"Родной язык" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Программа кружка по русскому языку, 3 класс, 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка по русскому языку, 3 класс, 2 часа в неделю | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.
Курс “Занимательный русский” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Курс изучения “Занимательный русский” для учащихся 3-х классов ставит следующие задачи:
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
- расширение и углубление программного материала;
- воспитание любви к великому русскому языку;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному русскому”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательный русский” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения курса “Занимательный русский” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цели курса:
- пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка; воспитать любовь к языку; научить бережно обращаться с ним;
- углублять и развивать интерес учащихся к изучению русского языка;
- расширять запас знаний учащихся в области лексики, фразеологии;
- выявить одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку;
- развивать и совершенствовать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;
- формировать творческую активность учащихся на занятиях кружка;
- вырабатывать навыки исследовательской работы, проектной деятельности.
Задачи курса:
- обучение безошибочному письму;
- формирование орфографической зоркости;
- развитие умений анализировать языковые факты и явления.
Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу учебного года.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 72 часа: 2 занятия в неделю. Изучение каждой темы программы состоит из 3 этапов: на 1 этапе учащиеся накапливают активный словарь, отрабатывают технические навыки, изучают способы создания новых слов; второй этап посвящен творческой работе; третий – анализ деятельности учащихся. Формы, содержание, количество часов, выделенных на изучение каждой темы, носят рекомендательный характер и по усмотрению педагога могут быть изменены.
Содержание курса:
Виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям:
- фонетические упражнения;
- словообразовательные упражнения;
- морфологические упражнения;
- синтаксические упражнения:
- упражнения лексического характера;
- упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;
- упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками.
Виды диктантов:
- выборочный (с предварительным разбором);
- комбинированный;
- картинный
- зрительный;
- цифровой;
- с использованием загадок;
- по памяти;
- с комментированием;
- этимологический;
-синонимический, антонимический, и фразеологический;
- свободный;
- творческий.
В обучении письму непроверяемых слов применяются и занимательные формы работы:
- включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;
- составление стихотворений со словарными словами, юморесок, загадок;
- проведение викторин, конкурсов: «Кто знает больше слов на букву «а» («м» и т. д.)
Текущий контроль и анализ результатов:
- Диагностика уровня развития навыка правильного написания словарных слов.
- Анализ выполнения индивидуальных, творческих работ.
- Анкетирование родителей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5.Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9.Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Вид деятельности |
1 | Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. | 1 | Беседа, работа с таблицами. |
2 | Хорошо ли ты знаешь грамматику? | 1 | Работа с текстом |
3 | Где прячутся ошибки? | 1 | Работа с текстом |
4 | Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, | 1 | Игра-соревнование |
5 | “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” | 1 | Игра |
6 | “Сколько слов ты знаешь?” (Составление рассказов по картинке) | 1 | Работа с иллюстрациями |
7 | Сокровища родного языка. | 1 | Работа со словарем |
8 | Игра “Знаешь ли ты пословицы?” | 1 | Игра. |
9 | Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению. | 1 | Работа с текстом |
10 | Беседа о богатстве русского языка. Фольклор. | 1 | Беседа, работа с текстом |
11 | Незаменимый мягкий знак. | 1 | Наблюдение за речью, работа с текстом |
12 | Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. | 1 | Работа с карточками |
13 | Хорошо ли ты знаешь алфавит? | 1 | Работа в группах |
14 | Какое практическое значение имеет знание алфавита. | 1 | Работа в группах |
15 | Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). | 1 | Работа в парах |
16 | Волшебник “Ударение”. | 1 | Игра |
17 | Из чего же, из чего же состоят слова? | 1 | Работа с текстом |
18 | Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. | 1 | Работа в парах |
19 | Как корень слова учил окончания уму – разуму. | 1 | Работа в парах, с карточками. |
20 | В стране парных звонких и глухих согласных. | 2 | Звуковые игры. |
21 | В стране одиноких согласных. | 1 | Работа с лентой букв |
22 | Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением). | 1 | Работа по карточкам |
23 | Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные). | 1 | Работа по карточкам |
24 | Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные). | 1 | Работа с текстом, наблюдение за речью. |
25 | Новые друзья корней – приставки. | 1 | Работа с карточками-приставками. |
27 | Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак). | 1 | Работа с презентацией и доской. |
28 | Как морфология порядок навела. (О частях речи). | 1 | Беседа, работа с таблицами. |
29 | Имя существительное – часть страны Речь. | 1 | Работа с текстом. |
30 | Имя существительное – часть страны Речь. | 1 | Работа с текстом. |
31 | Как у существительных род появился. | 1 | Работа с текстом, заполнение таблиц. |
32 | Сказка о падежах. Этимология названий падежей. | 1 | Беседа по прочитанной сказке. |
33 | Хорошо ли ты знаешь имя существительное? | 1 | Викторина. |
34 | Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). | 1 | Беседа, работа с текстом. |
35 | Слова – тезки. (Омонимы). | 1 | Работа со словарем омонимов. |
36 | Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). | 1 | Работа со словарем синонимов |
37 | Слова с противоположным значением. (Антонимы). | 1 | Работа со словарем антонимов |
38 | Очень занимательное – имя прилагательное. | 1 | Работа с текстом. |
38 | Доброе утро, имя прилагательное! | 1 | Работа с ЦОРом. |
40 | Имя прилагательное – часть страны Речь. | 1 | Работа с ЦОРом. |
41 | Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). | 1 | Работа с ЦОРом. |
42 | Имя прилагательное – часть страны Речь. | 1 | Работа с ЦОРом. |
43 | Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное? | 2 | Работа с ЦОРом |
44 | Словарное богатство родного языка. | 1 | Работа со словарем |
45 | Универсальные заменители. (Назначение местоимений). | 1 | Работа с текстом. |
46 | Глагол – часть страны Речь. | 1 | Работа с ЦОРом |
47 | Глагол – часть страны Речь. | 1 | Работа с ЦОРом |
48 | Глагол и его друзья. | 1 | Работа с текстом. |
49 | Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола). | 1 | Беседа по сказке, работа с карточками. |
50 | Сила любви. НЕ с глаголами. | 1 | Выполнение заданий. |
51 | С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! | 1 | Работа по карточкам. |
52 | Глагол – настоящий богач среди частей речи. | 1 | Беседа, работа с текстом. |
53 | Сказка о глаголе, о спряжении глагола. | 1 | Беседа по тексту. |
54 | Откуда появились глаголы – исключения? | 1 | Беседа. |
55 | Хорошо ли ты знаешь глагол? | 1 | Беседа, работа в парах. |
56 | А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). | 1 | Беседа, работа в группах. |
57 | Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). | 1 | Работа со словарями. |
58 | Игра “Лишнее слово”. | 1 | Игра |
59 | Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? | 1 | Работа с текстом, наблюдение. |
60 | Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях. | 1 | Беседа, работа с текстом. |
61 | Шарады, анаграммы, логогрифы, метаграммы , загадки- складки, слова- перевёртыши. | 2 | Разгадывание грамматических головоломок |
62 | Кроссворды, палиндромы, и др. | 2 | Разгадывание кроссвордов |
63 | Ребусы, чайнворды, и др. | 2 | Разгадывание ребусов |
64 | Олимпиада | 1 | Олимпиада |
65 | Подведение итогов Олимпиады. | 1 | Работа в группах |
66 | Где прячутся ошибки? | 1 | Работа с текстом |
67 | Викторина «Хорошо ли ты знаешь грамматику?» | 1 | Викторина. |
68 | Итоги года. Для чего надо изучать грамматику | 1 | Беседа, заполнение таблицы. |
67 | Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. | 1 | Беседа. |
Итого | 72 часа |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Требования к деятельности учащихся
К концу 3 класса учащиеся должны овладеть навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой; уметь правильно пользоваться различными лингвистическими словарями; вести поисковую работу; ознакомиться с приёмами исследовательской и проектной деятельности.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные пособия
– таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
– таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса;
– наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой;
– словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь;
– репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– классная доска с креплениями для таблиц;
– магнитная доска;
– персональный компьютер с принтером;
– интерактивная доска;
Экранно-звуковые пособия
– аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
– видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку;
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Учебно-практическое оборудование
– простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик;
– материалы: бумага (писчая).
Модели
– модели звукового состава слова;
– лента букв.
Оборудование класса
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего;
– настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Перечень учебно-методического обеспечения программы
Список литературы | Методические и учебные пособия (таблицы, схемы и др.) | Информационное обеспечение (интернет -источники, ЭОР, образовательные диски и др.) | |
При подготовке программы | Рекомендуемый для учащихся | ||
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования РФ.- М., 2004.- 41 с.ВАКО, 2009 | 1. Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 3класс - Ч. 1, 2. –М.: «Просвещение» 2014 2. Канакина В.П. Русский язык Рабочая тетрадь 3 класс – Ч.1, 2. –М. «Просвещение» 2014 | 1. Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2014, 208 с. (Учебный год) 2. Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2014, 144 с. (Мастерская учителя) 3. Канакина В.П.Русский язык Методическое пособие 3 класс – М. «Просвещение» 2014 | 1. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka 2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы 3. Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокам http://svetly5school.narod.ru/metod1.html 4.В помощь современному учителюhttp://k-yroky.ru/load/67 5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ |
Список литературы
- А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. М. Учпедгиз. 1963.
- А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995.
- А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд. «Просвещение», М., 1967.
- В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
- Волина В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
- Волина В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
- Волина В. Откуда пришли слова. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1996.
- Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997. Введенский Л. А., Саакьян Р. Я. Наш родной язык. – М.: Просвещение, 1971.
- Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
- И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
- Илларионов Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
- Канакина В. П. Учусь работать самостоятельно. – М.: Новая школа, 1996.
- Львов М. Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
- Начальная школа: науч.- попул. журн. – Вып. 1988 – 2004 гг.
- Русский язык. 1 -4 классы: словарно-орфографическая работа / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Ушаков Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967.
- Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе исправленное, М., Просвещение, 1982.
- Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. Изд. Просвещение. Ленинградское отделение. Ленинград, 1968.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Тундра - мой край родной!" 4 класс
Беречь природу, любить её - это, значит, проявлять к ней интерес, уметь защитить её. Чувство природы - это самое богатое чувство, оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, звёздным небом и отчи...
Изложение с элементами сочинения "Родничок" (4 класс)
Представлен конспеку урока изложения с элементами сочинения "Родничок" 4 класс система Л.В. Занкова...
Урок-конференция по литературному чтению "Земля - наш дом родной" 3 класс, УМК "Школа России"
Урок построен в форме конференции, деловой игры. Дети играют роль журналистов, представляющие отделы газеты. Использутся технология групповой работы, работа с лидерами. Очень буду рада, если мой урок ...
Конспект урока развития речи В.Е.Маковский "две матери. Мать приемная и родная" . 4 класс
Тема урока: В.Е.Маковский "Две матери. Мать приемная и родная". Бытовая живопись.Цели урока:Образовательные:· Познакомить уч-ся с картиной В.Е.Маковског...
классный час Башкортостан - мой край родной 2 класс
Разработка классного часа во 2 классе "Башкортостан - мой край родной!" в форме устного журнала с презентацией....
изложение с элементами сочинения" родничок" 4 класс
изложение с элементами сочинения" родничок" 4 класс...
Учебно - методический комплект. ИЗО. Дорогие, любимые, родные. 3 класс
Конспект и презентация к уроку ИЗО. Дорогие, любимые, родные. Портрет мамы. 3 класс...