Урок русского языка ,1 класс тема : Гласные и согласные звуки"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Шакирова Альфинур Халимовна

На данном уроке  ведется ознакомление с гласными и согласными звуками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_i_sogl._zvuki.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         

    Ход урока

I.Организационный момент.

        Доброе утро, сосед справа,

        Доброе утро, сосед слева,

        Доброе утро, друзья.

II. Чистописание.

Чтение загадки. (Упражнение 44, страница 31) отгадывание загад-ки. Наблюдение за произношением звуков в слове-отгадке. Сравне-ние призношения гласного звука [а] с согласными звуками [с], [р]. Запись загадки в тетрадях.

 III. Работа над новым материалом.

Ознакомление с темой урока. (Слайд 1)

1. Учитель рассказывает грамматическую сказку.

Жили-были в одной волшебной стране Звуки. Страна была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31.  (Слайд 2)

Никто их не видел, так как они были невидимыми. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За певучесть и голо-систость их прозвали…(гласными). Им подпевали я [йа], ё [йо], ю [йу], е [йэ]. (Слайд 3) Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили с ними постоять. И назывались они…(гласными).  (Слайд 4)   

И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого ко-ролевства. Но он очень огорчился, что все жители в ней невидимки. Но он ведь был волшебником, и причем добрым, поэтому решил подарить каждому звуку по волшебному «костюмчику». Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы. (Слайд 5) Волшебник был теперь доволен. Ведь с этих пор, прочитав букву, он называл звук по имени. У каждого звука теперь было своё «платье».

Так они познакомились: Волшебник, Звуки и Буквы.

 

- В русском языке, сколько букв? (33)

Сколько звуков? (31) Почему звуков 31, а букв 33?

IV. Актуализация знаний.  

Игра «Угадай-ка».

Карточки с заданиями даются по группам.

  I ряду-М…шка         (о, у, ы, ю, е)

               Р…чка            (е, я, у, ы)

               Б…лка            (у, о, е, ю)

- Какие буквы из скобок надо вставить, чтобы получились слова?

- Какие буквы вы вставили? Какие звуки они обозначают?

Проверка задания. (Слайд 6)

- Назовите гласные звуки. II ряду- Карточка № 2.

             Ко…ка     (г, ш, р, ч, ж)

             Ро…а        (с, з, щ, т, ф)

             По…а        (р, б, ф, л)

- Какие буквы вставили? Какие звуки они обозначают?

Проверка задания. (Слайд 7)

Физкультминутка.

          Утром стрекоза проснулась,

          Потянулась, улыбнулась.

          Раз - росой она умылась,

          Два - изящно покружилась

          Три – нагнулась и присела,

          На четыре – полетела.

          У реки остановилась.

          Над водою закружилась.

           

V.  Словарная работа.

На доске:  Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.

Задание: записать слова через запятую.

- Какие слова написали с большой буквы? Почему? (Слайд 8)

VI. Игра «Путаница».

На доске написаны слова, у которых перепутались буквы.

Записать слова в два столбика.

1 столбик – слова начинаются с гласного,

2 столбик – слова начинаются с согласного

.

Одм, ворд, варта, цова, елонь, сутк, ави, кокаш.

(Дом, двор, трава, овца, утка, олень, куст, ива, кошка) (Слайд 9)

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение упражнения 45. Добавить слог из одного гласного звука, чтобы получилось имя. Поставить красные точки под буквами гласных звуков.

2-3 ученика читают свои работы. Потом проверяют по интерак-тивной доске. (Слайд 10)

 Физкультминутка.

       Гласные тянутся в песенке звонкой,

       Могут заплакать и закричать,

       Могут в кроватке баюкать ребёнка,

       Но не желают свистеть и ворчать.

       

      А согласные согласны

      Шелестеть, шептать, скрипеть,

      Даже фыркать и шипеть,

      Но не хочется им петь.

VIII. Сравнение количества гласных звуков в слове, и количества слогов в слове (упражнение 46)

- Как узнать, сколько в слове слогов?

Поставить красные точки под буквами, обозначающие гласные звуки. Проверка разделения слов на слоги. (Слайд 11)

Составить предложение с одним из слов.

IX. Игра «Калейдоскоп».

На доске вывешиваются рисунки птиц. (Дятел, синица, сова, воробей, грач, ворона)

-  Узнайте птиц по рисунку. Впишите названия в клеточки.

Дети по очереди отгадывают и записывают названия птиц.

- Какой вопрос можно поставить ко всем этим словам?  (Кто это?) С какого звука начинаются эти слова? (С согласного).                                                              В какую группу входят эти птицы? (зимующие)

- Зимой птицам трудно. От холода и голода многие птицы погибают. Поэтому, мы должны поставить им кормушки.

X. Итог урока.

 - Сколько в русском языке букв? Сколько звуков?

-Какие звуки бывают?

Тема: Гласные и согласные звуки.

Цель: 1) Совершенствование умения распознавать гласные и сог-

            ласные звуки по их существенным признакам;

            2) Развивать умение распознавать количеству слогов в сло-

            ве по количеству гласных звуков в нём;

   3) Воспитать у детей любовь и бережное отношение к при-

   роде и  птицам; развитие творческих способностей, взоимо-

   помощи у детей.  

                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

        Материал: “Русский язык” 1 класс, Рамзаевой Т.Г.

Оборудование: проектор, экран, карточки с заданиями, рисунки

                            зимующих птиц.

               

  Педагогические технологии:  информационная, личностно-

                                               ориентированная, игровая.                          

Сатышевская общеобразовательная школа Сабинского муниципального района РТ

                                     

                           

                                Учительница начальных классов

                                          Шакирова Альфинур Халимовна.

                               

                                        2008 год            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 1 класс "Глухие и звонкие согласные звуки"

Конспект урока с применением современных образовательных технологий...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Гласные и согласные звуки.

Цель нашего урока ????— КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ....

Урок русского языка. 2 класс. Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

Урок направлекн на формирование представления о парных по звонкости - глухости согласных на конце слова как  орфограмме....

Методическая разработка по русскому языку во 2 классе. Тема "Гласные и согласные звуки"

Конспект урока и презентация по русскому языку во 2 классе. Тема "Гласные и согласные звуки"...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения определять гласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.Задачи урока:Дидактические:1) дать представление о том, как ...