«Имена прилагательные, обозначающие эмоциональное состояние людей, испытывающих чувства радости и грусти».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena_pril.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Проведенный урок в 3 классе на тему «Имена прилагательные, обозначающие эмоциональное состояние людей, испытывающих чувства радости и грусти» является отражением моего педагогического кредо – «Помоги мне это сделать самому». Так как я считаю, что необходимо переориентировать обучение и воспитание на саморазвитие и самореализацию личности. Для решения этой задачи необходимо:
- помочь ребенку поставить перед собой цель и овладеть способами ее достижения;
- помочь стать творцом;
- дать навыки саморегуляции, где ребенку недостаточно быть исполнителем, а необходимо принимать на себя роль субъекта своей деятельности;
- дать ребенку средства защиты, восстановления личностной гармонии, физического и психологического стимулирования.
По видовой принадлежности этот урок можно отнести к уроку комбинированному и личностно-ориентированному, так как он дал возможность познать учащимся самих себя как субъектов, которые могут свободно общаться на родном языке.
Имя прилагательное познается учащимися исходя из его функции в речевом общении и смыслового содержания, ведь одна из основных задач обучения родному языку – не заучивание учащимися теории языка, а сознание функции каждой части речи. Это – сущность функционально-семантического принципа обучения языку.
Формулирование учащимися темы урока даёт возможность создать мотивацию для дальнейшего успешного проведения урока в целом. На этом этапе используется иллюстрированный материал (портреты Радости, Грусти, короля), раздаточный материал (цветные сердечки, словарики и рабочий лист). Предусмотрена совместная деятельность учителя и учащихся. Проверяется уровень общей информированности учащихся по теме урока, определяется уровень эмоционального восприятия.
Я совмещаю в своей работе образование психолога и педагога. Все чаще педагоги и психологи используют термины «эмоциональная неадекватность», «эмоциональное нарушение». Не только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь «задним числом».
Работая на символическом языке, используя технологию игры, информационные технологии, которые вызывают интерес к изучаемому материалу и включают зрительное восприятие, дети представляют себе, что внутри них есть Король, которого навещают слуги. Знакомство со слугами-чувствами происходило на уроке с опорой на все модальности (зрительный, слуховой, обонятельный, двигательный анализаторы).
Очень важен ввод понятия чувства меры, ведь ее потеря – это потеря эмоционального баланса. На уроке была работа в распознавании слуг-чувств Радости и Грусти.
Использованные мною средства обучения (вербальные, наглядные, технические) наполнили учебную деятельность положительными эмоциями и способствовали достижению активности, сознательности учащихся.
Задания для урока были выбраны неслучайно. Они носят развивающий характер (развитие логического, наглядно-образного мышления).
На уроке преобладал поисковый, творческий характер познавательной деятельности.
Принципы научности, доступности соблюдены, связь с жизнью и практикой прослеживается.
Физкультурная минутка не делит урок, а гармонично объединяет структурные этапы в единое целое. Физические упражнения сочетаются с минимумом умственных действий, связанных с темой урока, способствуют физическому и эмоциональному подъему, вызывают желание активно продолжать работу, продолжают формирование лингвистических знаний, положительно влияют на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
Тема: «Имена прилагательные, обозначающие эмоциональное состояние людей, испытывающих чувства радости и грусти».
Цели и задачи:
Обучающая:
- расширить и углубить представления о роли в нашем языке имен прилагательных, обозначающих эмоциональное состояние людей, испытывающих чувства радости и грусти;
- обогатить, уточнить и активизировать словарный запас учащихся;
- формировать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма;
- формировать умение распознавать имена прилагательные в тексте
Развивающая:
- развивать фонематический слух;
- делать выводы, обобщать, систематизировать полученные знания;
- развивать познавательный интерес у учащихся к родному языку;
- развивать речь, восприятие, внимание, воображение, память, мышление;
- развивать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитательная:
- развитие научного, формирование нравственного, эстетического мировоззрения учащихся;
- развитие культуры работы в сотрудничестве;
- воспитание интереса и любви к родному языку;
- воспитание культуры чувств.
Ход урока:
I. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы урока.
1. В одной удивительной сказочной стране живёт Король. У него есть слуги: Радость и Грусть.
- Посмотрите на экран.
Слайд №1.
«Когда приходит Радость, у Короля настроение…,… .
Если к Королю заходит Грусть, то он ... и...
Слова для справок: весёлое , горестный, слезливый, праздничное.
-Сформулируйте задание, которое вы должны выполнить. (Восстановить текст, используя слова для справок).
-Прочитайте слова, которые описывают настроение Короля. На какие вопросы они отвечают? ( Какое? Какой? )
-Что обозначают? ( Признак предмета).
-Какая часть речи отвечает на такие вопросы и обозначает признак предмета? (Имя прилагательное).
/Учитель заполняет пропуск в теме урока, записанной на доске./
-Какие признаки обозначают данные прилагательные? Цвет, размер, форму или эмоциональное состояние людей. (Эмоциональное состояние людей).
/Учитель заполняет тему урока на доске./
-Сегодня на уроке мы будем говорить о таких прилагательных, которые обозначают состояние людей, когда они испытывают чувства (показ на слуг Радость и Грусть, изображённых на доске)… (Радости и грусти).
/Учитель окончательно восстанавливает тему урока на доске/.
2 вариант: - Опираясь на свои ответы, сформулируйте тему нашего урока.
- На ваших столах лежат сердечки разного цвета. ( См. Приложение) Это - словарики, которые помогут вам на уроке. Возьмите их в руки и давайте познакомимся с ними. /Дети читают слова на сердечках, а учитель комментирует значения непонятных слов/.
-Посмотрите на свои листочки, найдите сверху сердечки разного цвета. Подумайте, какого цвета ваша Радость?
(ответы детей)
-Для своей грусти вы какой бы цвет выбрали? (ответы детей)
-Почему так получилось, что у некоторых не совпали цвета? (ответы детей)
-Мы все разные, и Радость, Грусть видим тоже по-разному. Но именно в этом наша неповторимость и уникальность. И благодаря этому нам так интересно друг с другом!
2. Словесно-логическое упражнение.
- Когда Радость приходит к Королю, то они всегда с увлечением играют. Сегодня Радость принес и нам на урок свои любимые игры. Поиграем?
Слайд №2:
Шли три мальчика - шаловливый, веселый и шутливый.
Коля не шаловливый.
Петя не веселый и не шаловливый.
Какой Ваня?
(Коля не шаловливый, Петя не шаловливый, значит шаловливый - Ваня).
3. Работа с синонимами.
- Какие прилагательные мы встретили в тексте? (Шаловливый, веселый, шутливый)
-Как называют такие прилагательные?
-У них сходное значение по смыслу? (Да)
- Как называют такие прилагательные, имеющие сходное лексическое значение? (Синонимы)
-Посмотрите в свои листочки. Найдите эти слова.
Слуга Радость предлагает расшифровать друзей этих слов, расположенных ниже:
Слайд №3
Веселый шаловливый шутливый
см…шн…й з…б…вн…й к…м…чн…й
-Каким образом Радость зашифровал их? (Записал без гласных букв)
-Давайте вместе поставим гласные на свои места .Прочитайте первое слово. (Смешной)
-Какой звук мы произносим третьим? ([и])
А какую букву будем писать (е)
-Какая в данном случае нам встретилась орфограмма? (Безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
- Прочитайте второе слово (Забавный)
- Можно проверить здесь безударную гласную? (Нет, это словарное слово).
-- Какая здесь орфограмма в корне слова? ( Здесь орфограмма — безударная гласная, не проверяемая ударением).
- Прочитаем третье слово (Комичный). Подберите проверочное слово (Комик). Какая орфограмма? (Безударная гласная, проверяемая ударением).
- Продолжите:
Смешной, забавный, комичный, весёлый, шутливый, шаловливый – это… (Синонимы)
4. Работа с антонимами.
-А как называют слова, противоположные по смыслу? ( Антонимы )
Посмотрите в листочках следующее задание. Похоже, здесь уже включился в
игру слуга- Грусть.
Слайд №4
Спокойный - ТРЕЖЫВОНИЙ
Запишем антоним к слову спокойный. Что это за слово? (Тревожный).
-Как зашифровал слово слуга Грусть? (Поменял буквы местами)
5. Игра «Найди лишнее слово».
А вот еще одно хитрое задание от Грусти:
Слайд №5.
ПЕЧАЛЬНЫЙ ГРУСТНЫЙ ОГОРЧЕННЫЙ СВИРЕПЫЙ
СКУЧНЫЙ
-Что необходимо сделать с этим рядом слов? (Найти лишнее слово)
-Какое здесь слово лишнее и почему? (Свирепый)
-Остальные слова чем являются? (Синонимами).
-Что они обозначают? (Состояние человека, когда он испытывает грусть).
-А свирепый человек испытывает какое чувство? (Злость).
-Да. Человек может испытывать разные чувства: и страх, и удивление, и злость, и многие другие.
-Так что же такое синонимы и антонимы? С какими синонимами мы поработали? А с какими антонимами мы встретились?
6. Физкультминутка.
-Слуги Радость и Грусть по-разному приходят к Королю.
Какой слуга вбегает в широко распахнутые двери? (Радость).
-А кто медленно и тяжело ступает, идя к Королю? (Грусть).
-Кто из них часто охает, стонет, шмыгает носом? (Грусть).
-А слуга Радость что делает? (Смеется, хохочет, поет, веселится...)
-Ребята, кто может объяснить, что такое мимика?
Мимика - движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
-Покажите мне своей мимикой, какими вы бываете, когда вас навещает Радость.
-А когда к вам приходит Грусть?
Часто у грустного человека уголки губ, глаз опущены вниз, между бровями появляется складка. Давайте поиграем. Я буду называть вам наши имена -прилагательные, обозначающие состояние человека, когда он испытывает чувства радости или грусти. Если прилагательное относится к радости, то вы улыбаетесь, изображая радость, поднимаете руки высоко вверх и восклицаете «Ура!» и хлопаете в ладоши. Если прилагательное обозначает состояние человека, испытывающего грусть, то мимика будет совсем другая и произносить мы будем «О- ох!», покачивая головой.
-Задорное , приподнятое, тягостное, горестное, счастливое, сокрушенное, праздничное, враждебное (обозначает злость), легкое, прелестное...
-Еще я вам расскажу, что и запахи даже слуги Короля с собой приносят разные. Радость приносит нашему Королю приятные, вкусные ароматы - запах торта.
- А ваш слуга Радость какие запахи приносит? ( Ответы детей).
- Почему так - у всех свои запахи? ( Ответы детей).
-Да, мы все разные и чувствуем по-разному. Сейчас вы закроете глазки и медленно, глубоко будете дышать: вдох- живот поднимаем, выдох - опускаем. Дыша таким образом и слушая музыку, постарайтесь представить, какой слуга пришёл к Королю и какие запахи принес с собой. ( Ответы детей).
Многие люди не могут так сразу ответить на эти вопросы. Это происходит потому, что плохо себя знают и недостаточно наблюдательны . Надеюсь, что теперь вы будете к себе более внимательными.
7. Игра: «Какой герой?»
Наши слуги уверены, что вы любите и знаете сказки и их героев. Посмотрите на экран.
Слайд №6. Пьеро и Арлекин
Перед вами портреты сказочных персонажей.
Кто это? (Пьеро и Арлекин)
Что объединяет их? ( Ответы детей).
Из какой они сказки? ( Ответы детей).
Возьмите ваши веселые и грустные сердечки. Мы будем выбирать те прилагательные, которые характеризуют этих героев.
Пьеро какой? (Грустный, слезливый, скорбный...)
Арлекин какой? ( Весёлый, игривый, задорный...)
8.Ввод понятия «Мера». Составление синквейна (резерв).
Мы поиграли в игры Радости и Грусти. А в народе говорят: «Все хорошо в меру». Что произойдет, если слуга Радость слишком долго будет у Короля? Что постоянно будет делать Король? (Смеяться, петь, веселиться). Да, и если наш Король будет все время веселиться, то и дела у него в королевстве разладятся.
Скажу вам по секрету, что такой Король есть и у каждого из нас. Это - мы сами. И нас тоже часто посещают эти слуги - Радость и Грусть. Мне Король сказал, что Грусть часто бывает ему очень полезна.
- Как вы думаете, чем же?
( Когда мы грустим, то тонко чувствуем всё то , что нас окружает. И Король в радости не всегда может понять нужду другого). Но если слишком долго, без меры грустить, то можно даже заболеть. Грусть - важное чувство, но не нужно его бояться, необходимо помнить о мере.Как же узнать слугам, что пора им уходить? Секрет королевских слуг в том, что все они обладают важным качеством - Мерой. Знание Меры всем людям очень пригодится в жизни.
Сейчас я предлагаю вам восхвалить Меру и составить синквейн . Вы когда-нибудь составляли синквейн? Сегодня мы научимся это делать.
Синквейн очень любят составлять японцы. Это - такое маленькое стихотворение из четырех строк. Мы будем работать на таких листочках (показ). Строчки здесь перепутаны, нам нужно их расположить в правильном порядке. На первой строчке должно быть два прилагательных, характеризующих наше понятие. Найдем их на доске. (Мудрая, ответственная) . /Дети на своих листочках находят и отмечают нужные строки цифрами/. На второй строчке записывают три глагола, описывающих то, что позволяет делать или делает это понятие. (Решает, позволяет, управляет). На третьей строчке записывают некоторое действие понятия.( Вовремя слуг домой отправляет). На четвертой, последней строчке пишут выводы, отношение к понятию. (Мне помогает).
/Дети на своих листочках находят и отмечают нужные строки цифрами/.
- Так зачем же нам нужна Мера? Прочитаем синквейн.
А вот про людей без чувства Меры часто можно услышать такое:
Слайд №7.
Трусливый, как... (Заяц).
Упрямый, как... (Осёл).
Болтливый, как... (Сорока).
Такие устойчивые словосочетания в переносном значении называются в русском языке - Фразеологизмами.
Дети дополняют и вписывают слова в словосочетания.
9.Закрепление.
Давайте вместе сочиним сказку про нашего Короля и его слуг.
Жил-был Король. Он был добрым, справедливым, ценил и любил всех своих слуг одинаково. Когда Короля навещал слуга Грусть, то настроение у него становилось ... Каким? (Тягостным...), потому что слуга говорил с ним каким тоном? (Элегичным ...), и вид у этого слуги был какой? (Меланхоличный...).
Когда к Королю приходил слуга Радость, настроение Короля становилось каким? (Веселым...) и лицо его озаряла улыбка какая? (Лучезарная...). Наш Король был мудрым и знал во всем что? {Меру ), и поэтому в королевстве все люди были счастливы.
Вот такая интересная сказка у нас получилась! Какими словами вы ее дополняли? (Именами прилагательными, обозначающими эмоциональное состояние людей, испытывающих чувства радости и грусти).
- Да, без них мы бы не смогли описать эмоциональное состояние человека. Вот насколько важны в русском языке такие прилагательные!
10.Подведение итогов.
А сейчас я предлагаю вам воспеть в синквейне имена прилагательные, обозначающие эмоциональное состояние людей.
Точные, выразительные,
Дополняют, украшают, уточняют,
Наш словарь обогащают,
Нам нужны
-Грустный, тягостный, плохой,
Восторженный, счастливый, озорной,
Лукавый, шаловливый и шутливый,
Задорный, праздничный, игривый...
Они друг друга дополняют
И наш словарь обогащают,
И украшают нашу речь,
А нам их надо знать, беречь!
12. Рефлексия.
-Кому было интересно на уроке?
-С каким настроением вы заканчиваете урок?
-Кто считает, что он хорошо поработал?
-Какие задания слуг особенно понравились?
-Оказывается, у нас в организме есть вещество, которое помогает нам радоваться. Его называют «гормон счастья» и он вырабатывается, когда мы едим сладкое.
Мне бы хотелось, чтобы у вас после нашего урока осталось хорошее настроение. На ваших столах лежат конвертики Счастья. Что в них? (Шоколадки)
Большое спасибо, ребята, за урок. Вы все очень хорошо поработали. И я благодарю вас за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира во 2 классе по теме"Эмоциональное состояние человека, проявление чувств."
Открытый урок , приуроченный к дню освобождения Ленинграда. На уроке дети предтавляют свои исследования о жизни и быте их сверстников в блокадном Ленинграде...
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.
Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей» рассчитан на пров...
Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....
Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей
Урок повторения, обобщения и систематизации материала по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"....
презентация к уроку русского языка "Школа 2100" 3 класс "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные ,их использование в речи для характеристики людей"
Данная презентация может быть использована на уроках развития речи....
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей
Обобщение и систематизация знаний о сложных словах, использование сложных слов в описании характера, внешнего вида человека....