Обучение грамоте 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте 1 класс.
Тема: Звуки [д], [д,] и буква Д, д.
Цель: учить различать звуки [д], [д,] и букву, которая их обозначает.
Задачи: дать понятие различия звуков [д], [д,] и буквы, которая их обозначает от других букв;
Формировать навык написания строчной и прописной буквы Дд;
развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, интеллектуальные способности, навык правильного сознательного беглого чтения;
воспитывать интерес к русскому языку.
Тип: изучение нового материала
Вид: интегрированный
Оборудование: «лента букв», картинки по теме урока, карточки с текстом, геометрические фигуры со слогами.
Ход урока.
І. Организация класса.
ІІ. Формирование учащимися темы и цели урока.
У. Начинаем наш урок со следующего задания. Замените произнесённое мной сочетание слов на противоположное по смыслу. Выявите, с каких звуков начинаются слова в новом словосочетании, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Произношу сочетание слов: короткая ночь.
Д. Сочетанию слов короткая ночь противоположно сочетание длинный день.
Первое слово в нём начинается со звука [д], второе – со звука [д,]. Значит, тема сегодняшнего урока – « Звуки [д], [д,] и буква, которая их обозначает».
У. Цель урока – познакомиться со звуками [д], [д,] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [д], [д,] и букву, букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
ІІІ. Знакомство с новыми звуками.
Учитель показывает детям картинки. На одной изображён водолаз – рабочий, на другой водолаз – собака.
У. Ребята, внимательно посмотрите на предметы, изображённые на картинках. Скажите, можно ли их назвать одним и тем же словом? Если можно, то каким?
Д. На первой картинке изображён водолаз. Это человек, который работает под водой в специальном костюме.
на второй картинке изображена собака. Это порода собак, которые хорошо плавают. Их используют для спасения утопающих. Это собака – водолаз. Два разных предмета названы одним и тем же словом – водолаз.
У. Произнесите слово водолаз. Определите, сколько в нём слогов. (Дети произносят.)
Д. В слове водолаз три слога.
У. Произнесите слово водолаз, выделяя первый звук во втором слоге.
Д. Вод-д-д-олаз.
У. Назовите выделенный звук.
Д. Это звук [д].
У. Произнесите звук [д] перед зеркальцем. Расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.
Д. При произнесении звука [д] губы не растягиваются в стороны. Верхние и нижние зубы находятся близко, но не касаются друг друга. Кончик языка упирается в нёбо.
У. Произнесите звук [д] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, и сделайте необходимые выводы.
Д. При произнесении звука [д] воздух проходит через горлышко, встречая преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, звук [д] твёрдый.
У. Дайте короткую характеристику звука [д].
Д. Звук [д] согласный, звонкий, твёрдый.
У. Профессия водолаза интересная, но трудная и опасная. В воде его могут подстерегать разные опасности. Например, в водах одной из жарких стран нашему водолазу встретилось крупное хищное животное, в названии которого три слога и восемь звуков, из них два одинаковых согласных звука. Какое это животное?
Д. Это крокодил. В слове крокодил три слога, восемь звуков, из них два одинаковых согласных звука [к].
У. Произнесите слово крокодил, выделяя в нём первый звук третьего слога.
Д. Крокод-д-д-ил.
У. Назовите этот звук.
Д. Это звук [д,].
У. Произнесите звук [д,] перед зеркальцем. Скажите, чем отличается расположение видимых органов речи при его произнесении от расположения их при произнесении звука [д].
Д. При произнесении звука [д,] средняя часть языка касается нёба.
У. Произнесите звук [д,] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, какой звук следует после него, и сделайте необходимые выводы.
Д. При произнесении звука [д,] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. За ним следует звук [и]. Значит, он мягкий.
У. Дайте короткую характеристику звука [д,].
Д. Звук [д,] согласный, звонкий, мягкий.
У. Сделайте общий вывод, с какими звуками мы сегодня познакомились, и охарактеризуйте их.
Д. Мы познакомились со звуками [д] и [д,]. Звук [д] согласный, звонкий, твёрдый. Звук [д,] согласный, звонкий, мягкий.
У. Выберите условные обозначения для звуков [д] и [д,]. (Дети выбирают и прикрепляют на доску.)
Давайте представим себе, как выполняет свою работу водолаз, и составим об этом коллективный рассказ. В каждом предложении рассказа должна соблюдаться последовательность действий водолаза и должно быть хотя бы одно слово с новым звуком. Скажите в первом предложении, что делает водолаз перед началом работы?
Д. Перед началом работы водолаз проверяет своё оборудование, надевает специальную одежду и акваланг.
У. Кто продолжит рассказ? Что делает водолаз после этого?
Д. После этого с берега, лодки или корабля он постепенно спускается в водоём.
На дне водоёма или просто в воде водолаз выполняет работу.
Затем водолаз поднимается наверх.
У. Хороший получился рассказ. Кто сможет повторить его полностью? (Один из учащихся повторяет рассказ. В это время остальные дети с помощью какого-либо условного знака реагируют на услышанные новые звуки [д] и [д,].)
ІV. Физминутка.
V. Знакомство с новой буквой.
У. Перед вами сейчас будут проплывать рыбки из того водоёма, куда спускался наш водолаз. На боку у каждой рыбки напечатано по одной букве. Если вы эту букву знаете, то хлопайте один раз, если не знаете – два раза.
Кто знает, как называется новая буква?
Д. Это буква «дэ».
У. На что похожа буква Д?
Д. Буква Д похожа на крышу домика.
Буква Д похожа на печную трубу.
Буква Д похожа на колокольчик.
У. Этот домик – буква Д
В домике – окошко.
Из трубы идёт дымок,
А в окошке – кошка.
В какой квадратик мы поместим букву Д на ленте букв?
Д. Мы поместим букву Д в синий квадратик, так как она согласная.
VІ. Письмо буквы Д д
- Сравнение букв Д д – письменных и печатных.
- Графический анализ строчной и прописной буквы Д.
- Образец написания.
- Письмо учащихся.
VІІ. Чтение слогов? Слов и текста с новой буквой.
А А А
О О О
Д Ы Д М Д МР
И И И
У У У
Е Е Е
У. Много интересного видят водолазы под водой. Крошечная часть подводного мира отражена в этой записи. Внимательно посмотрите на неё и составьте к ней своё задание.
Д. Надо прочитать то, что написано в одинаковых фигурах.
У. Назовите первое слово, которое вы прочитали, и обоснуйте свой ответ.
Д. Первое слово медуза. Его слоги напечатаны в ромбиках. (Учитель последовательно, по мере составления слов детьми, показывает изображения названных детьми предметов.)
У. Какое ещё слово вы прочитали?
Д. Слово бельдюга. Его слоги напечатаны в кружочках.
У. Назовите оставшееся слово.
Д. Мидия.
У. Молодцы, ребята! Вы правильно прочитали такие трудные слова. Скажите, что в них есть общее?
Д. Все слова обозначают названия животных, которые живут в море или океане.
Во всех словах есть буква Д.
У. Найдите признаки, с помощью которых можно объединить или исключить данные слова.
Д. В словах бельдюга, мидия буква Д обозначает мягкий звук [д,], а в слове медуза – твёрдый.
Слова бельдюга, мидия, медуза имеют по три слога.
В словах бельдюга, медуза ударение падает на второй слог, а в слове мидия – на первый.
У. На какие две группы можно разделить эти слова?
Д. Бельдюга – это рыба, а мидия и медуза – это не рыбы.
VІІІ. Работа с текстом.
Водолаз – ма…тер на все …уки. Под во…ой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взры…ником, и электро…варщиком. Строят мост через реку, прокладывают подводный трубопрово… – без водолаза не о…ойтись. Водолаз заде…ает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна за…онувший …орабль.
У. Надо прочитать текст, вставляя пропущенные буквы, и озаглавить его. (Дети читают текст.)
Озаглавьте данный текст, используя для этого одно из имеющихся в нём предложений.
Д. Текст можно озаглавить так: «Водолаз – мастер на все руки».
У. Как вы понимаете выражение мастер на все руки?
Д. Так говорят про человека, который умеет многое делать сам и делает это хорошо.
У. Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо справились с трудными заданиями. Наш урок подходит к концу.
ІХ. Итог урока.
У. Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Д. Мы узнали много нового о профессии водолаза. Познакомились с новыми звуками и буквой.
У. Охарактеризуйте новые звуки.
Д. Звук [д] согласный, звонкий, твёрдый. Звук [д,] согласный, звонкий, мягкий.
У. Какой буквой обозначаются эти звуки?
Д. Звуки [д] и [д,] обозначаются буквой Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...
Комбинированный урок письма и обучения грамоте по теме «Звуки [д, д,] и буквы Д д», 1 класс.(Пронина О.В. "Мои волшебные пальчики» (прописи), Букварь, Бунеев Р.Н. (учебник по обучению грамоте)).
Урок построен в технологии деятельностного метода....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) Класс -1 УМК «Школа России» Тема урока: «Гласный звук (а), буквы А, а.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....