Формирование фонетических знаний при помощи дидактических игр в начальной школе,
статья по русскому языку (1, 2, 3 класс) на тему

Исаева Виктория Владимировна

В данной статье описывается роль фонетических знаний в начальной школе, пути их формирования с помощью дидактических игр на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_foneticheskih_znaniy.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование фонетических знаний при помощи дидактических игр в начальной школе

На начальном этапе обучения школьников необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении. Изучение фонетики и графики занимает центральное место в 1 классе, ведь именно в этот период ребенок овладевает чтением и письмом. Во 2 и 3 классах фонетические знания вступают в новые связи и совершенствуются. Однако как таковых новых знаний ребенок не получает. Поэтому необходимо заложить фонетические знания уже на начальном этапе обучения у ребенка – в 1 классе.

    Фонетическая подготовка является одной из главных основ формирования графической и орфографической грамотности учащихся. Также фонетическое знание необходимо для всех видов речевой деятельности. Недооценка значения фонетики в подготовке на начальном этапе обучения – причина как графических так и орфографических ошибок младших школьников[1, с.30]. Дети пропускают буквы и путают порядок букв в слове.  

Обучение фонетическим навыкам начинается с первых дней ребенка в школе. Задача учителя помочь ребенку произносить и слышать произносимые звуки, научить его анализу слова . Поэтому очень важно, чтобы он научился выделять тот или иной звук, договаривать слова до конца. На последней стадии анализа необходимо делать проверку чтения, для того чтобы установить получилось ли слово.  В дальнейшем это поможет ученику не подменять звуки и будет служить средством контроля.

При изучении фонетики учитель должен преследовать следующие цели: развитие у ребенка фонетического слуха, научить различать варианты в сильной и слабой позиции, из звукового составлять графический код и обратно,  научить фонетическому анализу слова, воспринимать звучащую речь, понимать ее содержание и т.д.

В 1 и во 2 классе учитель помогает ребенку: «совершенствовать умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных, ударных и безударных, твердых и мягких, глухих и звонких, парных и непарных, соотносить звуки и буквы, правильно называть все буквы алфавита, записывать слова без пропусков, обозначать мягкость предыдущего согласного, употреблять Ь» [2,с. 3].

Для того чтобы программный материал лучше усвоился следует в работе применять дидактические игры. Также  необходимо учитывать сложности, с которыми может столкнуться ребенок и помочь ему справится с ними. Сложными для восприятия и изучения являются двойная роль «е», «ё», «ю», «я», употребление «ь» и «ъ» знаков, соотношение букв и звуков и слогораздел. Моя рекомендация, как учителя: «Первоначально ребенка необходимо научит говорить и слушать слова». Также нужно воспитать в ребенке способность правильно ориентироваться на понимание слога, т.е научить школьника произносить звук или группу звуков одним толчком выдыхаемого воздуха.  

Учителю приходится на уроках всех дисциплин проводить работы над четким и правильным произношением слов. «Часто в этих целях используется звуковой анализ слов: т-р-а-м-вай, х-и-щ-н-ы-й и д.р» [4, с.227]. Хотя дети до школы овладевают звуковым строем речи, но первоклассник не может разделить слово на слоги, произнести последовательно каждый звук в слове. Именно поэтому необходима целенаправленная работа для того, чтобы сформировать выше указанные умения.

Во первых необходимо создать правильное научное представление о звуке. Для этого применяется прием «наблюдения над произношением звуков в слове, над зависимостью звукового состава слова от его лексического значения» [3, с. 227].  Учитель проводит работу по созданию звукового состава слова в период обучения грамоте. Здесь детям необходимо усвоить, что слово состоит из звуков. Для этого проводится звуковой анализ слова ( деление его на слоги). Ошибка на данном этапе- подмена звукового анализа буквенным. Например, ученик в разборе слова гриб должен назвать звуки гр`ип. Результатом правильного представления звукового состава слова является формирование навыка письма и правильное произношение слов. Именно поэтому необходимо и дальше, в послебуквенный период, продолжать работу по «улучшению умений устанавливать последовательность звуков в слове» [3,с. 228]. Вот одна из игр, которая помогает познакомить детей со звуками. Она называется «Внимательные покупатели». Учитель раскладывает на столе различные предметы. Название которых начинаются на один и тот же звук. После чего учитель говорит: « Вы пришли в магазин ваши родители заплатили за игрушку названия которых начинаются на звук (любой звук с которого начинается игрушка) . Эти игрушки вы можете взять.  

Также интересна и игра под названием « Звуковые часы». В этой игре учитель может сам придумывать задания. Для игра необходимы предметные картинки и макет часов со стрелкой. Задания могут быть на нахождения слов с определенным звуком, выделение звуков в начале и конце, подбор слов, которые начинаются на звук данного предмета и т.д.

Известно, что все звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные. При распознании этих групп необходимо научить младших школьников совокупности признаков. Во первых способ произношения ( гласный звук- свободно проходит через полость рта при произношении, при произношении согласных- встречает преграду), во вторых характер звучания ( гласный состоит только из голоса, при произношении согласного слышится шум), в третьих способность образовать слог. Важно уже в 1 классе развивать у детей умение наблюдать за положением органов речи при произношении звука и его звучание.  Уже в 4 классе эти знания будут более обобщены. Данный прием позволяет решить поставленные задачи, а также развить умственные способности учащихся. Они учатся сравнивать, обобщать, проводить анализ.  

Постепенно первоклассник узнает, какие гласные указывают на мягкость или на твердость согласного. Для того, чтобы научиться различать согласные звуки по мягкости и твердости, необходимо научить детей неполному звуковому разбору слов. Учащиеся должны назвать в слове только согласные звуки и характеризовать их.  Нужно научить ребенка сразу видеть слог, для того чтобы видеть гласную. Которая стоит за согласной и смягчает или же делает ее твердой.  В большей степени эффективными являются слуховые упражнения – диктанты.

Применяются различные игры. Одна из них игра «Капитаны». Для этой игры нужны цветные рисунки корабельных бухты, корабликов с согласными буквами ( одна сторона окрашена в синий цвет, другая в зеленый ). Карты путешествий по которым капитаны ведут корабли. На картах изображены острова с гласными буквами. Когда ребенок подплывает к острову, капитан читает название острова. Если слияние мягкое, то поворачивает кораблик зеленой стороной, если твердое синей[5,c.20].

Также трудность для ученика  представляет усвоение правил использования «ь» и «ъ» знаков. Усвоение правила «обозначения мягкости согласного на конце  ь » проводится путем сопоставления по смыслу слов с твердым и мягким согласными звуками на конце. Наиболее сложным для первоклассника является усвоение правила написания ь знака в середине слова.  «Как отмечается в программе, в 1 классе учащиеся знакомятся только с некоторыми случаями употребления ь в середине слова: 1) ь пишется после буквы л для обозначения мягкости звука л, например: пальто, стальной, пальцы, мальчик; 2) ь обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед твердым, например: письмо, борьба, зорька» [4, с. 231]. Для того чтобы закрепить тему использования «ь» и «ъ» знаков можно использовать следующую игру. Игра называется поставь цветок в вазу. В одну вазу дети должны положить слова с мягким знак, а в другую с твердым [6,с 14].

Важным является заложить знания у ученика о правильном написании слов с сочетанием жи, ши, ча, ща, чу, щу. Поэтому следует учитывать характер орфограммы, проводить зрительные, зрительно-слуховые, а после слуховые упражнения. К зрительным упражнениям можно отнести игру «Кто быстрее». Учитель заранее готовит карточки, на которых пропущены сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Например: лу…(лужи), малы…(малыши), кри…( кричу) и т.д.  После чего дети выходят к доске и пишут получившееся слова, объясняя почему они написали его именно так[5,с.25].

Также необходимо научить детей различать звонкие и глухие согласные. Для этого целесообразно иметь на доске запись: парные звонкие: б, в, г, д, ж, з; парные глухие: п, ф, к, т, ш, с. С непарными звонкими и глухими учащиеся знакомятся в процессе наблюдения. Если при написании слова с непарным согласным, необходимо знать лишь соответствующую данному звуку букву в алфавите, то для парных согласных важно познакомить ребенка со способами проверки подобных слов. Для выявления пар согласных существуют различные игры. Одна из них называется « Замени звук». Детям читается предложения с ошибками, они должны услышать и исправить ошибки: «Утром Кости к нам пришли и подарки принесли- в данном случае парный согласный к, является ошибочным, дети должны заменить его на «г». Таким образом, у ребенка формируется представления о парных согласных и их различиях в употреблении[6, с.16].

В первом классе учащиеся знакомятся с ударными и безударными гласными.  Умение различать ударный слог формируется медленно и требует упражнений. Безусловно, в 1 классе прежде всего перед учителем стоит задача научить правильно писать слова с ударной гласной. Написание безударных гласных в корне подчиняются орфографическим правилам. Таким образом здесь уже фонетические знания вступают со знаниями о составе слова. Закрепить знания о ударных и безударных звуках и провести проверку на усвоение этих знаний у учащихся помогает игра «Хор гласных». Учитель произносит слова. Затем дети произносят только гласные звуки ударные, а после безударные[5, с.35].

Поводя итоги, сделаем вывод, что речевое развитие детей и их успешное обучение в школе во многом зависит от фонетически знаний полученных в первые годы обучения. Именно поэтому в различных методических указаниях отводиться большое место для изучения фонетики.  Фонетические знания необходимы и для овладения грамотной устной и письменной речью.

А для того чтобы заинтересовать ребенка, который только начинает привыкать к новому виду деятельности - обучению, необходимо использовать различные игры. От правильно выбранной игры зависит и то, на сколько точно будет сделана проверка усвоение знаний учащихся. Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса. Пособие для учителя. – 7-е изд., переработанное. Смоленск.2013.
  2. В. П. Канакина, Г. А. Фомичева. Русский язык : метод. пособие к комплекту «Русский язык» для 2 кл. нач. шк. М., 2006.
  3. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».М.,1979. 
  4. Журнал «Начальная школа». №5.2001.
  5. Акиньшина А.А, Жаркова Т.Л, Акиньшина Т.Е. Игры на уроках русского языка. М.1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы с неуспевающими, слабоуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе.

Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам....

Фонетический разбор на уроках русского языка в начальной школе по УМК "Система Занкова"

В данной работе представлен подробный план и  подробное описание этапов фонетического разбора с наглядными примерами. Материал будет полезен как для учителей начальных классов, так и для родителе...

Памятка на уроке русского языка"Фонетический и морфологический разбор частей речи в начальной школе".

Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным разбором слова на уроках русского языка как в начальной школе так и...

Урок – путешествие в "Букваринск". (1 класс) Тема: Индивидуальный контроль знаний с помощью дидактических игр на уроке чтения.

Цель урока: 1.    проверить усвоение изученных букв;2.    формировать образ нужной буквы путём конструирования;3.    проверить усвоение начертания печатных...

Возможности формирования и совершенствования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе.

Далеко не в каждом УМК выделяются задания для формирования и совершенствования фонетических навыков, так как в условиях нехватки времени и рамок рабочей программы большее внимание уделяется лексике и ...

Практические основы формирования фонетических навыков при изучении китайского языка в начальной школе

В любом языке присутствуют звуки, непривычные для тех, кто изучает его. Отсюда и возникают трудности в произношении, а поэтому изучение языка следует начинать именно с постановки произношения. Проблем...

«Технология многомерных дидактических инструментов для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе»

        Поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом можно использовать со...