Внеклассное занятие по русскому языку В лабиринтах родного языка
план-конспект занятия по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Тульченко Ирина Анатольевна

занимательная грамматика для обучающихся 4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Внеклассное занятие

 по русскому языку

В лабиринтах родного языка

 (занимательная грамматика)

для обучающихся 4 классов

подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

 Курского района

Внеклассное занятие по русскому языку

«В лабиринтах родного языка»

 (занимательная грамматика для обучающихся 4 классов)

Цель:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

Задачи:

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • развитие творческих способностей учащихся,  расширение кругозора и словарного  запаса обучающихся;             
  • развитие коммуникативной компетентности. 

Оборудование: маршрутный лист, раздаточный материал, грамоты и подарки победителям.

Ход занятия:

1. Правила игры: класс делится на 3 группы, жеребьевкой выбирается дорожка, по которой будет двигаться команда.

За правильный ответ команда получает 3 балла.

Маршрутный лист.

2. Содержание заданий.

Отгадай ребус.

  • Состав слова

К данным словам допиши по 1 слову с таким же составом.

стол,...              верхушка,...

поездка,...          стрела,...

полёт,...            мостик,...

  • Измени слово

Поставь данные имена существительные в родительном падеже.

апельсины —      волосы — граммы —          погоны —

рельсы —            серьги —

  • Пропущенные буквы.

Вставь пропущенные буквы.

прим..рять соседей,    зап..ватъ в хоре, разв..вается флаг,      зап..вать молоком, зал.зать раны,           ув..дать издали, отв..рить дверь,         ув..дать без влаги.

  • Фразеологические обороты

Замени выражения словами или словосочетаниями:

проглотить язык —...

 при царе Горохе — ...

яблоку негде упасть — ...

  • Лишнее слово.

а) Кресло, бревно, пальто, число, весло.

б)  Водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый.

в) Быстрый, скорый, проворный, тихий.

  • Ударение в словах.

Хвоя, каталог, щавель, столяр, документ, квартал, торты, звонит, кулинария.

  • Герои сказок

Кто из персонажей сказки так сказал:

«-Не горюй, хозяин, а дай мне лучше мешок да пару сапог, чтобы не больно было ходить по кустарникам, и увидишь, что ты получил не такое плохое наследство, как думаешь»

 Назовите сказку и автора

  • Рассыпанные буквы

  ДАШОЛЬ, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА

Тебе кажется, что эти слова непонятны? Правильно, в них рассыпались буквы. Если ты их расставишь в другом порядке, то прочитаешь названия  животных.

  • Укажи часть речи

Я смотрю - в избе мой брат,

У него шинель до пят.           

Он с запиской отпускной

К нам пришел на выходной.

Щурка — слесарь в мастерской.

Он такой степенный,

Представительный такой,

Прямо как военный.

  • Узнай слово

 

  • Восстанови стихи

-  Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайся, какие это слова, и вставь их в текст.

_____ выпал жаркий-жаркий.

Ах, как душно в зоопарке!

_____пропал у пони,

_____вянут на газоне,

А мартышка не страдает —

_____уплетает.

  • Поговорка

 Вспомни всю поговорку по ее началу

Соловья баснями...

Всяк кулик...

Пуганая ворона ...

Слово не воробей...

Цыплят по осени...

  • Синонимы

 Подбери синонимы к словам.

Работа, громкий, дремучий (лес), печаль, кричать.

  • Скажи правильно.

 Как надо сказать?

С обоих концов, с обеих концов; обоими руками, обеими руками?

  • Шарада.

 Шарады.

б) Если взять корень из слова «полагать», приставку из слова «приложение», суффикс из слова «восклицательный», окончание из слова «числительное», то получим слово, обозначающее признак предмета.

  • Собери слово

Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, подчеркни его, образуй и запиши новое слово.

а) Пластинка, картина, павлин.

б) Сапоги, парашют, фантазия.

в) Косари, заморозки, летчик.

3. Подведение итогов, награждение победителей.

**** Дополнительные задания для болельщиков

1. «Закончи  пословицу» 

-   Я  начинаю,  а  вы  заканчиваете.

1)  Труд  кормит,  а  лень….. портит.

2)  Как  аукнется,  так  и….. откликнется.

3)  Семь  раз  отмерь,  один  раз….. отрежь.

4)  Нет  друга  -  ищи,  а  нашёл….. береги.

5)  Сам  погибай,  а  товарища….  Выручай.

          6) Мир строит, а война……..(разрушает).

  1. Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

  1. Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

  1. Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

  1. Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

  1. Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

  1. По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

2.  «Восстанови справедливость» 

   - Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот

что:                          

  • Неуклюжий как крот                             Верный как слон
  • Неповоротливый как собака                 Хитрый как бык
  • Слепой как пёс                                       Длинный как заяц
  • Трусливый как медведь                        Вороватый как жираф
  • Злой как лиса                                         Упрямый как сорокам.

Восстановите справедливость – верните определения своим   владельцам.


Список литературы:

1.Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления.- М.: Дрофа, 1999.

2. Богданова Л. Внеклассная работа по русскому языку.- М.: Дрофа, 1996.

3. Кузнецова Н.В. Работа с синонимами антонимами на уроках русского  

языка в начальной школе. – Москва: Чистые пруды, 2007.

4.  Шукейло В.А.  Русский язык в начальных классах.  Сочетание

 традиционных и нетрадиционных форм обучения..-М.: СМИО Пресс,2004.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Внеклассное занятие

 по русскому языку

В лабиринтах родного языка

 (занимательная грамматика)

для обучающихся 4 классов

подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

 Курского района

Внеклассное занятие по русскому языку

«В лабиринтах родного языка»

 (занимательная грамматика для обучающихся 4 классов)

Цель:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

Задачи:

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • развитие творческих способностей учащихся,  расширение кругозора и словарного  запаса обучающихся;             
  • развитие коммуникативной компетентности. 

Оборудование: маршрутный лист, раздаточный материал, грамоты и подарки победителям.

Ход занятия:

1. Правила игры: класс делится на 3 группы, жеребьевкой выбирается дорожка, по которой будет двигаться команда.

За правильный ответ команда получает 3 балла.

Маршрутный лист.

2. Содержание заданий.

Отгадай ребус.

  • Состав слова

К данным словам допиши по 1 слову с таким же составом.

стол,...              верхушка,...

поездка,...          стрела,...

полёт,...            мостик,...

  • Измени слово

Поставь данные имена существительные в родительном падеже.

апельсины —      волосы — граммы —          погоны —

рельсы —            серьги —

  • Пропущенные буквы.

Вставь пропущенные буквы.

прим..рять соседей,    зап..ватъ в хоре, разв..вается флаг,      зап..вать молоком, зал.зать раны,           ув..дать издали, отв..рить дверь,         ув..дать без влаги.

  • Фразеологические обороты

Замени выражения словами или словосочетаниями:

проглотить язык —...

 при царе Горохе — ...

яблоку негде упасть — ...

  • Лишнее слово.

а) Кресло, бревно, пальто, число, весло.

б)  Водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый.

в) Быстрый, скорый, проворный, тихий.

  • Ударение в словах.

Хвоя, каталог, щавель, столяр, документ, квартал, торты, звонит, кулинария.

  • Герои сказок

Кто из персонажей сказки так сказал:

«-Не горюй, хозяин, а дай мне лучше мешок да пару сапог, чтобы не больно было ходить по кустарникам, и увидишь, что ты получил не такое плохое наследство, как думаешь»

 Назовите сказку и автора

  • Рассыпанные буквы

  ДАШОЛЬ, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА

Тебе кажется, что эти слова непонятны? Правильно, в них рассыпались буквы. Если ты их расставишь в другом порядке, то прочитаешь названия  животных.

  • Укажи часть речи

Я смотрю - в избе мой брат,

У него шинель до пят.           

Он с запиской отпускной

К нам пришел на выходной.

Щурка — слесарь в мастерской.

Он такой степенный,

Представительный такой,

Прямо как военный.

  • Узнай слово

 

  • Восстанови стихи

-  Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайся, какие это слова, и вставь их в текст.

_____ выпал жаркий-жаркий.

Ах, как душно в зоопарке!

_____пропал у пони,

_____вянут на газоне,

А мартышка не страдает —

_____уплетает.

  • Поговорка

 Вспомни всю поговорку по ее началу

Соловья баснями...

Всяк кулик...

Пуганая ворона ...

Слово не воробей...

Цыплят по осени...

  • Синонимы

 Подбери синонимы к словам.

Работа, громкий, дремучий (лес), печаль, кричать.

  • Скажи правильно.

 Как надо сказать?

С обоих концов, с обеих концов; обоими руками, обеими руками?

  • Шарада.

 Шарады.

б) Если взять корень из слова «полагать», приставку из слова «приложение», суффикс из слова «восклицательный», окончание из слова «числительное», то получим слово, обозначающее признак предмета.

  • Собери слово

Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, подчеркни его, образуй и запиши новое слово.

а) Пластинка, картина, павлин.

б) Сапоги, парашют, фантазия.

в) Косари, заморозки, летчик.

3. Подведение итогов, награждение победителей.

**** Дополнительные задания для болельщиков

1. «Закончи  пословицу» 

-   Я  начинаю,  а  вы  заканчиваете.

1)  Труд  кормит,  а  лень….. портит.

2)  Как  аукнется,  так  и….. откликнется.

3)  Семь  раз  отмерь,  один  раз….. отрежь.

4)  Нет  друга  -  ищи,  а  нашёл….. береги.

5)  Сам  погибай,  а  товарища….  Выручай.

          6) Мир строит, а война……..(разрушает).

  1. Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

  1. Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

  1. Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

  1. Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

  1. Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

  1. По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

2.  «Восстанови справедливость» 

   - Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот

что:                          

  • Неуклюжий как крот                             Верный как слон
  • Неповоротливый как собака                 Хитрый как бык
  • Слепой как пёс                                       Длинный как заяц
  • Трусливый как медведь                        Вороватый как жираф
  • Злой как лиса                                         Упрямый как сорокам.

Восстановите справедливость – верните определения своим   владельцам.


Список литературы:

1.Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления.- М.: Дрофа, 1999.

2. Богданова Л. Внеклассная работа по русскому языку.- М.: Дрофа, 1996.

3. Кузнецова Н.В. Работа с синонимами антонимами на уроках русского  

языка в начальной школе. – Москва: Чистые пруды, 2007.

4.  Шукейло В.А.  Русский язык в начальных классах.  Сочетание

 традиционных и нетрадиционных форм обучения..-М.: СМИО Пресс,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку, посвящённая Дню родного языка.

Работа содержит занимательный материал по русскому языку. Выполняя задания учащиеся развивают у себя такие качества, как любознательность, сообразительность и логическое мышление...

конспект мероприятия по русскому языку " В мире родного языка"

Конспект мероприятия по русскому языку " в мире родного языка". Можно использовать как конспект для внеклассного мероприятия....

презентация мероприятия по русскому языку " В мире родного языка"

Презентация меропрития по русскому языку "В мире родного языка"...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Родной язык – средство общения" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Родной язык – средство общения" 1 класс...

Урок посвящённый Международному дню родного языка « Чем богат родной язык»

Как же прекрасен родной мой язык,Волшебный, певучий,играющий.Словно прозрачный хрустальный родникСердце и душу ласкающий...

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мой друг - родной язык" (3 класс)

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 3 класса....