Урок русского языка. 2 класс. Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Хохлова Ольга Дмитриевна

Урок направлекн на формирование представления о парных по звонкости - глухости согласных на конце слова как  орфограмме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 2 класс

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

Цель: Формирование представления о парных по звонкости - глухости согласных на конце слова как  орфограмме.

Задачи:

  • Вспомнить различия между   звонкими и глухими согласными звуками.
  • Пояснить, почему парные по звонкости – глухости согласные на конце слова – это орфограмма.
  • Продолжить формирование представления детей о единообразном написании слова..
  • Развивать творческое мышление,  устную и письменную речь, внимание и память.

Формировать

Регулятивные УУД: 

- с помощью учителя формулировать цели урока;  сохранять  цель и прилагать волевые усилия для ее достижения.

Познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- учиться работать в паре

- задавать вопросы.

Предметные:

- определять парные по звонкости – глухости согласные в слове

- объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами;

- составлять предложение на заданную тему.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок. (Слайд  № 2)

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

               

Подготовка к работе.

- Приветствуют учителя.

- Приветствуют друг друга.

- Высказывают свои мнения.

Личностные:

 -  самоопределение.

Регулятивные: 

- целеполагание.

Коммуникативные:

 - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Минутка чистописания

Откройте тетради, записываем  число – сегодня  26 ноября, обозначьте позиции гласных в слове НОЯБРЯ.

- Назовите  звуки, которые находятся в слабой позиции?

- Подберите проверочное слово.

-  Всегда ли надо проверять написание гласных?

- Ребята, с чего мы начнем сегодня наш урок?

- Можно начать с минутки чистописания. 

- А какую букву мы сегодня будем писать?

- Чтобы узнать, какую букву сегодня будем писать, давайте поиграем в снежки:

- правило игры: я кидаю снежок – букву, а вы должны назвать его ПАРУ.

(б-п, г-к, ж-ш, в- ф, д-т, з-с) (Слайд  № 3)

- Мы играли в снежки, а у нас получилась…Что у нас получилось? (Гирлянда)

- Что мы повесили на нашу гирлянду? (Буквы –парных согласных)

- По какому признаку разделили согласные на группы?

В алфавите пары есть

 Их у нас всего лишь 6.

 Верхний ряд всегда звенит.

 Нижний - тихо говорит

-  Какая буква лишняя? Почему?

- Мы будем писать букву М. (Слайд  № 4,5)

- Записали буквы, а теперь я предлагаю записать слово с этой буквой. Отгадайте загадку, какое это слово.

Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы,

и заросли роз?

- Это МОРОЗ. Почему я написала два раза это слово?

- Мороз -

- Запишем это слово.

- Кто также как и я испытал затруднение при записи?

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

- Записывают число, классная работа.

- Объясняют правописание безударных гласных в слове, находят проверочное слово

- Принимают участие в планировании урока: можно начать урок с минутки чистописания.

- Играют, повторяя парные согласные.

- Все буквы – парных согласных звуков.  

- Подготавливали руку к письму, вспоминали правила письма.

Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные:

- логические – анализ  объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

- А какое опасное место в слове вызвало затруднение?

- Как определить, какую гласную мы напишем?

(Посмотрим  в словарь, стр. 141) 

- Я не смогла написать еще одну букву. Какую?

- Я не смогла написать букву …. С или З?

-Хорошо, вы нашли написание этой буквы в словаре. А если словаря нет? Может быть еще какой –то способ?

- Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока?

- Определите тему цель работы на уроке.

– Я узнаю …

 – Я научусь …

 – Я сумею …

- Кто затруднился определить тему и цель урока?

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

- Формулируют свое затруднение.

Определяют границы своего знания и незнания.

Работают со словарем.

Определяют написание парного согласного по словарю.

- Предлагают способы написания слова.

- Определяют цели работы.

- Узнаю ,что проверять?

- где проверять, научусь проверять, сумею писать правильно.

Регулятивные:

- целеполагание.

Познавательные: 

- постановка вопросов;

общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

- формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Я предлагаю провести небольшое наблюдение за словами. А поможет нам предложение. Давайте его запишем.

Мороз на улице трещит и носики морозит.

- Найдите букву З в слове МОРОЗ. Какой звук она обозначает?

- Почему?  

-Звук слышим [С], а букву пишем З. Произношение и написание не совпадают- это опасное место.

- Найдем буку З в слове МОРОЗИТ. Какой звук она обозначает? Произношение и написание совпадает.

- Скажите, зависит ли произношение звука от места буквы в слове? Как?

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква, какая, пишется?
Но поставил рядом гласный –
И согласный неопасный!

Мороз на улице трещит и носики морозит.

Составим алгоритм действий.

Алгоритм:

1.        Читаю слово ….

2.        Слышу звук ….

3.        Изменяю слово….

4.        Проверяю…

5.        Пишу букву….

Мороз на улице трещит и носики морозит.

А дед Мороз на елку к нам спешит.

 Мешок с игрушками  ребятам он приносит.

- Кто любит получать подарки от деда Мороза?

 

Физминутка.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)

- Записывают предложение.

Находят букву З и определяют место в слове.

- Она стоит на конце слова.

Если согласный стоит на конце слова, он оглушается.

если согласный стоит рядом с гласным –он слышится звонко.

Регулятивные:

- планирование  прогнозирование.

Познавательные:

- моделирование;

 логические  - решение проблемы построение логической цепи рассуждений; доказательство выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:

- сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность ситуации.

- Что мы узнали про парные согласные?

- Давайте проверим, можно ли это правило применить в других случаях.

- Кто знает, где живет Дед Мороз?

Великий  Устюг  древний город.

Здесь  живёт и в зной, и в холод,

 Среди  ёлок и берёз

Российский   дедушка  Мороз

Записать по алгоритму:

Холо…- холода.

Сюрпри…- сюрпризы.

Сугро… - сугробы.

Парово…- паровозы.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

- Называют парные согласные

- Если парный согласный стоит на конце слова- это орфограмма.

- Записывают пары слов

с проверкой по алгоритму.

Регулятивные:

- контроль оценка коррекция.

Познавательные:

- общеучебные- умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.  Коммуникативные:

- управление поведением партнера- контроль, коррекция , оценка действий партнера.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

-Напишите письмо Деду Морозу.

Дорогой  Де… Моро…!
Мы живем дружно. Вместе играем и  гуляем. На улице уже выпал сне…. Скоро наступит Новый го…. Приходи к нам в гости.
До свидания!

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

- самоопределение

7. Рефлексия деятельности

(итог)

Организует рефлексию.

Чему учились на уроке?

– Достигли мы целей урока? Продолжите фразы …        

– Я узнал …

– Я научился …

– Я умею …

– Что для вас было трудным? А что интересным?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- рефлексия.

Личностные:

- смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме "

Урок разработан по УМК Перспектива для учащихся 2 класса. В КТП - второй урок по данной теме....

Урок русского языка "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»" (3 класс)

Урок полезен для учителей, работающих по учебнику "Русский язык" (автор Г.М.Селиверстова)...

Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме». 2 класс

Проверочная работа по теме "Звонкие и глухие согласные звуки" 2 класс...

Презентация и конспект урока русского языка во 2 классе по теме"Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме". УМК "Перспектива"

Открытый урок на конкурс "Учитель года - 2019". Урок русского языка во 2 классе.Урок формирование новых знаний построен по технологии проблемного обучения....

Конспект урок по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».

Конспект урока по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».Урок в 1 классе....

Технологическая карта урока русского языка "Парные звонкие и глухие согласные" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Парные звонкие и глухие согласные"Тип урока: урок-рефлексияЦель урока:  закрепление знаний учащихся об орфограмме «Парные звонкие и глухие согласные» в...

Технологическая карта русского языка "Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока:обобщение и систематизация знаний о звонких и глухих согласных звуках; закрепление умений писать слова с парными согласными.Задачи урока:Дидактические:1) закрепить знания о звонких и глухих...