Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Технологическая карта урока "открытия новых знаний" по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного. К уроку предлагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.5 КБ |
![]() | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка по теме: «Род имён существительных»
УМК «Начальная школа XXI века»
Шивырева Елена Геннадиевна
Тип урока | Открытие нового знания. |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
Цель | Создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного. |
Задачи | Обучающая: формировать умение определять род несклоняемых имён существительных. Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать. Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому, коллективизм, взаимопомощь. |
Проблема | Как определить род неизменяемых имён существительных? |
Формируемые метапредметные УУД | Личностные: - признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. Регулятивные: - планировать, определять последовательность действий для решения учебной задачи; -разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; - вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. Познавательные: - классифицировать слова по определённым признакам; - делать выводы на основе обобщения; - определять последовательность действий для решения предметной задачи; - подтверждать аргументы фактами; -разрешать проблемную ситуацию; - добывать нужную информацию с помощью ИКТ; Коммуникативные: - слушать, сотрудничать с одноклассником при работе в паре; - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; |
Оборудование | -Мультимедийный проектор; экран; -Компьютер; - Слайд-презентация; - Сигнальные карточки (у каждого ребёнка); -Лист самооценки индивидуальных достижений (у каждого ребёнка); - Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка) -Толковые словари |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация обучающимися: -Усвоение предметного материала и возможности применять его в нестандартных условиях - Умения работать в малой группе |
Способ и формат оценивания результатов работы | В процессе решения учебной задачи оцениваются: - Владение учащимися необходимым предметным материалом; - Умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение учебной задачи в целом; - Умение взаимодействовать в малой группе при решении общей задачи. Учащиеся самостоятельно прогнозируют результат, а после выполнения задания оценивают свою деятельность по заданному учителем критерию. (Лист самооценки индивидуальных достижений.) |
Ход урока.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Самоопределение к деятельности. | Организационный момент. - Внимание! Проверь, дружок, Ребята, готовы к уроку? Психологический настрой к уроку. СЛАЙД 1: 1 2 3 4 5 - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 5. Как вы думаете, зачем же я числа написала? - Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Для этого мы будем использовать с вами «Листы самооценки». Я очень хочу, чтобы у вас были отличные баллы. Поэтому необходимо хорошо поработать. Желаю вам успехов. | Готовы Высказывают предположения Рассматривают «Листы самооценки» |
2 | Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. | - Итак, откройте свои тетради и аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво запишите: Двадцать второе декабря. Классная работа. - Какие орфограммы (правила) спрятались в словах? Минуты чистописания Работа в парах. - Поработаем в паре. Возьмите снежинку голубого цвета. Прочитайте загадки. Отгадки запишите в тетрадь правильно и аккуратно. 1. Все его зимой боятся - 2. Лес укрыт снегами, Ёлка в дом идёт, 3. Морозы и вьюга,
- А теперь, выделите из каждого слова букву по её характеристике. 1) из первого слова выделите безударный гласный звук и запишите его букву (о); 2) из второго слова выделите непроизносимый согласный звук и запишите его букву (д); 3) из третьего слова выделите мягкий согласный, непарный по звонкости-глухости и запишите его букву (р); - Эти буквы используем для минутки чистописания. Ро Ор До Од Рд Др - Сегодня потренируемся писать только нижнее соединение. Пропишите строчку, не забывайте - только нижнее соединение. Декабрь год кончает, зиму начинает. - Прочитайте предложение. Что это? (пословица) - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Запишите пословицу. - Ребята, давайте попробуем ещё составить слово из выделенных букв. - Какие рода вам известны? - У каких частей речи можно определить род? СЛАЙД 2: - Узнайте о какой части речи будем говорить? Найдите слова одинаковой части речи: снежок, метель, ветер, холодный, пальто, лопата, чистить, Снегурочка - Имена существительные. Докажите… Тестирование по теме. - Проверим ваши знания в форме теста. Возьмите белую снежинку. Необходимо выбрать правильные ответы и показать номер ответа сигнальными карточками. Критерий выполнения задания – правильность. Спрогнозируйте свой результат. Вопросы:
1) часть слова;
1) признак предмета;
1) Как? Откуда? Где?;
1) одушевленное и неодушевленное;
1) только подлежащим; Проверка. (СЛАЙД 3) - Кто выполнил без ошибок? - У кого прогноз не совпал с результатом? | Отвечают Прогноз и самооценка Мороз Праздник Декабрь Род Отвечают на вопросы Определяют часть речи каждого слова и называют слова одинаковой части речи: снежок, метель, ветер, пальто, лопата, Снегурочка Прогнозируют на листах самооценки. Учащиеся показывают номер с правильным ответом с помощью сигнальных карточек. (1, 2, 3) Оценивают работу с помощью сигнальных карточек. |
3 | Постановка учебной задачи. | Работа в парах (у доски с карточками) - Сколько столбиков у вас должно получиться? (Три). -Какие слова вызвали у вас затруднения? Определите тему нашего урока. СЛАЙД 4: Запоминалка: Женский род запомню я И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он - мой» Средний род: «Оно - моё». Это правило – моё!
| Делят слова на группы «ОН» «ОНА» «ОНО» ветер лопата пальто тюль тетрадь платье Кофе и пианино (Фиксация затруднения) Читают памятку Тема урока: « Определение рода неизменяемых имён существительных» Дети определяют задачи:
( какого рода бывают имена существительные)
(алгоритм определения рода имён существительных)
|
Физкультминутка (СЛАЙД 5) | |||
4 | Построение проекта выхода из затруднений («открытие») | 1) Критерий выполнения задания – наблюдательность. Фронтальная работа: упр. №1 стр. 162 | Устно выполняют задание упражнения Делают вывод: род имён существительных влияет на форму других слов в предложении. |
5 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 2) Задание (групповая работа): вставьте пропущенные окончания (СЛАЙД 6) Утром мой папа всегда пьёт крепк… чёрн… кофе. Говорящ… какаду – это мой домашний питомец. Самооценка на индивидуальных листах. 3)Учебник (знакомство с правилом) стр. 163 | Вставляют окончания, записывают предложения в тетрадь Делают вывод: определить род неизменяемых имен существительных помогает форма имен прилагательных, связанных с существитель-ными. |
- Какую 3 задачу мы поставили сегодня на уроке? Задание в паре. Определите род у предложенных существительных (зелёная снежинка). Прогностическая оценка. Критерий - правильность Слова: шоссе, пони, фламинго, эскимо - ? (проблемная ситуация) Обратитесь к толковому словарю: (Слайд 7) | Комментирование детей при проверке. Сигнальные карточки. Лист самооценки достижений. Оценка выполнения задания. | ||
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Вы сейчас встретились с затруднением, но благодаря друг другу и учителю нашли выход из него. А если нет рядом другого человека, где можно найти нужную информацию? -Хорошо, попробуем найти значение слов кашне и фойе в толковом словаре. - Где ещё можно добыть интересующую нас информацию? - Как можно найти то, что нас интересует? -Давайте попробуем узнать в Интернете какого рода слово эскимо? | -В книгах, словарях, энциклопедиях Работают с толковым словарём В Интернете Прогнозируют на листах достижений. |
7 | Включение в систему знаний и повторение. Творческое задание. | СЛАЙД 8 Словарная работа С какой темой можно объединить эти слова? - Какую непроверяемую безударную гласную в корне слова надо написать? ин_й хол_д м_роз д_кабрь -Сейчас мы будем выполнять творческое задание - Как вы думаете, каким будет задание? СЛАЙД 9 Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю. ________ ________ освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ________ _________! Опорные слова: зима, мороз, снег, пороша, сугроб, снегирь, поле, стекло, одеяло, шуба, снегурочка, снеговик, подарок, ёлка, сосулька, лёд, каток, хоккей, хлопушка, шапка, шарф, кормушка, зерно, холод, голод. Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней (Белый снег) блестит и переливается. Как красиво зимой! | Оценивают свою деятельность. Составить текст на тему «Зима». |
8 | Рефлексия учебной деятельности. | Итог урока. -Понравился ли вам сегодня урок? Почему? Оцените свою деятельность на уроке. - Кто адекватно оценивал себя? - Кому нужно ещё учиться себя оценивать? Спасибо за урок! | Сигнальные карточки. Оценивают себя, опираясь на «Лист самооценки» |
| Домашнее задание: | СЛАЙД 10 Выполнить задание на карточках | Записывают задание в дневники |
Использованные материалы сети Интернет:
Урок русского языка Поповой Л.Г. www.prodlenka.org
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
снежок ветер холодный пальто Снегурочка лопата чистить метель
1) 2 2) 3 3) 1 4) 3 5) 3
Женский род запомню я И скажу: “Она — моя”. И запомню род мужской И опять скажу: “Он — мой”. Средний род: ”Оно - моё”. Это правило - моё! Запоминалка
Тема: «Род неизменяемых имён существительных»
Физкультминутка
Утром папа всегда пьёт крепк … чёрн … кофе. Розов… фламинго – очень красивая птица. ий ый ый
дом ручка поле трюмо
Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю. ________ ________ освещает всё вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ______ ______ ! Творческая работа Зима.
Спасибо за урок!
Женский род запомню я и скажу: она моя Ж.р., ед. ч.
И запомню род мужской и опять скажу: он мой М.р., ед. ч.
Средний род оно моё Это правило моё! С. р., ед. ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-208145-1361364390.jpg)
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Октябрь уж наступил". Программа "Начальная школа XXI века"
На данном уроке реализуются развивающии функции, которые обеспечивают осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном мире, психическое и личностное развити...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-183338-1358610825.jpg)
Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Что такое семья". (УМК "Начальная школа XXI века)
На этом уроке дети сформулируют понятие "семья", познакомятся со словами "поколение", "домочадцы"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/04/picture-278069-1375627911.jpg)
Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".
Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-377832-1389205945.jpg)
Тема урока: "Род имён существительных" (УМК"Начальная школа 21 века")
Урок русского языка в 3 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/27/picture-884706-1485534143.jpg)
"Способ образования имён существительных" (УМК "Начальная школа XXI века")
Тема урока: Способ образования имён существительныхЦели урока:- учить классифицировать существительные по способу образования.Планируемые результаты:Предметные:- закрепить знания о способах образовани...
Урок по русскому языку для 3 класса по теме: "Подлежащее и сказуемое". УМК "Начальная школа ХХI века"
Данный урок относится к такому тпу, как урок обобщения и систематизации знаний. Среди форм работы на уроке можно выделить: фронтальную, групповую парную, индивидуальную. Урок насыщен разнообразными ме...
Конспект урока по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных", УМК Начальная школа 21 века
План- конспект по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных".Цель: создать условия для развития умения определять род имен существительных....