Конспект урока развития речи В.Е.Маковский "две матери. Мать приемная и родная" . 4 класс
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Тема урока: В.Е.Маковский "Две матери. Мать приемная и родная". Бытовая живопись.
Цели урока:
Образовательные:
· Познакомить уч-ся с картиной В.Е.Маковского "Две матери. Мать приемная и родная"(Персонажи картины . Ее название. Соотнесение названия и возможной жизненной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев)
· Продолжить знакомство уч-ся с разными жанрами живописи(бытовая картина)
Развивающие:
· Развивать хуложественно-образное восприятие картины.
· Обогащать лексику, необходимую для выражения чувств.
· Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения.
Воспитательные:
· Формировать доброжелательное отношение к друг другу.
· Формировать умение работать в группе.
· Воспитывать культуру поведения.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
· Научатся выражать свои чувства и чувства героев
Регулятивные:
· Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деят-ти, не только по результату, но и в ее процессе.
· Выполнять учебную задачу.
· Получит возможность научиться ставить личностно-ориентированые цели, самостоятельно исследовать новый материал.
Познавательные:
· научатся ориентироваться в жанре картины
· Определять тему
· Внимательно рассматривать картину, находить указанные детали, а затем самостоятельно делать выводы
· Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы
· Получат возможность научиться освоить лексику передающую чувства, самостоятельно выбирать материал для составления высказывания
Коммуникативные:
· научатся допускать возможность существования различных точек зрения
· получат возможность научиться работать в группе, овладеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного
Планируемые результаты:
· Ученик научится распознавать жанр живописи - бытовая картина
· Рассматривать и устно описывать героев картины, их чувства
· Оформлять в письменных высказываниях свои выводы
· У ученика будут сформированы: учебно-познавательный интерес к изучению картин
· Опыт рассматривания и анализа картины
· Умение оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы
План учебного занятия:
1. Мотивация
2. Определение темы и целей
3. Открытие новых знаний
4. Итог
5. Рефлексия
Оборудование: Репродукция картины В.Е.Маковского. Две матери. Мать приемная и родная, энциклопедия юного художника, м\ф Уроки тетушки Совы. Картинная галерея. Задания для групп.
№ | Этапы урока | Задачи этапа | ууд |
1 | Мотивация | Настроить на восприятие учебного материала | Личностные, регулятивные |
2 | Определение темы и целей | Выведение темы, личностное целеполагание | Личностные, регулятивные |
3 | Открытие новых знаний | Познакомить с художником, с картиной, выполнить задания в группах, составить сообщение | Познавательные, регулятивные, коммуникативные,личностные |
4 | Итог | Подвести итог, оценить | Регулятивные, личностные |
5 | Рефлексия | Задуматься о продолжении работы | Регулятивные, личностные |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Маковский В.Е. Две матери. Русский язык. 4 класс | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте! Сегодня урок проведу у вас я. Меня зовут...Посмотрите фрагмент м.ф. "Уроки тетушки Совы"и подумайте, как связан этот фрагмент с темой урока?(Просмотр фрагмента)
2. Определение темы. Постановка целей.
Предположите, как связан этот отрывок с темой урока. Куда мы сегодня отправимся? С чем будете знакомиться? Как бы вы определили тему урока? (Обязательно выйти на фамилию автора)
Какое мнение о картинной галерее высказала тетушка Сова? Согласны ли вы с ней? В чем? Что означает выражение "слышать" картину? Кто из вас умеет "слышать" картины"? Кто хочет этому научиться? А чему еще вы сможете научиться на этом уроке? Что хотели бы узнать? Возьмите листочки и запишите те цели, которых вы хотели бы достичь на этом уроке. (Если вам нужна помощь, посмотрите на слайд)
3.Сведения об авторе.
Для того чтобы лучше понять картину, что надо знать о художнике? (Где и когда жил, о чем писал ...) А где можно взять эту информацию?(в интернете, энциклопедии, в художественной книге)Решите для себя, откуда вам легче получить информацию. Прочитайте вопросы, на которые вы будете искать ответы.
1. Когда и где родился В. Маковский?
2.Где учился В.Маковский?
3.Картины какого жанра писал В. Маковский?
Кто сможет получить информацию из м\ф, энциклопедии, худ.текста?
(Отрывок из мультфильма "Уроки тетушки Совы. Картинная галерея."Энциклопедия. Художественный текст.)
Обсудите с товарищами, совпадают ли полученные вами сведения. Картины какого жанра писал В.Маковский? У вас на столах маленькие репродукции картин, предположите какие из них написал В.Е. Маковский. Почему вы так решили? Если вы правильно выбрали картину, то у вас на столах должна лежать ее большая репродукция.
5.Работа с картиной. Сюжет картины взят из жизни. Похожий случай произошел в семье знакомого художника. Как бы вы назвали картину? Прочитайте название. Как вы понимаете название картины? Предположите, почему у ребенка не одна, а две матери. (Скорее всего, родная мать оставила его сразу при рождении и мальчика взяла на воспитание другая женщина.) предположите, в какое время жили эти люди. (1905г.) Кто еще находится в комнате? Кем приходится мальчику мужчина? А старушка, стоящая у входа в соседнюю комнату? (няня) Как вы думаете, какая из женщин родная мама, а какая приемная? Почему вам так кажется?
Как вам кажется, как понять состояние героев?(Рассмотреть картину, обратить внимание на жесты, на выражение лиц) В этом вам помогут вопросы и задания, которые вы выполните пройдя по трем станциям. Время выполнения задания ограничено. У I группы задание на желтых листочках, у II группы - на фиолетовых, у III - на зеленых.
I станция.
Задание: описать героев и их чувства, составить сообщение, выбрать эксперта, который будет защищать его
Возьмите листочки, прочитайте задания, что надо сделать? Каких героев вы будете описывать? ( I гр. - родная мать, II гр.- приемная мать, III гр. - ребенок)
I группа
-Кто давно находится в комнате? А кто только что пришел? В какой момент вошла посетительница? Какие детали вам помогли это определить? Что вы можете сказать о гостье? Чем она отличается от хозяев дома? Что женщина держит в левой руке? О чем это говорит? Расскажите, как ведет себя гостья? Рада ли она видеть ребенка? Соскучилась ли она по сыну? Зачем же она пришла?
II группа
Чем занимались хозяева дома до прихода гостьи? Чем они отличаются от гостьи? Как вам кажется был ли этот визит запланирован? Какие чувства испытывает приемная мать? Что она старается сделать? Что делает приемный отец? Что чувствуется в его позе? Как ведет себя няня? Что она пытается сделать? Что говорит при этом?
III группа
Cколько лет мальчику? С какого возраста он воспитывается в этой семье? Узнает ли он родную мать? Как повел себя мальчик при ее появлении? Что он чувствует? Что выражает его лицо? Понимает ли он зачем пришла эта женщина? Кого он считает своей настоящей матерью? Хочет ли он уйти из этой семьи?
ПРОВЕРКА РАБОТ. ОЦЕНКА СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
II станция
Задание: отметьте стикерами на картине ответы на вопросы, выберите эксперта, который будет защищать ответ.
I группа
С помощью чего художник передал чувства родной матери?
Она держится спокойно, как проситель или уверенно, грубовато и требовательно?
II группа
Какие чувства испытывает приемная мать?
Пытается ли она защитить ребенка? Хочет ли она его отдавать?
Чувствуется ли напряжение отца?
III группа
Что делал мальчик до прихода гостьи?
Хочет ли мальчик подойти к родной матери?
С помощью чего художник передал чувства , которые испытывает мальчик?
ПРОВЕРКА РАБОТ. ОЦЕНКА СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
III станция
I группа
Задание: опишите состояние и чувства родной матери. Чего она хочет добиться. Составьте сообщение от первого лица.
II группа
Задание: опишите состояние и чувства приемной матери. Чего она хочет добиться. Составьте сообщение от первого лица.
III группа
Задание: опишите состояние и чувства мальчика. С кем он хочет остаться. Составьте сообщение от первого лица.
ПРОВЕРКА РАБОТ. ОЦЕНКА СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Письменная работа.
(Просмотр ролика. Привет! Мы ученики 4-б класса школы №235. Недавно на уроке мы рассматривали картину В.Е.Маковского Две матери. Мы не смогли прийти к единому мнению, что же станет с эти мальчиком. А как вы думаете, что ждет этого ребенка? Желаем успеха!)
Готовы ли вы помочь ребятам? Напишите эссе-рассуждение на тему: С кем останется жить мальчик ?(зачитывание работ по желанию)
Итог.
Какие цели вы ставили перед собой в начале урока? Каких из них вы достигли? Оцените свою работу и достигнутые цели:(нарисуйте на листочках) зеленый-все удалось, желтый - было сложно, получилось не все, красный- не получилось.
Рефлексия.
О чем вас заставила задуматься картина? Предположите, почему Маковский писал именно жанровые картины. Знаете ли вы другие картины, написанные этим художником? Захотелось ли вам их увидеть? Где и как это можно сделать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи 2 класс.
Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....
конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"
На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...
Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".
Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе, тема урока: "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...
Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"
- Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.- Обобщить названия предметов чайной посуды в ...
Конспект урока развития речи. 2 класс.
Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....
КОНСПЕКТ урока развития речи в 1 классе II вида
На уроке обобщаются знания учащихся по теме "Лиственные деревья", развивается слуховое восприятие на основе знакомого речевого материала и активизируется речевой словарь по заданной теме....