технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Аверьянова Светлана Александровна

Аннотация к технологической карте

урока русского языка в 4 классе.

Тема «Глагол».

Учителя начальных классов 1 квалификационной категории

Аверьяновой  С.А.

 

Это урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме «Глагол». Формы работы на уроке разнообразны: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель урока: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе, как части речи.

Урок составлен согласно требованиям ФГОС.

Урок русского языка в 4 а классе

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУНов;

Данный урок по теме «Глагол» тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний

В ходе урока были учтены возможности данного класса.

Выбранная структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Задачи:

1.     Закрепить навыки правописания глаголов;

2.     развивать у учащихся быстро и верно определять тип спряжения глагола, время и вид глагола, верно изменять глагол по лицам и числам, грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи, развивать творческое мышление, внимание, расширить словарный запас

3.     воспитывать интерес к русскому языку, формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Ожидаемые результаты:

Формирование УУД.

Познавательные: учащиеся научатся сравнивать глаголы, использовать разные способы решения орфографических задач в зависимости от места орфограммы в слове, применять правила правописания окончаний глаголов;

Коммуникативные: умение составлять план действия, использовать речь для регулирования своей деятельности, формулировать собственное мнение, осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные: развивать учебно-организационные умения и навыки (организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль на самоанализ учебной деятельности) формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Личностные: формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.  

Тип урока. Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Технологии: здоровьесберегающие, приемы технологии критического мышления, игровые приемы.

Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

    Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный          (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Мотивация учения на разных этапах урока:

- эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха (оценивание);

- познавательные методы – творческое задание.

- социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Контроль усвоения знаний проводился при выполнении практических заданий.

 

 

 

Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные  педагогические технологии: технология проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, игровые приемы.

Этапы урока:

1 этап: Организационный момент. Его цель - создание психологического микроклимата.

2 этап: Сообщение темы урока. Его цель - пробуждение активности учащихся. Использованы фронтальные формы работы, словесные – беседа, дискуссия. Отгадывали загадку и узнали тему урока «глагол».

3 этап: Актуализация знаний. Цели этого этапа - отработка полученных умений и навыков, развивать интерес к предмету, творческую активность. На этом этапе использован прием постановки проблемных вопросов. Использовались групповые формы работы, работа по карточкам, самостоятельная работа.

На 4 этапе применялись здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки

учащиеся играли в игру «Определи спряжение глагола».

На 5 этапе использовался цифровой диктант. Учащиеся работали по индивидуальным карточкам, применен метод самостоятельной работы, самооценка

6 этап: рефлексия. Цель этапа – подведение итогов работы. С помощью кластера актуализировали знания и умения по теме «Глагол».

На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени академика Р.З.Сагдеева»

Буинского муниципального района Республики Татарстан

Технологическая карта

урока русского языка в 4 классе.

Тема «Глагол».

                                     

                                      Составила учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Аверьянова С.А.

Буинск, 2017

Тема: Глагол.

Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе, как части речи.

Задачи

  1. Закрепить навыки правописания глаголов;
  2. развивать у учащихся быстро и верно определять тип спряжения глагола, время и вид глагола верно изменять глагол по лицам и числам, грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи, развивать творческое мышление, внимание, расширить словарный запас
  3. воспитывать интерес к русскому языку, дисциплинированность.

Ожидаемые результаты:

Формирование УУД.

Познавательные: учащиеся научатся сравнивать глаголы, использовать разные способы решения орфографических задач в зависимости от места орфограммы в слове, применять правила правописания окончаний глаголов;

Коммуникативные: умение составлять план действия, использовать речь для регулирования своей деятельности, формулировать собственное мнение, осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные: развивать учебно-организационные умения и навыки (организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль на самоанализ учебной деятельности) формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Личностные: формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.  

Тип урока. Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Технологии: здоровьесберегающие, приемы технологии критического мышления, игровые приемы.

Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Мотивация учения на разных этапах урока:

- эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха (оценивание);

- познавательные методы – творческое задание.

- социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Контроль усвоения знаний проводился при выполнении практических заданий.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент. Мотивация к деятельности

 - Дорогие ребята, сегодня к нам на урок пришли гости- учителя школ нашего района. Давайте их  поприветствуем, улыбнемся им и начнем наш урок.

Слушают учителя.

РУУД: умеют организовать своё рабочее место и работу.

ЛУУД: создают положительный эмоциональный настрой

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Целеполагание

-   А о тему нашего урока  вы назовете сами, когда догадаетесь о чем  это стихотворение.

-Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт.     ( слайд 1)

- О чем же пойдёт разговор на уроке? (о глаголе).( слайд 2)

-О какой части речи говорится в стихотворении?

-Определите  тему урока.

-Какую цель поставим на этом уроке?

-Что такое глагол? (Это часть речи, отвечает на вопросы что делает?, что делать? и обозначает действие предмета) (слайд 3)

- Сегодня на уроке мы закрепим  ваши знания о глаголе.

-- Давайте поиграем. Если я называю глагол – хлопок, если другая часть речи –тишина.

- Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал,

носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг,

флажокдружок.

Слушают стихотворение

Выдвигают гипотезы.

Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока, цель.

Принимают участие в игре

 

РУУД: определяют цель деятельности на уроке; проводят прогнозирование и контроль своих действий.

ЛУУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию, к самооценке.

3. Этап решения учебной задачи.

Повторение изученного материала

 

Групповая работа

Самостоятельная работа. Упражнение на определение вида глагола

- Отгадайте ещё одну загадку.

- Стоят в поле сестрички,

Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка)

- Вы сейчас должны будете сделать ромашку. В глазок впишем героя нашего

урока, а в лепесточки – его грамматические признаки.

Наш девиз: «Слушай других! Не мешай, а предлагай!».

Задание по группам.

Каждая группа выбирает лепесток и выполняет дополнительное  задание

1 группа: - Как определить вид глагола?

2 группа: - Как определить время глагола?

3 группа: -Какие формы лица бывают у глаголов?

4 группа:- Как определить спряжение глагола?

- Запишите глаголы в два столбика

Читать, почитать,  рисовать, подписать, нарисовать, писать, учить, выучить (слайд 4)

Проверка

-Отвечает 2 группа

А теперь определите, верно ли говорят друзья.

- А как же сказать правильно? Подумайте!

Обсуждение в группах.

(Глагол "победить" в 1 лице не употребляется).

- Некоторые глаголы  в 1 лице единственном числе не могут употребляться;

Это глаголы - исключения: победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. (на доске)

- Как можно сказать правильно? (одержать победу).

- Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать. Какие ошибки вы чаще всего допускаете при написании глаголов?

– От чего зависит окончание глагола? (от спряжения)

- Послушаем 4 группу.

4 группа: - Как определить спряжение глагола? (слайд5)

Работа в группах

Каждая группа выбирает лепесток и выполняет дополнительное  задание

- Отвечает 1 группа Глаголы бывают двух видов совершенный и несовершенный. Глаголы отвечающие на вопросы что сделал? -совершенного вида. Что делал? –несовершенного. Отвечают , записывают глаголы в 2 столбика- Сов.вид    Несов.вид

2 группа: - Какие формы лица бывают у глаголов? (Глаголы могут стоять в форме 1,2 или 3 лица)

Дети показывают сценку

- Два мальчика - спортсмена шли с тренировки и разговаривали.

- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю . . ., нет побежу. . . - замялся Гена.

- Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь.

Дети рассказывают правило

Предметные результаты.

КУУД: умение работать в паре,слушать собеседника, понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей.

РУУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль ,уметь оценивать чужую работу по заданным критериям

КУУД: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. 

ПУУД: ориентируются в своей системе знаний; преобразуют информацию, анализируют её для получения необходимых результатов.

ПУУД:  строят логическую цепочку рассуждений, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. 

РУУД: планируют учебное сотрудничество; 

КУУД:  формируют межличностное общение в совместной деятельности

Физкультминутка

- Если я называю глаголы I  спряже- ния  – приседают мальчики, если на- зываю  глаголы II спряжения – присе- дают девочки:

идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, молчит.

Глаголы 1 спр-приседают мальчики; 2спр- девочки

4. Этап

самостоятельной работы

Цифровой диктант. (слайд)

Отвечает 4 группа - Как определить время глагола?

Цифровой диктант. (слайд)

- У вас на столах карточки, на которых написано время глагола, выпишите номера глаголов, соответствующие вашим карточкам.

учится           оживёт              пели сияет              высохнет          написал

летит              уточнит         отвечала         просить

- Какое слово лишнее? Почему?

Учащиеся рассказывают о времени глагола

Самостоятельно выполняют задания, Самопроверка

РУУД: самостоятельно определяют критерии оценивания; дают оценку своей деятельности.

5.Этап рефлексии

Послушайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите значок –  , а если согласны –, значок +

  1. Глагол обозначает действие предмета.
  2. Глаголы изменяются по падежам.
  3. Не с глаголами пишется раздельно.
  4. Глаголы имеют три спряжения.
  5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
  6. Глаголы в н.ф., оканчивающиеся на -ить, относятся ко ΙΙ спряжению.
  7. В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего.
  8. Неопределенная форма глагола– это начальная форма глагола.

    После самопроверки поставьте     себе оценку за это задание

-Ребята, к концу нашего урока составим кластер в который соберем все что мы знаем о глаголе. Что такое кластер? В виде чего его можно выполнить? Начинайте работу.

Работают с таблицей и со шкалой оценивания

Самостоятельно работают в тетрадях.

Самопроверка.

Самооценка.

Работа в группе.

Составление кластеров.

Защита проектов.

РУУД: Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке.

КУУД: Слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.

ЛУУД: дают оценку своей работе на уроке

6.Домашнее задание

Подобрать и записать 10 пословиц, выделить окончание глагола, указать спряжение, время

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

 Литературное чтение

Использование пословиц и поговорок.

Информационный материал

Учебник С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова «Русский язык» 4 кл. ч.2,

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Интерактивный  материал

Карточки с учебными заданиями 

Оборудование: проектор, экран, компьютер, листы самооценивания.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• групповая -  

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по предмету «Русский язык».
  2. Учебник С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова «Русский язык» 4 кл. ч.2,

  1. Комиссарова Л.Ю.  Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса         Учебное пособие.  М.:Вентана-Граф, 2012
  1. Т.В.Титкова. Открытые уроки. 1-4 классы.М.:Вако,2008г.
  2. С.В.Савинова, Е.Е.Гугучкина. Нестандартные уроки в начальной школе. Волгоград, 2010г.
  3. Методические рекомендации по русскому языку для 4 класса. М.: Вентана-Граф ,2012г.

Интернет-ресурсы

-        Сайт «Все для учителей начальной школы» http://www.nsc.1september.ru

-        Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» http://www.standart.edu.ru

-         Сайт журнала «Начальная школа»   http://www.n-shkola.ru

-         Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов        http://school-collection.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...