Русский язык " Правописание слов с удвоенной согласной"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Цель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._pravopisanie_slov_s_udvoennoy_soglasnoy.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока по Русскому языку

«Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне»

Учитель:  Остерман В. Э.

Класс: 3 класс

        

  Тамбов

2014

Тип урока: рефлексия.

Цель урока:

-развитие умений добывать и перерабатывать информацию, полученную из разных источников (словарей, таблиц, схем) ;

-развитие умений находить орфограмму - удвоенную букву согласного в корне слова, подбирать однокоренные слова, правильно писать и переносить слова с удвоенной буквой согласного, обозначать орфограмму.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Анализ урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Долгожданный дан звонок , начинается урок!

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Меня зовут Валерия Эдуардовна.

Этот урок русского языка буду вести у вас я.

Дети поприветствовали учителя и сели на свои места.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

-Итак, давайте приступим к работе.  Сели ровно, спинка прямая. Открыли свои тетради. Что нужно записать?

Правильно.

Начнём наш урок  с минутки чистописания.

Сегодня мы повторим, как пишется буква З заглавная и строчная.

З заглавная

Начинаем чуть выше середины рабочей линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, опускаем ее чуть ниже, отклоняясь влево. Прописываем полуовальную линию вправо, опускаем ее вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки.

з строчная.

з строчная

Начинаем чуть ниже середины рабочей строки. Слева направо прописываем полуовальную линию, опускаем ее до нижней линейки, отклоняясь влево, вправо пишем закругление, коснувшись нижней линейки, опускаем вниз прямую. Дойдя до середины нижней строки, делаем закругление влево. Плавную линию продолжаем вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую линию на нижней линейке в точке пересечения прямой с нижней строкой.

Выполним словарную работу. Откройте учебник на странице 67. Прочитайте про себя слова 1-го столбика. Выпишите из него по три слова. Записывайте слова в строчку.

 Первый вариант выписывает слова с удвоенной нн в корне слова. Второй вариант выписывает слова с удвоенной пп в корне слова.

Подчеркните удвоенные буквы согласных.

Молодцы.

Число,

«Классная работа» .

Дети выполняют упражнение в тетрадках.

1 вариант: ванна, ванная, Жанна.

2 вариант: аппарат, аппетит, грипп.

3. Локализация индивидуальных затруднений.

-Ребята, на слайде вам даны слова. Разберите их по составу в своих тетрадях.

(Слова: группа, туманный, лимонный)

Есть ли среди этих слов лишнее ? Назовите это слово.

-Как вы это определили?

-А какие ещё слова с этой орфограммой вы знаете?

- Молодцы. Давайте разберём слово вожжи по составу у доски.

- Мы справились.

Дети выполняют задания.

Группа - а( окончание), основа - групп, групп ( корень).

Туманный- ый (окончание),  

туман(корень), н(суффикс),

Лимонный- ый(окончание), лимон(корень), н(суффикс).

-Есть. Группа.

-Это единственное слово с удвоенными буквами согласных в корне.

-Антенна, вожжи, дрожжи.

Вожжи- и(окончание), вожж(корень).

4.Построение проекта коррекции затруднений.

-Кто-то из вас может сформулировать тему этого урока?

 Ребята, сегодня наша тема «Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне»

Сегодня мы с вами должны  повторить как же пишутся слова с удвоенными буквами согласных в корне.

-А для того чтобы достичь цели нам надо вспомнить то, что мы уже знаем об этой орфограмме. Ответьте на несколько вопросов в своих тетрадках через запятую.

Покажите графически в какой части слова пишется удвоенная согласная?

Подберите два слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.  Запишите их, показывая деление на слоги для  переноса.

Запишите два слова с удвоенной буквой согласного, которые нельзя перенести.

Ответьте одним словом: можно ли проверить написание удвоенной буквы согласного в корне слова?

Молодцы!

Ответы детей.

Дети записывают ответы в тетрадках.

-

Аллея (Ал-лея) , Русские (рус-ские).

Ссора, класс.

Нет.

5.Реализация проекта коррекции затруднений.

Откройте, пожалуйста, в своих учебниках упражнение 60. Прочитайте, что там нужно сделать?

Какие слова вы чаще всего используете на уроках математики, русского языка, физкультуры? Запишите слова в три группы. Подчеркните удвоенные буквы.

Ребята, а слова грамматика и кроссовки нам надо разделить для переноса, пользуясь памяткой на странице 173.

Молодцы! Сколько орфограмм в слове кроссовки?

Мы справились с заданием. А теперь посмотрим упражнение 60. В греческом языке слово грамма означает буква. Оно входит в состав многих слов, которые вы хорошо знаете. Спишите эти слова . Запомните, как они пишутся. Подчеркните удвоенные буквы.

Ребят, у слова программа есть однокоренное слово: программист. Знаете ли, чем он занимается?

Устно составьте с этим словом предложение.

А как это слово разделить для переноса, используя нашу памятку на странице 173?

Умницы!

Прочитайте текст из упражнения 63. О чём он?

Как можно его озаглавить?

Выпишите слова с удвоенными буквами и запомните их написание.

Ребят, а как вы думаете, отличается статья в газете или журнале от заметки? Чем?

Близки ли по своему значению слова снимок и фотография?

Почему в этом тексте использовано слово снимки, а не фотографии?

Соответствует ли иллюстрация содержанию текста?

Почему?

-Вы молодцы, ребята!

Дети выполняют упражнение у себя в тетрадях.

1 группа- грамм,килограмм, тонна, масса.

2 группа- орфограмма, грамматика, русский.

3 группа- теннис, хоккей, бассейн, кросс, кроссовки.

Грамматика- грам-ма-ти-ка,  кроссовки- крос-сов-ки.

Три орфограммы. Безударная гласная в корне слова, написание удвоенной сс в корне слова, парная  согласная в середине слова.

Дети выполняют упражнение у себя в тетрадях.

Грамматика, телеграмма, орфограмма, программа.

Да! Он пишет программы для компьютеров.

Мой папа программист.

Програм-мист.

О профессиях корреспондент и фотокорреспондент.

Кто работает в газете?

Дети выполняют упражнение у себя в тетрадях.

Профессия, корреспондент, фотокорреспондент, фотоаппарат, иллюстрации.

Размером.

Да.

Потому что фотокорреспондент именно делает  снимки.

Да.

Потому что фотоаппаратом фотокорреспондент делает снимки, а в блокноте корреспондент делает заметки.

Физкультминутка

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы немножко отдохнем и опять писать начнем

6. Обобщение во внешней речи.

-Ребята, сегодня к нам в гости пришли литературные герои. Кто? ( Показаны на слайде).

Каждый из них может быть лишним в этой компании.

Почему?

Кто придумал этих героев?

Знаете вы ещё литературных героев, в именах которых есть удвоенная буква согласного?

Умницы!

Чипполино, Винни Пух, Чебурашка.

У двух героев имя начинается на букву Ч, Двое имеют удвоенную букву согласного в имени. Слова Чипполино-нет.

 

Джанни Родари, Алан Милн, Эдуард Успенский.

Муми- Тролль, Снифф, хоббит Бильбо Беггинс, Гарри Поттер.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Посмотрим на следующее упражнение 62. Слово терра латинское, оно означает земля.

Сейчас мы будем с вами работать в группах. Первая группа у нас будет первый ряд и они берут слово терраса. Вторая группа –это второй ряд и им достаётся слово территория.  Третья группа - третий ряд и их слово террариум.

Послушайте задание. Каждая группа должна записать своё слово в тетрадку, найти что оно значит , составить устно с ним предложение и письменно разделить слово для переноса.

Терраса- Летнее открытое помещение в жилом доме в виде пристройки с крышей на столбах.

Территория- Пространство земли с определёнными границами.

Террариум- Специальное помещение , где содержатся змеи, ящерицы, лягушки.

Терраса, территория, террариум.

Мы отдыхали на террасе.

Класс убирал свою территорию.

Я увидел террариум.

Тер-раса, тер-ритория, тер-рариум.

8.Включение в систему знаний и повторение.

-Ребята, посмотрите на упражнение 64. Запиши, как называются эти аппараты.

Аппарат для дыхания под водой?

Аппарат для разговора на расстоянии?

Аппарат для передачи изображения на расстояние?

Аппарат, который пробивает чеки в магазине?

Аппарат, который быстро выполняет математические действия?

Аппарат, который делает снимки?

Какие вы молодцы! А теперь разделите слово аппарат для переноса.

Теперь давайте прочитаем с вами текст из упражнения 65. Какая главная мысль заключена в этом тексте?

Правильно! Как можно озаглавить  этот текст?

Ребят, а какой синоним к слову увлечение , в котором пишется удвоенная бб?

Запишите это слово и запомните.

Прочитайте в тексте только слова с удвоенной буквой согласного.

Запиши одно предложение о вашем хобби.

Умницы!

Акваланг

Телефон

Телевизор

Касса

Калькулятор

Фотоаппарат

Дети выполняют упражнение в тетрадях.

Ап-парат.

У всех есть увлечение.

Наши увлечения.

Хобби

Класс, коллекция, Алла, кроссворд, группа, Кирилл, бассейн, хоккеист, Инна, теннис, гаммы, аккорды, масса, аппетит.

Я собираю марки.

.

9.Рефлексия.

Какова была тема нашего урока?

-Ребята, какие слова с удвоенной буквой согласного в корне мы сегодня запомнили?

-Вы большие молодцы. Запишите домашнее задание.

Запомнить написание слов первого столбика со страницы 67.

Выписать из упражнения 65 слова с удвоенной буквой согласного и разделить их для переноса.

Выставление оценок.

До свидания!

Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне.

-Терраса, террариум, территория,  класс, кроссворд.

Дети записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Правописание слов с удвоенными согласными»

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, урок проводился во 2 классе . В ходе проведения урока использовались следующие СОТ: технология развития критического мышления, диффере...

План - конспект урока русского языка "Правописание слов с удвоенными согласными" 3 класс

Тема: Правописание слов с удвоенными согласными.Цель: повторить и обобщить знания о словах с удвоенными согласными.Задачи:1) Систематизирование знаний о словах с удвоенными согласными.2) Расширение кр...

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с удвоенными согласными" во 2 классе, УМК "Школа России"

Цель урокаПознакомить с правописанием слов с удвоенными согласными.Планируемый результат обученияУчащиеся научатся правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными.  Познавательные УУД...

Конспект урока по русскому языку. Правописание слов с удвоенной согласной

Тема урока: Правописание слов с удвоенной согласнойЦели урока: Повторить и закрепить правописание слов с удвоенной согласнойУУД:Личностные:1.Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деяте...

Урок по русскому языку "Правописание слов с удвоенными согласными" 3 класс

Урок по русскому языку "Правописание слов с удвоенными согласными"...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов с удвоенными согласными» (УМК «Школа России» 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование понятий о правописании слов с удвоенными согласными; систематизирование и закрепление знаний о значимых частях слова, ...

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание слов с удвоенными согласными»

Цель: формировать навык правописания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.Задачи:развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова;находить в словах эту ...