Открытый урок по русскому языку 1 класс «Письменная, заглавная буква В».
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Войнова Ирина Владимировна

Открытый урок по обучению грамоте на районном семинаре для заместителей директоров по УВР, педагогов ОУ. "Реализация ФГОС ОВЗ для детей с задержкой психического здоровья."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Письмо заглавной буквы В».

Цель урока: научить писать заглавную букву В.

Планируемый результат обучения:

-  называть правильно элементы буквы В. 

- отрабатывать навык правильного оформления предложения в тетради;

-  составлять слова из слогов;

- воспитывать внимательность, аккуратность, дисциплинированность.

Формируемые УУД:

                                                    Предметные:

-писать заглавную букву В по образцу;

-воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму;

-выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить слова со схемой-моделью;

-писать слоги, слова, комментируя;

-списывать предложения с письменного и печатного текстов;

-грамотно оформлять предложения на письме

                                                 

                                                     Метапредметные:

-понимать и принимать учебную задачу урока, решать её под руководством учителя;

-планировать деятельность на уроке;

-применять критерии оценки работы;

-работать с знаково-символическими средствами представления информации

  ( слого-звуковыми схемами, схемой предложения, лентой букв)

-умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Личностные:

 -проявлять интерес к процессу письма;

 -аргументировать выбор понятия «звук, буква»;

 -объяснять необходимость учиться писать заглавную букву В

                                                        Коррекционные задачи:

-развитие орфографической зоркости;

-развитие внимания;

-развития зрительной и слуховой памяти.

              Ресурсы урока: Прописи, ч.2, с. 29, звуковые карточки, элементы букв для конструирования, карточка для тактильного восприятия буквы, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточка-тренажер

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Мотивация познавательной деятельности:

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, приветливым лицам!

С добрым утром начат день

Первым делом гоним лень

На уроке не зевать,

А работать и писать!

- Попробуйте с помощью улыбки передать настроение. Повернитесь и подарите улыбки друг другу. Вижу, что настроение у вас радостное! Тогда за работу! 

- Ребята, а какой у нас сейчас урок? (Урок письма)

- А каким бы вы хотели его увидеть? (Интересным, познавательным)

- А что мы для этого должны сделать? (Быть внимательными, активными, слушать объяснения учителя)

- Я надеюсь, что наш урок именно так и пройдет: интересно, полезно, вы откроете для себя новые знания.

Отвечают на вопросы учителя

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

II.Актуализация имеющихся знаний и навыков.

Загадки.

III. Организация познавательной  деятельности.

-С какими звуками познакомились на прошлом уроке;

-какой буквой обозначаются звуки [в] [в`]

-какую букву учились писать на прошлом уроке.

- Ребята, к нам на урок сегодня пришел Буратино. Он тоже хочет учиться писать и попросился на наш урок. Пустим его к нам?

- Буратино попросил загадать вам загадки,  а вы должны будете их отгадать, что бы узнать, что мы будем сегодня делать.

Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ...(Волк)

Руль, колёса и педали.
Транспорт для езды узнали?
Тормоз — есть, кабины — нет.
Мчит меня ..
(Велосипед)

- Сравните слова-отгадки. Чем они похожи? На какой звук начинаются эти слова? (Звуки [в], [в'].)

- Так какая же будет тема нашего урока.

( письмо заглавной буквы В)

- А чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву «В»)

Отвечают на вопросы учителя

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы учителя

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках: письмо букв, слогов (правильное соединение букв), организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания(УУД регулятивные, познавательные, коммуникативные).

VI. Изучение нового.

Подготовка к письму.

Пальчиковая гимнастика.

Письмо буквы в прописи.

1. Подготовка к письму.

-Ребята, а теперь скажите пожалуйста  о чем нужно помнить, чтобы наше письмо было правильным и красивым?

  О посадке! (сели правильно и удобно)

  О наклоне! ( положили тетради правильно, проверьте линию наклона)

  Надо правильно держать ручку! (проверьте себя).

Обращаться за помощью к главным помощникам: точке и стрелке.

 Сравните печатную и письменную заглавную букву В:

     -  посмотрите на строчные: печатную и письменную буквы  

     -  что у них общего? (одинаковые элементы)

     -  в чём отличие? (в наклоне буквы). 

- Посмотрите на образец написания заглавной буквы В.

Сколько элементов?(3)Какие?(удлиненная прямая с петлей внизу, верхний правый полуовал, нижний правый полуовал)Откуда начинаем писать? Опишите направление движения руки при написании буквы В (ответы детей)

- А теперь посмотрите и послушайте, как правильно нужно написать заглавную букву В. Я пишу на доске, а вы внимательно смотрите, чтобы потом самим написать правильно букву В.

- (Показ написания В учителем на доске)

Заглавная буква состоит из 3-х элементов. Начинаем писать чуть ниже середины широкой строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, поднимаемся над нижней линией рабочей строки, ведем округлую линию, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вверх; не доходя до точки начала письма, пересекаем написанную линию. Далее пишем округлую линию вправо, ведем овал вниз, закругляем у нижней линии рабочей строки влево, доводим до нижней линии, чуть поднимаясь над нижней линией рабочей строки, заканчиваем письмо буквы.

- Столб рисуем, а на нём
Два дружка сидят вдвоём,
Два кружочка на столбе –
Получаем
букву В.

- Обводим заглавные буквы обратной стороной ручки, пишем в воздухе, у себя на ладошке, на ладошке у соседа.

 - Ребята, чтобы нам красиво и правильно написать букву В, мы должны подготовить руку к письму.

- Наша пальчиковая гимнастика называется «Сороконожка»

Две сороконожки гуляли по дорожки, гуляли, гуляли, друг друга повстречали, так друг друга обнимали, так друг друга обнимали, что едва мы их разняли.»

- Встряхнули ручки. Молодцы!

- А сейчас мы все вместе будем учить Буратино писать букву В, для этого вы будете работать в своей прописи на стр. 29-ой

-Я тетрадь свою открою

И как надо положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Сели правильно, положили правильно тетрадь.

- Кто готов к письму, поднимите руки!

-В правом верхнем углу прописи обведем элементы буквы В по серому шрифту.

Пропишите букву В в воздухе комментируя;

обведите одну букву по контуру и две напишите сами;

если не получилось, потренируйтесь на карточке (карточка-тренажер);

напишите до конца строки. обведите самую удачную букву на строке, сравните её с образцом в прописи.

- Обведите так же элементы буквы В и на следующей строчке.

- Теперь еще раз повторим написание буквы В.

- Поставьте руку на локоть, пропишем букву В со мной вместе в воздухе 1-2-3-4.

- Теперь начинаем писать букву В. Я на доске (проговариваю), а вы в прописи.

- Пишем красиво, обводим правильно каждый элемент буквы В. Кто обвел эти буквы продолжите строчку до конца.

- А теперь пробуем писать вторую строчку с буквой В.

Обведите самую удачную букву на строке, сравните её с образцом в прописи.

- Помогите соседу найти самую  красивую букву.

- Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя

Рассматривание образца буквы В

ответы детей

Учащиеся смотрят показ учителя

Выполнение упражнений в воздухе, На своей ладошке, на ладошке соседа.

Выполняют упражнения.

Работа в прописи

Выполнение подготовительных упражнений

Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока, организовать использование предметных действий с моделями, организовать фиксацию нового способа действия в знаках, организовать фиксацию преодоления затруднения (УУД личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

Физминутка

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

 Полотенцем растирались.

 Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет.

Выполняют упражнения.

Письмо слогов  Ва, Ви, Ву

- Продолжим.

- Посмотрите на доску, какие слог слияния вы видите? Кто прочитает?

- Какое  у них соединение? (нижнее, верхнее)

- сейчас мы  с вами научимся соединять букву В с буквой а. Я пишу на доске (проговариваю), а вы пишите пальчиком на парте.

- Пишу букву В соединяю с буквой а при помощи нижнего соединения.

- А теперь попробуйте сделать так же в вашей прописи. Пока только слог слияние Ва.

- Следующее слог слияние Ви. Я на доске, а вы на ладони у своего соседа, потом меняетесь. Затем выполните это написание Ви в прописи.

- И слог слияние Ву. Повторяйте за мной в воздухе. А затем запишите в прописи.

- А теперь попробуйте дополнить эти слоги до имён

- Молодцы!

Отвечают на вопросы

Выполнение подготовительных упражнений

Написание в прописи

Составляют имена из слогов

Первичное закрепление

Написание слога Во и слова Вова

Гимнастика для глаз

- Ребята, посмотрите на следующую строчку, скажите какое слово  состоит из слог слияний Во и Ва? (Вова)

- Почему это слово пишется с большой буквы?

- Теперь посмотрите какое соединение в слог слиянии Во? (нижнее)

- А в слове Вова какое соединение в слоге Во?

- Одинаковое или разное? Будьте внимательны при письме

- Теперь в начале строки дополним слог слияние Во, чтобы получилось слово Вова.

 - каким слог слиянием дополним?

- Запишите.

- Запишите еще раз до конца строки слово Вова.

 Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственное в тексте, дадим им  немного отдохнуть.

   Какой красивый лес вокруг нас! посмотреть вправо, влево
   Справа – лисья нора, посмотреть направо
   Слева – медвежья берлога. налево
   Внизу, под осиной – ежиная нора, вниз
   А высоко на дереве – беличье дупло. вверх
   А далеко – далеко, за лесом – посмотреть вдаль
   Наша школа! закрыть глаза
 

- Смотрим на следующую строчку. Прочитай…

- Давайте вспомним урок обучения грамоте и скажем, у кого был лук?

- Так какое слово нужно добавить? (Вовы)

-Какие соединения в этом слове?

- С какой буквы напишем это слово? Почему?

- Сколько слогов в этом слове?

- Назовите первый, второй.

- Запишем. Чтобы записать правильно, следим за написанием и соединениями.

- Прочитайте следующее предложение

- Какой знак стоит в конце предложения? Значит, как надо прочитать? Покажите Буратино, как нужно правильно прочитать это предложение.

- Молодцы!

- Сколько слов в этом предложении? С какой буквы начинаем писать предложение? Почему?

- Давайте научим Буратино правильно писать, на своём примере.

- Пишем это предложение на следующей строчке.

- А теперь нам надо ответить на этот вопрос. Что у ? Давайте вспомним.

- Буратино наблюдал за вами и с вашей помощью научился писать и предлагает нам вот такой вариант ответа.

- Посмотрите внимательно, вы согласны с Буратино ?

- Почему? (Лариса с большой буквы)

- Да давайте исправим его!

- Так какое предложение напишем? Повторите!

- Написание, какого слово для вас будет новым? (салат)

- сколько слогов в слове?

- Назовите 1 слог, второй.

- Как мы запишем слова в предложении?( с пробелом)

- А зачем нам нужен пробел?

- Давайте запишем это предложение. Посмотрите вот на образец, где Буратино  исправил свою ошибку.

- Подчеркните опасные места в предложении.

Отвечают на вопросы учителя

Работа в прописи

Читают выразительно предложение

Работа по предложению

Самостоятельно ищут ошибку в предложении

Работа в прописи

  1. Итог урока

- Какую букву научились писать?

- Кто сегодня помогал нам на уроке и кому помогали мы?

- Как вы думаете научили мы его писать заглавную букву В?

- Да, он всех благодарит и говорит, какие вы молодцы, что научили его писать букву В.

  1. Рефлексия

http://vseznajka.com.ua/images/sekretnie-smajli-skype-1_2.jpg  http://sessiya-ua.com/pars_docs/refs/31/30565/30565_html_m3e39ff15.png     http://img.ii4.ru/images/2013/11/12/431303_9572ae12_af07_4874_8d41_6396718df52d.jpg

                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А Урок письма в 1 классе. Тема. Письмо заглавной буквы «В ». Учитель высшей категории- Войнова Ирина Владимировна

Слайд 2

Бу – ра – ти - но

Слайд 3

[ в ] [ в ’]

Слайд 6

Лови шарик!

Слайд 7

Я научился узнал смогу

Слайд 8

+ Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 1 класс Тема «Прописная буква в начале предложения»

Открытый урок, который я проводила в 1 классе, по русскому языку, программа "Школа России"...

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Обобщение знаний по разделу "Звуки и буквы" 2 класс.

План - конспект урока по русскому языку с использованием игровых моментов. Программа "Школа России" 2 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе школы VIII вида "Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога"

Конспект открытого урока по  русскому языку во 2 классе школы VIII вида "Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога"...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Заглавная буква в словах"

Открытый урок по русскому языку в 1 классе по теме: "Заглавная буква в словах"...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."

Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."...

Открытый урок по русскому языку «Строчная и письменная буква а»

Педагогическая цель: создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы А, а; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; спо...