Предупреждение и исправление акцентологических ошибок в устной речи младших школьников
статья по русскому языку на тему
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни, уметь излагать свои мысли и грамотно формировать свою речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_predmetu.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по предмету «Русский язык» учителя начальных классов Кобызевой Ольги Владимировны на тему:
«Предупреждение и исправление акцентологических ошибок в устной речи младших школьников»
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни, уметь излагать свои мысли и грамотно формировать свою речь.
Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка.
Становление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь - это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.
Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.
Большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей при постановке ударения.
Нарушения норм ударения - одно из распространенных явлений в устной речи школьников. Одна из причин нарушения акцентологических норм связана с особенностями словесного ударения в русском языке.
В речи младших школьников встречаются разнообразные отклонения от норм русского литературного произношения. Все отступления от орфоэпических норм целесообразно классифицировать по вызывающим их причинам. В соответствии с этим выделяются три типа наиболее частотных акцентологических ошибок в речи детей младшего школьного возраста: акцентологические ошибки, вызываемые влиянием написания слова; акцентологические ошибки просторечного характера; акцентологические ошибки диалектного происхождения.
Сформировать твердые орфоэпические навыки в правильной постановке ударения, расширить словарный запас школьника поможет постоянное использование словаря на уроках русского языка. Культуру работы со словарем следует прививать, начиная с младшего школьного возраста. Пусть ребенок пристрастится к общению со словарем как со своим верным другом.
И, несомненно, предупреждение акцентологических ошибок должно начинаться именно в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период закладывается речевая культура ребенка.
Правильная постановка ударения вызывает у большинства учащихся трудности, что в свою очередь приводит к ошибкам (лексико-стилистическим и орфографическим).
Причины ошибок: отсутствие знаний, отсутствие речевого опыта в правильности постановки ударения и ограниченный словарный запас.
С учетом выявленных особенностей была определена методика коррекционно-развивающей работы, которая имела системный, комплексный характер и включила в себя проектную деятельность. Проектная работа учащихся «Волшебник Ударение», проведенная во время классного часа, позволила направить учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно создать проблемную ситуацию, планировать собственную деятельность, пользоваться справочной литературой, выискивать необходимое в потоке информации, обобщать, оформлять и представлять свою работу перед одноклассниками. Работа учащихся над проектом проходит как во время учебной деятельности, так и во внеурочное время, что позволило привлечь к творческой работе учащихся - родителей. Только совместная деятельность: учитель - ребёнок - родители - поможет заинтересовать ученика и привести к хорошим результатам в учёбе.
Чтобы проект имел успех, надо связать его с реальной жизнью. Цель урока в 3 классе, опираясь на свой жизненный опыт, создать занимательный материал для учащихся 2 классов на уроках русского языка по теме «Ударение».
Обратите внимание на слова «опираясь на свой жизненный опыт», т.к. задачами проекта стало закрепление, развитие и формирование знаний и умений, приобретённых в процессе обучения и необходимых при составлении текстов и при создании занимательного материала в соответствии с индивидуальной подготовкой ребёнка. Урок проводился на этапе закрепления и обобщения знаний учащихся.
Исходя из выше сказанного, определяем задачи для учащихся:
- расширить знания, умения логически мыслить;
- рассуждать и делать умозаключения;
- находить верные пути решения поставленных задач;
- уметь излагать свои мысли;
- грамотно формировать свою речь.
На уроках использовались индивидуальные формы работы и работы в парах, коллективные и самостоятельные виды работ.
Урок проводился в занимательной форме, чтобы не пропал интерес у детей к существующей проблеме.
Тип проекта получился практико-ориентированный.
Проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действии, которые продиктованы ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения IIкласс
исследовательская работа на тему"Формирование устной речи младших школьников"...
Статья "Исправление учителем ошибок устной речи младших школьников"
В статье описаны результаты исследования культуры устной речи младших школьников....
Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира
Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира...
Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.
Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников....
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ»
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа...
Словарь по культуре устной речи младших школьников
В словарь включены слова, при произношении которых взрослые и дети часто допускают ошибки. Слова отбирались по принципу частотности употребления их в речи, а также включения данных слов в орфоэпически...
Мастер-класс по теме "Развитие устной речи младших школьников на уроках русского языка".
Данный материал содержит виды работ по развитию речи учащихся....