Сложные имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Данный конспект содержит сам урок, оценочный лист и домашнюю работу для учащихся 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сложные имена существительные. (4 класс)
Личностные результаты
Ценностное отношение к совместной учебной деятельности. Учебно-познавательный интерес к словообразованию |
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД |
Целеполагание Саморегуляция Умение принимать и сохранять учебную задачу Умение контролировать и оценивать свои действия Умение провести рефлексию своих действий | Потребность в общении со взрослыми и сверстниками Эмоциональное позитивное отношение к процессу сотрудничества Умение слушать собеседника и вести диалог | Логические: - синтез; - установка связей; - построение логической цепи рассуждений |
Предметные
Знание о сложных существительных. Выведение правила, регулирующего написания соединительной гласной. Умение находить сложные существительные, применять правило, регулирующее написание соединительной гласной. Умение употреблять сложные слова в устной и письменной речи, применять их написание на практике и в жизненной ситуации. |
Цель: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и практическому применению понятия «сложные слова».
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат | Оценка |
Орг. момент | Развитие умений самооценки готовности к уроку | Организует работу учащихся с положительным, эмоциональным настроем, создаёт комфортную обстановку. Мотивирует на деятельность | Оценивают свою готовность к работе | - включение в работу на личностно-значимом уровне; | |
Актуализация знаний | Развитие умения применять знания при выполнении заданий: умения контролировать, оценивать действия при решении учебно-практической задачи | - Послушайте предложение. Запишите, выделив ту часть слова, где гласные и согласные в слабой позиции. - О каком времени года говориться в предложении? Взаимопроверка: - сравните работы. - Были допущены ошибки? - Как надо действовать? - С чего начинаем решать любую орфографическую задачу? | Слушают предложение и записывают, выделив ту часть, где гласные и согласные в слабой позиции. Тонк_м льдом п_крывается р_ка, з_сыпа_т как в ска_ке. Работа в парах. Объясняют написание гласных и согласных в слабой позиции. - Находим, в какой морфеме находятся гласные или согласные в слабой позиции; -Проверяем их по сильной позиции. | - учебно-познавательный интерес; - умение контролировать и оценивать свои действия по предъявленному на доске результату; - умение слушать собеседника и вести диалог. Высказывать свою точку зрения; - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |
Постановка учебной задачи | Ценностная ориентация на определение границы «знания/незнания» и самостоятельное определение темы урока и познавательной цели через формулировку познавательного вопроса | Организует ситуацию целеполагания и управляет действиями учащихся. Мотивирует учащихся на определение понятия «сложные слова». -Запишите следующее предложение: -Почему не смогли вставить букву? - Объясните лексическое значение этого слова. - О чём можно сказать «древнерусский»? - Где находится буква, которую мы не смогли вставить? - Такие слова называются сложными. - Какую задачу будем решать на уроке? - Зафиксируйте задачу сегодняшнего урока схематично: - Озвучьте задачу урока. - Какую работу выполняет буква между корнями? - Её так и называют «соединительная гласная». В науке о языке принято называть эту букву интерфиксом – «вставленная между». Вам же достаточно запомнить название «соединительная гласная» Эту часть слова никак не выделяют. - Ещё раз сформулируйте задачу урока, используя новые для вас термины. - Оставим пока слово «древнерусский». Думаю, что в скором времени, вы сможете вернуться к нему и заполнить пропуск. | Анализируют полученную информацию. Формулируют тему и цели урока. Очень красивые древнерусские города. Дети пишут с пропусками орфограмм слабых позиций. Потом заполняют их, применяя правила. В тетради появляется запись: Очень красивы древн_русские города. - Не умеем писать эту часть слова. - «Древний» - старый, «русский» - имеющий отношение к русскому (славянскому) народу. -Древнерусский обычай, город, напиток. - В середине слова. - Узнать какие слова называются сложными. Научиться правильно писать такие слова. ͡ ? ͡ - Написание сложных слов. - Соединяет два корня. - Научиться правильно писать сложные слова с орфограммой «Соединительная гласная». | ||
Решение учебной задачи | Ценностная ориентация на определение понятия «сложное слово» | - Попробуйте решить задачи, работая со словами на карточках. - Все ли слова понятны? -Что такое солнцепёк? - Распределите слова по группам. Свои выводы запишите в виде схемы. - Одинаковые модели? - Озвучьте, как пришли к такому выводу? - Почему не записали слово «подворотня? - Кто попал в ловушку? - Для чего делали работу? - Пользуясь схемой, запишите слова: сам_лёт, каш_вар, кольц_образный. - В работе одного ученика я видела такую запись: (Записывает слова на доске кашовар и кольцообразный). - Можете вы доказать с помощью вашей схемы, кто прав? - На какой вопрос не даёт ответ ваша схема? - Какой вывод? -Доработайте схему. Вернитесь к словам, которые распределили в столбики. - Сравните схемы. Какую возьмём для справочника? - Поможет ли наша схема доказать написание соединительной гласной в словах каш_вар и кольцеобразный. - Теперь сможем вставить букву в слово «древнерусские»? | Работают в группах. - Место, где солнце печёт очень сильно. (Дети работают со словарями. Находят значение непонятных слов). ͡ о ͡ ͡ е ͡ водопад мышеловка водолаз солнцепёк сенокосилка землекоп камнепад - Корни в первом столбик соединены гласной О, а во втором – гласной Е. - У этого слова один корень и приставка под- Это не сложное слово. - Мы пришли к выводу, что соединительными гласными бывают только О и Е. Дети записывают слова самостоятельно. Дети сравнивают записи и видят, что они разные. Дети пробуют доказать, но не могут. - В каком случае пишется гласная О, а в каком Е. - Мы решили задачу не до конца. Работа в группах. Каждая группа представляет свои схемы. ? ͡ тв. о ͡ ͡мягк.е ͡ шип. Ц Дети докзывают опираясь на схему. - Дети вставляют гласную Е и доказывают свой выбор. | - учебно-познавательный интерес; - проявление ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности; - умение анализировать объекты с выделением существенных признаков; -умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; -умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы; - умение слушать собеседника и вести диалог; -умение провести рефлексию своих действий на уроке. | |
Закрепление | Ценностная ориентация на применение новых знаний при выполнении практических заданий. | - Проверим, как работает ваша схема. Сумеете ли вы применить её при выполнении другого задания. - Попробуйте сами составить сложные слова из словосочетаний, пользуясь вашей схемой для правильной записи. - С чего начнём? - Запишите остальные слова: Мух ловит, овец разводит, звёзды падают, землю копает, волны режет. - Сравните результаты групп. | Выполняют задания, используя новые знания. Осуществляют взаимопроверку в паре. Ученик у доски записывает первое слово, класс диктует шаги: - Выделим корни; - Отметим на какую согласную оканчивается первый корень; - Вставим соединительную гласную. Работа в группах. Каждая группа вывешивает на доску свои слова: мухолов, овцевод, звездопад, волнорез. | - положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности; - умение контролировать и оценивать; - умение работать в малой группе; - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |
Рефлексия | Формирование ценностного отношения к совместной деятельности по определению и практическому применению знаний о сложных словах существительных. | Организует работу по рефлексии. -Какой была задача урока? - Мы решили её? - Какие действия надо выполнить, чтобы правильно написать соединительную гласную в сложных словах? - Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке. | - мотивация на выявление личностного смысла учения; - осознание ценности полученных знаний и способов действий, определения успешности на уроке; - умение провести рефлексию своих действий. |
Оценочный лист
Тема: Сложные существительные.
Самооценка достижений планируемых результатов | Самооценка (+, -) |
| |
| |
| |
Вывод: работа была ….. |
Домашняя работа
Карточки (софизмы)
Учитель: Проверьте безударную гласную в слове ЛИСТ_ПАД. Ася: Проверочное слово ЛИСТОЧЕК. Пишу О. Учитель: Как ты считаешь, Ася правильно ответила? Я: ______________________________________________________________________ Учитель: Как узнать, какую букву надо писать в слове САД_ВОД? Боря: Надо проверить словом САДОВНИК. Пишется О. Учитель: А ты согласен с Борей? Я: ______________________________________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.
Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей» рассчитан на пров...
Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....
Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей
Урок повторения, обобщения и систематизации материала по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"....
презентация к уроку русского языка "Школа 2100" 3 класс "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные ,их использование в речи для характеристики людей"
Данная презентация может быть использована на уроках развития речи....
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей
Обобщение и систематизация знаний о сложных словах, использование сложных слов в описании характера, внешнего вида человека....
Открытый урок "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Цель: обобщение знаний обучающихся по теме: “Сложные слова”;Задачи: развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать пр...