Открытый урок по русскому языку, 1 класс с презентацией
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку. Тема "Большая буква в именах собственных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.dok_.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по русскому языку
( 1-й класс)
Тема:
«Большая буква в именах собственных»
МКОУ СОШ №1
Чукина В.В.,
учитель начальных классов
Острогожск
ЦЕЛИ: Дать понятие собственных имен существительных.
. Продолжить работу над каллиграфией письма, развитием мелкой моторики.
-Формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы);
Воспитательные задачи:
-Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;
-расширять кругозор учащихся.
Способствовать воспитанию аккуратности, развитию интереса к окружающему миру, мотивацию к учению.
Развивающие задачи: способствовать развитию логического мышления, самостоятельности, продолжить обучению приёмам анализа.
-Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;
НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ:
компьютер, мультимедийный проектор,экран, мультимедийное приложение, таблицы для индивидуальной работы, тренажёр Л.Г. Масько , учебник «Русский язык» 1 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Рабочая тетрадь для 1 класса.
Ход урока.
/. Организационный момент.
//. Мотивация, постановка учебных задач.
-Доброе утро, ребята, уважаемые гости! На улице весна, пробуждается природа, светит солнышко. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок будем добрее, счастливее, и с удовольствием поработаем на уроке.
///. Минутка чистописания.
- Слайд1.
-Рассмотрите героя нашего урока в тетради на стр.18
- Кто это? (Клоун) Его зовут Фуки-Нуки, он любит гулять в лесу и собирать ягоды.
- Рассмотрите рисунок на первой строке. Догадайтесь, какую ягоду собирает клоун? Это земляника. Элементы каких букв есть в этой веточке? (к) (укрепить на доске.)
На доске образец для чистописания:
к к кк к к к чк км ки юк
- Прочитайте сочетания. Что можете сказать о первых двух? (ЧК пишется без ь, км- сокращенное слово километр.)
- Как соединены буквы в сочетаниях?
- Прочитайте сначала слова, которые нельзя переносить. Почему?
- Прочитайте двусложные слова. Как их можно перенести?
- Запишите слова, разделите слова на слоги. (осанка)
- Упражнение для самоконтроля.
Жил-был клоун Фуки - Нуки,
В школе он учил науки.
А писать он не умел,
В это время Фу ревел.
Покажите-ка, ребятки,
Буквы лучшие в тетрадке.
-Взаимопроверка. Ученики обводят лучшие буквы в овал.
-/V. Словарная работа.
-Слайд 2. Распутай слова.
Вот так горе, вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трёх слогов.
Кто помочь словам готов?
Со бе кор ба рё зи ка за на
- Запишите в тетради слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Слайд 3, 4. Собака, берёза, корзина.
Молодцы!
V.Работа по теме урока.
Слайд 5. Заставка.
Слайд 6-10. Путь к познанию.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, у вас хорошее настроение? Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
Шагаем по ступеням по щелчку мыши
НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД
Слайд 11-18. Подумай.
- Дети, у каждого из вас на партах таблички, которые мы должны заполнить. Ответы на загадки и вопросы записываем в левую колонку. - Что обозначает каждое из записанных вами слов? Запишите в правую колонку
По щелчку мыши появляются задания. А в таблице после ответов детей – слова-отгадки.
- Той девчонки нет прекрасней
Той девчонки нет умней,
И Пьеро, её вздыхатель,
Целый день поёт о ней. (Мальвина)
- Почему слово написано с большой буквы? (Это имя девочки.)
- Слово имя записываем в правую колонку.
- В Простоквашино живёт
Всё хозяйство там ведёт.
Адрес точно я не знаю,
Но фамилия морская. (Матроскин)
- Продолжите фразу:
Лиса Патрикеевна, Кот Котофеевич и Михайло … (Потапыч)
- А что обозначает это слово? (Отчество.)
- Как звали любимую корову кота Матроскина?
- В какой деревне жил дядя Фёдор со своими друзьями? (Простоквашино)
- Где жили Чук и Гек со своей мамой? (Москва)
- Река, в которую впадает Тихая Сосна? (Дон)
- Слайд 19..
В правой колонке появляются слова после заполнения ее учениками по щелчку мыши (для самоконтроля).
1 | Мальвина | имя |
2 | Матроскин | фамилия |
3 | Потапыч | отчество |
4 | Мурка | кличка |
5 | Простоквашино | деревня |
6 | Москва | город |
7. | Дон | река |
-Почему слова левого столбика пишутся с большой буквы?
Слово учителя: В русском языке есть слова, которые пишутся с большой буквы. Называются эти слова имена собственные. Дети, подумайте и скажите, какие группы слов относятся к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей,…..)
-Слайд 20.
Над таблицей по щелчку мыши появляется название таблицы «Имена собственные»
- Сегодня тема нашего урока «Большая буква в именах собственных.»
Подготовленный ученик читает стихотворение:
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия, пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо.
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк.
В букве большой уважения знак.
- Правильно! Тема эта достаточно важная, многогранная, и нам придется ещё не раз к ней возвращаться.
- Откройте, пожалуйста, учебники.
V/-Работа с учебником. Стр. 30, № 33, упражнение выполняется по «шагам».
-Слайд 21-23. Проверь себя. Молодец!
Книгу про Незнайку написал Николай Носов.
Никита всё лето жил у бабушки Насти в Новгороде.
- - Какой мы можем сделать вывод? (Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы и т. д.)
-Физминутка.
- Слайд24-25.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Шейку моет, щечки трет.
Подметает хомка хатку,
Утром делает зарядку,
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать!
Слайд 26- 27. Группировка. (Устно.)
-Прочитайте слова.
Москва. Шар. Река. Гагарин. Ольга Петровна. Город. Ракета. Бим. Собака. Яна.
- На какие группы можно распределить эти слова?
- Назовите слова, которые всегда пишутся с большой буквы. (Москва, Гагарин, Ольга Петровна, Бим, Яна). Как называются эти слова? (имена собственные). По щелчку мыши имена собственные выделяются.
- Назовите слова, которые можно писать то с маленькой, то с большой буквы, в зависимости от места слова в предложении.
- Когда они пишутся с большой буквы? (в начале предложения). По щелчку мыши имена нарицательные подчёркиваются.
-Вывод:Слова, которые пишутся с большой буквы, называются именами собственными.
Слайд 28. Составь предложение.
- Составь и напиши предложение с данными словами:
Соловьёв. Пение. Серёжа. Слушал. Соловьёв.
- Как связаны слова в предложении? (по смыслу)
(Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв.)
По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы детьми на экране появляется вариант предложения.
- Назовите имена собственные. По щелчку мыши задание проверяется.
Слайд 29. Разбор предложения.
- Подчеркните грамматическую основу предложения.
-Как по другому можно сказать?
По щелчку мыши задание проверяется.
Учитель обращает внимание детей на то, что подлежащее может быть выражено двумя словами. В данном случае имя и фамилия.
Физминутка. Упражнения на коррекцию зрения (Разработка Л.Г. Масько ) Переход по гиперссылке на презентацию по коррекции зрения.
V//. Работа с учебником. Стр.31, №34
- Прочитайте первое сочетание. (Гриб чернушка.)
- Какую букву напишете на месте пропуска? Почему? (Напишу маленькую букву к, потому что это название гриба.)
- Вывод: Чтобы правильно выбрать заглавную или строчную букву, о чем надо задуматься? ( О смысле сочетания, предложения.)
- Запишите это сочетание.
- Обозначает ли буква е мягкость согласного звука [ч ] в слове чернушка? (Нет, звук [ч] всегда мягкий.)
Слайд 30. Гриб чернушка, курочка Чернушка, Черное море, черное платье, деревня Черёмушки, расцвела черёмуха.
Слайд 31. Фразеологизм.
- Все знают выражение, которое стало фразеологизмом «Во всю Ивановскую».
- Что оно означает? Если не отвечают дети, дать возможность ответить гостям.)
Фразеологизм- устойчивое по составу и целостное по значению словосочетание или предложение.
- Много лет назад в Москве для зачтения важных указов царя народ собирался на Ивановской площади в Кремле. Свое название площадь получила от колокольни Ивана Великого. Она была самым высоким зданием в Москве. Глашатаи громко зачитывали царские указы и другие важные распоряжения. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал «во всю Ивановскую».
Дети приходят к выводу, что Ивановская площадь тоже имя собственное.
Слайд 32. Знаешь ли ты названия мультфильмов
Картинки из мультфильмов появляются на экране. Беседа с учащимися. Щелкнуть мышью по изображению. Вместо него появляется название мультфильма.
V///.Итог урока.
-Какие слова пишутся с большой буквы?
- Сравните свой вывод с выводом в тетради.
- О чем нужно задуматься, чтобы правильно выбрать заглавную или строчную букву при написании? (О смысле слова, словосочетания или предложения.)
- Запишите на зелёной полосе своё имя и фамилию.
- На партах у вас лежат грустные и веселые смайлики.
- Если вам понравился урок, поднимите веселые смайлики.
- Если нет, то грустные.
(Смайлик-от английского «улыбка», значок, состоящий из знаков препинания,обозначающий эмоции, для общения в Интернете.)
Слайд 33. Рефлексия. Собирание цветка.
- Мы с вами хорошо поработали. Перед вами волшебный цветок. Он расцветёт цветом вашего настроения.
Дети выбирают из палитры цвета в нижней части экрана желаемый цвет. После щелчка мыши в избранный цветной кружок окрашиваются лепестки цветка на рисунке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"
Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Значение суффиксов", с презентацией.
Автор УМК «Начальная школа ХХI века» С.В.ИвановТема урока: Значения суффиксовТип урока: урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыковМетодические приемы изучения темы: Наб...
Конспект и презентация открытого урока по русскому языку. 3 класс
Правописание слов с двумя корнями....
Презентация к открытому уроку по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"
Презентация к открытому уроку по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе ОС "Школа 2100" по теме "Слова, в которых пишется и не пишется буква ь" + презентация + дидактический материал
Материал содержит конспект урока по ФГОС, презентацию и дополнительный материал....
Презентация к открытому уроку по русскому языку во 2 классе. "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол"
Презентация к открытому уроку....
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....