайде 3 

Дедушка, дед, отец ,дедов (наказ), дедушкин (шарф).

- Прочитайте запись про себя, вслух.

- Что вы прочитали? (слова, словосочетания)

-Вам будет предложено задание: выписать в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.

- Запишите слова.

- Проверим, какие слова выписали. (ребята зачитывают выписанные слова. Хорошо, если кто выпишет слово «отец». Если не найдется такого ученика,  то открываю доску и говорю: «А я выписала слово «отец». Покажите на «светофоре», вы  согласны? (Кто-то соглашается, а кто-то нет. Возникает проблемная ситуация)

- Давайте разбираться. Вернемся к заданию. Какие слова надо было выписать? (родственные).

- Значит, мы должны разобраться, что такое родственные слова.

На доске появляется опорное слово

        

- А как вы понимаете, что такое родственные слова? (слова, связанные по смыслу)

На доске появляется опорное слово

- Докажите, что выписанные слова связаны по смыслу.

(дедушкин шарф – шарф дедушки, дед – сокращенно называют дедушку, отец– сын дедушки,  дедов наказ – приказ, наставление от дедушки.)

- Раз все слова, связаны со словом «дед», связаны по смыслу, значит они родственные? (кто-то согласен, кто-то – нет.)

- Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.  Давайте посмотрим внимательнее на слова. Что увидели? (в словах должна быть общая часть)

- Выделим общую часть дугой. ( у одного слова выделяю корень я, в остальных словах – ученик, дети – в тетрадях)

- Кто знает, как называется общая часть? (найдется ученик, который знает, что общая часть – это корень слова. Если такого ученика нет, то обращаемся к учебнику)

- А где ты это узнал?

-Что мы сейчас выделили? (общую часть)

-Общую часть каких слов? (родственных)

- Итак, какие слова мы будем называть родственными? (Слайд 4)

                                     родственные слова

                

                  близкие по смыслу           общая часть

           

                                                            корень слова

- С родственными словами разобрались.

- О каком новом понятии вы еще узнали? (о корне)

- Попробуйте, опираясь на ключевые слова, сформулировать правило, что такое «корень».

-Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с. 80).

- Прочитайте про себя, вслух.

-Правильно вы сформулировали правило? (да)

-Молодцы, ребята!

-Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»? (выслушиваются мнения детей)

- Даниил нам подготовил  выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Послушаем.

Ученик зачитывает значение слова «корень»: (Слайд 5)

  1. подземная часть растения,
  2. часть волоса, зуба, ногтя.
  3. часть слова

4.Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

- Какие части растения вы можете назвать?

Учитель загадывает загадку: (Слайд 6)

Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
(Слайд 7)

Слово корень многозначное:

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

      3) часть слова.       

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

На слайде  проблемные вопросы: (Слайд 8)

1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?     

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

- Это важная, необходимая часть.

Работа на доске. (Слайд 9)

- Жил-был корень -гриб-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

-- Хотите сами стать такими садовниками?

 Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову гриб  (работа в группах)

(Проверка: на слайде 10 дерево и на нем появляются слова)( гриб, грибной , грибок, грибочки, грибник, грибочек, грибница)

- Прочитайте только корень –гриб -. Вы поняли, что означает это слово?

- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

- Сравните своё определение с тем, которое дали авторы учебника.

- Запишите в тетрадь слово-корень -гриб-, однокоренные слова к этому слову и выделите корень.

Итог: - С какими новыми понятиями сегодня познакомились? (родственные слова, корень слова, однокоренные слова)

-Как будете доказать, что слова являются родственными? (они должны быть связаны по смыслу и иметь один и тот же корень)

- Что такое корень? (общая часть родственных слов)

- Какие слова называются однокоренными? (те, которые образовались от одного и того же корня)

-Ребята, после того, как вы узнали о новых понятиях, какую учебную задачу поставите? (будем учиться находить однокоренные слова, выделять корень).

- Физкультминутка  

5.Упражнение в распознавании однокоренных слов.

  1. Игра «Засели домики».  (Слайды 11,12,13)

-Одновременно в 2 домика приехали «родственники». Правильно ли родственные слова заселились в домики?  Поработайте в парах, поставьте рядом со словом «плюс», если заселение верное.( 1 ряд работает с 1 домиком, 2 ряд со вторым)

Проверяем.

-Кто согласен? (зеленый «светофор»)

-Не согласен? (красный «светофор»)

-1 ряд с чем вы не согласны? (слово «лист» не родственное).

-Докажите. («лист» не связан со словом «лиса»)

-Молодцы! Уберем слово «лиса».( 1 ученик у доски отодвигает слово вниз)

- 2 ряд тоже с чем-то не согласен. (лишние слова здесь «лисичка» и «мороз»)

-Докажите.

-Так какие же  слова называются однокоренными? (при затруднении – обратиться к правилу)

Подводится итог.

6.Самостоятельная работа. Упр. 4 (слайд 14)

1. Выпиши группы однокоренных слов. (Проверка на слайде)

-Прочитайте про себя, вслух.

- Какие слова будете искать? (однокоренные)

- А какие слова называются однокоренными? (при затруднении – к правилу)

-Если при работе возникнут затруднения, как будете работать? (обратимся к правилу)

2. Почему слова каждой группы ты считаешь однокоренными?

7.Подведение итогов урока.

-О каких новых понятиях узнали на уроке?

-Что такое родственные слова?

-Что такое корень?

-Какие слова называются однокоренными?

- Кто сегодня доволен своей каллиграфией? Кто не доволен? Что можно порекомендовать этим детям?

- Кто считает, что сегодня на уроке был внимателен, не допустил ошибок при списывании с доски, учебника. А у кого были ошибки?

8. Домашнее задание (Слайд 15) : упражнение № 5 (найти и выписать однокоренные слова, доказать, что они однокоренные,  указать части речи), упр.№2  ( списать, обозначить корень). Задание на выбор (дифференцированный подход)

Рефлексия. (Слайд 16)

-

 



Предварительный просмотр:

Лиса                                                                              морской
лист                                                                               лисичка
лисонька                                                                      моряк
лисий                                                                             море
                                                                                       мороз                            

Лиса                                                                              морской
лист                                                                               лисичка
лисонька                                                                      моряк
лисий                                                                             море
                                                                                       мороз                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...