Внеклассное занятие по русскому языку В лабиринтах родного языка
план-конспект занятия по русскому языку (3, 4 класс) на тему
занимательная грамматика для обучающихся 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занимательная грамматика для обучающихся 4 классов | 70.5 КБ |
v_labirintah_rodnogo_yazyka.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Внеклассное занятие
по русскому языку
В лабиринтах родного языка
(занимательная грамматика)
для обучающихся 4 классов
подготовила
учитель начальных классов
Тульченко Ирина Анатольевна
МБОУ «Октябрьская средняя
общеобразовательная школа»
Курского района
Внеклассное занятие по русскому языку
«В лабиринтах родного языка»
(занимательная грамматика для обучающихся 4 классов)
Цель:
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
Задачи:
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- развитие творческих способностей учащихся, расширение кругозора и словарного запаса обучающихся;
- развитие коммуникативной компетентности.
Оборудование: маршрутный лист, раздаточный материал, грамоты и подарки победителям.
Ход занятия:
1. Правила игры: класс делится на 3 группы, жеребьевкой выбирается дорожка, по которой будет двигаться команда.
За правильный ответ команда получает 3 балла.
Маршрутный лист.
2. Содержание заданий.
Отгадай ребус.
- Состав слова
К данным словам допиши по 1 слову с таким же составом.
стол,... верхушка,...
поездка,... стрела,...
полёт,... мостик,...
- Измени слово
Поставь данные имена существительные в родительном падеже.
апельсины — волосы — граммы — погоны —
рельсы — серьги —
- Пропущенные буквы.
Вставь пропущенные буквы.
прим..рять соседей, зап..ватъ в хоре, разв..вается флаг, зап..вать молоком, зал.зать раны, ув..дать издали, отв..рить дверь, ув..дать без влаги.
- Фразеологические обороты
Замени выражения словами или словосочетаниями:
проглотить язык —...
при царе Горохе — ...
яблоку негде упасть — ...
- Лишнее слово.
а) Кресло, бревно, пальто, число, весло.
б) Водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый.
в) Быстрый, скорый, проворный, тихий.
- Ударение в словах.
Хвоя, каталог, щавель, столяр, документ, квартал, торты, звонит, кулинария.
- Герои сказок
Кто из персонажей сказки так сказал:
«-Не горюй, хозяин, а дай мне лучше мешок да пару сапог, чтобы не больно было ходить по кустарникам, и увидишь, что ты получил не такое плохое наследство, как думаешь»
Назовите сказку и автора
- Рассыпанные буквы
ДАШОЛЬ, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА
Тебе кажется, что эти слова непонятны? Правильно, в них рассыпались буквы. Если ты их расставишь в другом порядке, то прочитаешь названия животных.
- Укажи часть речи
Я смотрю - в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришел на выходной.
Щурка — слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.
- Узнай слово
- Восстанови стихи
- Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайся, какие это слова, и вставь их в текст.
_____ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
_____пропал у пони,
_____вянут на газоне,
А мартышка не страдает —
_____уплетает.
- Поговорка
Вспомни всю поговорку по ее началу
Соловья баснями...
Всяк кулик...
Пуганая ворона ...
Слово не воробей...
Цыплят по осени...
- Синонимы
Подбери синонимы к словам.
Работа, громкий, дремучий (лес), печаль, кричать.
- Скажи правильно.
Как надо сказать?
С обоих концов, с обеих концов; обоими руками, обеими руками?
- Шарада.
Шарады.
б) Если взять корень из слова «полагать», приставку из слова «приложение», суффикс из слова «восклицательный», окончание из слова «числительное», то получим слово, обозначающее признак предмета.
- Собери слово
Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, подчеркни его, образуй и запиши новое слово.
а) Пластинка, картина, павлин.
б) Сапоги, парашют, фантазия.
в) Косари, заморозки, летчик.
3. Подведение итогов, награждение победителей.
**** Дополнительные задания для болельщиков
1. «Закончи пословицу»
- Я начинаю, а вы заканчиваете.
1) Труд кормит, а лень….. портит.
2) Как аукнется, так и….. откликнется.
3) Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.
4) Нет друга - ищи, а нашёл….. береги.
5) Сам погибай, а товарища…. Выручай.
6) Мир строит, а война……..(разрушает).
- Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
- Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
- Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
- Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
- Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
- По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
2. «Восстанови справедливость»
- Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот
что:
- Неуклюжий как крот Верный как слон
- Неповоротливый как собака Хитрый как бык
- Слепой как пёс Длинный как заяц
- Трусливый как медведь Вороватый как жираф
- Злой как лиса Упрямый как сорокам.
Восстановите справедливость – верните определения своим владельцам.
Список литературы:
1.Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления.- М.: Дрофа, 1999.
2. Богданова Л. Внеклассная работа по русскому языку.- М.: Дрофа, 1996.
3. Кузнецова Н.В. Работа с синонимами антонимами на уроках русского
языка в начальной школе. – Москва: Чистые пруды, 2007.
4. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание
традиционных и нетрадиционных форм обучения..-М.: СМИО Пресс,2004.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Внеклассное занятие
по русскому языку
В лабиринтах родного языка
(занимательная грамматика)
для обучающихся 4 классов
подготовила
учитель начальных классов
Тульченко Ирина Анатольевна
МБОУ «Октябрьская средняя
общеобразовательная школа»
Курского района
Внеклассное занятие по русскому языку
«В лабиринтах родного языка»
(занимательная грамматика для обучающихся 4 классов)
Цель:
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
Задачи:
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- развитие творческих способностей учащихся, расширение кругозора и словарного запаса обучающихся;
- развитие коммуникативной компетентности.
Оборудование: маршрутный лист, раздаточный материал, грамоты и подарки победителям.
Ход занятия:
1. Правила игры: класс делится на 3 группы, жеребьевкой выбирается дорожка, по которой будет двигаться команда.
За правильный ответ команда получает 3 балла.
Маршрутный лист.
2. Содержание заданий.
Отгадай ребус.
- Состав слова
К данным словам допиши по 1 слову с таким же составом.
стол,... верхушка,...
поездка,... стрела,...
полёт,... мостик,...
- Измени слово
Поставь данные имена существительные в родительном падеже.
апельсины — волосы — граммы — погоны —
рельсы — серьги —
- Пропущенные буквы.
Вставь пропущенные буквы.
прим..рять соседей, зап..ватъ в хоре, разв..вается флаг, зап..вать молоком, зал.зать раны, ув..дать издали, отв..рить дверь, ув..дать без влаги.
- Фразеологические обороты
Замени выражения словами или словосочетаниями:
проглотить язык —...
при царе Горохе — ...
яблоку негде упасть — ...
- Лишнее слово.
а) Кресло, бревно, пальто, число, весло.
б) Водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый.
в) Быстрый, скорый, проворный, тихий.
- Ударение в словах.
Хвоя, каталог, щавель, столяр, документ, квартал, торты, звонит, кулинария.
- Герои сказок
Кто из персонажей сказки так сказал:
«-Не горюй, хозяин, а дай мне лучше мешок да пару сапог, чтобы не больно было ходить по кустарникам, и увидишь, что ты получил не такое плохое наследство, как думаешь»
Назовите сказку и автора
- Рассыпанные буквы
ДАШОЛЬ, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА
Тебе кажется, что эти слова непонятны? Правильно, в них рассыпались буквы. Если ты их расставишь в другом порядке, то прочитаешь названия животных.
- Укажи часть речи
Я смотрю - в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришел на выходной.
Щурка — слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.
- Узнай слово
- Восстанови стихи
- Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайся, какие это слова, и вставь их в текст.
_____ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
_____пропал у пони,
_____вянут на газоне,
А мартышка не страдает —
_____уплетает.
- Поговорка
Вспомни всю поговорку по ее началу
Соловья баснями...
Всяк кулик...
Пуганая ворона ...
Слово не воробей...
Цыплят по осени...
- Синонимы
Подбери синонимы к словам.
Работа, громкий, дремучий (лес), печаль, кричать.
- Скажи правильно.
Как надо сказать?
С обоих концов, с обеих концов; обоими руками, обеими руками?
- Шарада.
Шарады.
б) Если взять корень из слова «полагать», приставку из слова «приложение», суффикс из слова «восклицательный», окончание из слова «числительное», то получим слово, обозначающее признак предмета.
- Собери слово
Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, подчеркни его, образуй и запиши новое слово.
а) Пластинка, картина, павлин.
б) Сапоги, парашют, фантазия.
в) Косари, заморозки, летчик.
3. Подведение итогов, награждение победителей.
**** Дополнительные задания для болельщиков
1. «Закончи пословицу»
- Я начинаю, а вы заканчиваете.
1) Труд кормит, а лень….. портит.
2) Как аукнется, так и….. откликнется.
3) Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.
4) Нет друга - ищи, а нашёл….. береги.
5) Сам погибай, а товарища…. Выручай.
6) Мир строит, а война……..(разрушает).
- Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
- Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
- Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
- Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
- Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
- По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
2. «Восстанови справедливость»
- Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот
что:
- Неуклюжий как крот Верный как слон
- Неповоротливый как собака Хитрый как бык
- Слепой как пёс Длинный как заяц
- Трусливый как медведь Вороватый как жираф
- Злой как лиса Упрямый как сорокам.
Восстановите справедливость – верните определения своим владельцам.
Список литературы:
1.Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления.- М.: Дрофа, 1999.
2. Богданова Л. Внеклассная работа по русскому языку.- М.: Дрофа, 1996.
3. Кузнецова Н.В. Работа с синонимами антонимами на уроках русского
языка в начальной школе. – Москва: Чистые пруды, 2007.
4. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание
традиционных и нетрадиционных форм обучения..-М.: СМИО Пресс,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку, посвящённая Дню родного языка.
Работа содержит занимательный материал по русскому языку. Выполняя задания учащиеся развивают у себя такие качества, как любознательность, сообразительность и логическое мышление...
конспект мероприятия по русскому языку " В мире родного языка"
Конспект мероприятия по русскому языку " в мире родного языка". Можно использовать как конспект для внеклассного мероприятия....
презентация мероприятия по русскому языку " В мире родного языка"
Презентация меропрития по русскому языку "В мире родного языка"...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Родной язык – средство общения" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "Родной язык – средство общения" 1 класс...
Урок посвящённый Международному дню родного языка « Чем богат родной язык»
Как же прекрасен родной мой язык,Волшебный, певучий,играющий.Словно прозрачный хрустальный родникСердце и душу ласкающий...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мой друг - родной язык" (3 класс)
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 3 класса....