Рабочая программа по русскому языку для 3 класса УМК "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Здесь представлена полная рабочая программа с календарно-тематическим планированием по русскому языку для 3 класса по УМК "Школа 2100" , созданная на основе ФГОС ООН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russyaz_word_2.docx | 89.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку создана на основе:
- федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
- в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100»;
- учебного плана МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с. Аитово на 2016-2017 учебный год;
- положения о рабочей программе по учебному предмету общего образования (в новой редакции).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта:
- Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина Русский язык .Методические рекомендации для учителя.- Изд. 3-е, перераб.- М.: Баласс, 2011. – 256 с.
- ( Образовательная система «Школа 2100»)
- Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина Русский язык Учебник для 3 класса.- Изд. 5-е, перераб.- М.: Баласс; Школьный дом, 2011 .- 176 с.:ил.
- ( Образовательная система «Школа 2100»)
- Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева Дидактический материал по русскому языку для 3 класса.- Изд. 3-е, переаб. - М.: Баласс, Школьный дом, 2011 ( Образовательная система «Школа 2100»)
- Е.В.Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку для 3 класса
- Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык»
- Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3-4 класс.-М.:Баласс, 2011.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, примерными программами начального общего образования и учебным планом МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с. Аитово предмет «Русский язык» изучается 5 часов в неделю (170 ч. в год). По календарно-графическому плану МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово - 169 часов.
Уровень обучения – базовый.
Общая характеристика процесса изучения учебного предмета
Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к род ному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эсте тической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, бога той; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на русском языке.
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
- звукового состава и обозначения звуков буквами;
- морфемного состава и словообразования;
- грамматического значения;
- лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.
В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
В 3-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
- Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
- Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
- Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные работы:
- Комплексная работа по итогам обучения
- Стандартизированная контрольная работа.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Формы и виды контроля:
текущий | тематический | итоговый |
|
|
|
В классе есть учащиеся со средними и низкими учебными возможностями. Для работы с такими учениками запланированы дифференцированные задания и упражнения из авторских и дополнительных пособий.
Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
3-й класс
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным;
- владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне;
- писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
- графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, личные местоимения; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
3 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | |
1 | Вводный урок. Что мы знаем о слове | 1 | Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте», сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Классифицировать изученные орфограммы (буквенные и небуквенные, буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. | |
2 | Повторение | 12 | ||
Слово (109часов) | ||||
3 | Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне | 3 | Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. | |
4 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 6 | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графи-чески объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. | |
5 | Удвоенные буквы согласных в корне слова | 2 | Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать его при фонетическом разборе слова. Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графи-чески объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. | |
6 | Буквы непроизносимых согласных в корне слова | 9 | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графи-чески объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. | |
7 | Безударные гласные в корне слова | 7 | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, гра-фически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. | |
8 | Сложные слова и их правописание | 7 | Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер). | |
9 | Приставка | 1 | Находить в словах корень, суффиксы и приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. | |
10 | Безударные гласные в приставках | 3 | Мотивировать слитное – раздельное написание (по–это приставка, так как …, поэтому пишется слитно; по–это предлог, так как …, поэтому пишется раздельно; это орфограмма–пробел). Различать приставки по- и па-, про- и пра- | |
11 | Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня | 2 | Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. Подбирать слова с удвоенными буквами согласных на стыке приставки и корня. | |
12 | Разделительные ъ и ь | 5 | Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Писать свободный диктант с предварительной подготовкой. Писать диктант и правильно выполнять, при необходимости, работу над ошибками. | |
13 | Окончание и основа слова | 4 | Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму | |
14 | Суффикс | 2 | Выделять в слове суффикс, действовать по алгоритму | |
15 | Разбор слова по составу | 4 | Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. | |
16 | Части речи в русском языке | 1 | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему «Части речи». | |
17 | Имя существительное как часть речи | 2 | Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи. | |
18 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 4 | Определять грамматические признаки имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, приводить примеры. | |
Род имён существительных | 3 | Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных, | ||
Число имён существительных | 4 | Анализировать имена существительные: называть их грамма-тические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор). | ||
Словообразование имён существительных | 8 | Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой. Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему: «Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею …». Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания, сочинять сказку, используя существительные с различными суффиксами. | ||
Местоимение как часть речи | 6 | Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием местоимений. | ||
Имя прилагательное как часть речи | 5 | Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от существительного к прилагательному. Называть признаки им. прил. (морфологический разбор). | ||
Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | 5 | Продуцировать текст-описание по опорным словам. Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. | ||
Разбор имён прилагательных по составу | 3 | Разбирать по составу имена прилагательные по алгоритму. Писать диктант и правильно выполнять, при необходимости, работу над ошибками. | ||
Глагол как часть речи | 4 | Группировать слова по частям речи. Находить в тексте глаголы по вопросу. Наблюдать за ролью глаголов в речи. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс –л- в форме прошедшего времени глагола. | ||
Правописание частицы не с глаголами | 3 | Писать частицу не (ни) с глаголами раздельно. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. | ||
Неопределённая форма глагола | 3 | Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи. Писать изложение и диктант и правильно выполнять, при необходимости, работу над ошибками. | ||
Наречие | 3 | Группировать слова по частям речи. Находить в тексте наречия по вопросу. | ||
Предложение и текст (29часов) | ||||
Виды предложений по цели высказывания и интонации | 3 | Различать виды предложений по цели высказывания и интонации. Накапливать опыт постановки логического ударения. | ||
Главные и второстепенные члены предложения | 6 | Различать слово, словосочетание и предложение. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. Разделять не пунктированный текст на предложения. Обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения, использовать его. | ||
Предложения с однородными членами | 7 | Распространять и сокращать предложения до основы, сравнивая смысл. Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Находить грамматические основы в сложных предложениях. Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. | ||
Простые и сложные предложения | 8 | Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами и сложные предложения. Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого и сложного предложения, использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в пред-ложении с однородными членами и в сложных предложениях. | ||
Повторение (17 часов) | ||||
Повторение | 17 | Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации, представить его в виде схем, таблиц. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу. | ||
Итого: | 169 |
№п п | Календарно – тематическое планирование Тема урока | Дата проведения | Дата факт |
Повторение | |||
Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». О слове | 1.09 | ||
Что мы знаем о слове, предложении, о тексте | 2.09 | ||
Признаки текста | 03.09 | ||
По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами | 03.09 | ||
Повторение изученных орфограмм. | 06.09 | ||
Мониторинг предметных результатов. Входной контроль | 08.09 | ||
Работа над ошибками. Графическое изображение орфограмм. | 09.09 | ||
Графическое обозначение орфограмм. Буквы ъ и ь. | 10.09 | ||
Развитие умения писать заглавную букву в словах. Контрольное списывание | 10.09 | ||
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами | 13.09 | ||
Правописание большой буквы в словах.. | 15.09 | ||
Контрольный диктант «Ласточки» | 16.09 | ||
Работа над ошибками. | 17.09 | ||
Части слова. Корень . чередование согласных звуков в корне. | |||
Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». | 17.09 | ||
Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | 20.09 | ||
Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений | 22.09 | ||
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | |||
Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (в конце и в середине слова) | 23.09 | ||
Правописание проверяемых согласных букв в корне слова | 24.09 | ||
Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове. | 24.09 | ||
Развитие умения правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. Проверочная работа №1 по теме « Части слова. Корень . чередование согласных звуков в корне» | 27.09 | ||
Контрольный диктант по теме « Корень слова» «Лес» Удвоенные буквы согласных в корне слова | 29.09 | ||
Работа над ошибками. Понятие об удвоенных буквах согласных | 30.09 | ||
Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне | 01.10 | ||
Проверочная работа №2 по теме « Удвоенные буквы согласных в корне слова» | 01.10 | ||
Буквы непроизносимых согласных в корне слова | |||
Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне | 04.10 | ||
Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова | 06.10 | ||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Р/р Сочинение по опорным словам | 07.10 | ||
Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука | 08.10 | ||
Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова» | 08.10 | ||
Проверочная работа № 3 по теме « Буквы непроизносимых согласных в корне слова» | 13.10 | ||
Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 14.10 | ||
Контрольный диктант «Лебеди» по теме «Буквы непроизносимых согласных в корне слова» | 15.10 | ||
Работа над ошибками. Закрепление изученного | 15.10 | ||
Безударные гласные в корне слова | |||
Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне | 18.10 | ||
Развитие умения видеть в словах орфограммы-буквы безударных гласных | 20.10 | ||
Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Свободный диктант | 21.10 | ||
Написание слов с буквами безударных гласных в корне. | 22.10 | ||
Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова» | 22.10 | ||
Р/р Сочинение по опорным словам | 25.10 | ||
Контрольный диктант «О фиалке» по теме «Безударные гласные в корне слова». | 27.10 | ||
Сложные слова и их правописание | |||
Работа над ошибками | 28.10 | ||
Знакомство с понятием «сложные слова» | 29.10 | ||
Соединительные гласные о и е в сложных словах | 29.10 | ||
Образование сложных слов | 01.11 | ||
Сложные слова и их использование в речи для характеристики людей | 08.11 | ||
Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант | 10.11 | ||
Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их написание» | 11.11 | ||
Приставка . Безударные гласные в приставках. | |||
Приставка, ее роль в слове | 12.11 | ||
Правописание букв безударных гласных в приставках | 12.11 | ||
Правописание букв безударных гласных в приставках | 15.11 | ||
Приставки про-и пра-, по-и па- , их правописание | 17.11 | ||
Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня | |||
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня | 18.11 | ||
Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня | 19.11 | ||
Разделительный Ъ и Ь | |||
Звук (й) и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных Ъ и Ь | 19.11 | ||
Правописание слов с разделительными ъ и ь | 22.11 | ||
Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка.Разделительные Ъ и Ь» | 24.11 | ||
Упражнения в правописание слов с разделительными Ъ и Ь. Р/р Свободный диктант | 25.11 | ||
Контрольный диктант «Хорошо в лесу осенью»по теме «Приставка. Разделительные Ъ и Ь» | 26.11 | ||
Части слова | |||
Работа над ошибками Понятие об окончании и основе слова | 26.11 | ||
Развитие умения находить в слове окончание | 29.11 | ||
Как найти в слове основу | 01.12 | ||
Развитие умения находить в слове окончание и основу | 02.12 | ||
Суффикс и его роль в слове | 03.12 | ||
Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение о частях слова | 03.12 | ||
Порядок разбора слова по составу | 06.12 | ||
Контрольное списывание | 08.12 | ||
Упражнения в разборе слов по составу | 09.12 | ||
Проверочная работа №7 «Части слова . Окончание и его основа» | 10.12 | ||
Части речи в русском языке | |||
Работа над ошибками. Части речи в русском языке | 10.12 | ||
Определение имени существительного | 13.12 | ||
Роль имен существительных в речи. Р/р Творческая работа:Составление текста | 15.12 | ||
Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных | 16.12 | ||
Имена существительные в речи | 17.12 | ||
Урок обобщения. Что мы знаем об именах существительных. | 17.12 | ||
Контрольный диктант по теме « Имена существительные» «Сова» | 20.12 | ||
Работа над ошибками Имена существительные мужского, женского и среднего рода | 22.12 | ||
Род - постоянный признак имен существительных | 23.12 | ||
Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода | 24.12 | ||
Изменение имен существительных по числам | 24.12 | ||
Образование множественного числа имен существительных. | 27.12 | ||
Окончания имен существительных в единственном и множественном числе | 29.12 | ||
Разбор имени существительного как части речи | 30.12 | ||
Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением | 17.01 | ||
Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке | 19.01 | ||
Образование имен существительных от основ существительных и глаголов | 20.01 | ||
Р /р Сочинение сказки с использованием имен существительных с различными суффиксами | 21.01 | ||
Разбор имен существительных по составу | 21.01 | ||
Р/р Обучающее изложение «Мурлыка» | 24.01 | ||
Работа над ошибками. Употребление имен существительных в речи | 26.01 | ||
Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи» | 27.01 | ||
Работа над ошибками. Понятие о местоимении. Личные местоимения | 28.01 | ||
Местоимения 1,2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями | 28.01 | ||
Разбор местоимения как части речи | 31.01 | ||
Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе» | 02.02 | ||
Закрепление знаний о местоимении. Свободный диктант | 03.02 | ||
Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи» | 04.02 | ||
Определение имени прилагательного | 04.02 | ||
Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными | 07.02 | ||
Роль имен прилагательных в речи | 09.02 | ||
Разбор имени прилагательного как части речи | 10.02 | ||
Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе | 11.02 | ||
Как проверит правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных | 11.02 | ||
Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных | 14.02 | ||
Закрепление правописания слов с изученными орфограммами | 16.02 | ||
Словообразование имен прилагательных. Сочинение по опорным сочетаниям слов | 17.02 | ||
Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи» | 18.02 | ||
Разбор иен прилагательных по составу | 18.02 | ||
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное как часть речи» «Перелет птиц» | 21.02 | ||
Работа над ошибками проверочной работы, диктанта | 24.02 | ||
Определение глагола как части речи. Изменение глагола по временам | 25.02 | ||
Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам | 25.02 | ||
Изменение глаголов по числам. Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами | 28.02 | ||
Развитие умения писать частицу НЕ с глаголами. Свободный диктант . | 02.03 | ||
Понятие о неопределенной форме глагола | 03.03 | ||
Р/р Контрольное изложение «Перелетные гости» | 04.03 | ||
Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы | 04.03 | ||
Контрольный диктант по теме «Глагол как часть речи» «Весна в лесу» | 07.03 | ||
Образование форм времени от неопределенной формы глагола. Работа над ошибками | 09.03 | ||
Разбор глагола как части речи | 10.03 | ||
Проверочная работа №11 по теме «Правописание частицы не с глаголами» | 11.03 | ||
Понятие о наречии как части речи | 11.03 | ||
Вопросы, на которые отвечают наречия | 14.03 | ||
Предложение | 16.03 | ||
Виды предложений по цели высказывания | |||
Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение | 17.03 | ||
Восклицательные и невосклицательные предложения | 18.03 | ||
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое | 18.03 | ||
Развитие умения находить в предложении подлежащего и сказуемого | 21.03 | ||
Развитие умения находить в предложении подлежащего и сказуемого | 23.03 | ||
Понятие о второстепенных членах предложения | 24.03 | ||
Составление схем предложения и предложений по схемам | 04.04 | ||
Предложения распространенные и не распространенные | 06.04 | ||
Разбор предложений. | 07.04 | ||
Однородные подлежащие и сказуемые | 08.04 | ||
Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении | 08.04 | ||
Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами | 11.04 | ||
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 13.04 | ||
Запятая в предложениях с однородными членами | 14.04 | ||
Главные и второстепенные однородные члены предложения. | 15.04 | ||
Определение однородных членов предложения | 15.04 | ||
Запятая в предложениях с однородными членами. Урок –практикум | 18.04 | ||
Повторение изученного. Свободный диктант | 20.04 | ||
Понятие о простом и сложном предложении | 21.04 | ||
Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения | 22.04 | ||
Различие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами. | 22.04 | ||
Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Р/р Свободный диктант | 25.04 | ||
Разбор простого и сложного предложений | 27.04 | ||
Разбор простого и сложного предложений | 28.04 | ||
Обобщающий урок по теме «Предложение» | 29.04 | ||
Проверочная работа № 12 по теме «Предложение» | 29.04 | ||
Контрольный диктант «Кукуруза» по теме « Предложение» | 02.05 | ||
Работа над ошибками | 04.05 | ||
Повторение | |||
Повторение знаний о предложении. | 05.05 | ||
Повторение знаний о тексте. | 06.05 | ||
Повторение знаний о частях речи. Существительное. | 06.05 | ||
Повторение знаний о частях речи. Имя прилагательное | 11.05 | ||
Повторение знаний о частях речи. Глагол, наречие. | 12.05 | ||
Контрольное списывание «Перелет птиц» | 13.05 | ||
Повторение изученных орфограмм. Части слова. Корень | 13.05 | ||
Части слова суффикс, приставка, окончание. | 16.05 | ||
Повторение орфограмм и их графическое обозначение | 18.05 | ||
Повторение орфограмм . Правописание проверяемых согласных в корне слова | 19.05 | ||
Итоговый контрольный диктант «Пришла весна» | 20.05 | ||
Работа над ошибками. | 20.05 | ||
Повторение орфограмм. Удвоенные буквы согласных в корне слова | 23.05 | ||
Повторение. Буквы непроизносимых согласных в корне слова | 25.05 | ||
Повторение. Безударные гласные в корне слова | 26.05 | ||
Контрольное списывание «Белка» | 27.05 | ||
168 | Повторение. Сложные слова и их правописание | 27.05 | |
169 | Повторение. Парные звонкие и глухие согласные в корне слов. | 30.05 |
Обязательный минимум диагностического инструментария
Плановых контрольных работ-12
Написание диктантов – 11
Контрольные списывания- 3
Написание творческих работ-3
Написание сочинений – 3
Написание изложений – 2
Написание свободных диктантов – 7
Учебно-методическое, информационное
и материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
1.Учебники и учебные пособия:
1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник. 23 класс. – М.: Баласс, 2013
2.Л.Ю.Комиссарова Дидактический материал (упражнения) к учебнику «русский язык» в 3 классе. М.: Баласс,2013
3. Е.В.Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М.: Баласс, 2014
Методические пособия для учителя:
Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева. Русский язык. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012
.
2. Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный Интернет-портал : http://www.gramota.ru
3. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
7. www.edu.ru
3. Наглядные пособия:
1. Таблицы «Звуки и буквы».
4. Технические средства обучения:
1. Ноутбук.
2. Классная доска.
3. Магнитофон.
4.Мультимидейныйпроектор.5.Вебкамера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа 2100"
Составленная мною рабочая программа по русскому языку для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева , Е.В.Бунеевой (Образовательная система "Школа 2100") содержит все необходимые разделы, в том числе подробные...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа 2100"
программа составлена в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа 2100
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс "ШКОЛА 2100"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс школа 2100
Рабочая программа...
рабочая программа по русскому языку 4 класс ШКОЛА 2100
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса. Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственн...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ШКОЛА 2100
Соответствует ФГОС нового поколенияОбразовательная система ШКОЛА 2100Объем: 4 часа в неделю...