Урок по русскому языку для 3 класса по теме: "Подлежащее и сказуемое". УМК "Начальная школа ХХI века"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Данный урок относится к такому тпу, как урок обобщения и систематизации знаний. Среди форм работы на уроке можно выделить: фронтальную, групповую парную, индивидуальную. Урок насыщен разнообразными методами, формами, приемама работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podlezhashchee_i_skazuemoe.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг.момент

Создает положительный эмоциональный настрой на урок, проверяет готовность обучающихся:

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, прикоснитесь друг к другу и подарите частичку тепла! Вот теперь у нас прекрасно настроение, и мы можем начинать урок.

Показывают готовность к уроку

Актуализация знаний

Первичное усвоение новых знаний

Первичная проверка понимания полученных знаний

Закрепление полученных знаний

Организует игру: «Верные-неверные утверждения)

 (форма работы- фронтальная):

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру. Я прочту вам несколько утверждений. Вам предлагается определить истинности или ложность данных высказываний. Если вы считаете, что высказывание верное- то поднимаете зеленый карандаш, если же утверждение ложно, то красный:

1. Предложение состоит из слов;

2. Предложение выражает законченную мысль;

3. Среди предложений по цели высказывания можно выделить 4 типа.

4. С целью спросить о чем-то произносятся или пишутся повествовательные предложения;

5. С целью восхититься используются побудительные предложения;

6. Чтобы сообщить о каком-либо факте используются вопросительные предложения;

7. Каждая часть текста, которая пишется с красной строки, называется абзацем.

-Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

Организует минутку чистописания:

-А теперь я предлагаю вам открыть тетради, записать число, классную работу и с новой строки прописать буквосочетания, представленные на доске, а затем и слово, состоящее из этих буквосочетаний.

-Посмотрите на доску. Кто может прочесть буквосочетания и слово, записанное на ней?

-  хол    холод   холодный

-Обратите внимание на соединения букв, давайте проговорим, как соединены между собой буквы:

-определите соединение буквы Х и О, О и Л, Л и О, О и Д, Д и Н, Н и Ы, Ы и Й.

-Пропишите данные буквосочетания в тетрадь.

Организует словарную работу:

-Теперь с новой строчки запишем несколько слов, выделим ошибкоопасные места и объясним орфограммы (один обучающийся у доски):

- в лесу, холодный, осенний, сегодня.

-Обратите внимание на данную запись.

-Можем ли мы сказать, что она является предложением?

(Нет, так как предложение имеет законченную мысль, в нем можно выделить начало и конец)

-Обратите внимание на слайд. На нем представлена данная запись, а также слова для справок (слайд 1)

-Давайте прочтем их.

-Подумайте и предположите, с помощью каких слов из словарика мы можем превратить данную запись в предложение?

Слова для справок: варежка, зима, подул, пошел, ветер.  

-Составьте предложение с данными словами.

(Сегодня подул холодный осенний ветер в лесу).

-Сейчас является ли данная запись предложением? (слайд 2)

-Докажите, почему вы так решили? (Предложение имеет законченную мысль, слова в нем связаны по смыслу и грамматически)

-Какие слова нам помогли получить предложение? (Ветер, подул)

-Как по-другому мы можем назвать эти слова? Слова, без которых предложения не могут существовать? (Главные члены предложения)

Организует целеполагание, побуждает обучающихся определить тему урока:

-Так как вы думаете, какова тема нашего урока?

-Какие цели стоят перед нами?

-А с какими главными членами мы сегодня познакомимся вы узнаете, открыв учебник на стр. 62.

-Прочитайте первое предложение в параграфе. (Главные члены предложения- это подлежащее и сказуемое).

-Значит, с какими членами предложения мы сегодня будем работать?

Организует работу с раздаточным материалом:

-Как вы думаете, чем же отличаются данные главные члены?

-Давайте проведем мини-исследование и выясним, в чем же отличие подлежащего и сказуемого. Для этого вам предлагается поработать в паре и заполнить таблицу, используя учебник на странице 62. (слайд 3)

Подлежащее

Сказуемое

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Как подчеркивается?

Организует проверку по вопросам:

-Так что же обозначает каждый из главных членов?

-На какие вопросы отвечает подлежащее и сказуемое?

Как подчеркивается подлежащее и сказуемое в предложении?

-Знаете ли вы, что слова подлежащее и сказуемое были введены русским ученым и поэтом Михаилом Васильевичем Ломоносовым? (слайд 4)

-Предположите, что обозначает слово «подлежащее»?

(Значит «лежащее в основе предложения»)

-Каково же значение слова «сказуемое?»

( то, что «сказано о подлежащем»)

Организует игру-микрофон:

-Ребята, я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Какой член предложения главнее- подлежащее или сказуемое?» Каждый из вас может высказать свои предположения по данной теме.

-И подлежащее, и сказуемое являются главными членами. Они оба играют важную роль в предложении, они равнозначны.

Организует работу в группах:

-Ребята, а как вы будете определять главные члены в предложении? Сейчас я предлагаю вам поработать в группе и составить алгоритм действий. Обе группы будут работать над предложением «Осенью листья опадают с деревьев».

1 группа будет искать подлежащее в предложении, а вторая-сказуемое. В этом вам помогут вопросы для каждой группы. После выполнения задания каждая группа на основе представленных вопросов в карточке составит алгоритм (то есть инструкцию) того, как необходимо действовать, чтобы найти подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

Сказуемое

  1. Какое слово называет то, о ком или о чем говорится в предложении?
  2. Отвечает ли это слово на вопрос «кто» или «что»?
  3. Подчеркни найденное слово как член предложения
  1. Какое слово называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении?
  2. Отвечает ли слово на вопросы «что делает», «что делал», «что будет делать», «каков»?
  3. Подчеркни найденное слово как член предложения.

-Какой же алгоритм у вас получился? Начнем с поиска подлежащего:

1) Найди слова, которое называет то, о ком или о чем говорится в предложении;

2) Проверь, отвечает ли это слово на вопросы «кто» или «что»?

-Молодцы! Вы справились с заданием, а теперь внимательно послушайте алгоритм нахождения сказуемого в предложении.

1) Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении;

2) Проверь отвечает ли это слово на вопросы «что делает»,  «что делал», «что будет делать», «каков»?

- Давайте сверим составленный нами алгоритм с алгоритмом, предложенным авторами учебника на стр.63.

 Организует работу с учебником (выполнение упражнение 1 на стр. 64 фронтально):

-Ребята, посмотрите на упражнение 1 на стр. 64. Вам предлагается письменно ответить на вопросы, представленные в данном упражнении. А в ответах на эти предложения необходимо найти и подчеркнуть главные члены предложения:

-Где водится рыба? - …. … в реке;

-Где спит медведь? - … … в берлоге;

-Где живут обезьяны? - … … в жарких странах.

-Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

-А сейчас я предлагаю вам сравнить несколько предложений:

-Костер быстро разгорался.

-Быстро разгорался костер.

-Сильный ветер подул.

-Подул сильный ветер. (Слайд)

-Проанализируйте предложения, и подумайте, чем похожи и чем отличаются 1 и 2 предложение, 3 и 4?

(похожи словами, отличаются последовательностью слов)

-Сделайте вывод о последовательности подлежащего и сказуемого в предложениях.

-Верно, мы выяснили что на первом месте может стоять подлежащее, а затем сказуемое, а также наоборот.

Организует индивидуальную работу (слайд)

-Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно с раздаточным материалом. Вам предлагается прочитать текст. Озаглавить его и разделить на абзацы. Выбрать из него предложения, которые будут ответами на вопрос и подчеркнуть главные члены.

_________________________.

Стоял теплый день. Пушистый кот Васька грелся на крыльце. Воробей клевал крошки хлеба. Чует кот добычу. Глазки у Васьки заблестели. Кот бросился на птицу. Это заметил Алеша. Мальчик стал гнать Ваську. Кот злился. Алеша спас птицу. Воробей скрылся в кустах.

Вопросы:

  1. Какой был день?
  2. Кто грелся на крыльце?
  3. Кто клевал крошки хлеба?
  4. Что чует кот?
  5. Что сделал Васька?
  6. Кто стал гнать Ваську?
  7. Где скрывался воробей?

Организует самопроверку по эталону

Играют в игру «Верные-неверные утверждения»

Прописывают буквосочетания в тетрадь

Работают с группой слов в тетради

Составляют предложение из слов

Определяют тему урока, участвуют в целеполагании

Заполняют таблицу

Отвечают на вопросы учителя

Участвуют в игре-микрофон

Работают в группах

Зачитывают получившийся алгоритм

Выполняют задания в учебнике

Работают самостоятельно

Итог урока

-Над какой темой работали?

-С какими главными членами мы сегодня работали?

-Как подлежащее и сказуемое подчеркивается в предложении?

-На какой вопросы отвечает подлежащее, а на какой сказуемое?

Участвуют в беседе

Рефлексия

-Какие цели мы ставили в начале урока?

-Удалось ли нам достигнуть этих целей?

Оценивают собственную деятельность на уроке

Домашнее задание

Стр.64,  упр.2

Слушают информацию о домашнем задании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".

Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему: " Местоимение как часть речи". Школа России

Развивать у учащихся умения определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных....

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс " I и II спряжение глаголов" программа Школа 2100

На уроке ученики знакомятся с  понятием "спряжение глагола", занимательные задания и  иллюстрации  помогают запомнить отличительные признаки двух спряжений....

Презентация по русскому языку 4 класс. Тема «Изменение глаголов по временам» (начальная школа 21 века)

Данная учебная презентация может быть использована при изучении темы о глаголах. Подходит для дистанционного обучения....

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".

Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...