Изложение с элементами сочинения "Родничок" (4 класс)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Представлен конспеку урока изложения с элементами сочинения "Родничок" 4 класс система Л.В. Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_rodnichok.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
4 класс
Составила
учитель высшей категории
МОУ СОШ № 33
Дзержинского района
Елизарова Елена Михайловна
г. Волгоград
2013 г.
Урок русского языка 4 класс
Тема: Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок".
Цели урока: 1. Работать над обогащением речи детей: учить анализировать текст, точно употреблять слова в речи (выяснить лексическое значение слов, заменять одни слова другими, подбирать синонимы).
2. Учить различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение; учить размышлять, высказывать свои суждения в устной и письменной форме.
3. Продолжать работу над развитием орфографической зоркости.
4. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Оборудование: 1. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.
2. З.Е. Александрова. Словарь синонимов русского языка.
3. Фонограмма.
4. Тексты с изложением (на каждую парту).
Оформление доски:
Изложение с элементами сочинения по самостоятельно составленному плану. повествование описание рассуждение Желоб, желобок. | Изложение. Родничок. План. 4. Моё отношение к поступку мальчиков. | Х.лодной, в.да, ж.вительная, ур.нила, п.сок, на кр.ю, д.ревня, бр.дить. _ чистил, п_правил, з_сыпали, пр_ладил. Клювик, ключ, птичка. |
Ход урока.
I. Подготовительная работа.
1. Звучит музыка. Стихотворение И. Бунина "Родник" читает заранее подготовленный ученик.
В глуши лесной, в глуши зелёной
Всегда тенистой и сырой
В крутом овраге под горой
Бьёт из корней родник студёный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
2. Беседа.
- О чём идёт речь? (О роднике)
- Что это такое? Значение слова "родник" уточняется в словаре С.И. Ожегова.
Родник – водный источник, текущий из глубины земли, ключ.
- Есть ли синонимы у этого слова? Уточняется в словаре синонимов:
родник – источник, ключ, криница.
-Где бил родник? (В овраге)
- Какой он был? (Кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами, стеклом расплавленным бежит)
- Как вы понимаете эти слова? (Рассуждения детей)
- Кто из вас видел родник, где? Какой он был?
II. Сообщение темы и целей урока. Ознакомление с текстом.
1. Прочитайте тему урока. Как понимаете тему урока? Как вы думаете, какое будет задание? (Рассуждение детей). Зачем нужно уметь писать изложения?
2. Ознакомление с текстом. (Текст на каждой парте)
Коля и Шурик приехали летом в деревню. Они любили бродить по лесу. На краю леса бил ключ. Сухие листья, песок, сучья засыпали его.
Мальчики очистили родник. Коля поправил дубовый желобок. Шура приладил кружку. Теперь каждый мог испить холодной воды. Заблестел ручеёк. Быстро текли серебряные струйки живительной влаги.
Первым гостем родничка стала бойкая птичка. Она села на желобок и уронила клювик в струйку воды. Птичка выпила первую каплю чистой воды.
3. - Какой по типу этот текст? (Повествование, описание, рассуждение)
- Почему вы так думаете? (События развиваются последовательно)
4. Словарная работа.
Жёлоб, желобок. Значение уточняется в словаре С.И. Ожегова.
Жёлоб – длинное полукруглое или прямоугольное углубление (выдолбленное в бревне, сделанное из досок, листового железа)
III. Анализ содержания.
- Кто действует в рассказе? (Коля, Шурик)
- Как вы думаете, одного ли они возраста? (Да) Почему?
- Где мальчики видели родник? (На краю леса)
- Какой поступок они совершили?
- Как бы вы назвали такой поступок?
- Какая главная мысль текста? (Люди должны беречь природу, помогать ей)
IV. Языковой анализ текста.
1. Прочитайте I абзац.
- Какое любимое занятие было у мальчиков? (Бродить по лесу)
- Подберите синоним к слову "бродить". (Ходить)
- А автор употребил именно это слово, как вы думаете, почему? А можно ходить по лесу? (Можно, но "бродить" по лесу более точно. Ходить – двигаться, переступая ногами; бродить – идти тихо в разных направлениях)
- Что мальчики обнаружили на краю леса?
- Почему автор написал, что ключ "бил"?
- Как можно сказать иначе?
- В каком состоянии мальчики нашли этот ключ, найдите это предложение.
- Могли ли люди пользоваться такой водой?
2. Прочитайте II абзац.
- Что решили сделать Коля и Шура?
- В какой последовательности они это сделали? (Очистили)
- Как ещё можно сказать? (Расчистили, освободили; но более точно "очистили", т.е. сделали чистым)
- Что мальчики сделали потом? (Поправили дубовый желобок)
- Для чего они это сделали
- Какие действия Шуры были дальше? (Приладили кружку)
- Как вы понимаете это слово?
Автор говорит "приладил". С помощью этого слова показывает доброту мальчиков. Приладил – сделал добро, хорошо, ладно. Это слово употребляется сейчас редко, оно близко к народной деревенской речи.
- Как же ручеёк откликнулся на доброту мальчиков?
- Какие другие глаголы можно употребить? (Засиял, засверкал, заискрился)
Автор использует слова "серебряные струйки" и глагол "заблестел". Ручеёк, как живой, подарил свежесть и красоту лесу.
Представьте себя около этого ключа, чистого, блестящего. Ваши действия? Посмотрите, какой глагол дан в тексте. (Испить)
- Почему не "выпить" и не "попить"? (Испить – немного попить)
3. Прочитайте III абзац.
- Кто же стал первым гостем чистой воды? Прочитайте это предложение.
- Почему автор называет её бойкой?
- Как можно иначе назвать?
- Что сделала птичка?
- Почему автор употребляет глаголы в таком порядке?
Почему в тексте вместо слов КЛЮВ, РОДНИК, СТРУЯ использованы КЛЮВИК, РОДНИЧОК, СТРУЙКА, РУЧЕЁК? (Автор с любовью относится к природе.)
V. Составление плана.
Дети составляют план самостоятельно.
Проверка.
Учитель предлагает 4 пункт плана:
Моё отношение к поступку мальчиков.
- О чём можно написать?
- Какой у вас получится текст по типу (Повествование с рассуждением)
VI. Орфографическая подготовка.
Х.лодной, в.да, ж.вительная, ур.нила, п.сок, на кр.ю, д.ревня, бр.дить.
- На какую орфограмму эти слова?
- На какие две группы вы бы разделили эти слова? Проверяемые безударные гласные в корне и непроверяемые)
_ чистил, п_правил, з_сыпали, пр_ладил.
- На какую орфограмму эти слова?
Клювик, ключ, птичка.
- На какую орфограмму эти слова?
(Дети доказывают написание слов)
Зачем нужно уметь писать эти слова?
VII.Пересказ по плану.
Дети пересказывают текст друг другу. (Работа в парах).
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
Письмо изложения.
IX. Итог.
Проверка. Дети зачитывают четвёртую часть изложения.
- Какую часть труднее было писать: повествование или рассуждение?
- Почему? (Рассуждение детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс Тема: Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок".
Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок"....
Урок русского языка в 4 классе "Изложение с элементом рассуждения"
Многие психологи считают, что для настойчивой работы по развитию речи лучше всего использовать языковые способности ребёнка до ...
изложение с элементами рассуждения "Вот чудеса-то!"
презентация поможет познакомить с новым видом текста, его структурой....
изложение с элементами сочинения" родничок" 4 класс
изложение с элементами сочинения" родничок" 4 класс...
КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык) Тема: «Изложение с элементами сочинения» 3 класс УМК "Школа XXI века"
КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык)Тема: «Изложение с элементами сочинения»...
Конспект урока «Изложение с элементами сочинения» 3 класс
Цели деятельности учителя: Формирование навыков решения учебно-практических и учебно-познавательных задач при изучении новой темы.Планируемые результаты:Предметные: - Знать основные ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение с элементами сочинения" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений написания изложения с элементами сочинения.Задачи урокиДидактические:1. Закрепить основные правила написания изложения с элементами ...