Рабочая программа по русскому языку для 3 класса УМК "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Арсланова Гузаль Минивазировна

Здесь представлена полная рабочая программа  с календарно-тематическим планированием по русскому языку для 3 класса по УМК "Школа 2100" , созданная на основе ФГОС ООН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russyaz_word_2.docx89.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку создана на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
  • в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100»;
  • учебного плана МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с. Аитово на 2016-2017 учебный год;
  • положения о рабочей программе по учебному предмету общего образования (в новой редакции).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта:  

  • Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина Русский язык  .Методические рекомендации для учителя.- Изд. 3-е, перераб.-  М.: Баласс, 2011. – 256 с.
  • ( Образовательная система «Школа 2100»)
  • Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина Русский язык  Учебник для 3 класса.- Изд. 5-е, перераб.- М.: Баласс; Школьный дом,  2011 .- 176 с.:ил.
  • ( Образовательная система «Школа 2100»)
  • Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева  Дидактический материал  по русскому языку для 3 класса.- Изд. 3-е, переаб. - М.: Баласс, Школьный дом,  2011  ( Образовательная система «Школа 2100»)
  • Е.В.Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку для 3 класса
  • Л.Ю.Комиссарова.  Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык»
  • Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3-4 класс.-М.:Баласс, 2011.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, примерными программами начального общего образования  и учебным планом  МОБУ СОШ  имени Фатиха Карима с. Аитово предмет «Русский язык» изучается 5 часов в неделю (170 ч. в год). По календарно-графическому плану МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово  - 169 часов.

Уровень обучения – базовый.

Общая характеристика процесса изучения учебного предмета

   Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

  1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

  2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

   Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

   Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

-  формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

   В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к род ному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эсте тической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, бога той; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на русском  языке.

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (иано) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, ано (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами иано или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами иано или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  1. звукового состава и обозначения звуков буквами;
  2. морфемного состава и словообразования;
  3. грамматического значения;
  4. лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказрассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусныйчудесный и др.).

приставок, сходных по написанию с предлогами: сотзанапопродо и др.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. 

В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

В 3-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово»«Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

  • Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  • Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  • Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  • Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные работы:

  • Комплексная работа по итогам обучения
  • Стандартизированная  контрольная работа.
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Формы и виды контроля:

текущий

тематический

итоговый

  • индивидуальный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • словарный диктант;
  • выборочный диктант;
  • самостоятельная работа;
  • самодиктант;
  • письмо по памяти;
  • творческий диктант;
  • осложненное списывание
  • объяснительный диктант
  • проверочная работа;
  • тестирование
  • самостоятельная работа
  • контрольное списывание;
  • контрольный диктант

В классе есть учащиеся со средними и низкими учебными возможностями. Для работы с такими  учениками  запланированы дифференцированные задания и упражнения из авторских и дополнительных пособий.

Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебного предмета

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

3-й класс

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
  • производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  • видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; 
  • владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; 
  • писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; 
  • графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); 
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  • находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, личные местоимения; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  •  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  •  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  •  чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  •  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  •  интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  •  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  •  интерес к изучению языка;
  •  осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

3 класс

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Вводный урок. Что мы знаем о слове

1

Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте», сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников.

Классифицировать изученные орфограммы (буквенные и небуквенные, буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь).

Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты.

Группировать слова с изученными орфограммами.

Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты.

Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

2

Повторение

12

Слово (109часов)

3

Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне

3

Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора.

Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.

Составлять связный текст из деформированных предложений.

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

4

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

6

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие  произношения и написания.

Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графи-чески объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.

5

Удвоенные буквы согласных в корне слова

2

Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать его при фонетическом разборе слова.

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие  произношения и написания.

Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графи-чески объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.

6

Буквы непроизносимых согласных в корне слова

9

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие  произношения и написания.

Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графи-чески объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.

Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова.

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

7

Безударные гласные в корне слова

7

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие  произношения и написания.

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, гра-фически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.

Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

8

Сложные слова и их правописание

7

Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).

Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней.

Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер).

9

Приставка

1

Находить в словах корень, суффиксы и приставки, различать омонимичные приставки и предлоги.

10

Безударные гласные в приставках

3

Мотивировать слитное – раздельное написание (по–это приставка, так как …, поэтому пишется слитно; по–это предлог, так как …, поэтому пишется раздельно; это орфограмма–пробел).

Различать приставки по- и па-, про- и пра-

11

Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня

2

Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.

Подбирать слова с удвоенными буквами согласных на стыке приставки и корня.

12

Разделительные ъ и ь

5

Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.

Писать свободный диктант с предварительной подготовкой.

Писать диктант и правильно выполнять, при необходимости, работу над ошибками.

13

Окончание и основа слова

4

Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму

14

Суффикс

2

Выделять в слове суффикс, действовать по алгоритму

15

Разбор слова по составу

4

Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.

Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.

16

Части речи в русском языке

1

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

Составлять в группе обобщённую схему «Части речи».

17

Имя существительное как часть речи

2

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи.

18

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

4

Определять грамматические признаки имён существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, приводить примеры.

Род имён существительных

3

Наблюдать за использованием имён существительных в речи.

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных,

Число имён существительных

4

Анализировать имена существительные: называть их грамма-тические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор).

Словообразование имён существительных

8

Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.

Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой.

Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему: «Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею …».

Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания, сочинять сказку, используя существительные с различными суффиксами.

Местоимение как часть речи

6

Отличать местоимения от слов других частей речи.

Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).

Писать предлоги с местоимениями раздельно.

Осознавать роль личных местоимений в речи.

Продуцировать текст с использованием местоимений.

Имя прилагательное как часть речи

5

Группировать слова по частям речи.

Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.

Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.

Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от существительного к прилагательному.

Называть признаки им. прил. (морфологический разбор).

Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

5

Продуцировать текст-описание по опорным словам.

Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса.

Разбор имён прилагательных по составу

3

Разбирать по составу имена прилагательные по алгоритму.

Писать диктант и правильно выполнять, при необходимости, работу над ошибками.

Глагол как часть речи

4

Группировать слова по частям речи.

Находить в тексте глаголы по вопросу.

Наблюдать за ролью глаголов в речи.

Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени.

Выделять суффикс –л- в форме прошедшего времени глагола.

Правописание частицы не с глаголами

3

Писать частицу не (ни) с глаголами раздельно.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов.

Неопределённая форма глагола

3

Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять изученные грамматические признаки глагола.

Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм.

Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи.

Писать изложение и диктант и правильно выполнять, при необходимости, работу над ошибками.

Наречие

3

Группировать слова по частям речи.

Находить в тексте наречия по вопросу.

Предложение и текст (29часов)

Виды предложений по цели высказывания и интонации

3

Различать виды предложений по цели высказывания и интонации.

Накапливать опыт постановки логического ударения.

Главные и второстепенные члены предложения

6

Различать слово, словосочетание и предложение.

Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.

Разделять не пунктированный текст на предложения.

Обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения, использовать его.

Предложения с однородными членами

7

Распространять и сокращать предложения до основы, сравнивая смысл.

Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами.

Находить грамматические основы в сложных предложениях.

Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения.

Использовать этот порядок при разборе.

Оценивать правильность работы.

Простые и сложные предложения

8

Объяснять постановку знаков препинания.

Конструировать предложения с однородными членами и сложные предложения.

Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого и сложного предложения, использовать этот порядок при разборе.

Оценивать правильность работы.

Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений.

Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в пред-ложении с однородными членами и в сложных предложениях.

Повторение (17 часов)

Повторение

17

Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации, представить его в виде схем, таблиц.

Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.

Итого:

169

                 


№п п

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Дата проведения

Дата факт

Повторение

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». О слове

1.09

Что мы знаем  о слове, предложении, о тексте

2.09

Признаки текста

03.09

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

03.09

Повторение изученных орфограмм.

06.09

Мониторинг предметных результатов. Входной контроль

08.09

Работа над ошибками. Графическое изображение орфограмм.

09.09

Графическое обозначение орфограмм. Буквы ъ и ь.

10.09

Развитие умения писать заглавную букву в словах. Контрольное  списывание

10.09

 Развитие умения писать слова с изученными орфограммами

13.09

Правописание большой буквы в словах..

15.09

Контрольный диктант «Ласточки»

16.09

Работа над ошибками.

17.09

Части слова. Корень . чередование согласных звуков в корне.

Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова».

17.09

Однокоренные слова с чередующимися  согласными звуками в корне

20.09

Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений

22.09

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (в конце и в середине слова)

23.09

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

24.09

Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове.

24.09

Развитие умения правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. Проверочная работа №1 по теме « Части слова. Корень . чередование согласных звуков в корне»

27.09

Контрольный диктант по теме « Корень слова» «Лес»

Удвоенные буквы согласных в корне слова

29.09

Работа над ошибками. Понятие об удвоенных буквах согласных

30.09

Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне

01.10

Проверочная работа №2 по теме « Удвоенные буквы согласных в корне слова»

01.10

Буквы непроизносимых согласных в корне слова

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

04.10

Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

06.10

Правописание слов с непроизносимыми  согласными в корне

Р/р Сочинение по опорным словам

07.10

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

08.10

Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова»

08.10

Проверочная работа № 3 по теме « Буквы непроизносимых согласных в корне слова»

13.10

Правописание проверяемых согласных в корне слова. 

14.10

Контрольный диктант  «Лебеди» по теме «Буквы непроизносимых согласных в корне слова»

15.10

Работа над ошибками. Закрепление изученного

15.10

Безударные гласные в корне слова

Подбор проверочных слов к словам с  двумя безударными гласными в корне

18.10

Развитие умения видеть в словах орфограммы-буквы безударных гласных

20.10

Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне.

Свободный диктант 

21.10

Написание слов с буквами безударных гласных в корне.

22.10

Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова»

22.10

Р/р Сочинение по опорным словам

25.10

Контрольный диктант «О фиалке» по теме «Безударные гласные в корне слова».

27.10

Сложные слова и их правописание

Работа над ошибками

28.10

Знакомство с понятием «сложные слова»

29.10

Соединительные гласные о и е в сложных словах

29.10

Образование сложных слов 

01.11

Сложные слова и их использование в речи для характеристики

 людей

08.11

Употребление  в речи  и правописание сложных слов.

Р/р Свободный диктант

10.11

Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их написание»

11.11

Приставка . Безударные гласные в приставках.

Приставка, ее роль в слове

12.11

Правописание букв безударных гласных в приставках

12.11

Правописание букв безударных гласных в приставках

15.11

Приставки про-и пра-, по-и па- ,  их правописание

17.11

Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня

Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня

18.11

Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня

19.11

Разделительный Ъ и Ь

Звук (й) и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных Ъ и Ь

19.11

Правописание слов с разделительными ъ и ь

22.11

Проверочная работа

№ 6 по теме «Части слова. Приставка.Разделительные Ъ  и Ь»

24.11

Упражнения в правописание слов с разделительными Ъ и Ь.

Р/р Свободный диктант

25.11

Контрольный диктант «Хорошо в лесу осенью»по теме «Приставка. Разделительные Ъ  и Ь»

26.11

Части слова

Работа над ошибками Понятие об окончании и основе слова

26.11

Развитие умения находить в слове окончание

29.11

Как найти в слове основу

01.12

Развитие умения находить в слове окончание и основу

02.12

Суффикс и его роль в слове

03.12

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение о частях слова

03.12

Порядок разбора слова по составу

06.12

Контрольное списывание

08.12

Упражнения в разборе слов по составу

09.12

Проверочная работа №7 «Части слова . Окончание  и его основа»

10.12

Части речи в русском языке

Работа над ошибками. Части речи в русском языке

10.12

Определение имени существительного

13.12

Роль имен существительных в речи. Р/р Творческая работа:Составление текста

15.12

Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных

16.12

Имена существительные в речи

17.12

Урок обобщения. Что мы знаем об именах существительных.

17.12

Контрольный диктант по теме « Имена существительные» «Сова»

20.12

Работа над ошибками Имена существительные мужского,  женского и среднего  рода

22.12

Род - постоянный признак имен существительных

23.12

Окончания имен существительных мужского,  женского и среднего  рода

24.12

Изменение имен существительных по числам

24.12

Образование множественного числа имен существительных.

27.12

Окончания имен существительных в единственном и множественном числе

29.12

Разбор имени существительного как части речи

30.12

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением

17.01

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке

19.01

Образование имен существительных от основ существительных и глаголов

20.01

Р /р  Сочинение сказки с использованием имен существительных с различными суффиксами

21.01

Разбор имен существительных по составу

21.01

Р/р Обучающее изложение «Мурлыка»

24.01

Работа над ошибками. Употребление имен существительных в речи

26.01

Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи»

27.01

Работа над ошибками. Понятие о местоимении. Личные местоимения

28.01

Местоимения 1,2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями

28.01

Разбор местоимения как части речи

31.01

Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе»

02.02

Закрепление знаний о местоимении.  Свободный диктант

03.02

Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи»

04.02

 Определение имени прилагательного

04.02

Роль имен прилагательных в речи.  Связь имен прилагательных с именами существительными

07.02

Роль имен прилагательных в речи

09.02

Разбор имени прилагательного как части речи

10.02

Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

11.02

Как проверит правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

11.02

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

14.02

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

16.02

Словообразование имен прилагательных. Сочинение по опорным сочетаниям  слов

17.02

Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи»

18.02

 Разбор иен прилагательных по составу

18.02

Контрольный диктант по теме  «Имя прилагательное как часть речи» «Перелет птиц»

21.02

Работа над  ошибками проверочной работы, диктанта

24.02

Определение глагола как части речи. Изменение глагола по временам

25.02

Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

25.02

Изменение глаголов по числам. Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами

28.02

Развитие умения писать частицу НЕ с глаголами. Свободный диктант .

02.03

Понятие о неопределенной форме глагола

03.03

Р/р Контрольное изложение «Перелетные гости»

04.03

Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы

04.03

Контрольный диктант  по теме  «Глагол как часть речи»  «Весна в лесу»

07.03

Образование форм времени от неопределенной формы глагола. Работа над ошибками

09.03

Разбор глагола как части речи

10.03

Проверочная работа №11 по теме  «Правописание частицы не с глаголами»

11.03

Понятие о наречии как части речи

11.03

Вопросы, на которые отвечают наречия

14.03

Предложение

16.03

Виды предложений по цели высказывания

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

17.03

Восклицательные и невосклицательные предложения

18.03

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

18.03

Развитие умения находить   в предложении подлежащего и сказуемого

21.03

Развитие умения находить в предложении подлежащего и сказуемого

23.03

Понятие о второстепенных членах предложения

24.03

Составление схем предложения и предложений по схемам

04.04

Предложения распространенные и не распространенные

06.04

Разбор предложений.

07.04

Однородные подлежащие и сказуемые

08.04

Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении

08.04

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

11.04

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

13.04

Запятая в предложениях с однородными членами

14.04

Главные и второстепенные однородные члены предложения.

15.04

Определение однородных членов предложения

15.04

Запятая в предложениях с однородными членами. Урок –практикум

18.04

Повторение изученного. Свободный диктант

20.04

Понятие о простом и сложном предложении

21.04

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения

22.04

Различие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами.

22.04

Запятая в простом предложении с однородными членами  и в сложном предложении. Р/р Свободный диктант

25.04

Разбор простого и сложного предложений

27.04

Разбор простого и сложного предложений

28.04

Обобщающий урок по теме «Предложение»

29.04

Проверочная работа № 12 по теме «Предложение»

29.04

Контрольный диктант «Кукуруза» по теме « Предложение»

02.05

Работа над ошибками

04.05

Повторение

Повторение знаний о предложении.

05.05

Повторение знаний о тексте.

06.05

Повторение знаний о частях речи. Существительное.

06.05

Повторение знаний о частях речи. Имя прилагательное

11.05

Повторение знаний о частях речи. Глагол, наречие.

12.05

 Контрольное списывание «Перелет птиц»

13.05

Повторение изученных орфограмм. Части слова. Корень

13.05

Части слова суффикс,  приставка, окончание.

16.05

Повторение орфограмм и их графическое обозначение

18.05

Повторение орфограмм . Правописание проверяемых согласных в корне слова

19.05

Итоговый контрольный диктант «Пришла весна»

20.05

Работа над ошибками.

20.05

Повторение орфограмм. Удвоенные буквы согласных в корне слова

23.05

Повторение. Буквы непроизносимых согласных в корне слова

25.05

Повторение. Безударные гласные в корне слова

26.05

Контрольное списывание «Белка»

27.05

168

Повторение. Сложные слова и их правописание

27.05

169

Повторение.  Парные звонкие и глухие согласные в корне слов.

30.05

Обязательный минимум диагностического инструментария

Плановых контрольных работ-12

Написание диктантов – 11

Контрольные списывания- 3

Написание творческих работ-3

Написание сочинений – 3

Написание изложений – 2

Написание свободных диктантов – 7

Учебно-методическое, информационное

и материально-техническое обеспечение программы

Для   реализации   программного   содержания   используются   следующие   учебники   и учебные пособия:

1.Учебники и учебные пособия:

1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник. 23 класс. – М.: Баласс, 2013

  2.Л.Ю.Комиссарова Дидактический материал (упражнения) к учебнику «русский язык» в 3 классе. М.: Баласс,2013

  3. Е.В.Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М.: Баласс, 2014

      Методические пособия для учителя:

 Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева. Русский язык. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012

.

   2. Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-collection.edu.ru

2. Справочно-информационный Интернет-портал : http://www.gramota.ru

3. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok

5. Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193

6. http://window.edu.ru

      7. www.edu.ru

3. Наглядные пособия:

1. Таблицы «Звуки и буквы».

4. Технические средства обучения:

1. Ноутбук.

2. Классная  доска.

3. Магнитофон.

4.Мультимидейныйпроектор.5.Вебкамера

                       

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа 2100"

Составленная мною рабочая программа по русскому языку для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева , Е.В.Бунеевой (Образовательная система "Школа 2100") содержит все необходимые разделы, в том числе подробные...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа 2100"

программа составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс "ШКОЛА 2100"

Рабочая программа по русскому языку 4 класс...

рабочая программа по русскому языку 4 класс ШКОЛА 2100

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса. Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственн...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ШКОЛА 2100

Соответствует ФГОС нового поколенияОбразовательная система ШКОЛА 2100Объем: 4 часа в неделю...