Урок русский язык. Тема "Корень слова с чередованием согласных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
На данном уроке формируется представление о понятии "чередование согласных в корне",умение находить эти согласные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 21.76 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 74.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
во 2 классе
Тема урока: «Корень слова с чередованием согласных».
Цели урока:
- Сформировать представление о понятии «чередование согласных в корне», умение находить эти согласные.
- Тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных.
- Развивать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию.
Ход урока
1.Организационный момент.
Громко прозвучал звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
2.Минутка чистописания.
- Определите, какие буквы сегодня мы будем писать, а поможет нам в этом слово лесник.
Первая буква обозначает непарный согласный, звонкий, мягкий звук, который находится в первом слоге( л)
Вторая буква обозначает парный согласный, глухой, твёрдый звук, который находится во втором слоге( к)
Получилось сочетание лк, поменяем местами кл.
- Запишите, эти буквосочетания на всю строчку чередуя.
- Придумайте слова с данными сочетаниями. (класс, ключ, волк, полка, вилка, )
3. Актуализация знаний.
- Вернёмся к слову лесник. Подберите родственные слова к нему.
Лес – лесной – лесочек.
- Почему эти слова называются родственными? (имеют общий корень и значение)
Выделите корень в словах.
4.Постановка учебной задачи .
- На доске пара слов сапог – сапожки
- Скажите, являются ли эти слова однокоренными?
- Возникло затруднение. Может быть слова неродственные?
- В чём наша проблема?
- Что мы должны узнать? (Почему изменилась буква в корне)
Было слово сапог, а потом появилось слово, называющее маленький сапог, но людям неудобно было произносить сапогог, и произношение корня изменилось. Также неудобно было, называя человека, который делает сапоги произносить сапогник. Значение корня при этом совсем не изменилось. Ведь слова сапог, сапожок, сапожник родственные.
Физминутка
- Руки вперёд, в стороны, вниз
- Правая рука. Левая рука. Правая рука, левая рука.
5. Открытие нового знания.
- Что мы делали с руками? (меняли положение рук)
- Когда вы играете в какие-то игры, вы весь день играете в одну игру или меняете их?(меняем)
- В словаре русского языка написано, что смена одного другим называется чередованием.
- А что происходит с буквами г и ж в словах сапог и сапожок? (букву г заменила буква ж, звук г заменил звук ж )
- Как называется замена одного звука другим? (чередованием)
- Попробуйте сами составить правило, что же такое чередование? (замена одного согласного звука другим в корне однокоренных слов)
На доске пары слов, выделяем корни, находим чередующие согласные.
Составляем таблицу. Обращаем внимание на то, что чередуются последние буквы в корне слов.
Чередование | Примеры |
[г//ж] | сапог – сапожок |
[х//ш] | пух – пушок |
[д//ж] | обида – обижать |
[ц//ч] | заяц – зайчонок |
[с//ш] | носить – ноша |
[м//мл] | кормить – кормлю |
[б//бл] | любить – люблю |
[в//вл] | ловить – ловлю |
[п//пл] | купить – куплю |
6. Первичное закрепление.
1)Упражнение 2 стр. 96 в учебнике. Работа в парах.
- Выпишите однокоренные слова парами, выделите корень, подчеркните согласные, которые чередуются. Пользуйтесь таблицей.
Правое ухо – шапка-ушанка, ловить рыбу – ловлю мячик, перчатки из пуха – пушистый воротник.
- Проверка
2)Упражнение 3 стр. 96 – фронтально
Серёжа сказал, что в паре слов жучок – сучок есть чередование согласных [ж//с]. Прав ли Серёжа? Докажи своё мнение.
3) Работа в группах по карточкам.
1 группа – Допиши ряды слов. Подчеркни чередования в корнях. Скажи, как называются слова, которые отвечают на вопросы: Кто? Что?; Какой?;
Кто? Что? Какой?
нога ножной
тишина ………
рука …
2 группа - Допиши ряды слов. Подчеркни чередования в корнях. Скажи, как называются слова, которые отвечают на вопросы: Что делать? Что делаю?
Что делать? Что делаю?
Будить бужу
Мазать ……….
Глядеть ………
3 группа – Прочитайте пословицы. Найдите родственные слова, выделите корень и подчеркните буквы, которые чередуются.
Друзья познаются в беде. Старый друг лучше новых двух.
Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
4 группа – К данным словам подобрать однокоренные слова. Выделить корень. Подчеркнуть буквы, которые чередуются.
Волк – волчонок
Жук - …….
Круг - …...
5 группа – Определите, из какой сказки отрывок. Найдите родственные слова. Выделите корень.
- Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобно закричал:
- Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Проверка выполнения заданий по группам.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
На доске слова. Подберите родственные слова. Выделите корень. Подчеркните буквы, которые чередуются.
Петух –
Орех –
Дорога -
Самопроверка по эталону.
8. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Лестница успеха. Детям раздаются лестницы. Нарисуй себя на ступеньке.
- Что нового мы узнали сегодня?
Поработали хорошо. Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛЕС ЛЕСНОЙ ЛЕСОЧЕК
САПОГ - САПОЖКИ
ПРИМЕРЫ ЧЕРЕДОВАНИЕ ПУХ - ПУШОК [ Х//Ш ] ОБИДА - ОБИЖАТЬ [ Д//Ж ] НОСИТЬ - НОША [C //Ш ] КОРМИТЬ - КОРМЛЮ [ М//МЛ ] ЛЮБИТЬ - ЛЮБЛЮ [ Б//БЛ ] ЛОВИТЬ - ЛОВЛЮ [ В//ВЛ ] КУПИТЬ - КУПЛЮ [ П//ПЛ ]
ПРАВОЕ УХО - ШАПКА-УШАНКА ЛОВИТЬ РЫБУ – ЛОВЛЮ МЯЧ ПЕРЧАТКИ ИЗ ПУХА – ПУШИСТЫЙ ВОРОТНИК
ЖУЧОК - СУЧОК
1 ГРУППА КТО? ЧТО? НОГА ТИШИНА РУКА КАКОЙ? НОЖНОЙ ТИХИЙ РУЧНОЙ
2 ГРУППА ЧТО ДЕЛАТЬ? БУДИТЬ МАЗАТЬ ГЛЯДЕТЬ ЧТО ДЕЛАЮ? БУЖУ МАЖУ ГЛЯЖУ
3 ГРУППА ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ. СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ. ДРУЖБА КАК СТЕКЛО, РАЗОБЬЕШЬ – НЕ СЛОЖИШЬ.
4 ГРУППА КРУГ СНЕГ ДРУГ ЖУК КРУЖОК СНЕЖОК ДРУЖОК ЖУЧОК
5 ГРУППА ПОБЕЖАЛ КОЗЛЕНОЧЕК НА РЕЧКУ, СТАЛ НА БЕРЕГУ И ЖАЛОБНО ЗАКРИЧАЛ: АЛЁНУШКА, СЕСТРИЦА МОЯ! ВЫПЛЫНЬ, ВЫПЛЫНЬ НА БЕРЕЖОК.
ПЕТУХ ОРЕХ ДОРОГА ПЕТУШОК ОРЕШЕК ДОРОЖКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Правописание слов с парным согласным на конце."
Закрепление знаний о способе проверки слов с согласными на конце слова.Развивать умения распознавать и проверять слова с парными согласными на конце слова;· В...
Урок русского языка. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Отработка правописания слов с непроизносимыми согласными с использованием ИКТ....
Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"
Конспект открытого урока русского языка во 2 классе, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Правописание непроизносимых согласных остается актуальной проблемой в области обучени...
Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"
Представлен план и подробный конспект урока русского языка (3 класс) изучения орфограммы "Правописание непроизносимых согласных в словах"...
Методическая разработка урока русского языка "Написание слов с непроизносимыми согласными"
Интегрированный урок "русский язык + марийский язык + английский язык". Материал урока направлен на развитие речи учащихся...
Русский язык "Корень слова с чередованием согласных"
Урок русского языка 2 класс "Начальная шеола 21 век"...