Урок русского языка в 4 классе. Программа «Планета знаний» Тема урока: Разноспрягаемые глаголы.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Болотова Надежда Валентиновна

 Разноспрягаемые глаголы - одна из сложных тем в 4 классе. В данной разработке дан фрагмент урока - повторение пройденного материала и знакомство с новой темой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.  Программа «Планета знаний»

Тема урока.   Разноспрягаемые глаголы.

Цель урока: Развивать навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах.

Задачи: 1.Познакомить учащихся с разноспрягаемыми глаголами.

2. Рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас.

 3.Уметь правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов.

4. Уметь формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем.

Приложение: мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Повторение спряжения глагола.

Учащимся предлагается выполнить проблемное задание «Четвертый лишний».

-Ребята, прочитайте слова. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Найдите лишнее слово.

На доске даны слова: рису…шь, чита…шь, молчи...шь, накрыва…шь.

(Лишнее слово молчишь т.к. в этом глаголе ударное окончание ишь, относится ко 2 спряжению, а все остальные глаголы с безударным окончанием 1 го спряжения. Ставлю глагол в неопределённую форму: рисовать, читать, накрывать - оканчиваются на ать, значит это 1 спряжение и писать в окончаниях надо букву е).

- Давайте обобщим, что вы знаете по данной теме.

(Мы знаем, что имена существительные склоняются, а глаголы   спрягаются. Умеем определять лицо, число, спряжение глаголов).

- Как определить спряжение глаголов?

(Если у глагола личное окончание ударное – определяем по гласной в окончании. Окончания –ешь, -ет, -ем,  -ете, -ут,- ют относятся к глаголам 1 спряжения, а окончания -ишь, ----ит, -им,- ите, -ат, -ят – относятся к глаголам 2 спряжения. Если у глагола безударное окончание – ставим глагол в неопределённую форму, определяем спряжение по гласной в суффиксе. Если глагол в неопределённой форме оканчивается на ить (кроме брить,стелить) и ещё 11 глаголов исключения – то такие глаголы относятся ко 2 спряжению).

- Назовите глаголы исключения.

(Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и зависеть, и вертеть, и обидеть, терпеть).

  1. Новая тема

Проблемное задание.

На доске даны предложения: Что ты хочешь? Мы хотим пойти на матч.

- Прочитайте предложения. Есть ли ошибки? (нет)

Докажите, что глаголы написаны верно.

(Глагол хочешь имеет безударное окончание, ставлю его в неопределённую форму хотеть – оканчивается на еть, значит в 1 спряжении окончание ешь написано верно.Глагол хотим имеет ударное окончание им, значит это 2 спряжение и окончание написано верно).

-Что интересного заметили?

(Глагол хотеть имеет окончания и 1 и 2 спряжения)

-Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

(К какому спряжению относится глагол хотеть)

-Проспрягайте глагол хотеть в настоящем времени. Выделите окончания. Проверяем.

(В ед. числе:  я хочу, ты хочешь, он хочет, во множественном числе: мы хотим, вы хотите, они хотят).

- Сделайте вывод каковы особенности спряжения глагола хотеть?

(спрягается по-разному см. в учебнике)

- Предположите, как можно назвать глагол хотеть?

(Разноспрягаемый, потому что спрягается по разному: имеет и 1 и 2 спряжение).

А какое толкование, что такое разноспрягаемый даёт в словаре Ожегов?

Определите тему нашего урока.

Разноспрягаемые глаголы.

-Что бы вы ещё хотели узнать по данной теме?

(Какие ещё есть разноспрягаемые глаголы. Как они спрягаются. Как правильно писать окончания разноспрягаемых глаголов).

-А для чего нужно знать разноспрягаемые глаголы?

(Чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов).

-Где вы можете узнать о разноспрягаемых глаголах?

(В интернете, в учебниках, в книгах, в энциклопедиях).

  1. Работа с литературой

Используя, имеющую у вас на партах литературу найдите ответ. Какие глаголы являются разноспрягаемыми.

(Глагол бежать относится к разноспрягаемым). Проспрягайте его в настоящем времени.
- Докажите что глагол бежать разноспрягаемый. (Бегу, бежим, бежишь, бежите, бежит  - 2 спряжение, но бегут 1 спряжение).

(Я узнал, что есть ещё разноспрягаемые глаголы есть и дать)

Ем, ешь, ест -1 спряжение, едим, едите, едят -2 спряжение

1 спр.- Я дам, ты дашь, он даст,  они дадут; 2 спр. – мы дадим, вы дадите    

      (Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать). 

 Глаголы, образованные от глаголов бежать, хотеть с помощью приставок, т.е. прибежать, расхотелось, отдать, тоже будут разноспрягаемыми.

4.Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

(Познакомились с разноспрягаемыми глаголами. Узнали какие глаголы называются разноспрягаемыми.)

-Я вспомнил, что… (у глаголов с ударным окончанием спряжение определяется по окончанию, а с безударным окончанием по неопределённой форме глагола)

- Вызвало затруднение в определении спряжения разноспрягаемых глаголов.

- Что посоветуем?

Я думаю нужно особое внимание обращать на окончание глагола – ударное оно или безударное.

Д/з Проспрягайте по 3 любых разноспрягаемых глагола с приставками в будущем

Приложение

  1. Повторение частей речи. Кроссворд. 

По горизонтали: 1. Часть речи, обозначает предмет (существительное)

4.Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета (глагол).

5. Обозначает признак действия или другого признака ( наречие).

6. Отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета ( прилагательное).

7. Указывает на предмет, признак, количество , но не называет их ( местоимение).

По вертикали:

1. Изменение глагола по лицам и числам ( спряжение).

2. Изменение именных частей речи по числам и падежам ( склонение).

3. Часть речи , которая отвечает на вопрос сколько? Какой? и обозначает количество и порядок предметов при счете

2. Повторение спряжения глагола.

Учащимся предлагается выполнить проблемное задание: лингвистическая игра «Четвертый лишний.

Задание: рассмотрите ряд слов, определяя лишнее по какому-то признаку: рисовать, отдавать, накрывать, молчать .

Слово учителя: чтобы правильно выполнить это задание, необходимо искать ответ с точки зрения грамматики. Если будет трудно, воспользуемся подсказками.

Подсказки:

Обратите внимание на спряжение глаголов  

Вспомните алгоритм определения спряжения

Составление учащимися рассыпавшегося «кластера»

В ходе рассуждения учащиеся определяют, что  «лишнее» слово – молчать, т.к. оно относится ко 2 спряжению ( молчим, молчишь, молчите, молчит, молчат

Окончание  в глаголе  молчать ударное.

3. Введение новой темы через проблемное задание.

Учащимся предлагается продолжить игру «Четвертый лишний», но уже с другим рядом слов: молчать, кричать бежать ворчать.

( в случае затруднения можно подсказать учащимся, что нужно проспрягать эти глаголы- поставить их в форму 3 лица единственного и множественного числа

В результате выполнения данного задания  учащиеся обращают внимание , что глагол бежать имеет окончания и 1 , и 2 спряжения: бежим, бежишь, бежите, бежит, НО бегут

- Как можно назвать глагол бежать, если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения?

Ответ учащихся: это разноспрягаемый глагол.

В) Переход к работе над новым материалом

  1. Работа с учебником  

У глаголов хотеть и бежать в основном ударные окончания, поэтому их спряжение не вызывает затруднений. Глаголы, образованные от них с помощью приставок, т.е. прибежать, расхотелось, отдать, тоже будут разноспрягаемыми.

Глаголы  есть, дать  ( а также производные от них ) имеют особые окончания в личных формах, являются архаическими: ем, ешь, ест, едим, едят, дам дашь, даст, дадим, дадите, дадут

  1. Тренировочные упражнения

Д/з Узнать какие ещё глаголы относятся к разноспрягаемым


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кроссворд «Части речи» с у щ е с т в и т е л ь н о е п р я ж е н и е к л о н е н и е ч и с л и т е л ь н о е а г о л а г р е ч и е р п л а о г а т е л ь н и е м и о т е с е м 1 1 4. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета. По горизонтали 1. Часть речи, обозначает предмет. 4 7. Указывает на предмет, признак или количество, не называя их. 5 5. Часть речи, отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? 6 6. Обозначает признак предмета. 3. Часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок предметов при счёте. 7 По вертикали. 1. Изменение глагола по лицам и числам. 2. Изменение именной части речи по падежам . 2 3

Слайд 2

«Четвёртый лишний» Рисовать Молчать Отдавать Накрывать Подсказка 1 Ответ Подсказка 2

Слайд 3

Обратите внимание на с пряжение глаголов

Слайд 4

Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Выделяют два типа спряжения. Глаголы первого и второго спряжения различаются личными окончаниями. Число Лицо Глаголы I спряжения Глаголы II спряжения Единст-венное число 1 ( я ) дума ю любл ю 2 ( ты ) дума е шь люб и шь 3 ( он, она, оно ) дума е т люб и т Множест-венное число 1 ( мы ) дума е м люб и м 2 (вы) дума е те люб и те 3 ( они ) дума ю т люб я т

Слайд 5

Вспомните , как определяем спряжение

Слайд 6

Алгоритм определения спряжения глаголов Личное окончание глагола ударное? ДА НЕТ Определяем по гласной в окончании - е шь - е м - е те - е т - у т /- ю т - шь - и м - и те - и т - а т/- я т I спр . на – ить (кроме брить и стелить) + гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть ДА НЕТ II спр . Ставим глагол в неопределённую форму, определяем по гласной в суффиксе II спр . I спр . - и м и шь и те и т а т - я т

Слайд 7

Ответ Молчать – 2 спряжение, определяем по окончанию, которое в этом слове под ударением. Молч и м, молч и шь, молч и те, молч а т. Рисовать, отдавать, накрывать – 1 спряжение, определяем по суффиксу неопределённой формы глагола.

Слайд 8

Молчать Бежать Ворчать Кричать Ответ подсказка

Слайд 9

Поставьте эти глаголы в форму 3 лица единственного и множественного числа что делает? что делают?

Слайд 10

Ответ окончание 2 спряжения окончание 1 спряжения Бежать он беж и т но они бег у т

Слайд 11

Как можно назвать глагол бежать , если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения?

Слайд 12

РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ

Слайд 13

Спряжение глагола бежать ед.ч . м н.ч . я бег у мы беж и м ты беж и шь вы беж и те он беж и т они бег у т I спр . II спр .

Слайд 14

Спряжение глагола хотеть ед.ч я хоч у ты хоч е шь он хоч е т мн.ч мы хот и м вы хот и те они хот я т I спр . II спр .

Слайд 15

Обратите внимание на окончания глаголов есть и дать в единственном числе

Слайд 16

Спряжение глаголов есть и дать я е м да м ты е шь да шь он е ст да ст мы ед и м дад и м вы ед и те дад и те они ед я т дад у т

Слайд 17

Словарная работа Чтить — относиться к кому-нибудь (чему-нибудь) с глубоким уважением и любовью. Чтить память погибших. (Словарь С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой.) Чту, чтишь, чтит, чтим, чтите , чт я т и чт у т .

Слайд 18

Подберите синонимы к глаголу чтить. Чтить – уважать, ценить, обожать, боготворить, дорожить.

Слайд 19

Вывод. Рефлексия Я вспомнил, что… Я понял… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Нужно выучить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок русского языка 3 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Правила правописания корней"

Урок-исследование с презентацией.  В урок включена работа с толковым словарем, парная и групповая форма работы, дифференцированная творческая работа. Правила в стихотворной форме о правописании к...

Урок русского языка 4 класс ( программа Л. В. Занкова ) Тема: Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

Урок открытия новых знаний предполагает получение детьми необходимой и достаточной информации по теме. Учитель не преподносит информацию в чистом виде, а школьники добывают её самостоятельно. На уроке...

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка 2 класс.Программа "Планета Знаний"

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка 2 класс.Программа "Планета Знаний...

Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний»Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

Эта презентация поможет систематизировать подачу нового материала по теме: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)...

Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")

Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...

Русский язык . 3 класс. УМК: «Планета знаний» Тема урока: Изменение глаголов по временам.

Тема урока: Изменение глаголов по временам.Цель: «открытие» учащимися нового о глаголе: употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.Задачи:- обучающие: повторит...