Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Октябрь уж наступил". Программа "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Волошина Людмила Алексеевна

На  данном уроке реализуются развивающии функции, которые обеспечивают осо­знание отдельных (доступных для понимания) связей в при­родном  мире, психическое и личностное разви­тие школьника; формируются предпосылки научного миро­воззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные при­знаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, по­нимать главную мысль научного текста, осознавать, что лю­бое событие происходит во времени и пространстве, фикси­ровать результаты наблюдений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_1_klass.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Октябрь уж наступил". Программа "Начальная школа XXI века"

Учитель: Волошина Людмила Алексеевна

Задачи:

  1. научить наблюдать сезонные изменения в живой и неживой природе;
  2. научить устанавливать причинно-следственные связи;
  3. продолжить обучение практическому исследованию предметов природы;
  4. воспитание гражданственности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация полученных знаний

-Сегодняшний урок я хочу начать с рассказа Николая Сладкова

СТРАШНЫЙ НЕВИДИМКА

Страшный невидимка объявился в лесу. Жуткие дела стали твориться там. Кто-то безжалостно содрал с деревьев листья. Кто-то примял, перепутал и положил траву.

Бесследно исчезли птицы - пеночки, зяблики и дрозды.

Вчера ещё видели и слышали их, а сегодня нет ни одной.

Звери и птицы испуганно прятались в чаще.

Но невидимка находил их и там. Он делал всё что хотел, всё перекраивал на свой вкус и лад. Взял и выкрасил зайцам задние ноги в белый цвет, будто на каждого зайца белые трусы надел. Рыжих белок сделал серыми, пёстрых куропаток - белыми. Барсуков, ежей и енотов до того запугал, что попрятались они в норы, забились под корни деревьев и носа не кажут. Перетрусили лесные жители. Что ни день, в лесу страшные новости. Исчезли куда-то лягушки и жабы. Пропали бабочки и мухи.

Больше всех перетрусили сеголетки, те, кто только нынче на свет появились. Ничего подобного они не видели; вот натерпелись страху!

Да что сеголетки, если старый медведь и тот стал берлогу облюбовывать, чтобы спрятаться от страшного невидимки.

А невидимка бродит по лесам и полям, гнёт деревья, свистит, волны на берега выплёскивает. То землю дождём размочит, то морозцем закуёт. Все дороги, мосты поломал, канавы водой залил. И никто с ним ничего поделать не может: не видно его, невидимка он!

-Так о ком идет речь, кто этот страшный невидимка?

– Как изменилась погода осенью?
– Чем богата осень?
– Какие приметы осени вы наблюдали?
– Как изменились деревья?
– Листья какого цвета падают на землю?
– У какого дерева самые яркие осенние листья?
(У клёна, рябины)

– Несколько столетий назад в Японии были написаны прекрасные стихи поэтом Да-сэном

Послушайте их, они необычны:


О кленовые листья!
Крылья вы обжигаете
Пролетающим птицам.

– Какие осенние месяцы вы знаете?
– О каком осеннем месяце говорится в этой загадке:

Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,

 Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

IV. Сообщение темы и задач урока

– Сегодня мы узнаем тайны октября.
Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Примета: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

V. Практическая работа

У детей – листья.

– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона?
– Покажите изнанку? Лицевую сторону?

Задание 1. По дороге домой посмотреть, как легли листья.

– Угадайте,а с  какого дерева этот  лист?

Белое платье, серёжки, как слёзки
Так наряжаются только … (
берёзки)

– В октябре часто идёт холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда.

– Мы говорили об изменениях в неживой природе, а сейчас мы понаблюдаем за изменениями в живой природе.

 

VI. Загадки

Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Ппчела)

Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся.
(Муха)

Чёрный лобик,
Белый зобик
Чёрненькая спинка,
Белая брюшинка,
Ловкая ухватка,
Хвостик – как рогатка.
(Ласточка)

На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его …
(скворец)

Встала птица на ходули,
Ищет корма по пути,
На бегу ли, на ходу ли –
Ей с ходулей не сойти.
(Журавль)

– На какие группы можно разделить этих животных? (Насекомые, птицы)

– А как насекомые и птицы связаны между собой? (Многие птицы питаются насекомыми и этим приносят большую пользу)

VII. Физминутка

– Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полёта!

Вот бы посмотреть на него сверху!
Давайте попробуем взлететь.
Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем,
Нет, не летим.

– Почему не получилось? Ведь мы так старались! (Мы – люди. Люди не летают, как птицы)

VIII. Листы наблюдений

1. Насекомые.

– Рассмотри насекомых. Назови тех насекомых, которых видели в октябре: пчела, муха.

2. Птицы ( на доске).

– Рассмотри птиц. Отметь птиц, которых ты видел в октябре: ворона, синица, воробей, голубь.
– Почему мы не увидели в октябре ласточку и скворца?
– Как называют птиц, которые улетают от нас в тёплые края?
– А тех, которые остаются?
– А вот о том, какие птицы от нас улетают и как они это делают, вы прочитаете в учебнике.

IX. Работа с учебником (страница 36)

– Кто улетает первыми?
– Кто следует за ними?
– А кто последний улетает от нас?

X. Таблицы “Перелёт птиц”

– Птицы улетают:

Прямым фронтом (кулики, цапли, утки).

Косяком (гуси).

Стаей (скворцы, мелкие кулики).

Клином (журавли, лебеди).

– Чем мельче птицы, тем большую стаю они создают. Почему?

XI. Перфокарты

1.Работа в парах.

– Эти птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться. Помоги им разобраться в этом. Назови птиц.

1 вариант – перелётные;

2 вариант – зимующие.

Сложите ладошки лодочкой. Правда похоже на птичье гнездышко? Заглянем в него. Что мы там увидим? А для чего птицы строят гнезда?

2. Аналогичная работа в тетради.

XII. Проверка. “Знаете ли вы птиц?”

1.На доске:

В деревянный свой дворец
Прилетел весной …
(скворец).

Без отдыха, без срока
В лесу трещит …
 (сорока).


К нам зимой в окно стучится
Желтогрудая …
(синица).

Спереди шильце,
Сзади вильце …
(ласточка).
Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят …
(журавли).

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей)

-Птицы поют только весной и летом, как вы думаете, о чем их песни?

– Я немного понимаю язык птиц, и вот что я записала: “Как хороши заморские страны, какие там зелёные рощи, как ярко светит солнце и круглый год журчит вода."
Но они тоскуют там, далеко, без друзей, без своего лесного оврага, где они родились и выросли, по косогору с берёзками, по ласковому, не жгучему солнцу, тоскуют по своей родине. Они пели о том, что нет ничего на свете милее родины, и о том, что после долгих скитаний они снова вернутся на родимую землю.

2.Чтение стихотворения Е. Благининой "Стрижи"

XIII. Проблемная задача (рубрика "Соображалки")

Страница 37 учебника

-Почему одни птицы улетают на юг, а другие нет?

XIV.Кто как зимует. (стр.38-39)

1. Николай Сладков

Осень на пороге

- Жители леса! - закричал утром мудрый ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо донеслось из леса:
- Готовы, готовы, готовы...
- А вот мы сейчас проверим! - крикнул ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

2. Чтение текста на стр.38 "Лесные новости"

-Так как же звери готовятся к зиме?

3. Закончи рассказ. Стр.39.

 Итог урока

– О каких тайнах октября вы сегодня узнали?
– Почему от нас осенью улетают некоторые птицы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

уроки окружающего мира по ФГОС (1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Дикие животные"), с использованием интерактивного пособия "Наглядная школа"

Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных на­глядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.     Создание серии «Наглядная шк...

Урок окружающего мира по ФГОС(1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Птицы"), с использованием интерактивного пособия Наглядная школа.

Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных на­глядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.     Создание с...

Урок окружающего мира+презентация для 1 класса "Жизнь птиц". УМК "Начальная школа XXI века".

Урок нового знания по окружающему миру  для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века.Задачи  деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающими в зимнем лесу, устано...

Урок окружающего мира в 1-м классе на тему "Когда наступит лето?

Урок окружающего мира в 1-м классе на тему "Когда наступит лето?...

Конспект урока окружающего мира «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли воды для человека и всех живых организмов; о разных состояния...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о труде крестьян на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление о труде крестьян, о крестьянском праве.2. Ознакомить с терминами «крестьяне»...