Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" по теме:"Предложный падеж имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" по теме:"Предложный падеж имён существительных" поможет учителю в проведении урока по данной теме в любом УМК в соответствии с ФГОС НОО,
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по русскому языку
в 3 классе
Тема урока: «Предложный падеж имен существительных»
(УМК «Перспектива»).
Учитель: Бунина С.А.
Тема урока: Предложный падеж имён существительных.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.
Формируемые УУД:
Предметные результаты:
1.Узнать особенности предложного падежа
2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже
5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.
6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.
7.Развивать умение работать в парах.
8.Воспитывать навык самостоятельности.
9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия
- оценивать качество и уровень усвоения материала
Познавательные результаты:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- смысловое чтение
- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
- построение логической цепи рассуждений
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
Коммуникативные результаты:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- применять правила делового сотрудничества
- участвовать в продуктивном диалоге.
Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, портрет девочки с карточками, доска, презентация
Ход урока.
- Мотивация 1мин
-Свет солнца в ладони возьмем
И к сердцу положим.
И станет все вокруг
Добрее и светлее.
-Дорогие дети, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям.
-Улыбнитесь.
Ощутите улыбку не только на лице, но и в душе!
И подарите эту улыбку другим!
- Проверка изученного материала. Работа в паре. 3 мин
- Возьмите карточки.
- Какое будет задание?
- По каким признакам будем определять падеж? (дети объясняют выполнение заданий.)
Ветка осины (Р.п)
Слушаю музыку (В.п)
Цветет лепесток (И.п)
Цветы для мамы (Р.п)
Пирог с черникой (Т.п)
Ехал по дороге (Д.п)
Смотрел на море (В.п)
Идет с братом (Т.п)
Кружили над болотом (Т.п)
-У кого были ошибки?
-Кто хочет оценить свою работу?
III. Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграф урока. Слайд 2
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
- Обратимся к Словарю Ожегова.
(Награда – новые открытия, знания о языке.) Слайд 3
- Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями.
III. Чистописание Слайд 4
- Наш урок начинается с минутки чистописания.
П п
Пушкин погода осень
Пушкин написал много стихов об осени.
- С какой буквой мы будем работать?
- Что вы о ней знаете? (Дети дают ответы)
- Что написано на другой строчке? (слова)
- Сколько слогов в каждом слове?
- В каком слове букв больше, чем звуков? Докажите?
- Почему первое слово с большой буквы? (имя собственное)
- Какой частью речи являются эти слова?
- Как изменяются имена существительные? (число, падеж)
- Посмотрите на третью строчку. Прочитайте её.
- Назовите грамматическую основу.
IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран. Слайд 5-11
Что вы заметили? (вопросы и вспомогательные слова отсутствуют)
И.п. | ||
Р.п. | ||
Д.п. | ||
В.п. | ||
Т.п. | ||
? |
- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.
- Вы, наверное, заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)
- Какова тема нашего урока? (предложный падеж имен сущ.)
- Что мы уже знаем о П.п? (вопросы)
V. Формулирование цели и задач урока. Слайд 12.
- Определите задачи урока. (узнать о предложном падеже вспомогательное слово, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.)
VI. Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.
Маршрут движения. Слайд 13
- Название падежа.
- Вспомогательное слово.
- Вопросы падежа.
- Предлоги падежа.
- Член предложения.
Заполним пункты №1 и №3
VII. Реализация построенного проекта.
- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.
1. – Вспомогательные слова. Работаем по 2 пункту маршрутного листа. Слайд 14
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.
Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым-естествоиспытателем, литератором, историком, художником.
Родился он 19 ноября 1711 года недалеко от села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина, занимавшейся морским промыслом.
В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (думать)
(заполнение маршрутного листа по ходу выполнений заданий) пункт №2
2. Роль в предложении Слайд 15
- Составьте два предложения.
- Найдите основу предложения.
- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.
Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.
- Разбор 1 предложения по членам предложения.
Дедушка рассказывал о внуке.
- Разбор 2 предложения по членам предложения.
В воздухе кружились листочки.
- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.)
3.Предлоги Слайд 16
Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.
- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже? Перед вами листочки, на них записано задание. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)
Я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о …… корона
Буду с ней сидеть на ….. трон
Я мечтаю о …… слон
Чтоб кататься при …. луна
Я мечтаю о … серёжки
Я мечтаю о … сапожки
Вечерами в …. полумгле
Я мечтаю об …. орёл
Буду с ним летать на …. воля
Буду я учиться в …. школа
Ой, мечтаю я уже
О ……падеже предложный
- Назовите слова с предлогом.
- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.
- Сделайте вывод о предлогах О, ОБ.
- Заполните маршрутный лист. Пункт №4
- Выделите окончания им.сущ в ед.ч. в П.п . Сделайте вывод.
Стихотворение о П.п. Слайд 17
Разминка для глаз. Слайд 18-19
.
Проверьте по таблице наши выводы в маршрутном листе.
- Назовите окончания имен существительных в предложном падеже.
- Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?
- Какие слова можно подставить?
- Физкультминутка
- Закрепление изученного. Слайд 20-26
- Найдите в стихах существительные в П.п. с предлогом. (Проверка на слайд
Дерево | прячет | корни | в | земле. | |||||
Искры | таятся | в | тёплой | золе | |||||
В | жёлуде | зрелом | спрятан | дубок. | |||||
В | белой | скорлупке | спрятан | желток. | |||||
На | дороге, | на | тропинке | ||||||
Пыль | притихла | под | дождём. | ||||||
Приколачивать | пылинки | ||||||||
Хорошо | таким | гвоздём. | |||||||
- Молодцы, мне бы хотелось, чтобы вы показали, как запомнили падежи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Групповая работа. Работа по карточкам. Слайд 27-28
- Подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, читал о космосе.
- Проверьте работу своего товарища. Если задание выполнено правильно, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».
Учитель дает учащимся задание.
1.Белка(И.п) выскочила из дупла(Р.п). Филин(И.п) сидел на дереве(П.п). Мышка(И.п) спряталась в норке(П.п) от лисы(Р.п).
-Чему вы научились, выполняя свое задание. (Уч-ся делают вывод, что они научились находить имена сущ. в форме П.п).
- Итог урока
- Что нового узнали?
- Давайте вспомним цели урока. Можем ли мы теперь ответить на все вопросы?
XIII. Рефлексия.
- Какие учебные задачи стояли на уроке?
- Можете ответить на поставленные вопросы?
- Оцените свои успехи в оценочных листах.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"
Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Предложный падеж имён существительных»
Урок русского языка давался в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме «Предложный падеж имён существительных»....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме:"Предложный падеж имён существительных".
Данная презентация поможет провести урок по теме. (Учебник Т.Г.Рамзаева)....
Конспект урока по тема: «Предложный падеж имён существительных» 4 класс
Познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи....
Учебно - методический комплект. 3 класс. УМК "Школа России" Тема: "Предложный падеж имён существительных"
конспект урока+презентация+ раздаточный материал...
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему "Предложный падеж имён существительных"
Данный урок проводится в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа" ...
Русский язык 3 класс Школа России "Предложный падеж имён существительных"
На уроке создаются условия по формированию умений распознавать предложный падеж по вопросу....