Презентация и конспект на тему: "Буквы о/е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е в суффиксах имён прилагательных после шипящих; учить сопоставлять правила правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в разных частях слова разных частей речи; формировать навык выбора букв; повторить разбор имени прилагательного как части речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gulakova.odt | 33.27 КБ |
russkiy_yazyk.ppt | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент Мотивационный Практический: Дидакт.игра «Корзина идей» | 09:00-09:05 | -Здравствуйте, ребята! -Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения! Очень тихо сели девочки, еще тише сели мальчики. Актуализация опорных знаний. - Сейчас мы поиграем в игру «Корзина идей». Для этого вам нужно разделиться на группы по 4 человека. - Ваша задача вспомнить и выбрать все морфологические признаки из ниже перечисленных, которые подходят для имени прилагательного. Затем каждая группа будет по очереди называть одно сведение или факт по данной теме, не повторяя сказанного ранее. И всё, что вы выберите, мы поместим в нашу «корзину идей».
(Учащиеся в группе выполняют задание, затем называют факты и примеры, учитель прикрипляет на доску) Давайте, прочитаем карточки вслух, те которые мы выбрали. - Молодцы! Вы вспомнили всё, что изучили об имени прилагательном. | Работать в группах; Выбирать морфологические признаки прилагательных; Обсуждать в группах, высказывать свое мнение; | |
П:Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное | ||||
2.Постановка учебной задачи и ее решения: Практический: Решение проблемной ситуации Словесный: чтение задания Практический: составление плана Практический: Списывание с грам. заданием. Словесный: Формулируют правило. Практический: выполняют упражнение Практический: Выполняют упражнение с морфологическим заданием | 09:05-09:11 09:11 - 09:15 09:15- 09: 22 09:22- 09: 23 | Изучение нового материала. Мы продолжаем знакомиться с именем прилагательным, многое об этой самостоятельной части речи вы уже знаете, сегодня нам предстоит познакомиться ещё с одним правилом правописания прилагательных. Перед вами на слайде слова, при написании которых вам надо будет использовать ранее полученные знания (Слайд № 1 .) Ваше задание устно вставить пропущенные буквы, обозначая орфограммы. Туч..й, пирож..к, книж..нка, реч..нка, ландыш..м, огурц..в, улиц..й, чертеж..м, ключ..м, птиц..й, камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый. Как вы думаете, почему последние слова выделены другим цветом? (Это имена прилагательные. ) Как вы считаете, какие буквы нужно вставлять на месте пропусков?(Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному.) - Сформулируйте тему и цель урока. (Правило о написании гласных о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных мы с вами будем изучать сегодня..)(Слайд № 2.) Вернёмся к тем словам, пропущенные буквы в которых вы ещё не вставили. Вспомните, какие условия мы соблюдаем, чтобы правильно записать гласные после шипящих в именах существительных? (Слайд № 3) Кто может рассказать правило? Запишите слова со слайда в тетради. Камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый. Ставим ударение и выделяем морфемы. После того как мы сформулировали правило, мы можем попробовать составить модель к этому правилу. Кто хочет попробовать записать модель на доске? Остальные выполняют в тетради. Давайте, проверим нашу модель на доске. Кто сделал по другому, расскажите как. Учебник, стр.89 - Н, прочитай задание к упражнению 89. - Итак, что нужно выполнить в этом упражнении? Давайте составим алгоритм работы:
Если у вас есть вопросы по заданию, поднимите руки. Кто хочет выйти к доске и выполнить это задание? ( 2 ученика, один записывает слова в первый столбик, второй ученик, записывает второй столбик слов. Приступайте к заданию.
Теперь, сверьте свою работу с доской . Кто увидел ошибки, поднимите руку. Поднимите руку те, у кого нет ошибок, те, у кого 2 или 3 ошибки и поднимите руку те, у кого больше 3-х ошибок. Давайте, выполним еще несколько заданий после текста. Р, читай следующее задание. 1. Верно ли, что все прилагательные из 2-й группы образованы с помощью одного и того же суффикса? (Да) Кто может доказать? 2. Письменно образуй с помощью этого же суффикса прилагательные от основ таких существительных: звезда, победа, гриб,лимонад, клубника. (звездный, победный, грибной, лимонадный, клубничнуй). Упр.90 Прочитайте задание. Поднимите руку, кому не понятно задание. Вы сначала поработайте в парах устно и обговорите как правильно можно выполнить это упражнение, на это я даю вам 2 минуты. Потом вы будете записывать эти слова. После этого мы проверим. Давайте, вспомним план разбора имени прилагательного по составу. Кто хочет?
Приступайте к выполнению задания. Как будете готовы, поднимите руку. Давайте, проверим правильность выполнения упражнения. По цепочке с первого ряда, зачитать слово и объяснить. Динамическая пауза Теперь давайте отдохнем. Первым делом мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) | Решать проблемную ситуацию Определять тему урока и его цели Высказывать свои мысли Дети формулируют Находить ошибки, допущенные в разборе, записывать верный вариант выполняют упражнение записывать верный вариант Выполнять физ.упр. | К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других. Р:Целеполагание К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
3.Решение частных задач Практический: выбор. списывание с грам. заданием, морфологический разбор Практ: проверка по образцу Словесный: ответы на вопросы. Практический: устное сравнение грамматического значения | 09:23-09:36 09:36 -09:43 | Упр.91 Прочитайте задание. Поднимите руку, кому не понятно задание. Что нужно сделать в этом задании? Все выполняют это задание в тетрадях а двое учеников на доске. Кто хочет ответить? Один ученик из первых двух строчек выписывает прилагательные, которое образованы от существительных и разбирает их по составу. (Снег/ов/ое, лимон/н/ый, лун/н/ый). Второй ученик записывает слова в начальной форме из третьей строчки, указывает их склонение, выделяет корни и окончания. (сердце(2 скл.)-сердечный, боль (3 скл.)-больной). Приступайте к выполнению задания. Давайте, проверим. Обменяйтесь тетрадями и выполните проверку по ключу. (Слайд № 7) Поднимите руку, те у кого нет ошибок, те, у кого 2 или 3 ошибки, и поднимите руку те, у кого больше 3-х ошибок. Теперь, давайте проверим работу на доске. Кто нашел ошибки, поднимите руку. Давайте, прочитаем текст в рамочке после упражнения. Что нам говорит летучая мышь? (правило чередования) Кто может сам рассказать это правило? - А сейчас мы сравним грамматические значения имени существительного и имени прилагательного. Для этого я предлагаю провести небольшую лотерею. Я буду подходить к вам с билетами, где написаны номера вопросов, а вы должны вытащить из них один, прочитать его и ответить. 1.Что обозначает имя существительное? А что обозначает имя прилагательное? (предмет; признак предмета) 2.На какие вопросы отвечает имя существительное? А имя прилагательное? (кто? что? какой? какая? Какие?) 3.Изменяются ли по родам имена существительные? А имена прилагательные?(сущ.- не измен, прил.- измен. только в ед. ч) 4.Изменяются ли имена существительные по числам? А имена прилагательные? (да ) 5.Изменяются ли имена существительные по падежам? А имена прилагательные? (да) 6.Каким членом предложения чаще всего бывают имена существительные? А имена прилагательные? (подлежащее, дополнение; определение) | Выполнять морфологический разбор прилагательных Отвечать на вопросы | Р: Самоконтроль процесса и результатов деятельности К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. |
09:43 -09:44 | Домашнее задание. Откройте дневники и запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь страница 46 упражнение 42. В этом упражнение вам нужно вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глагол-исключение. Найти прилагательные, которые родились прилагательными и подчеркнуть их желтым. А в прилагательных образованных от существительных выделяется суффикс, записывается слово от которого образовано и подчеркивается чередование в корнях. Синим карандашом подчеркни прилагательное, у которого ударение падает на суффикс. (Слайд № 8) | |||
5.Итог урока. Рефлексия | 09:44 -09:45 | -Что надо указать, чтобы разобрать имя прилагательное как часть речи? - Какие цели урока мы формулировали? -Какие грамматические свойства имеют имена прилагательные? -Если вы усвоили что – то новое поднимите красную карточку, если нет – зеленую. -На этом наше занятие подошло к концу. До свидания! | Подводить итог | П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Дата: 11.03.16 Учитель: Кирчевская Е. Ю.
Школа:95 Методист: Зубарева Н. С.
Класс: 4-1 Студентка: Гулакова И., 36 гр.
Кабинет: 310
Урок № 2
Конспект урока русского языка
Тема: Буквы о/е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е в суффиксах имён прилагательных после шипящих; учить сопоставлять правила правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в разных частях слова разных частей речи; формировать навык выбора букв; повторить разбор имени прилагательного как части речи.
Планируемые результаты
личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.
предметные: формировать умение определять написание о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных; формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания, закрепить навык правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных, правописание ё - о после шипящих в корне слова и е – о в окончаниях и суффиксах имён существительных; умение сделать анализ имени прилагательного как части речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл 3часть УМК «ПНШ», карточки с заданиями, карточки для рефлексии, презентация.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самостоятельная часть речи Отвечает на вопросы какой? какая? Обозначает признак предмета Изменяется по падежам Изменяется по числам Изменяется по родам только в ед. числе
Туч..й, пирож..к, книж..нка, реч..нка, ландыш..м, огурц..в, улиц..й, чертеж..м, ключ..м, птиц..й, камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.
Тучей, пирожок, книжонка, речонка, ландышем, огурцов, улицей, чертежом, ключом, птицей, камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.
Тема и цели урока: Буквы о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных; Научиться.... Узнать....
Камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.
Камышовый, плюшевый, грошовый, бежевый.
1. Записать прилагательные в два столбика. Первое слово с заглавной буквы, остальные слова с маленькой буквы. 2. В словах второго столбика, в скобках написать существительное, от которого образовано прилагательное. 3. В словах второго столбика, выделить суффикс. 4. Подчеркнуть чередования согласных в корнях слов, видимые на письме.
1.Лохматый пес, хороший человек, веселый щенок, мокрый паркет, тусклый свет, теплый воздух, сладкое яблоко, горький перец. 2. Ватный (вата) тампон, огуре ч ный (огурец) рассол, апте ч ный (аптека) киоск, песо ч ные (песок) часы, черни ч ное (черника) варенье, таба ч ный (табак) дым, кула ч ный (кулак) бой, капустный (капуста) лист.
Алгоритм разбора имени прилагательного по составу: 1.Определяем часть речи. 2.Выделяем окончание. 3.Выделяем основу. 4.Выделяем корень. 5.Выделяем приставку и суффикс.
Снеговое, лимонный, лунный (сердце (2 скл.)-сердечный, боль (3 скл.)-больной).
Домашнее задание: Рабочая тетрадь: страница 46 упражнение 42.
Цели урока: Научиться.... Узнать....
В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и ц под ударением пишется буква о, без ударения – буква е: кумачовый, песцовый, ландышевый, ситцевый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Презентация выполнена по УМК "Начальная школа 21 века"....
Презентация к уроку по теме "«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Презентация к уроку русского языка....
Написание О и Ё (Е) после шипящих ( в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)
Русский язык тема урока:"Написание О и Ё (Е) после шипящих ( в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)"...
Написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)
План - конспект урока по теме "Написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)"...
Урок по русскому языку. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных.
Разработка урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа" Тема: " Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных"...
Конспект урока по русскому языку "«Ь» после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные. Прилагательные. Краткая форма" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: закрепление у обучающихся знаний о правописании мягкого знака в разных частях речи после шипящих.Планируемые результатыПредметные: • Знать:...
« Написание букв О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных»
Конспект к уроку русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии с требованиями ФГОС....