Календарно - тематическое планирование "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему

Содержит планирование по предметам УМК " Школа 2100" в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование  уроков русского языка  на 2013 – 2014 учебный год.

Тематическое планирование для 1 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования  и соответствует обязательному минимуму содержания образования .

                                                Пояснительная записка.

         В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

     Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

     Цели курса русского языка в начальной школе:

  • Познавательная цель: формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира; ознакомление с основными понятиями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • Социокультурная  цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи учащихся, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека

      Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.

       Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внепредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

       В основу данной программы легла авторская программа образовательной системы « Школа «2100» для 1 класса под редакцией  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.

     Предметная область «Филология » в 1 классе реализуется через учебный предмет «Русский язык» по Базисному учебному плану.    

     В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с 1 по 4 класс.

 В первом классе в период обучения грамоте обучающиеся проходят пропедевтический курс русского  языка по учебнику « Букварь» и прописям « Мои волшебные пальчики», учебнику « Русский язык», 1 класс.

      По учебному плану начального общего образования на 2013 - 2014 учебный год в 1классе отведено :

- на уроки « Обучения грамоте» 104 сдвоенных урока чтения и письма , всего 208 часов ( 9 часов в неделю).

-на  уроки «Русского языка» 50 часов (5 часов в неделю).

      В соответствии с данной расчасовкой в программе представлено тематическое планирование уроков на   2013-2014у.г.    Результаты обучения представлены  в основных требованиях к результатам обучения учащихся к концу 1-го класса.

Общая характеристика учебного предмета.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом « Обучение грамоте». Его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.  В обучении грамоте различаются два периода: добукварный - подготовительный, букварный- основной. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными  буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах. Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматической, орфографической пропедевтикой.

Обучение грамоте - составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики».

Цель курса обучения грамоте:

  • заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Задачи курса обучения грамоте:

  • овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения;
  • расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
  • пропедевтическое ознакомление с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, орфографии;
  • развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
  • формирование навыков и умений понимания и анализа текстов разных видов;
  • приобретение и систематизация знаний о русском языке;
  • раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
  • формирование у детей чувства языка.

Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем "Слово", "Предложение", "Текст".
Слово рассматривается с четырех точек зрения:

  • звуковой состав и обозначение звуков буквами;
  • состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов - с помощью приставок);
  • грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
  • лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).

В 1 классе обучающиеся:

учатся различать звуки и буквы;

учатся характеризовать звуки русского языка, делить слово на слоги, ставить ударение;

учатся определять роль гласных букв;

учатся проводить наблюдения над случаями несоответствия написания и произношения (жи – ши, ча – ща, чу – щу).

знакомятся  с последовательностью букв в русском алфавите,

учатся  пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

усваивают гигиенических требований при письме, развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки;

овладевают  начертанием письменных заглавных и строчных букв, письмом под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением;

усваивают приёмы и последовательности правильного списывания текста;

учатся соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника (под руководством учителя);

учатся находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ по словарю учебника или обращаться за помощью к учителю, родителям и т.д.);

знакомятся с лексическим значением слов, наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке, тренируются в правильном словоупотреблении;

получают первоначальные представления о составе слова, однокоренных словах, осваивают графическое обозначение частей слова, кроме окончания;

знакомятся с частями речи без введения понятий;

знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки;

получают сведения о предложении, об интонации, знакомятся со знаками препинания в конце предложения;

осваивают написание заглавной буквы;

учатся конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.

 У обучающихся:

 формируется навык фонетико-графического разбора слова по предложенному алгоритму;

формируется умение правильно оценивать проведение фонетико-графического разбора слов;

начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания

формируется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по             заглавию можно определить, о чем говорится в тексте);
         
начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

 После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.  Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических ,синтаксических, словообразовательных понятий, на установление связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка в начальной школе представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса.

Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
  • развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
  • приобретение и систематизация знаний о языке;
  • развитие чувства языка
  • овладение орфографией и пунктуацией 

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.

При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе усвоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Стандарт начального общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с обучением на русском языке.

Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и « чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;  овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Содержание обучения.

Обучение грамоте. 1 класс. 208 часов(9 часов в неделю).

Добукварный период( 36 асов).

Развитее фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого- звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На уроках вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Ведётся подготовка к обучению письму(раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период( 172 часа).

Обучение чтению и письму. Последовательное введение букв. Слого – звуковой и звуко – буквенный анализ слов.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание  слов, предложений, текстов с печатного образца. 

Русский язык. 1 класс. 50 часов( 5 часов в неделю).

Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в ходе обучения грамоте.

Слово.(31 час)

Звуки речи( гласные – ударные и безударные) согласные( звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.

Обозначение мягкости на письме.

Алфавит.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща ,чу-щу, чк-чн .Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях

Однокоренные слова. Корень слова.

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?

Предложение. Текст.( 5 часов)

Признаки предложения, оформление предложения на письме.

Отличие текста от набора предложений.

Каллиграфия.

Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

     

                                           Планирование рассчитано на 50 учебных часов.

Содержание

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности

Универсальные учебные действия

Слово.(31 ч.)

Номер и дата

Тема урока

Стр. учеб.

(Стр. тетр.)

 

Звуки речи гласные – (ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.

Обозначение мягкости согласных на письме.

Алфавит.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.

Однокоренные слова. Корень слова.

Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?

Каллиграфия.

Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыков написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

1

Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык (первые уроки)»

 

с.2-4

(1-2)

Ознакомление с учебником, рабочей тетрадью, чистописание, обсуждение текста обращения автора к ученикам, повторение изученного о звуках и буквах.

Личностные.

Смыслообразование,. Самоопределение (самооценка на основе наблюдения за собственной речью).

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Регулятивные.

Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные.

Умение отвечать на поставленные учителем вопросы.

Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Умение понять другие позиции (взгляды и интересы).

Умение слушать, слышать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Познавательные.

Умение обобщать, классифицировать, сравнивать. Умение подбирать способ решения учебной задачи. Умение работать со звуко-буквенными моделями.

Умение формулировать учебную задачу.

Умение извлекать необходимую информацию из учебника, прослушанных текстов, справочников, словарей. Формулирование проблемы. Построение логической цепи рассуждения.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке, учиться  высказывать свое предположение (версию).

2

Повторяем гласные звуки и буквы

5-7

(3)

Закрепление минимума понятий о гласных звуках и буквах, анализ звукового состава и написания слов, нахождение однокоренных слов, выделение корней, повторение правил оформления  предложений на письме. Работа над каллиграфией, непроверяемыми написаниями.

3

Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков на письме

8-9

(4)

Отработка понятия  о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных на письме. Различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять (характеризовать) особенности гласных, согласных звуков. Характеризовать (устно) звук.

4

Согласные звуки и буквы

10-11

(5)

Различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять особенности гласных, согласных звуков. Определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику. Характеризовать (устно)  звук группировать звуки по заданному основанию. Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки. Находить (из предложенных) слова с заданными характеристиками.

5

Что мы знаем о звуках и буквах

12

(6)

6-7

Повторяем слоги и ударение

13-17

(7-8)

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Группировать слова по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении. Соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме.  Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

8

Перенос слов

18-19

(9)

9

Развитие умения переносить слова

20-21

(10)

10

Проверочная работа

-

(11)

11

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

-

(12)

12-14

Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных на письме

22-27

(13-15)

15

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь

27-28

(16)

16

Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах

29-30

(17)

17

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с большой и с маленькой буквы

31-32

(18)

18

Упражнения в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь

33-34

(19)

19-20

Повторение написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах

35-37

(20-21)

Определять наличие изученных орфограмм в словах.

Объяснять написания слов.

21

Повторяем корень слова

38-39

(22)

Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм. Контролировать правильность написания: письмо со знаками вопроса на месте сомнения. Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы. Доказывать написание слов, используя орфографический словарик учебника. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом.

Контролировать этапы своей работы.

Моделировать предложение. Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.

22

Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень

40-41

(23)

23

Повторяем правописание безударных гласных в корне слова

42-43

(24)

24

Упражнения в подборе проверочных слов  к словам с безударной гласной в корне

44-45

(25)

25

Упражнения в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением

46-47

(26)

26

Проверочная работа

-

(27)

27

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

48

(28)

28-30

Повторение слов, правописание которых надо запомнить

49-53

(29-31)

31

Словарный диктант. Повторение пройденного

54

(32)

Предложение. Текст. (5 ч.)

Признаки предложения, оформление предложения на письме. Отличие текста от набора предложений.

Каллиграфия.

Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыков написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

32

Что мы знаем о предлогах и предложении

55-57

(33)

33

Повторяем правила оформления предложений на письме

58-59

(34)

34

Проверочная работа

-

(35)

35

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

60

(39)

36

Чему мы научились за год

-

37-50

Повторение изученного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование 3 класс Школа 2100

развёрнутое календарно- тематическое планирование Школа 2100 3 класс: русский язык, математика, окружающий мир, технология, информатика, литературное чтение...

Календарно-тематическое планирование. УМК "Школа 2100" 2 класс

Календарно-тематическое планирование по УМК "Школа 2100" на 2 класс. ...

Календарно - тематическое планирование уроков математики в 1 классе. Программа "Школа 2100", авторы -Т.Е. Демидова, С. А. Козлова

Календарно - тематическое планирование составлено в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования, примерной образовательной программой Школа "2100" и обеспечено УМК: учебником "Матем...

Календарно-тематическое планирование. 1 класс. Школа 2100.

Календарно-тематическое планирование по предметам для 1 класса с учётом требований ФГОС....

Календарно-тематическое планирование по программе "Школа 2100" 3 класс

КТП по программе "Школа 2100" для 3 класса,переработанное,опробированное+планирование по кубановедению (математика по Демидовой,Козловой)...

календарно-тематическое планирование по программе "2100" для 2 класса

В КТП входит пояснительная записка, требования к результатам обучения....

Календарно-тематическое планирование 2 класс "Школа 2100"

Полное планирование для 2 класса по всем предметам. Рада буду, если вам пригодится....