Словарь по культуре устной речи младших школьников
материал на тему

Рогозина Екатерина Алексеевна

В словарь включены слова, при произношении которых взрослые и дети часто допускают ошибки. Слова отбирались по принципу частотности употребления их в речи, а также включения данных слов в орфоэпический минимум для изучения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar_po_kulture_ustnoy_rechi_mladshih_shkolnikov.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Словарь по культуре устной речи младших школьников

алфави´т

ара´хис

арте´рия [тэ]

асфа´льт (нельзя: асвальт)

бадминто´н (нельзя: бабминтон, багдминтон и т. п.)

бант, ба´нта, ба´нту, с ба´нтом, о ба´нте; ба´нты, ба´нтов, с ба´нтами, о ба´нтах

блю´до, блю´да, блю´дам, блю´дами, о блю´дах

босоно´жка — ж. р.: маленькая босоножка

в коридоре (нельзя: на коридоре)

взять, взяла´, взя´ло и взяло´, взя´ли, взята´, взя´то, взя´ты

включи´ть, включи´шь, включи´т, включи´м, включи´те, включа´т, включённый

вместо (нельзя: заместо)

водопрово´д

во´зрасты (нельзя: возраста´)

вы´здоровею, вы´здоровеет (нельзя: выздоровлю, выздоровит)

грейпфрут (нельзя: грейфрукт)

гру´шевый

дать, дала´, да´ло и дало´, да´ли

дефи´с

джинсы, пара джинсов

дикобра´з (нельзя: дикообраз)

для неё (нельзя: для ней)

дозвони´ться, дозвони´шься, дозвони´тся, дозвони´мся, дозвони´тесь, дозвони´тся

докуме´нт

е´здит, е´зжу (нельзя: ездиит, ездию)

ем, ест, едят (но:«Кушайте, гости дорогие»; кушает, кушают — о маленьких детях)

зави´дно

заня´ть, за´нял, заняла´, за´няли, заня´в

запла´чено, заплати´те за проезд (нельзя: заплочено, заплотите). Ср.: оплатите проезд

звони´ть, звони´шь, звони´т, звони´м,

звони´те, звоня´т

игра´ть (нельзя: играться)

из школы, из Москвы, из  Эстонии, из магазина (нельзя: со школы, с Москвы, с Эстонии, с магазина)

изобрете´ние

инструме´нт

и´скра

их (нельзя: ихний, ихняя)

ке´тчуп (нельзя: кекчуп)

киломе´тр

кладова´я

класть, кладёт, кла´ла (нельзя: ложить, ложит, ложила, клала)

колго´тки (нельзя: колготы)

конфо´рка (нельзя: комфорка)

Который час? или: Сколько времени? (нельзя:Сколько время?)

ко´фе [ф’э] (нельзя: кофэ)

кран, кра´ны, кра´нов, кра´нам, кра´нами, о кра´нах

краси´вее (нельзя: красивей, более красивее)

кроссо´вки — ж. р.: одна кроссовка

крыжо´вник (нельзя: кружовник)

кры´шечка (нельзя: крыжечка)

Кто последний? (нельзя:Кто крайний?)

ку´рица (нельзя: кура)

ку´хонный (нельзя: кухонный)

ляг, ля´гте (нельзя: ляжь, ляжьте)

макулату´ра

ме´сяцы (нельзя: месяца)

млекопита´ющее (нельзя: млекопитающееся)

мозги´

мозо´ль — ж. р.: любимая мозоль

му´соропрово´д

мю´сли — нескл. (кефир с мюсли)

наве´рх

надеть что-л. на кого-л. (но: одеть кого-л.)

назва´ть, назвала´, назва´ло

насмеха´ться (нельзя: надсмехаться)

нача´ть, на´чал, начала´, на´чатый, нача´вший, нача´вшийся

носок (один), пара носков

обеих подруг (но: обоих друзей)

о´жил, ожила´, о´жило, о´жили

окно´, много о´кон

ола´дья, много оладий

оплатить проезд (но: заплатить за проезд)

опла´чено (нельзя: оплочено)

осмея´ть (нельзя: обсмеять)

отключи´ть, отключи´шь, отключи´т, отключи´м, отключи´те, отключа´т, отключённый

паштет (нельзя: паш[тэ]т)

пельмени (нельзя: пелемени)

передо мной (нельзя: вперед меня)

пирожное (нельзя: пироженое)

пла´тишь, пла´тит (нельзя: плотишь, плотит)

поварёшка, поварёшечка (нельзя: поварежечка)

повидло — ср. р.: пирожок с повидлом

повтори´ть, повтори´шь, повтори´т, повтори´м, повтори´те, повторя´т

подметена´, подметены´

поезжа´й (нельзя: езжай, едь, ехай)

позвони´ть, позвони´шь, позвони´м, позвони´т, позвони´те, позвоня´т

положи´ (нельзя: положь)

полтора яблока, апельсина; полутора яблок, яблокам, яблоками, яблоках (апельсинов, апельсинам, апельсинами, апельсинах); полторы недели, полутора недель, неделям, неделями, неделях

по´нял, поняла´, по´няли

пополам (нельзя: на пополам)

поскользну´ться (нельзя: подскользнуться)

по´черк (нельзя: подчерк)

пра´вы мы, вы, они

пресмыка´ющееся (нельзя: пресмыкающее)

простыня´, нет просты´нь и нет простыне´й, постели простыню´

про´тивень (нельзя: протьвень, протвень)

проце´нт

санда´лия, санда´лии (нельзя: сандаль, сандали)

свёкла

ска´терть, скатерте´й, скатертя´м, скатертя´ми, о скатертя´х

скворе´чник [шн]

ско´лько, ско´льких, ско´льким, ско´лькими, о ско´льких

сли´вовый

сосиски (нельзя: сосиськи)

столя´р

ступня´, ступни´, ступня´м, ступня´ми, оступня´х

табуре´т(ка) (нельзя: тубарет(ка)

то´рт, то´рта, то´рту, то´ртом, о то´рте; то´рты, то´ртов, то´ртам, то´ртами, о то´ртах

тошнота´

трамвай (нельзя: транвай)

троллейбус (нельзя: троллебус)

тюль — м. р.: прозрачный тюль

ту´фля (одна) — ж.р.: красивая туфля, пара туфель

упла´чено (нельзя: уплочено)

цепо´чка

че´шка — ж. р.: потерянная чешка

что [шт]

чтобы [шт]

чулок (один), пара чулок

шампунь — м. р.: душистый шампунь

ша´рф, ша´рфа, ша´рфу, ша´рфом, о ша´рфе; ша´рфы, ша´рфов, ша´рфам, ша´рфами, о ша´рфах

шёрстка (нельзя: шерстка)

шофёр, шофёры (нельзя: шо´фер, шофера´)

щаве´ль

щаве´левый

эскала´тор (нельзя: экскалатор)

яи´чница [шн]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения IIкласс

исследовательская работа на тему"Формирование устной речи младших школьников"...

Статья "Исправление учителем ошибок устной речи младших школьников"

В статье описаны результаты исследования культуры устной речи младших школьников....

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира...

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников....

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ»

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа...

Предупреждение и исправление акцентологических ошибок в устной речи младших школьников

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму...

Мастер-класс по теме "Развитие устной речи младших школьников на уроках русского языка".

Данный материал содержит виды работ по развитию речи учащихся....