Организует игру: «Верные-неверные утверждения) (форма работы- фронтальная): -Ребята, сейчас мы поиграем в игру. Я прочту вам несколько утверждений. Вам предлагается определить истинности или ложность данных высказываний. Если вы считаете, что высказывание верное- то поднимаете зеленый карандаш, если же утверждение ложно, то красный: 1. Предложение состоит из слов; 2. Предложение выражает законченную мысль; 3. Среди предложений по цели высказывания можно выделить 4 типа. 4. С целью спросить о чем-то произносятся или пишутся повествовательные предложения; 5. С целью восхититься используются побудительные предложения; 6. Чтобы сообщить о каком-либо факте используются вопросительные предложения; 7. Каждая часть текста, которая пишется с красной строки, называется абзацем. -Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Организует минутку чистописания: -А теперь я предлагаю вам открыть тетради, записать число, классную работу и с новой строки прописать буквосочетания, представленные на доске, а затем и слово, состоящее из этих буквосочетаний. -Посмотрите на доску. Кто может прочесть буквосочетания и слово, записанное на ней? - хол холод холодный -Обратите внимание на соединения букв, давайте проговорим, как соединены между собой буквы: -определите соединение буквы Х и О, О и Л, Л и О, О и Д, Д и Н, Н и Ы, Ы и Й. -Пропишите данные буквосочетания в тетрадь. Организует словарную работу: -Теперь с новой строчки запишем несколько слов, выделим ошибкоопасные места и объясним орфограммы (один обучающийся у доски): - в лесу, холодный, осенний, сегодня. -Обратите внимание на данную запись. -Можем ли мы сказать, что она является предложением? (Нет, так как предложение имеет законченную мысль, в нем можно выделить начало и конец) -Обратите внимание на слайд. На нем представлена данная запись, а также слова для справок (слайд 1) -Давайте прочтем их. -Подумайте и предположите, с помощью каких слов из словарика мы можем превратить данную запись в предложение? Слова для справок: варежка, зима, подул, пошел, ветер. -Составьте предложение с данными словами. (Сегодня подул холодный осенний ветер в лесу). -Сейчас является ли данная запись предложением? (слайд 2) -Докажите, почему вы так решили? (Предложение имеет законченную мысль, слова в нем связаны по смыслу и грамматически) -Какие слова нам помогли получить предложение? (Ветер, подул) -Как по-другому мы можем назвать эти слова? Слова, без которых предложения не могут существовать? (Главные члены предложения) Организует целеполагание, побуждает обучающихся определить тему урока: -Так как вы думаете, какова тема нашего урока? -Какие цели стоят перед нами? -А с какими главными членами мы сегодня познакомимся вы узнаете, открыв учебник на стр. 62. -Прочитайте первое предложение в параграфе. (Главные члены предложения- это подлежащее и сказуемое). -Значит, с какими членами предложения мы сегодня будем работать? Организует работу с раздаточным материалом: -Как вы думаете, чем же отличаются данные главные члены? -Давайте проведем мини-исследование и выясним, в чем же отличие подлежащего и сказуемого. Для этого вам предлагается поработать в паре и заполнить таблицу, используя учебник на странице 62. (слайд 3)
| Подлежащее | Сказуемое | Что обозначает? |
|
| На какие вопросы отвечает? |
|
| Как подчеркивается? |
|
|
Организует проверку по вопросам: -Так что же обозначает каждый из главных членов? -На какие вопросы отвечает подлежащее и сказуемое? Как подчеркивается подлежащее и сказуемое в предложении? -Знаете ли вы, что слова подлежащее и сказуемое были введены русским ученым и поэтом Михаилом Васильевичем Ломоносовым? (слайд 4) -Предположите, что обозначает слово «подлежащее»? (Значит «лежащее в основе предложения») -Каково же значение слова «сказуемое?» ( то, что «сказано о подлежащем») Организует игру-микрофон: -Ребята, я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Какой член предложения главнее- подлежащее или сказуемое?» Каждый из вас может высказать свои предположения по данной теме. -И подлежащее, и сказуемое являются главными членами. Они оба играют важную роль в предложении, они равнозначны. Организует работу в группах: -Ребята, а как вы будете определять главные члены в предложении? Сейчас я предлагаю вам поработать в группе и составить алгоритм действий. Обе группы будут работать над предложением «Осенью листья опадают с деревьев». 1 группа будет искать подлежащее в предложении, а вторая-сказуемое. В этом вам помогут вопросы для каждой группы. После выполнения задания каждая группа на основе представленных вопросов в карточке составит алгоритм (то есть инструкцию) того, как необходимо действовать, чтобы найти подлежащее и сказуемое. Подлежащее | Сказуемое | - Какое слово называет то, о ком или о чем говорится в предложении?
- Отвечает ли это слово на вопрос «кто» или «что»?
- Подчеркни найденное слово как член предложения
| - Какое слово называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении?
- Отвечает ли слово на вопросы «что делает», «что делал», «что будет делать», «каков»?
- Подчеркни найденное слово как член предложения.
|
|
|
|
|
-Какой же алгоритм у вас получился? Начнем с поиска подлежащего: 1) Найди слова, которое называет то, о ком или о чем говорится в предложении; 2) Проверь, отвечает ли это слово на вопросы «кто» или «что»? -Молодцы! Вы справились с заданием, а теперь внимательно послушайте алгоритм нахождения сказуемого в предложении. 1) Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении; 2) Проверь отвечает ли это слово на вопросы «что делает», «что делал», «что будет делать», «каков»? - Давайте сверим составленный нами алгоритм с алгоритмом, предложенным авторами учебника на стр.63.
Организует работу с учебником (выполнение упражнение 1 на стр. 64 фронтально): -Ребята, посмотрите на упражнение 1 на стр. 64. Вам предлагается письменно ответить на вопросы, представленные в данном упражнении. А в ответах на эти предложения необходимо найти и подчеркнуть главные члены предложения: -Где водится рыба? - …. … в реке; -Где спит медведь? - … … в берлоге; -Где живут обезьяны? - … … в жарких странах. -Молодцы! Вы отлично справились с заданием! -А сейчас я предлагаю вам сравнить несколько предложений: -Костер быстро разгорался. -Быстро разгорался костер. -Сильный ветер подул. -Подул сильный ветер. (Слайд) -Проанализируйте предложения, и подумайте, чем похожи и чем отличаются 1 и 2 предложение, 3 и 4? (похожи словами, отличаются последовательностью слов) -Сделайте вывод о последовательности подлежащего и сказуемого в предложениях. -Верно, мы выяснили что на первом месте может стоять подлежащее, а затем сказуемое, а также наоборот.
Организует индивидуальную работу (слайд) -Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно с раздаточным материалом. Вам предлагается прочитать текст. Озаглавить его и разделить на абзацы. Выбрать из него предложения, которые будут ответами на вопрос и подчеркнуть главные члены. _________________________. Стоял теплый день. Пушистый кот Васька грелся на крыльце. Воробей клевал крошки хлеба. Чует кот добычу. Глазки у Васьки заблестели. Кот бросился на птицу. Это заметил Алеша. Мальчик стал гнать Ваську. Кот злился. Алеша спас птицу. Воробей скрылся в кустах.
Вопросы: - Какой был день?
- Кто грелся на крыльце?
- Кто клевал крошки хлеба?
- Что чует кот?
- Что сделал Васька?
- Кто стал гнать Ваську?
- Где скрывался воробей?
Организует самопроверку по эталону
|