Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 2100 3 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 3 класс
УМК Школа 2100
в неделю 3 часа, за год 102 ч.
по учебнику "Русский язык" Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rus_yaz_3_klass.doc | 410 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф. Афанасьева-Алданского
«Принято» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора по УР Директор МБОУ ЧСОШ
учителей начальных классов _________ Л.Е. Лугинова ___________ В.В. Ушницкая
«___» _____________ 2015г. «___» ______________ 2015г. «___» _______________ 2015г.
Руководитель МО
Рабочая программа
на 2015-2016 учебный год
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Общее количество часов: 102
Количество часов в неделю: 3
Программа: Образовательная система «Школа 2100»
Учебник: «Русский язык» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Учитель: Горохова С.Д.
2015-2016 у.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Министерства образования РФ "Начальное общее образование" и авторской Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Программа «Русский язык», 3-4 классы, с.4. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Цели и задачи курса
Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к род ному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, бога той; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники «Русский язык» 3,4 классы; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов ( и, а, но ) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течении всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и слово употребления.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ . Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова. Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма - обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова , в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.)
«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополни тельного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.
В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов , в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с названием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова),синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду , что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, в тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговор ной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике - в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 классы. Общий объем учебного времени составляет 578 ч, из них в 3 классе-170 часов(5 ч в неделю, 34 учебные недели).
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден; поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе -это и бережное отношение к ней как к среде обитания человека, и переживания чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания , установления истины, самого сознания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и язык.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре;
- интерес к чтению; к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации; фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст: несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться понимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- производить звукобуквенный анализ доступных слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е ; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- находить в слове окончание и основу, составлять предложение из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова , в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и);
- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения( с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Основные требования к уровню подготовки учащихся в 3 классе
по русскому языку по программе «Школа 2100»
Таблица предметных требований к умениям учащихся по русскому языку (1-4-й классы) | ||
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» | ||
Интеллектуально-речевые умения | Учебно-языковые умения | Правописные умения |
3 класс | ||
|
|
|
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
3 класс-102 ч (3 часа в неделю)
Повторение. (6 ч.)
Слово. (76 ч.)
- Совершенствование умений звуко -буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство явления чередования согласных звуков в корнях слов (снег-снежок).
Развитие умения видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными в о 2-ом классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного в корне ( в 2-сложных словах, в 3-хсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой « Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Введение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с проверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
- Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами –к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
- Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами , имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
- Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов –онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1,2,3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных –н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Предложение и текст. (16ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложении с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (4ч.)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Учебно-тематический план
Тема раздела | Кол-во часов | Номера занятий в ФНД | Формы проверки |
1.Повторение | 10 | № 4 | Проверочное списывание, контрольный диктант № 1 |
2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. | 3 | Входной диктант | |
3. Правописание групп проверяемых согласных в корне слова | 4 | Проверочная работа № 1 | |
4.Удвоенные буквы согласных в корне слова. | 5 | Проверочная работа № 2 | |
5.Непроизносимые согласные в корне слова. | 9 | № 28 | Проверочная работа №3, контрольный диктант № 2 |
6.Безударные гласные в корне слова | 7 | Проверочная работа №4, контрольный диктант № 3 | |
7.Сложные слова и их правописание | 6 | № 43 | Проверочная работа №5 |
8.Части слова. Приставка | 1 | ||
9.Безударные гласные в приставках | 3 | ||
10.Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня | 2 | № 50 | |
11.Разделительные ъ и ь | 5 | Проверочная работа №6, контрольный диктант № 4 | |
12.Части слова. Окончание и основа | 2 | № 58 | |
13.Основа слова и окончание | 2 | ||
14.Части слова. Суффикс | 2 | ||
15.Разбор слова по составу | 4 | № 65 | Проверочная работа №7, контрольное списывание |
16.Части речи в русском языке | 1 | ||
17.Имя существительное как часть речи | 2 | ||
18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 3 | № 72 | |
19.Род имён существительных | 3 | ||
20.Число имён существительных | 4 | № 79 | |
21.Словообразование имён существительных | 8 | № 84 | Проверочная работа № 8 |
22.Местоимение как часть речи | 6 | Проверочная работа № 9 | |
23.Имя прилагательное как часть речи | 4 | № 97 | |
24.Правописание букв безударных гласных в окончании имён прилагательных | 4 | № 99 | |
25.Разбор прилагательных по составу | 4 | Проверочная работа № 10, контрольный диктант № 5 | |
26.Глагол как часть речи | 4 | ||
27.Правописание частицы не с глаголами | 2 | ||
28.Неопределённая форма глагола | 10 | № 119 | Проверочная работа № 11, контрольный диктант № 6 |
29.Наречие как часть речи | 6 | № 127 | |
30.Виды предложений по цели высказывания и интонации | 3 | № 129 | Контрольное изложение |
31.Главные и второстепенные члены предложения | 6 | № 134 | Контрольный словарный диктант |
32.Предложения с однородными членами | 7 | № 142 | |
33.Простые и сложные предложения | 9 | Проверочная работа № 12 | |
34.Повторение | 18 | № 169 | Контрольное списывание, контрольный диктант № 7, итоговая контрольная работа, итоговый диктант |
Итого | 170 | 17 | Списывание-3, диктант-9, проверочные работа-12, изложение-1, словарный диктант-1, контрольная работа-1. |
Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка в 3-м классе
(102 часов – 3 часа в неделю )
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся (УУД) | Кол-во часов | Дата по плану | Кор- ректи- ровка |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове. | 1 | |||
1.Повторение | Предметные УУД: Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять устный рассказ « Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. Личностные УУД: осознавать роль языка и речи в жизни людей; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи; осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | 6 | |||
2 | Что мы знаем о тексте | 1 | |||
3 | Что мы знаем о слове, предложении и тексте. | 1 | |||
4 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение. | 1 | |||
5 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание. | 1 | |||
6 | Контрольный диктант № 1. | 1 | |||
Слово. | 76 | ||||
2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. | 2 | ||||
7 | Работа над ошибками. Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в слове. | Предметные УУД: Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений. Личностные УУД: осознавать роль языка и речи в жизни людей; интерес к изучению языка; Регулятивные УУД: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; | 1 | ||
8 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. | 1 |
| ||
3. Правописание групп проверяемых согласных в корне слова | Предметные УУД: Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. Личностные УУД: осознавать роль языка и речи в жизни людей; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи; осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | 3 | |||
9 | Правописание проверяемых согласных в корне слова (на конце и в середине слова). Словарный диктант | 1 | |||
10 | Правописание букв проверяемых согласных в корне слова | 1 | |||
11 | Проверочная работа № 1 «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова» | 1 | |||
4.Удвоенные буквы согласных в корне слова. | 3 | ||||
12 | Работа над ошибками. Понятие об удвоенных буквах согласных | 1 | |||
13 | Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р творческая работа | 1 | |||
14 | Повторение. Проверочная работа № 2 «Удвоенные буквы согласных в корне слова» | 1 | |||
5.Непроизносимые согласные в корне слова. | 6 | ||||
15 | Работа над ошибками. Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне | 1 | |||
16 | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. Словарный диктант | 1 | |||
17 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам) | 1 | |||
18 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука | 1 | |||
19 | Проверочный диктант № 2 | 1 | |||
20 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | |||
6.Безударные гласные в корне слова | 7 | ||||
21 | Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне | 1 | |||
22 | Развитие умения видеть в словах орфограммы - буквы безударных гласных. Р/р Свободный диктант | 1 | |||
23 | Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Сочинение по опорным словам | 1 | |||
24 | Контрольный диктант № 3. «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | |||
7.Сложные слова и их правописание | Предметные УУД: Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер). Личностные УУД: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к изучению языка; Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане; Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. пользоваться словарями, справочниками; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | 5 | |||
25 | Знакомство с понятием «сложные слова». Словарный диктант | 1 | |||
26 | Соединительные о и е в сложных словах | 1 | |||
27 | Образование сложных слов | 1 | |||
28 | Сложные слова-имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. | 1 | |||
29 | Повторение. Проверочная работа № 5 «Сложные слова и их правописание» | 1 | |||
8.Части слова. Приставка | Предметные УУД: Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимические приставки и предлоги. Мотивировать слитное – раздельное написание (по- - это приставка, так как… поэтому пишется слитно; по- это предлог , так как… поэтому пишется раздельно; это орфограмма – пробел). | 1 | |||
30 | Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки. | 1 | |||
9.Безударные гласные в приставках | 2 | ||||
31 | Правописание букв безударных гласных в приставках | 1 | |||
32 | Приставки про- и пра-, по- и па- , их правописание | Предметные УУД: Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических признаков. Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. Личностные УУД: интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом на уроке. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
| 1 | ||
10.Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня | 2 | ||||
33 | Почему появляется удвоенная буква на стыке приставки и корня. | 1 | |||
34 | Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня | 1 | |||
11.Разделительные ъ и ь | 3 | ||||
35 | Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь | 1 | |||
36 | Правописание слов с разделительным ъ и ь. Словарный диктант | 1 | |||
37 | Контрольный диктант № 3 | 1 | |||
12.Части слова. Окончание и основа | 1 | ||||
38 | Работа над ошибками. Понятие об окончании и основе слова | 1 | |||
13.Основа слова и окончание | 2 | ||||
39 | Как найти в слове основу | 1 | |||
40 | Развитие умения находить в слове окончание и основу | 1 | |||
14.Части слова. Суффикс | 2 | ||||
41 | Суффикс и его роль в слове | 1 | |||
42 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова | 1 | |||
15.Разбор слова по составу | 3 | ||||
43 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу | 1 | |||
44 | Упражнения в разборе слов по составу. | 1 | |||
45 | Контрольный диктант №4 «Части слова. Суффикс. Окончание и основа слова. Разбор слова по составу» | 1 | |||
16.Части речи в русском языке | |||||
17.Имя существительное как часть речи | Предметные УУД: Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного. Определять начальную форму имени существительного. Определять грамматические признаки имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста –описания с помощью имён существительных. Анализировать имена существительные: называть ихграмматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор). Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой. Личностные УУД: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к изучению языка; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; | 2 | |||
46 | Определение имени существительного. Словарный диктант | 1 | |||
47 | Роль имён существительных в речи. Р/р творческая работа: составление текста | 1 | |||
18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 2 | ||||
48 | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных | 1 | |||
49 | Имена существительные в речи. Что мы знаем об именах существительных. | 1 | |||
19.Род имён существительных | 3 | ||||
50 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода | 1 | |||
51 | Род – постоянный признак имён существительных | 1 | |||
52 | Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода | 1 | |||
20.Число имён существительных | 3 | ||||
53 | Изменение имён существительных по числам Образование множественного числа имён существительных | 1 | |||
54 | Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе | 1 | |||
55 | Разбор имени существительного как части речи. | 1 | |||
21.Словообразование имён существительных | Предметные УУД: Продуцировать связное высказывание как грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею…»). Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать подробное обучающее изложение текста). Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами. Личностные УУД: интерес к изучению языка; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; Регулятивные УУД: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные УУД: строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | 5 | |||
56 | Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением | 1 | |||
57 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. | 1 | |||
58 | Разбор имён существительных по составу. | 1 | |||
59 | Р/р Обучающее изложение «Мурлыка» | 1 | |||
60 | Повторение. Проверочная работа №8 «Имя существительное как часть речи» | 1 | |||
22.Местоимение как часть речи | Предметные УУД: Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»). Личностные УУД: осознавать роль языка и речи в жизни людей; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | 4 | |||
61 | Работа над ошибками. Понятие о местоимении. Личные местоимения | 1 | |||
62 | Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями | 1 | |||
63 | Разбор местоимения как часть речи Роль личных местоимений в речи. | 1 | |||
64 | Закрепление знаний о местоимении. | 1 | |||
1 | |||||
23.Имя прилагательное как часть речи | Предметные УУД: Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. Личностные УУД: осознавать роль языка и речи в жизни людей; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | 4 | |||
65 | Определение имени прилагательного | 1 | |||
66 | Роль прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными | 1 | |||
67 | Роль имён прилагательных в речи | 1 | |||
68 | Разбор имени прилагательного как часть речи. | 1 | |||
24.Правописание букв безударных гласных в окончании имён прилагательных | Предметные УУД: Различать текст – повествование и текст – описание. Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). Продуцировать текст – описание по опорным словам. Подбирать антоним к данному имени прилагательному. Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные. Личностные УУД: осознавать роль языка и речи в жизни людей; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | 2 | |||
69 | Окончание имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. | 1 | |||
70 | Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. Словарный диктант | 1 | |||
25.Разбор прилагательных по составу | 1 | ||||
71 | Словообразование имён прилагательных. Проверочная работа № 10 «Имя прилагательное как часть речи» | 1 | |||
72 | Контрольный диктант № 5 | 1 | |||
26.Глагол как часть речи | Предметные УУД: Наблюдать за ролью глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс –л – в форме прошедшего времени глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи. Личностные УУД: осознавать роль языка и речи в жизни людей; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | 3 | |||
73 | Работа над ошибками. Определение глагола как части речи Изменение глаголов по временам | 1 | |||
74 | Суффикс – л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам | 1 | |||
75 | Изменение глаголов по числам | 1 | |||
27.Правописание частицы не с глаголами | 1 | ||||
76 | Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами Развитие умения писать частицу не с глаголами. | 1 | |||
28.Неопределённая форма глагола | 3 | ||||
77 | Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы | 1 | |||
78 | Образование форм времени от неопределённой формы глагола | ||||
1 | |||||
79 | Разбор глагола как части речи. Проверочная работа «Глагол как часть речи» | 1 | |||
29.Наречие как часть речи | Личностные УУД: осознавать роль языка и речи в жизни людей; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | 3 | |||
80 | Работа над ошибками. Понятие о наречии как части речи | 1 | |||
81 | Контрольное изложение | 1 | |||
82 | Урок-соревнование « Глаголь глагол» | 1 | |||
Предложение | Предметные УУД: Различать виды предложений по цели высказывания. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Накапливать опыт постановки логического ударения. Различать слово, словосочетание и предложение. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. Личностные УУД: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; осознавать роль языка и речи в жизни людей; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | 16 | |||
30.Виды предложений по цели высказывания и интонации | 1 | ||||
83 | Виды предложений по цели высказывания Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | |||
31.Главные и второстепенные члены предложения | 3 | ||||
84 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое | 1 | |||
85 | Понятие о второстепенных членах предложения | 1 | |||
Составление схем предложений и предложений по схемам. Предложения распространённые и нераспространённые | 1 | ||||
86 | Разбор предложений. Контрольный словарный диктант | 1 | |||
32.Предложения с однородными членами | Предметные УУД: Разделять непунктированный текст на предложения. Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл. Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами. Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы). Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. Личностные УУД: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | 6 | |||
87 | Работа над ошибками. Однородные подлежащие и сказуемые | 1 | |||
88 | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении | 1 | |||
89 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 1 | |||
90 | Главные и второстепенные члены предложения. Определение однородных членов предложения | 1 | |||
91 | Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум) | 1 | |||
92 | Повторение изученного. Р/р Свободный диктант | 1 | |||
33.Простые и сложные предложения | 6 | ||||
93 | Понятие о простом и сложном предложении | 1 | |||
94 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения | 1 | |||
95 | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые | 1 | |||
96 | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Р/р Свободный диктант | 1 | |||
97 | Разбор простого и сложного предложений | 1 | |||
98 | Проверочная работа № 12 «Предложение» | 1 | |||
34.Повторение | Предметные УУД: Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису, и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему. Личностные УУД: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Регулятивные УУД: уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом на уроке. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | 4 | |||
99 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание | 1 | |||
100 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |||
101 | Повторение. Части речи | 1 | |||
102 | Повторение. Предложение. | 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский язык. Учебник для 3-го класса общеобразовательной школы. Изд. 3-е,перераб. - М.: Баласс; Школьный дом, 2012. - 176 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Комисарова Л.Ю.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3-го класса Бунеева Р.Н. Бунеевой Е.В., Прониной О.В./Под науч.ред.Е.В. Бунеевой.-Изд.3-е, испр.-М.:Баласс; Школьный дом,2013.-128с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»). Допущено Министерством образования и науки РФ.
Яковлева М.А.
Тетрадь по чистописанию. 3класс. К учебнику «Русский язык», 3-й класс/ Под ред. Р.Н. Бунеева Е.В. Бунеевой.- М.:Баласс; Школьный дом,2013.-64с.:ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Бунеева Е.В.
Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1, вариант 2 .- М Баласс; Школьный дом, 2013. - 32 с, (Образовательная система «Школа 2100») опущено Министерством образования и науки РФ.
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.
Наглядные пособия.
Комплект наглядных пособий : 3 класс: Русский язык: в 2 частях/ сост. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, М.А.Яковлева.-М:Баласс,2010
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
Ноутбук,принтер, мультимедийный проектор с экраном, колонки.
Интернет-ресурсы:www.scool2100.ru
http://scool-collection.edu.ru
http://window.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.
§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс
Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....
Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...
Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа 2100" 2 класс.
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа 2100" 2 класс....