Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 2100 3 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Горохова Сардаана Дмитрьевна

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

УМК Школа 2100

в неделю 3 часа, за год 102 ч.

по учебнику "Русский язык" Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rus_yaz_3_klass.doc410 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф. Афанасьева-Алданского

«Принято»                                                                               «Согласовано»                                                 «Утверждаю»

на заседании МО                               Заместитель директора по УР                            Директор МБОУ ЧСОШ

учителей начальных классов                               _________  Л.Е. Лугинова                                   ___________  В.В. Ушницкая

 «___» _____________ 2015г.                              «___» ______________ 2015г.                           «___» _______________ 2015г.

Руководитель МО                                                                  

Рабочая программа

на 2015-2016 учебный год

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Общее количество часов: 102

Количество часов в неделю: 3

Программа: Образовательная система «Школа 2100»

Учебник:  «Русский язык» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Учитель: Горохова С.Д.

2015-2016 у.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Министерства образования РФ "Начальное общее образование" и авторской  Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

Программа «Русский язык», 3-4 классы, с.4. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Цели и задачи курса

   Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

  1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

  2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

   Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

   Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

-  формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

   В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к род ному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, бога той; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

 В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

   Линии, общие с курсом литературного чтения:

1)  овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники «Русский язык» 3,4 классы; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.

Разделы  «Предложение» и «Текст»

   В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».

   В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации  последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов ( и, а, но ) или без помощи союзов. Формируется умение  ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течении всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

Раздел «Слово»

   Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

   Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4)  лексического значения, лексической сочетаемости и слово употребления.

   В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ . Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой  буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова. Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма - обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова , в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.)

   «Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополни тельного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.

   В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов , в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с названием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность  определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова),синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду , что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, в тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне  со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

 Основные направления работы по развитию речи:

1)  Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов,  подбора групп  однокоренных  слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2)  Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении,  над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;  над правильностью употребления форм слов,  их грамматической сочетаемостью.  Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговор ной речи,  устной учебно-научной речи;  навыками и умениями понимания    и    элементарного    анализа    художественного    и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

   Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

   Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.      Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике - в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

   Отличие данной программы заключается в том, что:

1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом  и  лексическим  значением  слова  в  сочетании  с  его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3)  Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

4)  Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  и примерными программами начального общего образования  предмет  «Русский язык» изучается с 1 по 4 классы. Общий объем учебного времени составляет 578 ч, из них в 3 классе-170 часов(5 ч в неделю, 34 учебные недели).

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден; поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе -это и бережное отношение  к ней как к среде обитания человека, и переживания чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения  к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания  как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания , установления истины, самого сознания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса  которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и язык.

5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре;

- интерес к чтению; к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

   Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). 

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

-  вычитывать все виды текстовой информации; фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст: несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться понимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

   Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

   Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

производить звукобуквенный анализ  доступных слов;

- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е ; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;    

-  правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

- находить в слове окончание и основу, составлять предложение из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова , в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной  и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и);

- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения( с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать по плану);

- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

   Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.    

Основные требования к уровню подготовки учащихся в 3 классе

по русскому языку по программе «Школа 2100»

Таблица предметных требований к умениям учащихся по русскому языку (1-4-й классы)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

Интеллектуально-речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

3 класс

  • правильно списывать слова, предложения, текст; проводить  самопроверку;
  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
  • читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
  • составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
  • читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • писать подробное изложение доступного текста;
  • определять тему текста;
  • читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений
  • выполнять звуко - буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
  • находить в слове окончание и основу; выделить в основе её части (приставку, суффикс);
  • конструировать сложные слова;
  • подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
  • различать однокоренные слова и формы слова;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
  • выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
  • образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;;
  • подбирать синонимы, антонимы к доступным словам;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
  • выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
  • выделять из предложения словосочетания;
  • видеть в предложении однородные члены;
  • различать простое и сложное предложения;
  • выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений
  • находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
  • писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и непроверяемыми ударением (изученные случаи);
  • обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
  • писать слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня (изученные случаи);
  • писать большую букву в словах (изученные случаи);
  • писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;
  • писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
  • писать раздельно частицу не с глаголом;
  • писать Ь после ч в неопределённой форме глагола;
  • писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
  • самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
  • графически объяснять выбор написания;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • правильно переносить слова с Ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
  • пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
  • ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  КУРСА

3 класс-102 ч (3 часа в неделю)

Повторение. (6 ч.)

Слово. (76 ч.)

  1. Совершенствование умений звуко -буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.

Знакомство явления чередования согласных звуков в корнях слов (снег-снежок).

Развитие умения видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными в о 2-ом классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.

Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного в корне ( в 2-сложных словах, в 3-хсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой « Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Введение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.

Правописание слов с проверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

  1. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами –к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).

  1. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами , имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
  2. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов –онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1,2,3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных –н-, -еньк-, -оват-, -еват-.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.

Предложение и текст. (16ч)

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложении с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение. (4ч.)

Развитие речи одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учебно-тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

Номера занятий в ФНД

Формы проверки

1.Повторение

10

№ 4

Проверочное списывание, контрольный диктант № 1

2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне.

3

Входной диктант

3. Правописание групп проверяемых согласных в корне слова

4

Проверочная работа № 1

4.Удвоенные буквы согласных в корне слова.

5

Проверочная работа № 2

5.Непроизносимые согласные в корне слова.

9

№ 28

Проверочная работа №3, контрольный диктант № 2

6.Безударные гласные в корне слова

7

Проверочная работа №4, контрольный диктант № 3

7.Сложные слова и их правописание

6

№ 43

Проверочная работа №5

8.Части слова. Приставка

1

9.Безударные гласные в приставках

3

10.Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня

2

№ 50

11.Разделительные ъ и ь

5

Проверочная работа №6, контрольный диктант № 4

12.Части слова. Окончание и основа

2

№ 58

13.Основа слова и окончание

2

14.Части слова. Суффикс

2

15.Разбор слова по составу

4

№ 65

Проверочная работа №7, контрольное списывание

16.Части речи в русском языке

1

17.Имя существительное как часть речи

2

18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

3

№ 72

19.Род имён существительных

3

20.Число имён существительных

4

№ 79

21.Словообразование имён существительных

8

№ 84

Проверочная работа № 8

22.Местоимение как часть речи

6

Проверочная работа № 9

23.Имя прилагательное как часть речи

4

 97

24.Правописание букв безударных гласных в окончании имён прилагательных

4

№ 99

25.Разбор прилагательных по составу

4

Проверочная работа № 10, контрольный диктант № 5

26.Глагол как часть речи

4

27.Правописание частицы не с глаголами

2

28.Неопределённая форма глагола

10

№ 119

Проверочная работа № 11, контрольный диктант № 6

29.Наречие как часть речи

6

№ 127

30.Виды предложений по цели высказывания и интонации

3

№ 129

Контрольное изложение

31.Главные и второстепенные члены предложения

6

№ 134

Контрольный словарный диктант

32.Предложения с однородными членами

7

№ 142

33.Простые и сложные предложения

9

Проверочная работа № 12

34.Повторение

18

№ 169

Контрольное списывание, контрольный диктант № 7, итоговая контрольная работа, итоговый диктант

Итого

170

17

Списывание-3, диктант-9, проверочные работа-12, изложение-1, словарный диктант-1, контрольная работа-1.

Календарно-тематическое планирование

уроков русского языка в 3-м классе

(102 часов – 3 часа в неделю )

п/п

Тема урока

Характеристика  деятельности учащихся (УУД)

Кол-во

часов

Дата по

плану

Кор-

ректи-

ровка

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове.

1

1.Повторение

Предметные УУД:

Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.

Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Составлять устный рассказ « Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников.

Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь).

Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты.

Группировать слова с изученными орфограммами.

Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты.

Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи;

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

6

2

Что мы знаем о тексте

1

3

Что мы знаем о слове, предложении и тексте.

1

4

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение.

1

5

Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание.

1

6

Контрольный диктант № 1.

1

Слово.

76

2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне.

2

7  

Работа над ошибками. Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в слове.

Предметные УУД:

Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора.

Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.

Составлять связный текст из деформированных предложений. 

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

интерес к изучению языка;

Регулятивные УУД:

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

задавать вопросы.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

1

8

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне.

1

 

3. Правописание групп проверяемых согласных в корне слова

Предметные УУД:

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.

Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.

Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова.

Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова.

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи;

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

3

9

Правописание проверяемых согласных в корне слова (на конце и в середине слова). Словарный диктант

1

10

Правописание букв проверяемых согласных в корне слова

1

11

Проверочная работа № 1 «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова»

1

4.Удвоенные буквы согласных в корне слова.

3

12

Работа над ошибками. Понятие об удвоенных буквах согласных

1

13

Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р творческая работа

1

14

Повторение. Проверочная работа № 2 «Удвоенные буквы согласных в корне слова»

1

5.Непроизносимые согласные в корне слова.

6

15

Работа над ошибками. Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

1

16

Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. Словарный диктант

1

17

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам)

1

18

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

1

19

Проверочный  диктант № 2

1

20

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

6.Безударные гласные в корне слова

7

21

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов  к словам с двумя безударными гласными в корне

1

22

Развитие умения видеть в словах орфограммы - буквы безударных гласных. Р/р Свободный диктант

1

23

Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Сочинение по опорным словам

1

24

Контрольный диктант № 3. «Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

7.Сложные слова и их правописание

Предметные УУД:

Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).

Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней.

Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер).

Личностные УУД:

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к изучению языка;

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане;

Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

пользоваться словарями, справочниками;

устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

5

25

Знакомство с понятием «сложные слова». Словарный диктант

1

26

Соединительные о и е в сложных словах

1

27

Образование сложных слов

1

28

Сложные слова-имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

1

29

Повторение. Проверочная работа № 5 «Сложные слова и их правописание»

1

8.Части слова. Приставка

Предметные УУД:

Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимические приставки и предлоги.

Мотивировать слитное – раздельное написание (по- - это приставка, так как… поэтому пишется слитно; по- это предлог , так как… поэтому пишется раздельно; это орфограмма – пробел).

1

30

Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки.

1

9.Безударные гласные в приставках

2

31

Правописание букв безударных гласных в приставках

1

32

Приставки про- и пра-, по- и па- , их правописание

Предметные УУД:

Различать приставки по- и па-, про- и пра-.

Различать правильно писать слова с удвоенной буквой согласного  в корне и на стыке приставки и корня.

Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических признаков.

Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.

Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.

Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.

Личностные УУД:

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом на уроке.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

1

10.Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня

2

33

Почему появляется удвоенная буква на стыке приставки и корня.

1

34

Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня

1

11.Разделительные ъ и ь

3

35

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь

1

36

Правописание слов с разделительным ъ и ь. Словарный диктант

1

37

Контрольный диктант № 3

1

12.Части слова. Окончание и основа

1

38

Работа над ошибками. Понятие об окончании и основе слова

1

13.Основа слова и окончание

2

39

Как найти в слове основу

1

40

Развитие умения находить в слове окончание и основу

1

14.Части слова. Суффикс

2

41

Суффикс и его роль в слове

1

42

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

1

15.Разбор слова по составу

3

43

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

1

44

Упражнения в разборе слов по составу.

1

45

Контрольный диктант №4

 «Части слова. Суффикс. Окончание и основа слова. Разбор слова по составу»

1

16.Части речи в русском языке

17.Имя существительное как часть речи

Предметные УУД:

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника.

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного.

Определять начальную форму имени существительного.

Определять грамматические признаки имени существительного.

Наблюдать за использованием имён существительных в речи.

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста –описания  с помощью имён существительных.

Анализировать имена существительные: называть ихграмматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор).

Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.

Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой.

Личностные УУД:

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к изучению языка;

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи;

осуществлять анализ и синтез;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

2

46

Определение имени существительного. Словарный диктант

1

47

Роль имён существительных в речи. Р/р творческая работа: составление текста

1

18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

2

48

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

1

49

Имена существительные в речи.

Что мы знаем об именах существительных.

1

19.Род имён существительных

3

50

Имена существительные мужского, женского и среднего рода

1

51

Род – постоянный признак имён существительных

1

52

Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода

1

20.Число имён существительных

3

53

Изменение имён существительных по числам

Образование множественного числа имён существительных

1

54

Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе

1

55

Разбор имени существительного как части речи.

1

21.Словообразование имён существительных

Предметные УУД:

Продуцировать связное высказывание как грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею…»).

Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать подробное обучающее изложение текста).

Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами. Личностные УУД:

интерес к изучению языка;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

Регулятивные УУД:

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Познавательные УУД:

строить рассуждения;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

задавать вопросы.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

5

56

Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением

1

57

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке.

1

58

Разбор имён существительных по составу.

1

59

Р/р Обучающее изложение «Мурлыка»

1

60

Повторение. Проверочная работа №8 «Имя существительное как часть речи»

1

22.Местоимение как часть речи

Предметные УУД:

Отличать местоимения от слов других частей речи.

Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).

Писать предлоги с местоимениями раздельно.

Осознавать роль личных местоимений в речи.

Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»). 

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

4

61

Работа над ошибками. Понятие о местоимении. Личные местоимения

1

62

Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями

1

63

Разбор местоимения как часть речи

Роль личных местоимений в речи.

1

64

Закрепление знаний о местоимении.

1

1

23.Имя прилагательное как часть речи

Предметные УУД:

Группировать слова по частям речи.

Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.

Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

4

65

Определение имени прилагательного

1

66

Роль прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными

1

67

Роль имён прилагательных в речи

1

68

Разбор имени прилагательного как часть речи.

1

24.Правописание букв безударных гласных в окончании имён прилагательных

 Предметные УУД:

Различать текст – повествование и текст – описание.

Выделять  в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор).

Продуцировать текст – описание по опорным словам.

Подбирать антоним к данному имени прилагательному.

Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса.

Разбирать по составу имена прилагательные.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

2

69

Окончание имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.

1

70

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. Словарный диктант

1

25.Разбор прилагательных по составу

1

71

Словообразование имён прилагательных.

Проверочная работа № 10 «Имя прилагательное как часть речи»

1

72

Контрольный диктант № 5

1

26.Глагол как часть речи

Предметные УУД:

Наблюдать за ролью глаголов в речи.

Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов.

Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени.

Выделять суффикс –л – в форме прошедшего времени глагола.

Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм.

Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

3

73

Работа над ошибками. Определение глагола как части речи

Изменение глаголов по временам

1

74

Суффикс – л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

1

75

Изменение глаголов по числам

1

27.Правописание частицы не с глаголами

1

76

Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами

Развитие умения писать частицу не с глаголами.

1

28.Неопределённая форма глагола

3

77

 Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы

1

78

 Образование форм времени от неопределённой формы глагола

1

79

Разбор глагола как части речи.  Проверочная работа  «Глагол как часть речи»

1

29.Наречие как часть речи

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

3

80

Работа над ошибками. Понятие о наречии как части речи

1

81

Контрольное изложение

1

82

Урок-соревнование « Глаголь глагол»

1

Предложение

Предметные УУД:

Различать виды предложений по цели высказывания.

Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные.

Накапливать опыт постановки логического ударения.

Различать слово, словосочетание и предложение.

Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически.

Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. 

Личностные УУД:

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

ориентировать на разнообразие способов решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

задавать вопросы.

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

16

30.Виды предложений по цели высказывания и интонации

1

83

Виды предложений по цели высказывания

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания.

Восклицательные и невосклицательные предложения

1

31.Главные и второстепенные члены предложения

3

84

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

1

85

Понятие о второстепенных членах предложения

1

Составление схем предложений и предложений по схемам.

Предложения распространённые и нераспространённые

1

86

Разбор предложений. Контрольный словарный диктант

1

32.Предложения с однородными членами

Предметные УУД:

Разделять непунктированный текст на предложения.

Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения.

Использовать этот порядок при разборе.

Оценивать правильность работы.

Распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл.

Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами.

Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений.

Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами.

Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы).

Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью.

Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу).

Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя.

 Личностные УУД:

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

строить рассуждения;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

6

87

Работа над ошибками. Однородные подлежащие и сказуемые

1

88

Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении

1

89

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

1

1

90

Главные и второстепенные члены предложения. Определение однородных членов предложения

1

91

Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум)

1

92

Повторение изученного. Р/р Свободный диктант

1

33.Простые и сложные предложения

6

93

Понятие о простом и сложном предложении

1

94

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения

1

95

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые

1

96

Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Р/р Свободный диктант

1

97

Разбор простого и сложного предложений

1

98

 Проверочная работа № 12 «Предложение»

1

34.Повторение

Предметные УУД:

Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису, и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц.

Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему.

Личностные УУД:

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом на уроке.

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

строить рассуждения;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

4

99

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание

1

100

Итоговая контрольная работа.

1

101

Повторение. Части речи

1

102

Повторение. Предложение.

1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Русский язык. Учебник для 3-го класса общеобразовательной школы. Изд. 3-е,перераб. - М.: Баласс; Школьный дом, 2012. - 176 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Комисарова Л.Ю.

Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3-го класса Бунеева Р.Н. Бунеевой Е.В., Прониной О.В./Под науч.ред.Е.В. Бунеевой.-Изд.3-е, испр.-М.:Баласс; Школьный дом,2013.-128с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»). Допущено  Министерством образования и науки РФ.

Яковлева М.А.

Тетрадь по чистописанию. 3класс. К учебнику «Русский язык», 3-й класс/ Под ред. Р.Н. Бунеева Е.В. Бунеевой.- М.:Баласс; Школьный дом,2013.-64с.:ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Бунеева Е.В.

Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1, вариант 2 .- М Баласс; Школьный дом,  2013. - 32 с, (Образовательная система «Школа 2100») опущено  Министерством образования и науки РФ.

Бунеева Е.В., Яковлева М.А. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.

Наглядные пособия.

Комплект наглядных пособий : 3 класс: Русский язык: в 2 частях/ сост. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, М.А.Яковлева.-М:Баласс,2010

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

Ноутбук,принтер, мультимедийный проектор с экраном, колонки.

Интернет-ресурсы:www.scool2100.ru

http://scool-collection.edu.ru

http://window.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.

§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс

Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....

Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...

Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа 2100" 2 класс.

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа 2100" 2 класс....