Звук [ц], буквы Ц, ц.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Валеева Фидалина Рифовна

Чтение (букварный период) по программе "Школа 2100"
Цель. Познакомить учащихся с новыми звуком [ц] всегда твердым и глухим и буквами Ц, ц. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_ts_.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Чтение (букварный период).
Тема: Звук [ц], буквы Ц, ц. 
Цель. Познакомить учащихся с новыми звуком [ц] всегда твердым и глухим и буквами Ц, ц. 
Задачи.
Обучающие. Формировать умение читать слова с буквами Ц, ц; наблюдать за особенностями написания букв и, ы после [ц]; обобщить знания о твердых непарных и мягких непарных согласных звуках.
Развивающие. Способствовать развитию фонематического слуха; навыков правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения; мышления.
Работать над развитием связной и грамотной речи. 
Воспитательные. Воспитывать интерес к чтению, культуру поведения при работе в паре.

Планируемые результаты
Личностные результаты: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному материалу; первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; формирование индивидуального стиля деятельности. 

Предметные результаты: умеет соотносить звук и букву, выделяет звуки из слова, дает характеристику звуку, производит звуко-буквенный и слого-звуковой анализы слов; читает слоги, слова, стихотворения, тексты с буквами Ц, ц, без ошибок..
Метапредметные результаты:
- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
- проговаривает последовательность действий на уроке;
- работает по коллективно составленному плану;
- фиксирует затруднения в выполнении заданий; 
- оценивает правильность выполнения действий;
- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- высказывает свои предположения;
- строит краткое устное высказывание по теме;
- слушает и понимает речь других;
- ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
- участвует в организованном поиске новых знаний: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник Азбука Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, лента букв, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.
Дидактические материалы: сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги, предметные картинки, тексты стихов, звуковые модели слов, карточки для индивидуальной работы, шаблоны букв.
Ход урока
1.Организационный момент
Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.
Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Формируемые УУД:
(Л.)Формирование личностной заинтересованности 
(Р.)Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности.
Учитель. Дети улыбнитесь своему соседу, теперь улыбнитесь мне, а я вам.

2. Актуализация знаний. Фонетическая зарядка.
Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.
Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Формируемые УУД. 
(К.)Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме.
(П.)Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 
(К.) Формирование умений слушать и понимать речь других. 
Учитель. - Как подзывают цыплят? (цып-цып)
Учитель. Какой звук слышится в начале?
Ученик. Звук ц .
Учитель. Что вы можете рассказать об этом звуке? Охарактеризуйте его.
Ученик. ц - согласный, глухой, твёрдый, непарный. 
Учитель. Какими буквами на письме мы обозначаем этот звук?
Ученик. Буквой Ц. 
Учитель. На что похожа буква Ц?
Ученик. На скамейку, стул, краник бочка.
Учитель. Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка. (А.Шибаев) 

3.Самоопределение к деятельности
Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.
Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний. Формируемые УУД.
(К.) Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
(П.) Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
(Р.) Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.
На интерактивной доске появляются слова с рисунками. (Слайд 1)
лиса, иней, цыпленок, окунь 

Учитель. Что общего в этих словах?
Ученик. Это слова предметы. 
Учитель. Отгадайте, какое слово получится, если составить первые звуки каждого слова.
Ученик. Лицо.
Учитель. Где слышите звук [ц] в слове?
Составьте звуковую модель слова. На схеме поставьте ударение (звуко-слоговой анализ слова лицо). 
Ученик. [л`] [и][ц][о] □`○□○
Учитель. Ребята, может уже кто догадался, как будет называться тема нашего урока? С каким звуком и буквой мы познакомимся сегодня?
Ученик. Звук [ц], буквы Ц, ц.
Учитель. Хорошо. А чему же мы будем учиться сегодня?
Ученик. Выделять звуки из слова, производить звуко-буквенный анализ слов; читать слоги, слова, тексты с буквами Ц, ц.
Учитель. Да, мы сегодня познакомимся с новым звуком [ц], буквами Ц, ц.

4. Применение и добывание знаний. Работа в паре
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.
Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений, развитие контроля и оценки.
Формируемые УУД. 
(Р.) Формирование умения выполнять последовательность действий, позицию по отношению к своей работе в группе (Л.).
(К.) Быть исследователем, конструктором, организовывать совместную работу.
Учитель. Работа по учебнику. 
1.Чтение звукобуквенных моделей, выделение новых звуков. Конструирование новых букв. Определение места буквы Ц в алфавите: перед какой знакомой буквой находится буква Ц? Какая буква находится после буквы Ц? 
Ученик. Между Х и Ч.
Учитель.
2. Чтение слогов с новыми звуками под моделями (с.110).
3. Чтение слов на цветном фоне (с.111). Нахождение лишней пары слов (белый целый). Составление моделей слов (Работа в паре).
Учитель. Какое ещё задание вы хотели бы выполнить с этими словами, работая в паре?
Ученик. Поставить в словах ударение, разделить на слоги.
Учитель. Приступаем к работе.

5. Физкультминутка.
Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.
Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда. 
Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).
Учитель. Ребята, я буду читать слова с буквой Ц. Если буква в начале слова вы приседаете, в середине хлопаете, в конце идете. (Цветы, улица, заяц, 
цапля, гонец).

Учитель. Как вы понимаете слово гонец? К чему мы можем обратиться?
Ученик. К толковому словарю Ожегова.
Учитель. Гонец - человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.
(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой).

На интерактивной доске появляется запись: (Слайд2)

А Учитель. - Что вы заметили?
О Ученик. Вместе написаны И и Ы.
Ц У 
Е
И Ы 


ЦЫ ЦИ ЦЫ
цыц цинк певцы
цыган циферблат скворцы 
цыпленок цикорий колодцы
цыпочки

Учитель. Прочитайте 2,3 столбики со словами, что вы заметили?
Ученик. В середине слов пишется и, на конце ы
Учитель. В 1 столбике записаны слова исключения, их надо запомнить, в корне слова после ц пишется буква и (2 столбик), на конце слова после ц пишется буква ы (3 столбик).

6. Итог урока
Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке. 
Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы. Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке (р), дать самооценку учебной деятельности(л).
Учитель. Вспомним, дети, чему мы учились сегодня на уроке?
Ученик. Мы познакомились с новым звуком [ц], буквами Ц, ц. Выделяли звуки из слова, читали слоги, слова, тексты с буквами Ц, ц.
Учитель. Поработаем со светофором. Помним, что зелёный круг всё понятно, жёлтый не совсем понятно, красный требуется помощь.

На интерактивной доске появляются высказывания, дети поднимают круг, который соответствует каждому высказыванию.(Слайд 3)

Я запомнил, что звук [ц] согласный, глухой, твёрдый, непарный. 
Я понял, что на письме мы обозначаем этот звук буквами Ц,ц.
Я запомнил, что в корне слова после ц пишется буква и, на конце слова после ц пишется буква ы.

Учитель. Молодцы! Я рада. Что вы все запомнили эти правила. 

7. Рефлексия учебной деятельности
Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.
Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки(р).Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).
Учитель. Ребята, а кто из вас был в деревне?
Дети. Я. я..
Учитель. Ой, вы все там были! А как там красиво, особенно летом в лесу, на лугу! Птички поют, бабочки летают, цветы цветут.
Учитель обращается к плакату на доске.
- А чего не хватает на рисунке в деревне, в которую приехали мы?
Ученик. Красоты.
Учитель. Попробуем её изобразить? 
Дети. Да.
Учитель. У каждого из вас на парте три цветка: красный, жёлтый, зелёный. Если вам понравилось на уроке прикрепите красный цветок, если не всё понравилось жёлтый, но а если было плохое настроение зелёный. Прикрепят цветочки сначала девочки, а потом мальчики.
Учитель. Наша деревня запестрела цветами красного цвета. Я рада, что на уроке вам всё понравилось!
Учитель. Урок окончен. 

Литература.

1. В.Волина Занимательное азбуковедение, М.: Просвещение, 2000г.

2.Я иду на урок в начальную школу. Русский язык: книга для учителя. М.: 2009

3.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 
2007.

4. Ковалько В. И. Школа физкультминуток. М: Вако, 2010.

5. Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению.1 кл. М.: Вако, 2010.

6. Журналы Начальная школа 2010 -2012.

7. Журналы Современный урок 2010-2012. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...