Русский язык . 3 класс. УМК: «Планета знаний» Тема урока: Изменение глаголов по временам.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: Изменение глаголов по временам.
Цель: «открытие» учащимися нового о глаголе: употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.
Задачи:
- обучающие: повторить знания о существенных признаках глагола; подвести детей к выводу как изменяется глагол; продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
-развивающие: развивать внимание к слову как лексической единице речи; развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы, развитие навыков самооценки, самоконтроля;
-воспитательные: воспитывать взаимопонимание, товарищество; воспитывать любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_russkiy1.doc | 82.5 КБ |
russkiy_vremya_glagola4.pptm | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: «открытие» новых знаний
УМК: «Планета знаний»
Тема урока: Изменение глаголов по временам.
Цель: «открытие» учащимися нового о глаголе: употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.
Задачи:
- обучающие: повторить знания о существенных признаках глагола; подвести детей к выводу как изменяется глагол; продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
-развивающие: развивать внимание к слову как лексической единице речи; развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы, развитие навыков самооценки, самоконтроля;
-воспитательные: воспитывать взаимопонимание, товарищество; воспитывать любовь к родному языку.
Планируемые результаты:
предметные: иметь представление об изменении глагола по временам.
Метапредметные:
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативные: уметь работать в парах, договариваться и приходить к общему решению;
познавательные: ознакомление с новой частью речи – глагол, с изменением глагола по временам;
личностные: развитие навыка сотрудничества при работе в группах, парах, доброжелательности, проявления интереса к содержанию урока.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная, работа творческого характера.
Ход урока.
- Орг. Момент
- Актуализация знаний учащихся
- Сегодня на уроке мы продолжаем обобщать, узнавать, исследовать что-то новое.
1). Давайте запишем слова: Р…С…ВАТЬ, К..РТИНА, К..РТОФЕЛЬ, Б..ЕРЁЗА, ..РЕХ, П..МИДОР, ..ГУРЕЦ, К..ПУСТА.
- Отметьте опасные места.
- Что это за слова? (словарные)
-Давайте проверим.
- Как вы считаете, какое слово здесь лишнее? Почему? (Р…С…ВАТЬ - глагол)
- На какие группы можно разделить эти слова?
(1 - на две группы в зависимости от части речи (сущ., глагол);
(2 – на две группы от количества слогов (орех – два слога; капуста, картофель, картина, берёза рисовать, огурец, помидор – по три);
(3 – на две группы в зависимости от ударения (капуста, картофель, картина, берёза, орех – на второй; рисовать, огурец, помидор – на третий).
2). Минутка чистописания.
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в слове, которое является лишним и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.
-Какая это буква? (т[т’] - в слове рисовать, т.к это глагол, а остальные сущ.)
- Согласную букву «т» мы напишем вместе с гласными, которые обозначают мягкость согласных звуков.
ти те тё тя тю_
3). Словарно – орфографическая работа.
- К слову рисовать подберите синоним …( изображать, иллюстрировать) .
- Сегодня мы запишем новое для нас слово Иллюстрировать
-Как вы понимаете значение этого слова?
4). Лексическое значение слова.
-Чтобы объяснить значение слова, каким словарём мы будем пользоваться? (толковым)
Объясните значение этого слова
1 – Словарь Ушакова
1. Снабдить (снабжать) иллюстрациями (книгу). Этот журнал иллюстрируют известные художники.
2. перен. Пояснить (пояснять) наглядным примером. Он иллюстрировал свои доказательства несколькими примерами.
2- Словарь Ожегова
1. Снабдить (текст) поясняющими рисунками.
2. перен. Пояснить что-либо наглядным, конкретным примером.
3- Словарь Ефремовой
1.Снабжать текст иллюстрациями.
2. Пояснять что-либо примером.
3. Служить иллюстрацией , представлять собою иллюстрацию.
- Давайте подберём однокоренные слова.
Иллюстрировать, иллюстрация, иллюстратор. (Запись в тетрадь, ударение, орфограммы)
-Каких знаменитых иллюстраторов вы знаете?
- Посмотрите, какое в этом ряду слов оказалось лишним? (Иллюстрировать_)
- Почему?(глагол)
- Стадия «Вызов» (тема и цели урока).
1 ) Постановка учебной задачи.
. - Сегодня на уроке мы больше уделяли внимания одной части речи.
- Какая это часть речи и почему именно ей уделялось внимание?
( ГЛАГОЛУ, наверное, с ним будет связана новая тема урока).
- Молодцы.
-А сейчас проведём аукцион знаний о глаголе. Что я ЗНАЮ (на доске):
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Чем в предложении является?
- Как изменяется глагол?
(По мере ответов на доске выстраивается схема).
2) Постановка проблемы.
- Как выдумаете, вы всё знаете о глаголе? А хотите узнать? Тогда, давайте вспомним, как изменяются глаголы. Вы сказали, что глагол изменяется по….(числам). Только ли по числам изменяется глагол? (Нет, наверно, он ещё как – то изменяется).
(Учитель на доске под второй стрелкой от слова «изменяется» в схеме ставит большой знак. )
-Тогда проведём исследование, как ещё могут изменяться глаголы.
3) Исследование( разделим тетрадь на 3 равные части)
- Какое сейчас время года? ( зима)
- Давайте опишем природу зимой.
( Идёт пушистый снег. Кругом лежат сугробы)
- Найдите глаголы и поставьте к ним вопросы.
-Когда происходит действие?( Сейчас, в настоящее время)
Вывод: действие происходит в момент речи - глагол настоящего времени
Настоящее времени | ||
Что делает? | ||
Что делают? | ||
Идёт пушистый снег. | ||
Кругом лежат сугробы. |
- Какое время года уже прошло? ( осень)
- Опишите природу осенью.
(Все листья с деревьев уже опали. Дул холодный ветер. Птицы улетели на юг.)
- Найдите глаголы и поставьте к ним вопросы.
-Действие происходит или оно уже произошло?( Произошло, в прошедшем времени)
Вывод: действие происходит до момента речи - глагол прошедшего времени
Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
Что сделали? | Что делает? | |
Что делал? | Что делают? | |
Все листья с деревьев уже опали. | Идёт пушистый снег. | |
Дул холодный ветер. | Кругом лежат сугробы. |
- Какое время года скоро наступит? ( весна )
- Давайте опишем природу весной.
(Засветит яркое весеннее солнце. Будет таять снег. Прилетят птицы.)
- Найдите глаголы и поставьте к ним вопросы.
-Когда происходит действие или оно уже произошло, или будет происходить? (будет происходить, в настоящем времени)
Вывод: действие будет происходить после момента речи- глагол настоящего времени
4) – Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол?
-Проверим?
– Что мы сейчас делаем? (Работаем)
– В каком времени стоит этот глагол?
( В настоящем, так как действие происходит в момент речи).
– Запишите глагол в тетрадь во 2 столбик. Выделите окончание.
(– Окончание –ем).
– Что мы делали вчера? (Работали).
– В каком времени стоит этот глагол?
( В прошедшем, так как действие происходило до момента речи).
– Запишите глагол во 2 столбик. Выделите окончание.( Окончание – и).
– Что мы будем делать завтра? (Будем работать, поработаем)
– В каком времени стоит этот глагол? ( В будущем).
– Запишите оба глагола в 3 столбик. Выделите окончание в глаголе “Будем”.
( Окончание –ем. Добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное).
Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
Что сделали? | Что делает? | Что сделает? |
Что делал? | Что делают | Что будет делать? |
Все листья с деревьев уже опали. | Идёт пушистый снег. | Засветит яркое весеннее солнце. |
Дул холодный ветер. | Кругом лежат сугробы. | Будет таять снег. |
работали | работаем | будем работать |
Работали, работаем, будем работать.
– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.
(Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).
– На какой вопрос мы ответили? (Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)
6. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
– А теперь конкретно мы можем озвучить тему нашего урока
-«Изменение глаголов по временам» или «Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени».
- Мы с вами провели небольшое исследование, теперь нам просто необходимо подтверждение нашего исследования , где мы его найдём? (В учебнике).
7) Работа по учебнику
– Откройте учебник на с.18. Прочитайте для себя тему урока и ответьте, правильно ли вы сформулировали ее.(Дети открывают учебники, читают, сравнивают)
– Молодцы! Вы правильно сформулировали тему урока.
– А теперь прочитайте правило на с.18.
– Как в русском языке изменяются глаголы относительно момента речи? (Глаголы изменяются по временам).
8) Физкультминутка
Игра “Не ошибись!” (Учитель называет действия, ученики их выполняют.)
– Стою, прыгаю на двух ногах, марширую, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу.
-Вы выполняли действия. Глаголы в каком времени были названы?
Стадия «Осмысление».
- Работа по учебнику. Работа в парах С. 18 № 38
( 2 мин. для обсуждения в парах, потом работа индивидуальная, каждый выписывает глаголы в нужный столбик. Взаимопроверка.)
- Упражнение «Четвёртый лишний».
На листочках записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите «лишнее» слово и объясните почему «лишнее»? (Учащиеся работают в парах.)
Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил)
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (встречает)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (удивил)
- Итог урока
Стадия «Рефлексия».
- Подведение итогов.
-Теперь ответим на вопрос: «Что я узнал» (на доске)
- Оценивание учащимися своей работы на уроке.
- Д. з. по рядам: с 18 правило, с. 34 №3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОВЕРЬ Р И С О ВАТЬ, К А РТИНА, К А РТОФЕЛЬ, Б Е РЁЗА, О РЕХ, П О МИДОР, О ГУРЕЦ,К А ПУСТА. т и т е т ё т я т ю МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
и лл юстрировать Словарь Ушакова 1. Снабдить (снабжать) иллюстрациями (книгу). Этот журнал иллюстрируют известные художники. 2. перен. Пояснить (пояснять) наглядным примером. Он иллюстрировал свои доказательства несколькими примерами . Словарь Ожегова 1. Снабдить (текст) поясняющими рисунками. 2. перен. Пояснить что-либо наглядным, конкретным примером. Словарь Ефремовой 1.Снабжать текст иллюстрациями. 2. Пояснять что-либо примером.
И лл юстрировать, и лл юстрация, и лл юстратор.
Что мы знаем о глаголе ?
ЗИМА Что делает ? Кругом лежат сугробы. Идёт пушистый снег.
ОСЕНЬ Все листья с деревьев опали. Дул холодный ветер. Что сделали? Что сделал? Прошедшее время
Будущее время Засветит ярко весеннее солнце . Будет таять снег. Что будет делать? Что сделает?
работал и работа ем буд ем работать
? Глагол
я узнал Работа в паре
Трещит, скрипит, воет, скулил. Встречает, визжал, поскрипывал, дул. Прочитает, запишет, нарисует, удивил. Игра «Четвёртый лишний».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам». 3 класс
На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по родам....
Урок русского языка в 4 классе. Программа «Планета знаний» Тема урока: Разноспрягаемые глаголы.
Разноспрягаемые глаголы - одна из сложных тем в 4 классе. В данной разработке дан фрагмент урока - повторение пройденного материала и знакомство с новой темой....
Тема урока:«Изменение глаголов по временам» 4 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме:«Изменение глаголов по временам» 4 класс УМК "Школа России" (учебник -В.П.Канакина0В.Г.горецкий)...
Урок русского языка по программе Школа России. Тема урока: Изменение глаголов по временам .
Цель урока: - Актуализировать знание о временных формах глагола.Задачи:- повторить временные формы глагола;- способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употре...
Русский язык в 4 классе Тема урока "Изменение глаголов по временам"
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе. УМК "Начальная школа 21 века" Тема "Изменение глаголов по временам"...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Изменение глаголов по временам»
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результаты: Предметные:уметь различать глаголы по временам;уметь различать глаголы в единственном и ...
Тема урока: «Изменение глаголов по временам»
Интегрированный урок русского языка и экологии на тему " Изменение глаголов по временам", который позволяет сформировать понятие об изменении глаголов по временам, работать над развитие...