УРОКИ с использованием ИКТ
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку на тему

Макарова Елена Валентиновна

1) Урок Буква ь после шипящих  в конце слов, называющих предметы и действия

2) Урок Буквы о и е после шипящих и ц в падежных окончаниях

3) Урок Ь после шипящих в краткой форме слов, обозначающих признаки предметов

4) Урок Обобщение и систематизация знаний по теме “Части речи”

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:

Русский язык

Класс:

3 класс

Тема урока:

Буква Ь после шипящих  в конце слов, называющих предметы и действия.

Дата проведения:

30.11.2015г.


Конспект урока по русскому языку в 3 классе(30.11.1015г.)

                                                                       

Тема урока: «Буква Ь после шипящих  в конце слов, называющих предметы и действия».

Цель урока: Формирование умения грамотного написания  слов с ь знаком после шипящих на конце слов ,называющих предметы и действия .

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с основными правилами проверки нефонемных написаний  мягкого знака после шипящих в словах , называющих предметы и действия.
  2. Продолжить работу над развитием орфографической зоркости, речи, творческого  воображения, пополнять словарный запас.
  3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
  4. Развитие умения размышлять, осмысливать, делать самоанализ и самооценку  

     Оборудование:  схемы-опоры, таблица, перфокарты, карточки, экран настроения, экран успеха ,жетоны, памятки с алгоритмом, презентация.

Ход  урока

1.Психологический настрой на урок (под тихую музыку)

У: Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.

У: Долгожданный дан звонок, начинается  урок!(Слайд1)

 С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

 На уроке не зевать,

 А работать и писать!

 У: С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на экране настроения.

2.Запись даты.

3.Актуализация знаний учащихся.

У: Ребята, над какой проблемой мы работали на прошлом уроке? (ответы детей)

У: Правильно, мы сделали новое открытие о правописании   мягкого знака. Какое?

У: Посмотрите на экран успеха и вспомните результат проверочной работы с прошлого урока.

У: Какой вывод сделаем?

Д: Допускаем ошибки, надо поработать над этой темой.

У: Я согласна, в проверочной работе были допущены ошибки, надо закреплять эти знания.

 4 .Ситуация успеха.

У:  На прошлом уроке мы работали со схемой–опорой. Вспомните, что это значит?

(Слайд 2)

Шип.+Ь                                                                      Шип  без «ь»

Слова-предметы  Ж.р. ед.ч.                                        Слова-предметы   м.р. ед.ч.        

                   ?                                                                                     ?

Д : к первому столбику  относятся все слова ,обозначающие предметы ж.р. ед. ч.., а ко второму столбику все слова, обозначающие предметы м.р. ед.ч

  У:  Придумайте свои примеры к каждому столбику.  Докажите свой выбор.                        

  У:  Вы дома  работали  по этой теме, сейчас вспомнили правила правописания мягкого знака в словах, обозначающих предметы в ед.ч..

У:  Хотите себя проверить?

5 .Создание ситуации успеха. Словарно – логические упражнения.

 У: Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.(Слайд 3)

  1. Друг, приятель(товарищ)
  1. Небольшая лесная птица (сыч)
  1. Середина ночи (полночь)
  1. Хлебное растение ( рожь)
  2. Строительный материал (кирпич)
  1. Маленький ребёнок  (Малыш)
  1. Добыча охотника. (Дичь)
  1. Сооружение из веток (шалаш)

У  : А сейчас давайте определим на волшебной линеечке уровень ваших знаний по данной теме, отметив знаком Х     

 6. Взаимопроверка  

У:   А теперь на волшебной линеечке оцените друг друга

 У: Покажите результат на экране успеха.

У: Какой вывод можно сделать?(выслушиваются мнения детей)

7.Самостоятельная работа

 У: Сейчас очень интересное задание.

 У: Определи, в каких случаях по правилам русского языка на конце  слов после шипящих необходимо писать мягкий знак: Докажите.(Слайд 4)

 мипеий грущ*

 олипая шмоч*

 тприаая глош*

 мапиая угрюж*

                                                                                                                 

У: Придумай несколько своих примеров

проверка (Слайд 5)

 мипеий грущ – муж. род

  олипая шмоч* – жен. род

 тприаая глош* – жен. род

   мапиая угрюж* – жен. род                      

8. Физминутка.

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

9. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.                                 Цель: Создание условия  для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

-Работа по учебнику  упр.129.

У: Прочитайте слова из  упр.129.

-Луч, речь, куч, беречь.

 У: Во всех этих словах есть одна и та же орфограмма. Какая?

 У:  Что общего в звучании данных слов?                                                              

Д: На конце слов  слышится согласный шипящий звук

 Работа с таблицей

У:  заполните  первую и вторую колонки  таблицы

+ умею объяснить написание «ь»

-  не умею объяснить написание «ь»

?         хочу узнать

( Выслушиваются и  обсуждаются  разные варианты ответов учащихся)

У: Докажите, по какому правилу написана эта орфограмма  в словах луч и речь?

Д: Луч – слово, обозначающее слово- предмет м.р. ,а  речь- ж.р.

У:  Почему в словах последний звук шипящий, но в слове беречь в конце написали    мягкий знак, а в слове куч  его нет?

У: Так в чем же проблема?  Сформулируйте тему урока.(Слайд 6)

Д: Правописание мягкого знака на конце  после шипящих в словах, называющих действия и предметы

У:  Сформулируйте  учебную задачу.

Д: Учиться  писать слова  с мягким знаком и без него на конце  после шипящих в словах, обозначающих действия и предметы

10. Групповая работа.

 У: Объясните, по какому правилу написана эта орфограмма в  словах беречь и куч? (Слайд 7)

 (Выступление каждой группы, доказательства)

У: допишите в каждый столбик по 2 своих слова. Докажите свой выбор.

 У: В конце каких слов после шипящих мягкий знак то пишется ,то не пишется?

 У:  А  в каких он всегда пишется?

 У:  Какое же открытие мы сегодня сделали? (Слайд 8)

Д: В словах, обозначающих действие всегда пишется Ь, а в словах обозначающих предметы ж.р.  в Р.п. «ь»  не пишется.

 У:  Вернёмся к таблице.

У:  Что можно добавить в неё сегодня?

              Шип.+Ь                                                                                        Шип.  без «ь»  

 Слова-предметы  Ж.р. ед.ч     .                                                       Слова-предметы  м р. ед.ч.                                                                                                                                                          

                     ?                                                                                                      ?

                                                                                                                         

Д : В первый столбик- слова ,обозначающие действие предмета ,а   во второй столбик- слова , обозначающие предметы  в Р.п.    ж.р. .(Слайд 9)

11. Работа по теме урока. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.

Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.

12 Работа с учебником.

У:   Прочитайте правило в учебнике.

У:  Верны ли наши выводы? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что верны).

13. Составление памятки.

 У:  Составим памятку написания Ь с шипящим на конце. (Обсуждение вместе с детьми)

1.Читаю или  произношу слово.

 2. Внимательно слушаю звуки на конце слова.

  3. Определяю, что обозначает слово.

 4.Если слышу шипящий звук, определяю род слов, обозначающих  предметы.

5. Если  слово, обозначающее предмет, мужского рода, то Ь не пишу.

  Если слово, обозначающее предмет женского рода, то Ь пишу

 6.Запомни: Если  слово, обозначающее предмет,  женского рода в Р.п ,то Ь не пишу.

  Если слово,  обозначает действие предмета, то Ь пишется.

 (В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).(Идет озвучивание алгоритма детьми, повторение новой роли мягкого знака.)

14.Закрепление полученных знаний. Работа с учебником

 Упр.131. (6 словосочетаний)

Высокий и средний  уровень - парная работа

Низкий уровень - комментированное письмо

15.Игра «Найди своё слово»

У:   Девочки встают, если  услышат слова с  мягким знаком на конце, а мальчики, если без ь

У: Называю слова: уж, шалаш, мышь, испечь ,много рощ ,плащ, много передач ,вещь, плач, .печь.

У: Почему встали мальчики и  девочки, когда я произнесла слово плач?

У: Объясните.(Объяснения мальчиками –плач ,а девочками -плачь)

16.Самостоятельная работа

У:  Поработайте теперь над орфограммой на перфокартах, используя алгоритм.

У: Оцените результат своей работы. (В помощь каждому ученику предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом).

(Тем, кто справится с заданием быстро и правильно, предлагается составить и записать в тетради предложение с одним из слов на новую орфограмму).

Низкий  уровень. Укажи слова (+), в которых на конце пишется ь (Слайд 10)

Брош….                         Пастбищ…...

Сторож….                      Мяч…..

Леч….                              Луж….

Береч…..                        туч…..

У:  Высокий и средний уровень  

У:  Исправь ошибки:

Плачь ребёнка, из-за тучь,  багаж, помощь, шалашь, тишь, береч, печь,леч.

У:  Напиши   2 слова с ь, а 2 слова без ь  

Проверка задания.

У:  Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).

 У: У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения?

У: Над какой же проблемой будем работать на следующем уроке?

Д: Продолжим работать над темой : «Правописание мягкого знака после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

 17.  Домашнее задание.(Слайд 11)

 Низкий и средний уровень – упр.131 (доделать до конца)

Высокий уровень – 5 предложений с словосочетаниями из упр 131.

   Выучить алгоритм.

18. Итог урока. Рефлексия

.Цель: Формирование умений соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

  У: Вот и подошел к концу наш урок. Я предлагаю вам вернуться к нашей таблице  и  заполнить   третью колонку нашей таблицы.

(Заполнение таблицы, совместное обсуждение вариантов ответов учащихся.)

  У: На все ли поставленные вопросы вы нашли ответы на уроке?

У: Мы с вами хорошо потрудились. Понравился ли вам урок?

 У:  Какой секрет русского языка  мы сегодня раскрыли  на уроке?

 У: Какие задания вы выполняли с удовольствием? А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

У: Кого из учеников могли бы отметить за работу?

 У: Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

У: У вас на столе кружочки. Оцените  цветом свою работу на уроке.

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный  цвет.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – синий  цвет.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

Продолжите мои предложения: (Слайд 12)

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

- Я научился …( писать  слова с мягким знаком и без него на конце  после шипящих)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия 3 класс

Слайд 2

Долгожданный дан звонок, начинается урок ! С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать!

Слайд 3

Шип.+Ь Шип без «ь» Слова-предметы ж.р . ед.ч . Слова-предметы м.р . ед.ч . ? ? Схема - опора

Слайд 4

Друг, приятель Небольшая лесная птица Середина ночи Хлебное растение Строительный материал Маленький ребёнок Добыча охотника Сооружение из веток Замени одним словом

Слайд 5

Определи, в каких случаях необходимо писать “ ь ” мипеий грущ * олипая шмоч * тприаая глош * мапиая угрюж *

Слайд 6

Выполни проверку мипеий грущ – м.р . олипая шмоч * – ж.р . тприаая глош * – ж.р . мапиая угрюж * – ж.р .

Слайд 7

Проблемная ситуация береч ь куч .

Слайд 8

Шип.+Ь Шип без «ь» Слова – действия н.ф . Слова-предметы ж.р . мн.ч . Схема - опора

Слайд 9

памятка 1. Читаю или произношу слово. 2. Внимательно слушаю звуки на конце слова. 3. Определяю , что обозначает слово. 4. Если слышу шипящий звук, определяю род слов, обозначающих предметы. 5. Если слово, обозначающее предмет, мужского рода, то Ь не пишу. 6. Если слово, обозначающее предмет женского рода, то Ь пишу 7. Запомни : Если слово, обозначающее предмет, женского рода в Р.п , то Ь не пишу. Если слово, обозначает действие предмета, то Ь пишется.

Слайд 10

Самостоятельная работа брош …. пастбищ …... сторож …. мяч ….. леч …. луж …. береч ….. туч …..

Слайд 11

Исправь ошибки Плачь ребёнка, из-за тучь , багаж , помощь, шалашь , тишь, береч , печь,леч .

Слайд 12

рефлексия Я понял, что … Было интересно … Было трудно … Мне захотелось … Я научился …



Предварительный просмотр:

Урок русского языка 3 класс (23.01.2012 г.)

Тема: Буквы О и Е после шипящих и ц в падежных окончаниях.

Цель: Продолжить знакомство с орфограммами нарушающими закон русского письма в падежных окончаниях; закрепить правописание букв О и Е после шипящих и ц в падежных окончаниях.

Оборудование: таблицы-схемы к правилам,КП.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Создание учебной ситуации.

– Давайте вспомним о чем мы говорили на уроках русского языка? (Об окончаниях нарушителях).

– Итак, в падежных окончаниях есть орфограммы нарушающие закон русского письма).

– Вспомним, в каких окончаниях происходит нарушение?

1.

http://festival.1september.ru/articles/560383/img1.gif

В падежных окончаниях слов на -ий-ия-ие при обозначении фонемы <э> вместо буквы е пишется буква и

2.

http://festival.1september.ru/articles/560383/img2.gif

Например? (Россия, армия...) В словах мужского рода, называющих признаки фонема <о> в окончании<-ой> обозначается буквами ы и и. Приведите примеры: старый, добрый.

3.

http://festival.1september.ru/articles/560383/img3.gif

В окончании –ого (-его) в названиях признаков вместо <в> обозначается буквой г. Ваши примеры: большого, пустого.

III. Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, нет ли другие падежные окончания нарушители? (Ответы детей).

Попробуем разобраться.

Сегодня тема поможет нам в этом разобраться.

Итак, учебная задача. Нет ли в падежных окончаниях еще орфограммы, нарушающие закон русского письма.

Читаем (на доске)

Запишем число. Классная работа.

со свечой – с тучей

с плащом – с товарищем

за отцом – за братцем

в чужом – в рыжем

Запишем эти словосочетания

Ведет...

Выделяем окончания в словах:

– Кто поможет? (со свечой – с тучей,

с плащом – с товарищем,

за отцом – за братцем,

в чужом – в рыжем)

– Посмотрите, это одно и то же окончание? (это одно и то же).

http://festival.1september.ru/articles/560383/img4.gif

ц – ц – всегда твердый,

ж – ж – всегда твердый, шип.

– Как мы проверим?

Рассуждения детей.

1. С помощью проверочного слова

со стенoй по сильной позиции

со свечой

с тyчей

– Это одна и та же фонема?

Рассмотрим <о> в 1 случае обозначается буквой о

во 2 случае е

Почему?

2. Разный ряд

со свечой – моя, ж.р.; с тучей – моя, ж.р.

Итак, не в этом секрет – род не при чем.

3. Предлоги разные со-с

со свечой – без о (нет)

с свечой – удобно говорить?

Итак, не зависит от предлога.

4. Вспомним, что мы знаем и учили про звуки.

[ч’] – всегда мягкий, шипящ.

http://festival.1september.ru/articles/560383/img5.gif

Итак, звуки тоже не причем. Они разные.

5. Может, зависит от того, что называют слова? (предмет и признак).

Итак, не зависит.

6. Рассмотрим, какая позиция этого гласного в 1 столбике. (Сильная позиция).

Проверим.

со свечoй

с плащoм

за отцoм

в чужoм – Этот гласный находится перед какими буквами?

– Какая позиция этого гласного во 2 столбе? (Слабая).

Проверим: с туч

с товарищ

за братц

в рыж

– Этот гласный находится перед какими буквами?

ч ж щ – шип.

ц – звук ц всегда твердый

Итак, как обозначается фонема <о> в окончании после шипящих и ц?

В падежных окончаниях после шипящих и ц фонема <о> в сильной позиции обозначается буквой о, в слабой позиции – буквой е.

Итак еще раз.

http://festival.1september.ru/articles/560383/img6.gif

Если вы были внимательными слушателями, то я думаю, вы справитесь с этим заданием.

Устно вставляем.

На доске.

Зеленые глаза больш_го рыж_го кота внимательно следили за беспечно гуляющ_й птиц_й.

Больш_го – после шипящего [ш] в сильной позиции пишется о.

– большoго

[пустoго]

Рыж_го – после шипящего [ж] в слабой позиции, проверяю по сильной позиции, пишу букву е

– рыжего

Гуляющ_й – после шипящего [щ] в слабой позиции, проверяю по сильной позиции (пустой) – пишу букву е

– рыжего

Птиц_й – после ц в слабой позиции, проверяю по сильной позиции (стенoй), пишется буква е

Итак, прежде чем определить какую букву писать, нужно поставить ударение.

IV. Физминутка.

Продолжаем наш урок.

Дети садятся за парты.

Потренируемся. Работаем с учебником.

Стр. 24 упр. 186.

Воз с (стен) поклaжей, со своей госпож, к (пустoму) рыжему коту, суп с лапш, тарелка с кaшей, за (пустыми) горячими пирогами, о чужoм человеке, за сельской (стенoй) окoлицей, (пустoму) кyцому, ходить за (столом) рaнцем, угостить леденцoм, со (пустым) свежим хлебом, к небольшoму озеру, к (пустому) лyчшему товарищу, зарасти камышoм, мыться под (столом) душем, вернуться из столицы, повесить на левое плечo, отпереть ключoм, убежать с (слонoм) плaчем, с (пустым) могучим богатырем, за грозовой (стенoй) тучей, под чистым (окнoм) полотенцем, за (пустым) колючим кустом.

Итоговая рефлексия.

– Что нового узнали? Чему научились?

Дома. стр. 25, упр. 186.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буквы О и Е после шипящих и ц в падежных окончаниях 3 класс

Слайд 2

Окончания - нарушители

Слайд 3

Окончания - нарушители

Слайд 4

Окончания - нарушители

Слайд 5

Запишите и выделите окончания в словах со свечой – с тучей с плащом – с товарищем за отцом – за братцем в чужом – в рыжем

Слайд 9

Выполни самостоятельно Зеленые глаза больш_го рыж_го кота внимательно следили за беспечно гуляющ_й птиц_й .

Слайд 10

Воз с ( стен oй ) поклaж е й , со своей госпож oй , к ( пуст oму ) рыж ему коту, суп с лапш oй , тарелка с кaшей , за (пустыми) горячими пирогами, о чужoм человеке, за сельской ( стенoй ) окoлицей , ( пустoму ) кyцому , ходить за (столом) рaнцем , угостить леденцoм , со (пустым) свежим хлебом, к небольшoму озеру, к (пустому) лyчшему товарищу.

Слайд 11

рефлексия Я понял, что … Было интересно … Было трудно … Мне захотелось … Я научился …



Предварительный просмотр:

Урок русского языка  4 класс (10.10.2012 г.)

Тема: « ь после шипящих в краткой форме слов, обозначающих признаки предметов»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: правильно  научиться писать краткие формы имён прилагательных с буквой шипящего на конце, различать орфограммы с одинаковым опознавательным признаком (буквой шипящего на конце слова) в разных частях речи, группировать слова с орфограммой-буквой

ь после букв шипящих на конце слова.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

1. Запись предложения:

Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен; правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен. (А.С. Пушкин)

Задания:

1) Подчеркните грамматические основы. Составьте схему предложения.

2) Объясните значения слов волхвы, вещий. К какой группе лексики относятся эти слова?

3) Назовите имена прилагательные, выпишите краткие формы прилагательных, укажите их непостоянные признаки.

– На какие вопросы отвечают прилагательные в краткой форме?

4) Прочитайте предложение из домашнего упр. 303, в котором

встречаются прилагательные в краткой форме. Назовите эти прилагательные и их морфологические признаки.

– К какой части речи вы бы отнесли слово прохожие (упр. 303)? Что

обозначает это слово: предмет или признак? А какое окончание имеет?

Примечание. О таких словах, которые имеют окончание прилагательных, а обозначают предмет, говорят, что они перешли из прилагательных в существительные. (М. субстантиват.) Это особый способ образования существительных – переход из одной части речи в другую.

– Попробуйте привести ещё примеры таких слов (учительская,

рабочие, столовая и др.).

5) – Разберите по составу слова княжеский и свободен.

– Что общего в их составе и в чём различие?

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного, детального).

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

III. Актуализация изученного.

Актуализируется навык написания ь после букв шипящих в словах

разных частей речи.

Показаться из-за туч, увлечься интересной игрой, грамотная

речь, утешь мою печаль,  положительный персонаж, решишь много задач, испечь пирог, слышишь плач, горевать от неудач, не порежь палец, намажься кремом, компьютерная мышь.

– Что объединяет все записанные слова? (Есть орфограмма после букв шипящих.)

– Сколько видов орфограмм вы выделите? (Четыре: ь на конце имён существительных, ь в глаголах неопределённой формы, ь в глаголах повелительного наклонения, ь в глаголах 2 л., ед.ч.)

– Составьте таблицу «Правописание ь после букв шипящих в конце

имён существительных и глаголов» .

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (в таблицу).

IV. Постановка проблемного вопроса урока.

Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации

– Образуйте краткие формы от прилагательных свежий и могучий.

– Какая орфографическая проблема здесь возникает? Почему?

(Буква шипящего на конце.)

– Сформулируйте проблемный вопрос. (Нужно ли писать ь после букв шипящих в конце кратких имён прилагательных?)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

V. Открытие новых знаний.

1. Упр. 304 – наблюдение над краткими формами имён прилагательных с буквами шипящих в конце слов.

Формулировка правила с опорой на примеры в упражнении.

2. Упр. 305 – чтение текста правила в рамке.

– Как обозначается орфограмма? Составьте её графическую модель.

    √

   шип.   (кр. прил.)

3. – Продолжите заполнение таблицы новым видом орфограммы (на нижней строке указывается часть речи – прилагательное, в графе «ь не пишется» – краткая форма).

Часть речи

ь пишется

ь не пишется

Существительное

…..

….

Глагол

…..

Прилагательное

Краткая форма

– Как можно озаглавить таблицу? (ь после букв шипящих на конце

разных частей речи.)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (в схему, модель), соотносить информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема).

VI. Развитие правописных умений.

Упр. 306 – развивается умение правильно писать краткие прилагательные, оканчивающиеся на буквы шипящих, наряду с другими словами на изученные орфограммы.

Упр. 307 (выборочное списывание) – развивается умение находить

слова с разными видами орфограммы-буквы ь в конце слова после букв шипящих.

Выполняется самостоятельно, проверка коллективная.

Упр. 308 – развивается умение писать слова с орфограммой на конце после букв шипящих, отличать орфограмму-букву ь в конце слова после букв шипящих от других видов орфограмм после букв шипящих (букв гласных).

Можно предложить задание на группировку слов по видам орфограмм (сущ., прил., глаг.).

Лишние слова – бельчонок, ежонок (орфограмма-буква гласного о, е после букв шипящих в суффиксе имён существительных).

Дополнительно.

Объяснительный диктант (изучаемая орфограмма обозначается

письменно).

Я и мой товарищ отправились на рыбалку. День был хорош! На небе не было туч. Воздух был свеж.

И вот мы на берегу реки. Шумит высокий камыш. Вскоре моей первой добычей стал лещ. «И ты поймаешь», – говорю я приятелю. Мы соорудили шалаш, решили разжечь костёр, чтобы сварить уху. Лишь поздним вечером мы вернулись домой.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VII. Итог урока.

– Назовите ключевые слова темы.

– Какие орфограммы имеют такой же опознавательный признак?

– Какие универсальные умения развивали на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Составить схему правила.

2. Упр. 309.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ь после шипящих в краткой форме слов, обозначающих признаки предметов 4класс

Слайд 2

Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен; правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен. ( А.С. Пушкин)

Слайд 3

Волхвы Вещий Прохожие Определите части речи

Слайд 4

Учительская Рабочие С толовая Определите части речи

Слайд 5

Показаться из-за туч, увлечься интересной игрой, грамотная речь , утешь мою печаль, положительный персонаж, решишь много задач, испечь пирог, слышишь плач, горевать от неудач, не порежь палец, намажься кремом, компьютерная мышь. Что объединяет все эти слова?

Слайд 6

Правописание ь после букв шипящих в конце имён существительных и глаголов

Слайд 7

Часть речи ь пишется ь не пишется Существительное ….. …. Глагол ….. Прилагательное Краткая форма Продолжите заполнение таблицы

Слайд 8

1. Составить схему правила. 2. Упр. 309. Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Предмет:

Русский язык

Класс:

4 класс

Тема урока:

Обобщение и систематизация знаний по теме «Части речи»

Дата проведения:

12.02.2013г.


ТЕМА. Обобщение и систематизация знаний по теме “Части речи”.

Цель: проверить сформированность умения пользоваться способом определения частей речи.

Тип урока. Контроль и оценка.

Оборудование: план урока, составленный детьми на предыдущем уроке, листы с заданиями, разработанными на предыдущем уроке в группах.

Ход урока

I. Создание учебной ситуации.

На доске помещен план, составленный на предыдущем уроке:

1.        Вспомнить цель, которую мы поставили.

2.        Выполнить придуманные задания.

3.        Подвести итоги урока.

У.: Сегодняшний урок, как мы и договорились, вы проводите самостоятельно. Если позволите, я установлю очередность выступлений групп, а в конце урока вы скажете, почему я попросила группы выступать именно в таком порядке. (Дети соглашаются.)

У.: Приступаем к первому пункту плана нашего урока. Какую цель

мы поставили?

Д.: Проверить, как мы умеем определять части речи. Не только определять, но и грамотно писать. Посмотреть, умеем ли мы подбирать нужные задания. Если окажется, что мы подобрали неподходящие задания, значит, мы еще чего-то не понимаем.

Посмотреть, получится ли у нас провести урок самим.

У.: Спасибо. Я попрошу сначала выступить II группу, затем IV, III и I. (Отходит и садится за последнюю парту.)

II. Контроль и оценка.

Р. (представитель II группы) прикрепляет на доске лист с заданием.

Задание II группы

Соедини слова с моделями:

Рассмотрите записи. Что здесь надо сделать?

Д.: Здесь записаны грамматические модели и слова. Надо соединить слово с подходящей моделью.

Р.: Почти правильно. Сейчас запишите все в тетради и соедините. Первый, кто выполнит задание, соединит слова и модели на нашем листе.

(Дети выполняют задание, поднимают руки.)

Р.: Теперь вы можете сказать, что еще нужно было сделать в этом задании?

Д.: Да. Нужно было найти «ловушку».

Р.: Правильно. (Представитель II группы вызывает одноклассники Юру, который выполнил задание первым. Тот соединяет слови с моделями.)

Р.: У вас есть вопросы к Юре?

Д.: К какой части речи относится слово «приятно»?

Юра: Это наречие. У него нет никаких грамматических значений Это слово отвечает на вопрос «как?» (дети соглашаются, и Юра садится на место).

Р.: К каким частям речи относятся остальные слова? (Дети отвечают.)

Р.: К слову «медведь» сами составьте модель. (После того как дети составили модель в тетради, представитель II группы вызывает одноклассника начертить ее на доске.)

Р.: Почему мы придумали именно такое задание?

Д.: Чтобы проверить, каким способом мы определяем часть речи: по грамматическим значениям или по вопросу. Чтобы увидеть, как мы разбираемся в моделях.

Р.: Правильно.

В. (представитель IV группы): Запишите под диктовку наши слова: одиннадцать, помощь, помочь, двадцатый, март, мартом. Сверьте свое написание с правильным. (Ребенок вывешивает на доску лист с правильным вариантом написания словарного диктанта.)

Определите части речи и надпишите их. (Дети выполняют задание. Его проверка проводится фронтально, представитель IV группы просит каждого ученика обосновать свой ответ.)

В.: Почему для этого задания мы отобрали именно такие слова?

Д.: Вы хотели, чтобы мы попались, потому что кажется, что «одиннадцать» и «двадцатый» — это одна и та же часть речи. А на самом деле у них разные средства грамматической связи. Можно было взять слова «пять» и «пятый», «три» и «шестой».

В.: Хорошо. А еще?

Д.: Слова «помощь» и «помочь» тоже хитрые: и заканчиваются на шипящие, и пишутся с мягким знаком. А еще они родственные и очень похожи. Но перепутать их все равно нельзя, ведь средства грамматической связи у них разные и отвечают они на разные вопросы.

В.: А еще?

Д.: Последние два слова тоже интересные. Можно подумать, что это разные части речи. А это одно и то же слово, только в разных падежах.

В.: Что было полезным в этом задании?

Д.: Мы повторили орфограммы.

Мы потренировались определять части речи.

В.: Спасибо за работу.

М. (представитель III группы) прикрепляет на доске лист с заданием:

Задание III группы

Какое задание мы вам предложим?

Д.: Надо подобрать свои слова к моделям.

В.: Правильно. Запишите модели в тетради и подберите слова. (Два ученика выполняют задание у доски.)

М.: Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работы друг друга. (Накануне, ознакомившись с заданиями групп, учитель предложил III группе организовать взаимопроверку, так как в данном случае учащимся было непросто выбрать адекватный вариант проверки. После взаимопроверки идет фронтальное обсуждение.)

М.: Поднимите руки те дети, чей сосед справился с работой без ошибок.

М.: Что вы спрашивали друг у друга?

Д.: Как ты рассуждал, когда подбирал слова?

Нашел ли ты «ловушку»?

М.: Как вы узнали, что это «ловушка»?

Д.: Потому что у глагола не может быть лица и рода одновременно.

Род бывает только в прошедшем времени.

М.: Правильно. А вы ни на какой модели не застряли?

Д.: Застряли на модели инфинитива.

Если бы не окончание-суффикс, решили бы что это «ловушка». А я так и подумал!

Даже и спрашивать не надо, зачем вы придумали такое задание. Да, и так все понятно!

К. (представитель I группы) открывает доску, на которой записан текст:

Лес.

Один раз я гуляла влесу. День был очень жаркий. Все жывотныи талпились возле речьки. С начала мы баялись падайти кним, но потом решились. Жывотныи аказались очень дружелюбными. Мы очень харашо правили время.

При просмотре данного задания учитель посоветовал детям сократить текст на 2 предложения.

К.: Прочитайте. Что здесь надо сделать?

Д.: Здесь надо исправить ошибки, записать текст правильно.

Можно в каком-нибудь предложении определить части речи.

К.: Вы угадали. Исправьте ошибки, спишите. В последнем предложении определите части речи. (Дети работают самостоятельно. Когда основная часть класса справилась с заданием, один из учащихся исправляет ошибки на доске и обозначает части речи в последнем предложении. Затем проводится фронтальная проверка.)

К.: Что я сейчас у вас спрошу?

Д.: Зачем вы придумали это задание?

Чем оно было полезным?

К.: Правильно. Чем же оно было полезным?

Д.: Мы потренировались писать без ошибок. Спасибо, что выделили слова с ошибками — не нужно было все проверять.

И части речи опять повторили.

К.: Согласны. Спасибо за работу.

III. Итоговая рефлексия.

Д.: Теперь по плану итог урока. Кто может его подвести? (Выходит ребенок.)

Р.: Какая была цель урока? Что было полезным на уроке? Что уже получается лучше? Как назвать этот урок? Кто-нибудь хочет кого-нибудь похвалить?

У.: Большое спасибо за работу. Вот ксерокопии домашних заданий. Выберите то задание, которое вы хотите выполнить.

Ниже мы предлагаем задания, составленные детьми для домашней работы.

Задание I группы

Соедини слова с моделями.

Задание II группы

Переведи текст на русский язык и запиши его.

У керочки дывет рошка Пунка. У дее копились рятъ poшат. Ори келъные, доденъкие и кулистые. Керочка омень сюбит рошат. Ора килает с дими и восмит рошат банаром.

В первом предложении определи части речи.

Задание III группы

Допусти как можно больше «умных» ошибок.

Пришла зима. Дороги замело снегом. Падает снег, но сра- зу же тает. Вот подул ветерок, вода застыла и стала льдом. Сложно ехать по дороге. Ни одной машины нет на дороге. Дети зимой любят кататься на лыжах, санках, коньках. Еще многие дети играют в снежки или просто гуляют в лесу. Когда гуляешь в лесу, можно встретить зайчика. Хорошо зимой!

Определи части речи в последнем предложении и надпиши их.

Задание IV группы

Запиши текст буквами.

Как я люблю лето! Летом светит [сонцы], на фруктовых [д'ир'эв'й'ах] растут [плады].

Я [ч'аста] гуляю с [падругай'] в лесу. Лес [фс'игда] светлый, но в этот раз всё [была] по-другому. Мы шли по лесу, и вдруг он начал [станав'ица] тёмным. Я и [падруга] увидели каких-то [страных] зверей: белку с двумя [хвастам'и], [агромнуй'у] жабу, [л'итай'ущ'ива] [кракад'ила]. Все эти животные были [страшным'и], но в то же время и [см'иш- ным'и]. Мне [панрав'илас'] [прагулка]!

В ходе подготовки к описанному далее уроку учитель предложил четвероклассникам по желанию подобрать в учебных пособиях или придумать задания по теме «Действия с десятичными дробями». Затем учитель обсудил с учащимися — авторами заданий, в какой форме их лучше зафиксировать на доске, какие вопросы задать одноклассникам до и после выполнения задания, как отслеживать правильность выполнения работы сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок на Республиканский конкурс "Лучший урок с использованием ИКТ"

На данном уроке идет знакомство с буквосочетаниями ЧА, ЩА.  Дети формируют умение соблюдать изученные нормы орфографии, видеть «опасные» места в словах, изученные орфограммы. Используются р...

«Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз» Урок - путешествие (Урок с использованием ИКТ)

«Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз» Урок - путешествие (Урок с использованием ИКТ)Цели:  1) Расширить знания учащихся по ранее изученным темам;2) Совершенствовать умение решать задачи п...

Урок математики в 1 классе. Тема урока: «Задачи на сравнение» Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём КЛАСТЕР) и индивидуально-дифференцированного подхода.

Кластер («гроздь») – выделение основных смысловых частей текста и схематическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно р...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок). Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.Понятие в  физике: квант – наименьшее количест...

Методическая разработка «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio". Открытый урок с использованием ИКТ.

Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, чт...

Методическая разработка "Использование слоговых таблиц в процессе обучения чтению" (практический материал для урока с использованием ЭОР)

       Обучение чтению  — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в младшем школьном возрасте значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и...

Конспект урока по использованию нестандартной формы «урок – сказка».Урок по технологии «Спасение символа года»

Цели:Развитие у детей интереса к лепке Формирование умения лепить предметы из нескольких частей, правильно располагая части, соблюдая пропорции. Развитие умения использовать в работе стеку...