Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Октябрь уж наступил". Программа "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
На данном уроке реализуются развивающии функции, которые обеспечивают осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном мире, психическое и личностное развитие школьника; формируются предпосылки научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_1_klass.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Октябрь уж наступил". Программа "Начальная школа XXI века"
Учитель: Волошина Людмила Алексеевна
Задачи:
- научить наблюдать сезонные изменения в живой и неживой природе;
- научить устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжить обучение практическому исследованию предметов природы;
- воспитание гражданственности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация полученных знаний
-Сегодняшний урок я хочу начать с рассказа Николая Сладкова
СТРАШНЫЙ НЕВИДИМКА
Страшный невидимка объявился в лесу. Жуткие дела стали твориться там. Кто-то безжалостно содрал с деревьев листья. Кто-то примял, перепутал и положил траву.
Бесследно исчезли птицы - пеночки, зяблики и дрозды.
Вчера ещё видели и слышали их, а сегодня нет ни одной.
Звери и птицы испуганно прятались в чаще.
Но невидимка находил их и там. Он делал всё что хотел, всё перекраивал на свой вкус и лад. Взял и выкрасил зайцам задние ноги в белый цвет, будто на каждого зайца белые трусы надел. Рыжих белок сделал серыми, пёстрых куропаток - белыми. Барсуков, ежей и енотов до того запугал, что попрятались они в норы, забились под корни деревьев и носа не кажут. Перетрусили лесные жители. Что ни день, в лесу страшные новости. Исчезли куда-то лягушки и жабы. Пропали бабочки и мухи.
Больше всех перетрусили сеголетки, те, кто только нынче на свет появились. Ничего подобного они не видели; вот натерпелись страху!
Да что сеголетки, если старый медведь и тот стал берлогу облюбовывать, чтобы спрятаться от страшного невидимки.
А невидимка бродит по лесам и полям, гнёт деревья, свистит, волны на берега выплёскивает. То землю дождём размочит, то морозцем закуёт. Все дороги, мосты поломал, канавы водой залил. И никто с ним ничего поделать не может: не видно его, невидимка он!
-Так о ком идет речь, кто этот страшный невидимка?
– Как изменилась погода осенью?
– Чем богата осень?
– Какие приметы осени вы наблюдали?
– Как изменились деревья?
– Листья какого цвета падают на землю?
– У какого дерева самые яркие осенние листья? (У клёна, рябины)
– Несколько столетий назад в Японии были написаны прекрасные стихи поэтом Да-сэном
Послушайте их, они необычны:
О кленовые листья!
Крылья вы обжигаете
Пролетающим птицам.
– Какие осенние месяцы вы знаете?
– О каком осеннем месяце говорится в этой загадке:
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
IV. Сообщение темы и задач урока
– Сегодня мы узнаем тайны октября.
Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Примета: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
V. Практическая работа
У детей – листья.
– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона?
– Покажите изнанку? Лицевую сторону?
Задание 1. По дороге домой посмотреть, как легли листья.
– Угадайте,а с какого дерева этот лист?
Белое платье, серёжки, как слёзки
Так наряжаются только … (берёзки)
– В октябре часто идёт холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда.
– Мы говорили об изменениях в неживой природе, а сейчас мы понаблюдаем за изменениями в живой природе.
VI. Загадки
Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Ппчела)
Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся. (Муха)
Чёрный лобик,
Белый зобик
Чёрненькая спинка,
Белая брюшинка,
Ловкая ухватка,
Хвостик – как рогатка. (Ласточка)
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его … (скворец)
Встала птица на ходули,
Ищет корма по пути,
На бегу ли, на ходу ли –
Ей с ходулей не сойти. (Журавль)
– На какие группы можно разделить этих животных? (Насекомые, птицы)
– А как насекомые и птицы связаны между собой? (Многие птицы питаются насекомыми и этим приносят большую пользу)
VII. Физминутка
– Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полёта!
Вот бы посмотреть на него сверху!
Давайте попробуем взлететь.
Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем,
Нет, не летим.
– Почему не получилось? Ведь мы так старались! (Мы – люди. Люди не летают, как птицы)
VIII. Листы наблюдений
1. Насекомые.
– Рассмотри насекомых. Назови тех насекомых, которых видели в октябре: пчела, муха.
2. Птицы ( на доске).
– Рассмотри птиц. Отметь птиц, которых ты видел в октябре: ворона, синица, воробей, голубь.
– Почему мы не увидели в октябре ласточку и скворца?
– Как называют птиц, которые улетают от нас в тёплые края?
– А тех, которые остаются?
– А вот о том, какие птицы от нас улетают и как они это делают, вы прочитаете в учебнике.
IX. Работа с учебником (страница 36)
– Кто улетает первыми?
– Кто следует за ними?
– А кто последний улетает от нас?
X. Таблицы “Перелёт птиц”
– Птицы улетают:
Прямым фронтом (кулики, цапли, утки).
Косяком (гуси).
Стаей (скворцы, мелкие кулики).
Клином (журавли, лебеди).
– Чем мельче птицы, тем большую стаю они создают. Почему?
XI. Перфокарты
1.Работа в парах.
– Эти птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться. Помоги им разобраться в этом. Назови птиц.
1 вариант – перелётные;
2 вариант – зимующие.
Сложите ладошки лодочкой. Правда похоже на птичье гнездышко? Заглянем в него. Что мы там увидим? А для чего птицы строят гнезда?
2. Аналогичная работа в тетради.
XII. Проверка. “Знаете ли вы птиц?”
1.На доске:
В деревянный свой дворец
Прилетел весной … (скворец).
Без отдыха, без срока
В лесу трещит … (сорока).
К нам зимой в окно стучится
Желтогрудая … (синица).
Спереди шильце,
Сзади вильце … (ласточка).
Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят … (журавли).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
-Птицы поют только весной и летом, как вы думаете, о чем их песни?
– Я немного понимаю язык птиц, и вот что я записала: “Как хороши заморские страны, какие там зелёные рощи, как ярко светит солнце и круглый год журчит вода."
Но они тоскуют там, далеко, без друзей, без своего лесного оврага, где они родились и выросли, по косогору с берёзками, по ласковому, не жгучему солнцу, тоскуют по своей родине. Они пели о том, что нет ничего на свете милее родины, и о том, что после долгих скитаний они снова вернутся на родимую землю.
2.Чтение стихотворения Е. Благининой "Стрижи"
XIII. Проблемная задача (рубрика "Соображалки")
Страница 37 учебника
-Почему одни птицы улетают на юг, а другие нет?
XIV.Кто как зимует. (стр.38-39)
1. Николай Сладков
Осень на пороге
- Жители леса! - закричал утром мудрый ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо донеслось из леса:
- Готовы, готовы, готовы...
- А вот мы сейчас проверим! - крикнул ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!
2. Чтение текста на стр.38 "Лесные новости"
-Так как же звери готовятся к зиме?
3. Закончи рассказ. Стр.39.
Итог урока
– О каких тайнах октября вы сегодня узнали?
– Почему от нас осенью улетают некоторые птицы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...
уроки окружающего мира по ФГОС (1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Дикие животные"), с использованием интерактивного пособия "Наглядная школа"
Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных наглядных пособий по всему спектру предметных дисциплин. Создание серии «Наглядная шк...
Урок окружающего мира по ФГОС(1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Птицы"), с использованием интерактивного пособия Наглядная школа.
Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных наглядных пособий по всему спектру предметных дисциплин. Создание с...
Урок окружающего мира+презентация для 1 класса "Жизнь птиц". УМК "Начальная школа XXI века".
Урок нового знания по окружающему миру для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века.Задачи деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающими в зимнем лесу, устано...
Урок окружающего мира в 1-м классе на тему "Когда наступит лето?
Урок окружающего мира в 1-м классе на тему "Когда наступит лето?...
Конспект урока окружающего мира «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )
Тема: «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли воды для человека и всех живых организмов; о разных состояния...
Технологическая карта урока окружающего мира «Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)
Цель урока: формирование представлений о труде крестьян на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление о труде крестьян, о крестьянском праве.2. Ознакомить с терминами «крестьяне»...