Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
В данном материале описан интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе
Тема урока: « Упражнения в правописании безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах. (Русский язык). Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Окружающий мир)».
Вид урока: интегрированный (русский язык, окружающий мир)
Тип урока: постановка учебной задачи, поиск её решения.
Цели урока:
Создание условия для формирования умений правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах;
воспитание любви к природе родного края.
Задачи урока:
-cовершенствовать умение склонять имена существительные, выделять их окончания, способствовать развитию навыка восстанавливать предложения
содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке;
-развивать грамотную речь, мышление, память, любознательность, наблюдательность;
-воспитывать самостоятельность, инициативу и творческую активность;
-организовать физкультминутки.
Оборудование. Карта «Природные зоны России», образцы растений; аудиозапись "Голоса птиц", учебник "Окружающий мир", автор А. А. Плешаков.
Ход урока:
Организационный момент.
Ученики:
- Прозвенел для нас звонок,
Начался для нас урок!
Учитель:
- Вы за парты все садитесь
И работать не ленитесь!
Минутка чистописания.
Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба.
Актуализация знаний.
(списывание текста с доски)
"Удивительная тишина стоит в лесу. Хорошо идти по такому лесу от полянки к полянке.
В каждой, как в зеленой чаше, свой настой. Идешь, из каждой чаши отпиваешь глоток, пока голова не закружится".
Задание: списать, выделить окончания имен существительных в родительном и дательном падежах, определить склонение.
(включить аудиозапись с голосами птиц).
Сообщение темы урока, определение целей урока.
Понятие о лесе.
- Мы начали урок с минутки чистописания, с доски списали интересный текст, прослушали голоса птиц. Кто скажет, о чем мы будем сегодня говорить?
Наш разговор пойдет о роли леса в природе и жизни людей. Сейчас нужно выйти и показать зону лесов на карте России. А какие леса растут в нашем районе?
- Роль лесов в природе очень велика. Они смягчают очень засушливый климат, закрепляют склоны оврагов, улучшают водный режим рек, делают их наиболее полноводными.
- А какую пользу приносит лес человеку?
-...Правильно. Лес называют "легкими" нашей планеты.
Защитник воздуха, водоемов, почв.
Дом для растений, животных, грибов.
Место для отдыха человека.
Источник ягод, грибов, лекарств.
Источник древесины. В учебнике « Окружающий мир» на стр. 70-71 нашли текст "Роль леса в природе и жизни людей".
Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!
(Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
(Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
Первичное закрепление знаний
- Найдите в тексте существительные в родительном и дательном падежах (устно).
- Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. Послушайте, какую телеграмму получил однажды из леса Виталий Бианки:
"Мы - первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!
Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень".
- Какой ответ послали бы вы на эту телеграмму? Сможете ли вы оказать помощь и какую?
-А знаете ли вы правила поведения в лесу? Послушайте рассказ Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой".
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек всумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля . - Брось под куст. Ведь мы в лесу , никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
- Кто поступил правильно: Оля или Лида? Почему Лида сказала, что ей стыдно перед соловушкой?
Дальнейшая работа по закреплению знаний.
1.Работа по учебнику
Прочитать вслух текст "Лесная столовая". Выписать выделенные слова с предлогами. (Один ученик работает у доски.)
- По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?
2. Письмо по памяти:
Молоденькие осинки выстроились у лесной полянки.
Определить падеж, склонение имен существительных, определить главные члены предложения. Учитель читает стихотворение Сергея Никулина "Русский лес".
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших.
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Итог урока.Рефлексия (учитель организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися)
-Что нового узнали на уроке?
-Назовите падежные окончания существительных в родительном и дательном падежах.
- По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?
- Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины? Один словом, превратить Землю в один огромный заповедник? Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести?
-Почему на Земле с каждым годом становится все меньше лесов?
-К чему это приводит?
-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
Домашнее задание.(Учитель проговаривает и обьясняет домашнее задание, формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии)
Русский язык - стр. 91, упр. 201.Окружающий мир: нарисуй плакат "Природа в опасности".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс
Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс
Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс...
Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)
Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей ...
Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Программа обучения – Школа России. Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах; 2. Углубление знаний о ж...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру во 2 коррекционном классе 8 вида
урок по изучению и закреплению знаков препинания и знаков дорожного движения...
Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему: «Письмо заглавной буквы «П»
Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему: «Письмо заглавной буквы «П»...