Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе«Согласный звук [ш],буквы Ш,ш.»
план-конспект урока (1 класс)
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме «Согласный звук [ш],буквы Ш,ш.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_zip_-_winrar.zip | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока обучения грамоте
по теме «Согласный звук [ш],буквы Ш,ш.»
«МБОУ «Паустовская оош» (УМК «Школа России» 1 класс)
О.Н.Морозова (учитель начальных классов)
Цель: создать условия для знакомства с буквой Ш и звуком, который она обозначает; учить слышать и различать этот звук в словах, читать слоги-слияния, слова с буквой ш; развивать фонематический слух, речь, внимание и память учащихся; воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку, внимательное и заботливое отношение к природе.
Задачи:
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности, формировать умение выражать готовность к преодолению трудностей в освоении практических навыков чтения.
Метапредметные задачи:
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;
Коммуникативные: учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.
Предметные:
- создать условия для формирования у учащихся умения выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, распознавать его, характеризовать, обозначать буквой;
- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;
- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.
Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, предметные картинки с изображением шаров, шишек, схемы слияний, сигнальные карточки, тетради на каждой парте.
Ход урока
I. Организационный момент.
Говорит учитель:
“Ноги вниз мы опустили
Руки вместе положили
Смотрим глазками вперед
Начинается урок чтения.”
–– К нам на урок заглянули не только учителя, но еще один гость, чтобы узнать его надо отгадать загадку.
В лесу живёт одна старушка.
Есть у неё чудо избушка.
Она летает на метле.
Детей ворует на заре.
И костяная у неё нога,
А зовут её…(Баба Яга)
– Но она не просто пришла, она улыбается, съесть девочку Машеньку, собирается. Она её в лес заманила и в избушку утащила и на печку пока посадила. Поможем Машеньке? Ну тогда поторопимся, быстро выполним все задания.
II. Определение темы урока и постановка цели и задачи урока:
1).Ознакомление с согласным звуком [ш].
Послушайте стихотворение и скажите: какой звук часто повторяется в словах?
“Шорох, шептанье, шумок под окном
шлёпанье лёгкое... Кто это -гном?
Ш-ш- ш !
Там за шторами возле окна
шустрым мышонком шуршит тишина .”
- Какой это звук, гласный или согласный?
2).Знакомство с буквой ш, Ш.
-Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать е и ё. Слайд 2
3) Определение темы урока:
-Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Итак, тема нашего урока «Согласный звук [ш], Буквы Ш, ш ». . Слайд 3
4) Постановка целей урока: Слайд 4
-Учитывая тему урока, постарайтесь поставить задачи
-познакомиться с новым звуком и новой буквой;
- учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;
-учиться читать слоги, слова с новой буквой.
5) Характеристика звука:
- Ребята, чтобы войти в сказочный лес, нужно провести исследовательскую работу «Что же это за звук?»
- Произнесите его.
-Ладонью закройте уши и ещё раз произнесите этот звук. Какой он? ( Глухой. шипящий).
6) Работа в парах;
- На парте у вас предметные картинки, необходимо заполнить схемы этих слов. Произнесите слова тихонечко, это поможет вам определить твёрдость и мягкость согласных: ШАРЫ и ШИШКИ. Слайд 5
Вывод;
- Так каким бывает звук [ш],? (твёрдым).
Мы поселим звук [ш], в подвальчик. Слайд 6
III. Чтение с буквами Ш, ш.
1). Чтение слогов.
А сейчас я расскажу вам сказку, из которой вы узнаете, с какими гласными буквами дружит буква «Ш».
Однажды решила буква «Ш» с гласными а, о, у, ы, и в прятки поиграть. Выпало водить букве «Ш», остальные буквы побежали прятаться. Заглянула буква «ш» во все щели и первой нашла букву а. Стала с ней рядом и образовали они слог ша.
Походила буква «Ш» и увидела о. Стала рядышком и получился слог шо.
Хорошо ищет буква «Ш». Вот и букву «у» нашла, получился слог шу.
Долго искала остальные буквы. И вот, наконец, нашла букву и. Пристроилась буква Ш рядышком и получился слог… ши. Испугалась буква ш: «Разве могу я стоять рядышком с этой буквой, ведь я обозначаю только твердый звук, а буква и стоит только после мягких согласных. Но буква и была такая обаятельная, милая и добрая, что букве Ш захотелось с ней подружиться. А место, где стоят рядом буквы ш и и называют теперь опасным или орфограммой. Запомните: ши пиши с буквой и!
А вот буква ы так и не дождалась буквы ш. Обиделась на неё и рядышком никогда не становилась.
На доске:
ША
ШО
ШУ
ШИ
2) Чтение скороговорки. Слайд 7
ша-ша-ша мама моет малыша
шо-шо-шо всем ребятам хорошо.
шу-шу-шу я письмо пишу
ши-ши -ши аккуратно ты пиши, никогда не спеши
3) Создание проблемной ситуации. Слайд 8
На доске слова, которые нужно поставить в форму множественного числа и прочитайте:
Карандаш-карандаш_
шалаш-шалаш_
камыш-камыш_
малыш-малыш_
ландыш-ландыш_
– Какой гласный необходимо дописать в конце слова?
ШИ- пиши с буквой и (чтение правила по слайду). Слайд 9
IV. Физминутка
Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мишки
Дружно сели все за книжки.
V. Письмо буквы ш в прописи. Слайд 10
-Дети, откройте тетрадь на странице 3. (ученики открывают тетрадь, проговаривая стихотворение:
-Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
VI. Работа по учебнику.
Пока вы писали Баба Яга решила проверить, а умеете ли вы читать хорошо?
Стр. 17. Нужно не просто прочитать текст, а придумать имена детям. Обязательное условие; в словах должен быть звук ш.
(Гриша, Маша, Саша, Даша, Паша)
- Чтение вслух;
- Чтение по цепочке.
VII. Работа с предметными картинками:
-Кто из вас знает, как отличить сосновую и еловую шишку?
Игра « Найди своё место?»
( На доске картинки с изображением ели и сосны. Определите, где ель и отдайте ей её шишечку. Где сосна? Где её шишечка? Учащиеся озвучивают свою версию вслух и выполняют задание).
VIII. Подведение итогов урока.
- Ребята наш урок подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали на уроке? Чему учились сегодня на уроке.
Дети: Мы выучили согласный звук [ш], учились узнавать его в словах, читать слова с ним. Учились читать, рассказывать по картинкам.
- Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый.
- После Ш слышится Ы, а пишется И.
IX. Рефлексия.
Вы хорошо потрудились. Работали активно и дружно. Нам удалось спасти Машеньку. Баба – Яга тоже вами довольна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласный звук [у], буква У,у"
Представлен конспект урока. На уроке ребята помогают сказочному герою Лнутику выполнить задания....
Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"
Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе.«Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х»
Некоторые этапы данного урока можно использовать во внеклассной работе....
конспект урока по обучение грамоте 1 класс УМК "Планета Знаний" «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]"
конспект урока по обучению грамоте УМК "Планета Знаний" тема:"Буквы Ч.ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]....
Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»
Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....
Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс: Согласные звонкие звуки [в], [в\']. Буквы В, в
УМК "ПНШ"...
План-конспект урока по обучению грамоте для 1 класса "Закрепление изученных букв и звуков, которые они обозначают. Различение согласных и гласных звуков."
План-конспект урока по обучению грамоте для 1 классаУМК «Школа России»...