Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" по теме:"Предложный падеж имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект  урока русского языка  3 класс УМК "Перспектива" по теме:"Предложный падеж имён существительных" поможет учителю в проведении урока по данной теме в любом УМК в соответствии с ФГОС НОО,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

 по русскому языку

в 3 классе

                   Тема урока: «Предложный падеж имен существительных»

(УМК «Перспектива»).

                                                      Учитель:  Бунина С.А.

 

 

                                                                   

Тема урока:  Предложный падеж имён существительных.

Тип урока: Урок первичного предъявления  новых знаний.

Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

Формируемые УУД:

Предметные результаты:

1.Узнать особенности предложного падежа

2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже

5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

7.Развивать умение работать в парах.

8.Воспитывать навык самостоятельности.

9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия

- оценивать качество и уровень усвоения материала

Познавательные результаты:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- смысловое чтение

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

- построение логической цепи рассуждений

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные результаты:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном  диалоге.

Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, портрет девочки с карточками,   доска, презентация

Ход урока.

  1. Мотивация 1мин

-Свет солнца в ладони возьмем

И к сердцу положим.

И станет все вокруг

Добрее и светлее.

-Дорогие дети, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям.

-Улыбнитесь.

Ощутите улыбку не только на лице, но и в душе!

И подарите эту улыбку другим!

  1. Проверка изученного материала. Работа в паре. 3 мин

- Возьмите карточки.

- Какое будет задание?

- По каким признакам будем определять падеж? (дети объясняют выполнение заданий.)

Ветка осины (Р.п)

Слушаю музыку (В.п)

Цветет лепесток (И.п)

Цветы для мамы (Р.п)

Пирог с черникой (Т.п)

Ехал по дороге (Д.п)

Смотрел на море (В.п)

Идет с братом (Т.п)

Кружили над болотом (Т.п)

-У кого были ошибки?

-Кто хочет оценить свою работу?

         III. Мотивация к учебной деятельности.

Эпиграф урока.     Слайд 2

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

- Обратимся к Словарю Ожегова.

(Награда – новые открытия, знания о языке.)             Слайд 3

- Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями.

III. Чистописание    Слайд 4

- Наш урок начинается с минутки чистописания.

П п

Пушкин погода осень

Пушкин  написал  много стихов об осени.

- С какой буквой мы будем работать?

- Что вы о ней знаете? (Дети дают ответы)

- Что написано на другой строчке? (слова)

- Сколько слогов в каждом слове?

- В каком слове букв больше, чем звуков? Докажите?

- Почему первое слово с большой буквы? (имя собственное)

- Какой частью речи являются эти слова?

- Как изменяются имена существительные? (число, падеж)

- Посмотрите на третью строчку. Прочитайте её.

- Назовите грамматическую основу.

IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран.  Слайд 5-11

Что вы заметили? (вопросы и вспомогательные слова отсутствуют)

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

?

- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.

- Вы, наверное, заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)

- Какова тема нашего урока? (предложный падеж имен сущ.)

- Что мы уже знаем о П.п? (вопросы)

V. Формулирование цели и задач урока.  Слайд 12.

- Определите задачи урока. (узнать о предложном падеже вспомогательное слово, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.)

VI. Построение проекта выхода из затруднения.

- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.

Маршрут движения.  Слайд 13

  1. Название падежа.
  2. Вспомогательное слово.
  3. Вопросы падежа.
  4. Предлоги падежа.
  5. Член предложения.

Заполним пункты №1 и №3

VII. Реализация построенного проекта.

- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.

1. – Вспомогательные слова. Работаем по 2 пункту маршрутного листа. Слайд 14

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.

     Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым-естествоиспытателем, литератором, историком, художником.

Родился он 19 ноября 1711 года недалеко от села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина, занимавшейся морским промыслом.

В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (думать)

(заполнение маршрутного листа по ходу выполнений заданий) пункт №2

2.  Роль в предложении   Слайд 15

- Составьте два предложения.

- Найдите основу предложения.

- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.

- Разбор 1 предложения по членам предложения.

Дедушка рассказывал о внуке.

- Разбор 2 предложения по членам предложения.

В воздухе кружились листочки.

- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём?  В предложении являются второстепенным членом предложения.)

3.Предлоги   Слайд 16

Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.

- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже? Перед вами листочки, на них записано задание. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ……               корона

Буду с ней сидеть на …..   трон

Я мечтаю о ……    слон

Чтоб кататься при ….    луна

Я мечтаю о …   серёжки

Я мечтаю о …  сапожки

Вечерами в ….    полумгле

Я мечтаю об ….   орёл

Буду с ним летать на ….   воля

Буду я учиться в ….    школа

Ой, мечтаю я уже

О ……падеже      предложный

- Назовите слова с предлогом.

- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

- Сделайте вывод о предлогах О, ОБ.

- Заполните маршрутный лист. Пункт №4

- Выделите окончания им.сущ в ед.ч. в П.п . Сделайте вывод.

Стихотворение о П.п.   Слайд 17

Разминка для глаз.  Слайд 18-19

 .

Проверьте по таблице наши выводы в маршрутном листе.

- Назовите окончания имен существительных в предложном падеже.

- Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?

- Какие слова можно подставить?

 

  1. Физкультминутка
  2. Закрепление изученного.   Слайд 20-26

- Найдите в стихах существительные в П.п. с предлогом. (Проверка на слайд

Дерево

прячет

корни

в

земле.

Искры

таятся

в

тёплой

золе

В

жёлуде

зрелом

спрятан

дубок.

В

белой

скорлупке

спрятан

желток.

На

дороге,

на

тропинке

Пыль

притихла

под

дождём.

Приколачивать

пылинки

Хорошо

таким

гвоздём.

- Молодцы, мне бы хотелось, чтобы вы показали, как запомнили падежи.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  1. Групповая работа. Работа по карточкам. Слайд 27-28

- Подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, читал о космосе.

- Проверьте работу своего товарища. Если задание выполнено правильно, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».

Учитель дает учащимся задание.

1.Белка(И.п)  выскочила из дупла(Р.п). Филин(И.п) сидел на дереве(П.п). Мышка(И.п) спряталась в норке(П.п) от лисы(Р.п).

-Чему вы научились, выполняя свое задание. (Уч-ся делают вывод, что они научились находить имена сущ. в форме П.п).

  1. Итог урока  

- Что нового узнали?

- Давайте вспомним цели урока. Можем ли мы теперь ответить на все вопросы?

XIII. Рефлексия.  

- Какие учебные задачи стояли на уроке?

- Можете ответить на поставленные вопросы?

- Оцените свои успехи в оценочных листах.

Оценочный лист

    Мне понравилось работать на уроке.

    Мне было трудно.

    У меня остались пробелы в знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"

Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Предложный падеж имён существительных»

Урок русского языка давался в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме «Предложный падеж имён существительных»....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме:"Предложный падеж имён существительных".

Данная презентация поможет провести урок по теме. (Учебник Т.Г.Рамзаева)....

Конспект урока по тема: «Предложный падеж имён существительных» 4 класс

Познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи....

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему "Предложный падеж имён существительных"

Данный урок проводится в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа" ...

Русский язык 3 класс Школа России "Предложный падеж имён существительных"

На уроке создаются условия по формированию умений распознавать предложный падеж по вопросу....