Рабочая программа по русскому языку 1 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ОС "Школа 2100" | 57.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №75
с углубленным изучением немецкого языка
Петроградского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _____________Е.В.Короткая «_____»______________2012г. |
Учебная рабочая программа
1 класса начальной школы,
разработанная на
основе типовой программы «Школа 2100»
Учитель: Лосева Т.Ю.
Пояснительная записка к программе « Школа 2100».
Школа 2100» - Педагогика здравого смысла.
Образовательная система «Школа 2100» - первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы.
Главная задача Образовательной системы «Школа 2100» - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.
Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Технологии, предлагаемые Образовательной системой «Школа 2100» позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников, как правило, сопровождающие процесс обучения. Таким образом сохраняется здоровье детей и подростков, а сам процесс обучения становится максимально комфортным и эффективным.
Образовательная система «Школа 2100» - это:
- Концепция и научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом под научным руководством А.А.Леонтьева, Д.И.Фельдштейна, С.К.Бондыревой, Ш.А.Амонашвили;
- Комплект учебно-методических комплексов (УМК), реализующих непрерывное образование по всем школьным предметам на основе концепции образовательной системы нового поколения.
- Набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников.
- Многоуровневая система повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений.
Развитие каждого направления школьного образования курирует координатор. Все вместе они составляют Совет координаторов ОС «Школа 2100». Совет координаторов разрабатывает стратегию деятельности образовательной системы, а также решает текущие вопросы.
Учебно-методический центр (УМЦ) «Школа 2100» занимается организацией повышения квалификации педагогов и руководителей образования, проведением семинаров, мастер – классов, конференций, готовит методистов-тьюторов по системе. Также УМЦ организует апробацию новых учебников и пособий, проведение широкомасштабных экспериментов, интеллектуального марафона для школьников, обучающихся по ОС «Школа 2100».
Теоретически Образовательная система «Школа 2100» опирается на классические образцы российского образования, лучшие традиции советской школы и современные достижения в области развивающего личностно ориентированного образования. На практике разработки Образовательной системы «Школа 2100» реализованы более чем в 300-х учебниках и учебных пособиях, над которыми работали более ста ведущих ученых и педагогов России.
Все материалы Образовательной системы «Школа 2100» создавались под руководством и при непосредственном участии Российской академии образования, они прошли многолетнюю апробацию и показали свою эффективность. В 2005 году Президиум РАО провел комплексную экспертизу материалов «Школы 2100» и квалифицировал ее как «личностно– ориентированную, развивающую образовательную систему нового поколения».
За разработку образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию авторский коллектив «Школа 2100» был удостоен высшей награды государства - премии Правительства Российской Федерации в области образования (2008 г.).
Образовательная система «Школа 2100» является постоянно развивающейся, живой системой, сохраняющей свою концептуальную и структурную целостность. Слово «школа» в названии понимается как непрерывный процесс образования и самообразования, который сопровождает человека на протяжении всей жизни от первых шагов познания мира до конца жизни, ибо современная эпоха требует от личности постоянного самосовершенствования. Число «2100» имеет для создателей образовательной системы символический смысл, так как в него входит число 21, что означает нынешний век, а два стоящих рядом нуля сливаются в математический знак бесконечности, который символизирует прогресс и движение российского образования на основе педагогики здравого смысла.
Русский язык.
Образовательная рабочая программа начальных классов по русскому языку для 1 класса..
Образовательная область – филология.
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета.
- Цель и задачи курса.
- Стандарт начального общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с обучением на русском языке
- Содержание обучения.
- Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу обучения в 1 классе.
- Система контроля и учёта знаний обучающихся, нормы оценки знаний.
- Тематическое планирование на 2012– 2013 учебный год.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального образования и обеспечена учебником « Букварь», авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина , прописями « Мои волшебные пальчики», автор О,В. Пронина, учебником «Русский язык» ,авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
Пояснительная записка.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Цели курса русского языка в начальной школе:
- Познавательная цель: формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира; ознакомление с основными понятиями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- Социокультурная цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи учащихся, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.
Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внепредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В основу данной программы легла авторская программа образовательной системы « Школа «2100» для 1 класса под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.
Предметная область «Филология » в 1 классе реализуется через учебный предмет «Русский язык» по Базисному учебному плану.
В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с 1 по 4 класс.
В первом классе в период обучения грамоте обучающиеся проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику « Букварь» и прописям « Мои волшебные пальчики», учебнику « Русский язык», 1 класс.
По учебному плану начального общего образования на 2011 - 2012 учебный год в 1классе отведено :
- на уроки « Обучения грамоте» 104 сдвоенных урока чтения и письма , всего 208 часов ( 9 часов в неделю).
-на уроки «Русского языка» 36 часов (4 часа в неделю).
В соответствии с данной расчасовкой в программе представлено тематическое планирование уроков на 2011-2012у.г. Результаты обучения представлены в основных требованиях к результатам обучения учащихся к концу 1-го класса.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом « Обучение грамоте». Его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются два периода: добукварный - подготовительный, букварный- основной. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах. Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматической, орфографической пропедевтикой.
Обучение грамоте - составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики».
Цель курса обучения грамоте:
- заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи курса обучения грамоте:
- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения;
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
- пропедевтическое ознакомление с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, орфографии;
- развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- формирование навыков и умений понимания и анализа текстов разных видов;
- приобретение и систематизация знаний о русском языке;
- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
- формирование у детей чувства языка.
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем "Слово", "Предложение", "Текст".
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
- звуковой состав и обозначение звуков буквами;
- состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов - с помощью приставок);
- грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
- лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
В 1 классе обучающиеся:
учатся различать звуки и буквы;
учатся характеризовать звуки русского языка, делить слово на слоги, ставить ударение;
учатся определять роль гласных букв;
учатся проводить наблюдения над случаями несоответствия написания и произношения (жи – ши, ча – ща, чу – щу).
знакомятся с последовательностью букв в русском алфавите,
учатся пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
усваивают гигиенических требований при письме, развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки;
овладевают начертанием письменных заглавных и строчных букв, письмом под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением;
усваивают приёмы и последовательности правильного списывания текста;
учатся соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника (под руководством учителя);
учатся находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ по словарю учебника или обращаться за помощью к учителю, родителям и т.д.);
знакомятся с лексическим значением слов, наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке, тренируются в правильном словоупотреблении;
получают первоначальные представления о составе слова, однокоренных словах, осваивают графическое обозначение частей слова, кроме окончания;
знакомятся с частями речи без введения понятий;
знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки;
получают сведения о предложении, об интонации, знакомятся со знаками препинания в конце предложения;
осваивают написание заглавной буквы;
учатся конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.
учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.
У обучающихся:
формируется навык фонетико-графического разбора слова по предложенному алгоритму;
формируется умение правильно оценивать проведение фонетико-графического разбора слов;
начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания
формируется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте);
начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических ,синтаксических, словообразовательных понятий, на установление связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка в начальной школе представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса.
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
- овладение функциональной грамотностью;
- развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
- развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
- приобретение и систематизация знаний о языке;
- развитие чувства языка
- овладение орфографией и пунктуацией
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе усвоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Стандарт начального общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с обучением на русском языке.
Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и « чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание обучения.
Обучение грамоте. 1 класс. 208 часов(9 часов в неделю).
Добукварный период( 36 асов).
Развитее фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого- звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На уроках вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Ведётся подготовка к обучению письму(раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
Букварный период( 172 часа).
Обучение чтению и письму. Последовательное введение букв. Слого – звуковой и звуко – буквенный анализ слов.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
Русский язык. 1 класс. 36 часов( 4 часа в неделю).
Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в ходе обучения грамоте.
Слово.(31 час)
Звуки речи( гласные – ударные и безударные) согласные( звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.
Обозначение мягкости на письме.
Алфавит.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща ,чу-щу, чк-чн .Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях
Однокоренные слова. Корень слова.
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?
Предложение. Текст.( 5 часов)
Признаки предложения, оформление предложения на письме.
Отличие текста от набора предложений.
Каллиграфия.
Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
Основные требованиях к результатам обучения учащихся к концу 1-го класса.
К концу 1-го ода обучения дети должны уметь:
-называть звуки, из которых состоит слово; не смешивать понятия « звук» и « буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
-определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости;
-обозначать мягкость согласных звуков на письме;
-определять количество букв и звуков в слове;
-писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; ставить пунктуационные знаки в конце предложения;
-списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
-правильно читать плавным слоговым чтением тексты;
-находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жпзни:
- для адекватного восприятия звучащей речи( высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудизаписей и др.);
- овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Система контроля и учёта знаний обучающихся, нормы оценки знаний.
Оценивание учащихся происходит следующими двумя способами:
1. Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения.
2. Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
Учебники УМК предполагают органическое единство обучающей и контролирующей функций, использование обучающего контроля. Он реализуется как через систему заданий учебника под рубрикой «Это ты можешь», так и через задания в тетрадях «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», входящих в УМК. Задания для учащихся в них предлагаются на необходимом, программном и максимальном уровнях. Предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль. Контрольные диктанты проводятся для проверки уровня развития правописных умений и навыков. Дополнительные задания во время диктанта не предлагаются. Оставшееся время дети проводят самопроверку: графически обозначают изученные орфограммы, находят и исправляют ошибки. Проверочные работы предлагаются в соответствии с моделью контроля и оценивания, разработанной в Образовательной системе «Школа 2100». Выполняя их, ученики могут продемонстрировать свой уровень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями Госстандарта (необходимый уровень) и программы «Школы 2100» (программный уровень), а в отдельных заданиях этот уровень может быть максимальным - сверх программы. Уровень показывает степень самостоятельности и нестандартности в освоении каждого умения
Оценивание предметных умений происходит через систему проверочных работ, включенных в тетради по литературному чтению. В методических рекомендациях для учителя предлагается психологически комфортный подход к оцениванию техники чтения и понимания текста: предлагается проводить контроль техники чтения и читательских умений в той же технологии, в какой ведется обучение (например, техника чтения вслух и выразительность чтения проверяются после предварительного прочтения ребенком текста). Большое внимание уделяется развитию и проверке умения читать про себяТехнология продуктивного чтения, реализованная в УМК Р.Н. и Е.В.Бунеевых, предусматривает, например, ведение диалога с автором по ходу чтения текста: умения видеть прямые и скрытые авторские вопросы в тексте, самостоятельно прогнозировать ответы и проверять себя по тексту. Также для самоконтроля и контроля учителя специально разработаны и включены в тетради по литературному чтению комплексные итоговые работы по проверке читательских уменийКонтроль предметных знаний и умений обеспечивают проверочные работы, также включенные в тетради. Работы проводятся после завершения чтения произведений каждого раздела учебника с 1 по 4 классы.
Тематическое планирование уроков обучение грамоте на 2012 – 2013 учебный год.
Тематическое планирование для 1 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Планирование рассчитано на 104 сдвоенных урока чтения и письма, всего 208 учебных часов.
Содержание | Тематическое | Характеристика деятельности | УУД | ||
№ | Тема | К Ч. | |||
Раздел I «Говорим, рассказываем…» (36 часов) | |||||
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последо_ вательности звуков в слове. Сопоставление слов, различаю_ щихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деле_ ние слов на слоги. Определение места ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак зву_ ка. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последователь_ ностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориен_ тация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное сло_ говое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соот_ ветствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текс_ тов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со зна_ ками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (прогова_ ривание) как средство самоконтроля при письме под диктов_ ку и при списывании. | 1 | Вводный урок. Календарь и календарные праздники. Знакомство с прописями. | 2 | Фонетика Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать (классифицировать) слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении (н-м, р-л, с-ш и др.) Находить в стихотворении слова с заданным звуком. Моделировать звуковой состав слова (в том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости или мягкости. предшествующего согласного. Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Соотносить прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы. Графика Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать начертание заглавных и строчных букв. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и др.) Сравнивать собственные буквы с предложенным образцом. Соотносить слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Контролировать собственные действия: | Познавательные: Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Подробно пересказывать небольшие тексты. Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию). Учиться работать по предложенному плану. Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи. Учить наизусть стихотворение. Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе Учиться выполнять различные роли в группе . Личностные: В предложенных ситуациях делать выбор. |
2 | Животные и растения вокруг нас. Слово. Слова-названия. Правила письма. | 2 | |||
3 | Природа вокруг нас. Слова-названия. Знакомство с предложением. Прямые и наклонные вертикальные линии. | 2 | |||
4 | Летом в деревне (на даче). Слово и предложение. Составление предложений. Обведение по контуру. Штриховка. | 3 | |||
5 | Кто помогает человеку в саду и в огороде? Слово и предложение. Знакомство с текстом. Обведение по контуру. Штриховка | 2 | |||
6 | Звуки речи и неречевые звуки. Слово, предложение, текст. Составление текста с опорой на рисунки. Обведение по контуру. Штриховка | 2 | |||
7 | Цирк, цирковое представление. Слово. Подбор тематических групп слов. Предложение. Составление предложений и текста. Обведение по контуру и письмо овалов. | 2 | |||
8 | На рыбалке. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Письмо наклонных линий и овалов. | 2 | |||
9 | Сказочные герои и предметы. Предложение. Текст. Письмо наклонных линий с петлёй внизу и вверху. | 2 | |||
10 | Театр. Повторение основных понятий. составление текста рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц. Обведение по контуру. Штриховка.. | 2 | |||
11 | Гласные звуки. Письмо прямой с закруглением внизу. | 2 | |||
12 | Гласные звуки. Деление слова на слоги. слогообразующая роль гласных звуков. Письмо е- образующих элементов. | 2 | |||
13 | Беседа о поделках из природного материала. Ударение. Письмо элементов буквы г. | 2 | |||
14 | Деление слова на слоги. Ударение. наблюдение над значением слова. Повторение основных графических элементов. | 3 | |||
15 | Повторение. Наблюдение над значением слова. Письмо прямых и наклонных линий. | 2 | |||
16-17 | Резервные уроки. Повторение основных понятий. Закрепление изученных графических элементов букв. | 4 | |||
Раздел II «Учим буквы – учимся читать» (172 часа) | |||||
Письмо. Усвоение гигиенических требований при пись! ме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движе! ния руки. Развитие умения ориентироваться на прост! ранстве листа в тетради и на пространстве классной доски . Овладение начертанием письменных прописных (за_ главных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и после_ довательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши); • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при са_ мостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. | 18-19 | Звуки [и], [г], [г,], [п], [п,], [т], [т,], [р], [р,]. Согласные звуки. Разграничение понятий «звук» - «буква». Строчная гласные буквы и, г, п, т, р. | 4 | закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из 3-5 слов со звуками в сильной позиции. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению. Моделировать предложение. Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений. Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. | Познавательные: Сравнение элементов букв. Анализ написания элементов букв, слогов, слов и предложений. Моделирование букв, слогов слов, предложений. Классификация звуков. Выявление причинно- -следственных связей. Усвоение информации с помощью компьютера, аудиозаписи. Коммуникативные Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Формулировать вопрос к картинке, предложению, слову. Пересказывать содержание текста. Осваивать основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку. Умение рассуждать ,описывать явления, действия. Умение выделять главное из сказанного, прочитанного. Слушать и слышать собеседника, учителя; Задавать вопросы на понимание, обобщение. Регулятивные: Организация рабочего места Выполнение правил гигиены учебного труда. Выбор способов деятельности. Учиться работать в заданном темпе, проверять работу по образцу. Соблюдение правильной осанки. Личностные: В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей. |
20 | Чтение слогов и слов с буквами и, г, п, т, р. Письмо слогов с этими буквами. | 2 | |||
21 | Гласный звук [о], буква о. Строчная буква о. | 2 | |||
22 | Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. | 2 | |||
23 | Заглавная буква О. Написание заглавной буквы в именах людей. Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
24 | Гласный звук [а], буква а. Строчная буква а. | 2 | |||
25 | Звук [ы], гласная буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
26 | Заглавные буквы Г. П. Т. Р. Заглавная буква в географических названиях. Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
27 | Заглавная буква И. Написание заглавной буквы в именах людей и географических названиях. Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
28 | Звуки [н], [н,], буква н. Согласная строчная буква н. | 2 | |||
29 | Звуки [к], [к,], буква к. Согласная строчная буква к. | 2 | |||
30-31 | Упражнения в чтении и письме. Знакомство с местоимениями он, оно, она, они. | 2 | |||
32 | Гласный звук [у], буква у. Заглавная и строчная буквы Уу. | 2 | |||
33 | Упражнения в чтении и письме. Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложений. | 2 | |||
34 | Звуки [с], [с,], буква с. Согласная строчная буква с. | 2 | |||
35 | Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами, в письме букв, слогов, слов. | 3 | |||
36 | Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами, в письме букв, слогов, слов. | 2 | |||
37-38 | Упражнения в чтении и письме. Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как? | 4 | |||
39 | Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. , буквы л ,м. Строчные согласные буквы л, м. | 2 | |||
40 | Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
41-42 | Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах-географических названиях. Обучение списыванию печатного текста. | 5 | |||
43 | Упражнения в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Заглавная и строчная буквы Сс. | 2 | |||
44 | Урок повторения. Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
45 | Упражнения в чтении и письме. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием. | 2 | |||
46 | Заглавные буквы Л, М. . Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
47 | Урок развития речи. Упражнения в чтении и анализе текста, в списывании текста. | 2 | |||
48 | Проверка техники чтения. Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях. | 2 | |||
49-50 | Звук [ш]., буква ш. Согласная строчная буква ш. | 4 | |||
51 | Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных. | 4 | |||
52 | Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
53 | Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
54 | Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. Упражнения в чтении и письме. Обучение выборочному списыванию. | 2 | |||
55 | Заглавная буква А. Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
56-57 | Проверка техники чтения. Самостоятельная работа по письму. | 4 | |||
58 | Звуки [д], [д,], буква д. Согласная строчная буква д. | 2 | |||
59 | Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
60-61 | Звуки [в], [в,]. Согласная строчная буква в. Заглавная буква Д. Закрепление понятия «корень слова». Практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса -ушк-. | 3 | |||
62 | Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме. Корень, однокоренные слова. наблюдение над словами с безударной гласной в корне. Продолжение знакомства с суффиксами. | 2 | |||
63 | Строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
64 | Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
65 | Строчная гласная буква ё. Повторение и закрепление введенных понятий. | 2 | |||
66 | Заглавные Е, Ё. Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
67-68 | Упражнения в чтении и письме. Знакомство с приставкой. Внеклассное чтение. | 4 | |||
69 | Звуки [б], [б,], буква б. Согласная строчная буква б. | 2 | |||
70 | Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие, умение видеть в слове его части. | 2 | |||
71 | Упражнения в чтении и письме. Работа с текстом. | 2 | |||
72 | Заглавная буква Б. Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
73 | Согласные звуки [з], [з,]. Строчная буква з. | 2 | |||
74 | Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных. | 2 | |||
75 | Строчная гласная буква я и ее звуки. | 4 | |||
76 | Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы я. | 2 | |||
77 | Согласные звуки [х], [х,]. Строчная буква х. Слова-междометия. | 2 | |||
78 | Согласный звук [ж], буква ж Строчная буква ж. | 2 | |||
79 | Заглавные буквы Х и Ж. | 2 | |||
80 | Развитие речи. Работа с текстом. | 2 | |||
81 | Строчная и заглавная буквы й, Й. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | 2 | |||
82 | Звук [ч,]. Строчная согласная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу. | 2 | |||
83 | Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | 4 | |||
84 | Звуки [ц], [щ,]., буква щ. Строчные буквы ц, щ. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | 2 | |||
85-86 | Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу. | 3 | |||
87 | Согласные звуки [ф], [ф,], буква ф. Строчная буква ф. | 4 | |||
88 | Заглавная буква Ф. Повторение написания заглавной буквы в словах и предложениях. | 2 | |||
89 | Звук [э]. Строчная гласная буква э. | 2 | |||
90 | Заглавная буква Э. | 4 | |||
91 | Внеклассное чтение. Н. Сладков «Лесные сказки». Упражнения в написании слов с изученными буквами. | 2 | |||
92 | Строчная буква ю. | 2 | |||
93 | Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме. | 2 | |||
94 | Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. | 2 | |||
95 | Разделительный ь. | 2 | |||
96 | Буква ъ. Разделительный ъ. | 2 | |||
97-99 | Алфавит. Упражнения в чтении и письме. | 4 | |||
100 | Контрольная работа по письму. Проверка техники чтения. | 2 | |||
101-104 | Резервные уроки. ИТОГО 208 Ч | 2 |
Тематическое планирование уроков русского языка на 2012 – 2013 учебный год.
Тематическое планирование для 1 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования .Планирование рассчитано на 36 учебных часов.
Содержание | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности | Универсальные учебные действия | ||
Слово.(31 ч.) | |||||
Номер и дата | Тема урока | Стр. учеб. (Стр. тетр.) | |||
Звуки речи гласные – (ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение. Обозначение мягкости согласных на письме. Алфавит. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях. Однокоренные слова. Корень слова. Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал? Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыков написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки. | 1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык (первые уроки)» |
с.2-4 (1-2) | Ознакомление с учебником, рабочей тетрадью, чистописание, обсуждение текста обращения автора к ученикам, повторение изученного о звуках и буквах. | Личностные. Смыслообразование,. Самоопределение (самооценка на основе наблюдения за собственной речью). Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Регулятивные. Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные. Умение отвечать на поставленные учителем вопросы. Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Умение понять другие позиции (взгляды и интересы). Умение слушать, слышать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Познавательные. Умение обобщать, классифицировать, сравнивать. Умение подбирать способ решения учебной задачи. Умение работать со звуко-буквенными моделями. Умение формулировать учебную задачу. Умение извлекать необходимую информацию из учебника, прослушанных текстов, справочников, словарей. Формулирование проблемы. Построение логической цепи рассуждения. Умение проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать свое предположение (версию). |
2 | Повторяем гласные звуки и буквы | 5-7 (3) | Закрепление минимума понятий о гласных звуках и буквах, анализ звукового состава и написания слов, нахождение однокоренных слов, выделение корней, повторение правил оформления предложений на письме. Работа над каллиграфией, непроверяемыми написаниями. | ||
3 | Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков на письме | 8-9 (4) | Отработка понятия о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных на письме. Различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять (характеризовать) особенности гласных, согласных звуков. Характеризовать (устно) звук. | ||
4 | Согласные звуки и буквы | 10-11 (5) | Различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять особенности гласных, согласных звуков. Определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику. Характеризовать (устно) звук группировать звуки по заданному основанию. Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки. Находить (из предложенных) слова с заданными характеристиками. | ||
5 | Что мы знаем о звуках и буквах | 12 (6) | |||
6-7 | Повторяем слоги и ударение | 13-17 (7-8) | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать слова по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении. Соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. | ||
8 | Перенос слов | 18-19 (9) | |||
9 | Развитие умения переносить слова | 20-21 (10) | |||
10 | Проверочная работа | - (11) | |||
11 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | - (12) | |||
12-14 | Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных на письме | 22-27 (13-15) | |||
15 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь | 27-28 (16) | |||
16 | Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах | 29-30 (17) | |||
17 | Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с большой и с маленькой буквы | 31-32 (18) | |||
18 | Упражнения в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь | 33-34 (19) | |||
19-20 | Повторение написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах | 35-37 (20-21) | Определять наличие изученных орфограмм в словах. Объяснять написания слов. | ||
21 | Повторяем корень слова | 38-39 (22) | Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм. Контролировать правильность написания: письмо со знаками вопроса на месте сомнения. Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы. Доказывать написание слов, используя орфографический словарик учебника. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом. Контролировать этапы своей работы. Моделировать предложение. Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений. | ||
22 | Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень | 40-41 (23) | |||
23 | Повторяем правописание безударных гласных в корне слова | 42-43 (24) | |||
24 | Упражнения в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной в корне | 44-45 (25) | |||
25 | Упражнения в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением | 46-47 (26) | |||
26 | Проверочная работа | - (27) | |||
27 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 48 (28) | |||
28-30 | Повторение слов, правописание которых надо запомнить | 49-53 (29-31) | |||
31 | Словарный диктант. Повторение пройденного | 54 (32) | |||
Предложение. Текст. (5 ч.) | |||||
Признаки предложения, оформление предложения на письме. Отличие текста от набора предложений. Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыков написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки. | 32 | Что мы знаем о предлогах и предложении | 55-57 (33) | ||
33 | Повторяем правила оформления предложений на письме | 58-59 (34) | |||
34 | Проверочная работа | - (35) | |||
35 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 60 (39) | |||
36 | Чему мы научились за год | - | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.
§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс
Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....
Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...
Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...
Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 2100 3 класс
Рабочая программа по русскому языку 3 классУМК Школа 2100в неделю 3 часа, за год 102 ч.по учебнику "Русский язык" Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой....