«Технология многомерных дидактических инструментов для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе»
статья по иностранному языку
Поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным – это многомерная дидактическая технология В. Э. Штейнберга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
silyutina_nv.docx | 74.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г.Саяногорск
Черёмушкинская средняя общеобразовательная школа №1
655619, Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Черемушки, д.32, телефакс (8-39042)3-16-23
e-mail: School-19-038@ya.ru
«Технология многомерных дидактических инструментов для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе»
Подготовила:
учитель английского языка
Силютина Н.В.
29.08.2022г.
Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность – способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
- математическая грамотность;
- финансовая грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление;
- читательская грамотность.
Проанализировав задания из учебника, непосредственно с которым мы работаем, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.
Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. Обратите внимание на пример заданий из учебника для 3 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств.
При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:
- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями)
- Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны).
- Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).
Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность:
- здоровье;
- природные ресурсы;
- окружающая среда;
- опасности и риски;
- связь науки и технологий.
Глобальные компетенции — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Одну из глобальных проблем – проблему экологии обсуждают на уроках английского языка в 4 классе.
Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, нам важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, у раздела Portfolio. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи.
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание.
В своей практике учителя сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом. Зачастую учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.
Поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным – это многомерная дидактическая технология В. Э. Штейнберга. Дидактические многомерные инструменты (ДМИ)–когнитивно-визуальные средства бинарного (двухкомпонентного)типа с иллюстративно-мнемическими и регулятивными свойствами (поддержка категоризации и экспликации, анализа и синтеза, навигации и аут диалога); смысловой компонент ДМИ реализован на основе когнитивных принципов представления информации в семантически связной форме, а логический компонент образован координатными и матричными графическими элементами, объединенными в каркас рекурсивного типа, информация на котором представлена в мульти кодовой форме (понятийными, пиктографическими, символьными и другими элементами); конкретная форма реализации ДМИ – логико-смысловые модели, навигаторы, «семантические фракталы Штейнберга», когнитивные карты и т.п.; полифункциональные ДМИ –основной инструмент дидактической многомерной технологии и
применяются также в традиционных и новых технологиях обучения, в дидактическом дизайне на основе принципа дополнительности.
Многомерная дидактическая технология состоит из дидактических инструментов: интеллект-карты или карты-памяти и логико-смысловые модели. Карты –памяти представляют собой образ, от которого отходятся ветвистые линии. Ветви должны быть цветными. Ребята очень любят на уроках использовать цветные ручки, карандаши, фломастеры. Каждую ветвь нужно подписывать 1-2 ключевыми словами и как можно чаще использовать рисунки.
В начальной школе лучше всего начинать с интеллект-карт.
Карта - памяти - это хороший наглядный материал, с которым легко и интересно работать, который ученику запомнить намного проще, чем страницу печатного текста в учебнике. Ребенок с помощью рисунков может отображать на бумаге свои мысли, решать творческие задачи, отрабатывать полученную информацию, совершенствовать ее, вносить изменения.
Построение интеллект-карты:
1.готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры;
2. лист кладём горизонтально;
3. в центре страницы заглавными печатными буквами пишем и выделяем рамкой главную тему (1–2 ключевых слова);
4.от центральной темы рисуем ветки разными цветными карандашами;
5. каждую ветку подписываем 1–2 словами (основные направления);
6. на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подписываем их.
В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрируем их: рисунки, схемы, символы и т. д. Автор технологии подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт.
И в заключение хотелось бы сделать вывод. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
Список литературы
- Новик, Е.А. Использование многомерной дидактической технологии/ Е.А.Новик// Пачатковая школа. – 2012. - №6. – С.16-17.
- Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология : моногр. [Текст] / В.Э. Штейнберг. – Уфа : БИРО,1999. – 86 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.
В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....
Обучение читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе на примере УМК “Spotlight”
Язык является важнейшим средством человеческого общения. При обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей, навыка свободного общения и пра...
Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе
Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе...
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...
Формирование читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе (План и конспект урока)
ТЕМА: «Введение лексики по теме «Дом»Класс: 4. Урок по КТП №18.УМК: «Rainbow English» О. В. Афанасьева, И. В. МихееваТип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: фо...
Формирование навыков функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе
Функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.Основные черты школьника с развитой функциональной...
Формирование навыков функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе
В настоящее время в нашей стране идёт становление новой системы образования ориентированной на вхождение мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса явля...