ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка в 1 классе по теме «Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Разработка урока по теме Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_1_klass_tema_slog_.docx | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока русского языка в 1 классе
по теме «Слог как минимальная произносительная единица.
Деление слов на слоги»
Учитель: Корешкова Ю.Ю.
учитель начальных классов
Технологическая карта изучения темы: СЛОГ КАК МИНИМАЛЬНАЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
Тема урока | Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. |
УМК | «Школа России» 1 класс |
Цели деятельности учителя | Формировать первичное представление о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; обучать выделению слогов и обозначению их в слове. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: различать слово и слог; определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов; получат возможность научиться: наблюдать над слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов. Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – умение использовать учебник, свой жизненный опыт, сравнивать, обобщать, оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником; регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявлять интерес к русскому языку. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход;приёмы технологии критического мышления; самооценивание и взаимооценивание. |
Образовательные ресурсы | В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник. – М: Просвещение, 2016, мультимедийная презентация к уроку, компьютер, проектор, поурочные разработки по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 1 класс». |
Организация пространства | Фронтальная и самостоятельная работа, работа в парах. |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся 1 мин | Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись и тихо сели. | Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок. | Личностные УУД – мотивация к целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: самоконтроль. |
2.Актуализация знаний 5 мин | Слайд 2 Я тетрадочку открою И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою- Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь -Какой у нас сейчас урок? | -Урок русского языка | Коммуникативные УУД - умение общаться |
-Какое сегодня число? | -Сегодня 6 марта | ||
-Открываем тетради по русскому языку, отступаем 2 линии вниз, в третьей пишем | - 6 марта | ||
Слайд 3 Попробуйте догадаться, по какому принципу слова разделены на три группы МЫЛО МАЛИНА ТИГР КАША ПОСУДА СОМ УРОК СОРОКА ЛИСТ | По количеству слогов в словах | ||
3. Целеполагание. Постановка цели и задач урока.4 мин 1 мин | Слайд 4 -Давайте познакомимся с новым разделом учебника.(с.31) Прочитайте название раздела. | -Слово и слог. Ударение. | Умение планировать работу - уметь определять и формулировать проблему, тему урока, цель. |
-Обратите внимание на слова, которые, вероятно, учит правильно произносить своих друзей девочка. | -Торт-тОрты, крем-крЕмы | ||
Слайд 5 - Чему мы будем учиться, работая по разделу - Предположите, а о чем мы будем говорить сегодня на уроке? | -Будем учиться выделять слоги в слове, переносить часть слова с одной строки на другую по слогам, обозначать ударение в словах, переносить слова правильно. - мы будем изучать тему «Слово и слог» | ||
Слайд 6 Работа с учебником с.32 -Прочитайте тему нашего урока. | -Слово и слог. | ||
-Определите познавательную задачу нашего урока. | -Как определить сколько в слове слогов? | ||
-Давайте составим план нашего урока. Как мы будем решать нашу учебную задачу? Что мы будем делать? (записать на доске) -Расскажите, что вы знаете о слоге? Давайте поиграем. Встаньте. Игра «Слово-слог». Я читаю слова, а вы, если услышите слог-хлопайте, а если слово-присядайте. Слова для игры: птица, из, лес, на, по, цена, от, оса, у, школа, под, дождь, почки, сок, над. | (Заслушиваются ответы учащихся) -Выполним упражнения и узнаем, как определить количество слогов в словах? -Сформулируем правило и сравним его с правилом в учебнике? -Будем тренироваться в определении слогов в словах - Сделаем выводы. -Слог-это часть слова, которая состоит из звуков. | ||
4. Совместное открытие новых знаний. 15 мин | Работа с учебником - На с.32 упр.1. Прочитайте текст. | (Читают) | Познавательные: извлечение информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний Коммуникативные: лидерство и согласованность действий. Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Регулятивные УУД - Умение сохранять учебную задачу Познаваельные УУД - Умение пользоваться алгоритмом |
Слайд 7 -Ребята, давайте, проведём эксперимент. ! Приблизь ладошку ко рту и произнеси слово мама. Сколько раз струя тёплого воздуха коснулось ладошки при произнесении этого слова. -Сколько слогов в слове мама? -Посчитайте, сколько гласных звуков в этом слове? -Постарайтесь сделать вывод: какими способами можно определить количество слогов в слове? -На с. 32 прочитайте рубрику «Обрати внимание!» Слайд 8 - Теперь прочитайте«Мудрого совёнка»? -Что узнали? Слайд 9 -Разделите слова на слоги. -С чего я начну? -Теперь назовите гласные буквы в слове машина. -Сколько гласных? А сколько слогов? - Назовите первый слог? Второй? Третий? (Разбираем каждое слово) -Значит, какой вывод ? Слайд 10 - Чтобы разделить слово на слоги нам нужно знать порядок работы или алгоритм. | Говорят «мама» Два раза. -В слове два слога -В слове два гласных звука Заслушиваются ответы детей -1)Сколько раз коснулась струя воздуха; 2)На сколько частей можно поделить слово; 3)По количеству гласных читают -В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков Слова. Ма-ши-на, класс, сли-ва, тра-ва, у-ли-ца. -Читаю слово -А, И, А -3 гласных и 3 слога -МА- ШИ-НА
Выполняют и проверяют по эталону СЛИ-ВА, ТРА-ВА, У-ЛИ-ЦА Сколько в слове гласных букв, столько в нём слогов. Читают алгоритм. 1.Прочитай слово. 2.Подчеркни гласные. Сколько гласных столько и слогов. 3. Проговори (или прохлопай) слоги, проведи чёрточки.. | ||
2 мин | Слайд 11 Физкультминутка | ||
5. Первичное осмысление и закрепление знаний 6 мин | Слайд 12 1.-Выполните упр.2 с.32. (читают слова по цепочке и определяют количество слогов), Сравните слова по количеству слогов -Прочитайте трехсложные слова 2. Запишите трёхсложные слова, разделите на слоги. - Действуйте по алгоритму. 3. Поменяйтесь тетрадями и выполните проверку. Проверка чужой тетради очень ответственное задание, поэтому проверяйте простым карандашом. Слайд 13 Работа с учебником(с.33, у.3) -Рассмотрите картинки. Произнесите каждое слово- название предмета. Постарайтесь определить на слух одинаковое ли в них количество слогов. -Назовите слог, который есть во всех словах -Сравните слоги в слове баран -Из каких звуков они состоят? Прочитайте рубрику «Обрати внимание» -Какой звук обязательно должен быть в слове? Слайд 14 Работа с учебником(с.33, у.3) -Работа в парах -Молодцы! | Лист, клён, ива, оса, тополь, липа, берёза, крапива. -В первом столбике слова с 1 слогом, во втором и в третьем-2 слога, в четвертом- 3 слога Берёза, крапива. Проверка Бе/рё/за, кра/пи/ва -Ба-боч-ка, ба-ра-бан, ба-ран, ба-нан -3 слога, 3,2,2 Ба -Ба-ран -Из звонких,(есть 2 гласных) -Гласный звук -Выполняют | Регулятивные УУД - Умение сохранять учебную задачу контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него Умение работать в паре. |
6. Самостоятельное применение новых знаний.3 мин | Слайд 15 -Тест «Как определить, сколько в слове слогов?» 1.Выбери верное утверждение. А)В слове столько слогов, сколько в нём согласных звуков. Б) В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. 2.Укажи слово, которое состоит из одного слога А) дождь Б) яма 3.Укажи слово, в котором большее количество слогов. А) Медведь 4.Укажи слово, в котором слоги состоят из одного гласного звука. А)Глаза Б) Ау
| Проверка знаний. Умение делить на слоги. Умение устанавливать аналогии. Умение составлять слова. Умение работать самостоятельно. | |
7. Рефлексия 3 мин | Ребята, мы с вами ответили на вопрос урока «Как определить сколько в слове слогов?» -Расскажите, как узнать , сколько в слове слогов? -Постарайтесь закончить предложения. Теперь я точно знаю, что сколько в слове гласных…. -Мне стало известно, что слог- это Мне было интересно выполнять задания…. Оцените свою работу ͦ - Могу определить количество слогов в слове без ошибок. (зеленый круг) ? – Есть некоторые ошибки (желтый круг) ! – Мне было трудно работать.(красный круг) -Спасибо за работу. Урок окончен. Отдыхайте. | -Да -Сколько гласных, столько и слогов. -Столько и слогов -Часть слова Поднимают кружок | Регулятивные УУД - Формирование умения осуществлять личностную рефлексию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.
Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию н...
Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. Тема "Слова-антонимы".
Технологическая карта урока, карточки с заданиями....
Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».
Урок выстроен в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....
технологическая карта урока русского языка 1 класс, тема: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"
технологическая карта урока русского языка по теме: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?".Цель урока: формирование умений различать слова, обозначающих одушевленные и неодушевленные пр...
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова».
Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова»....
Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...