Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Рассмотрено и принято на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО ___________С.А.Аптриева Протокол № _____ от «____»_________201__ г. | Согласовано Заместитель директора по учебной работе ________И.Ф.Юсупова «____»____________201 г. | Утверждаю Директор МОБУ СОШ № 15 ________И.Н.Давлетгареева Приказ № ___ от «___»________201___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 1-4 классов
начального общего образования
Хабибуллиной Физалии Фирдависовны,
учителя начальных классов
Срок реализации: 2016-2019 годы.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой – М.: Баласс, 2011г.
2016 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с учебным планом и ООП НОО МОБУ СОШ № 15 на изучение предмета «Русский язык» на уровне начального образования выделено 690 часов, по 5 часов в неделю в каждом классе.
Реализация Рабочей программы предмета «Русский язык» обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
1класс:
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Обучающийся получит возможность для формирования умения:
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке.
Обучающийся получит возможность научиться:
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выразительно читать и пересказывать текст;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- составлять предложения из слов;
- составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
- писать буквы и, у, а после шипящих (в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу);
- не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, нщ и т.п.;
- писать изученные слова с непроверяемой безударной согласной в корне;
- делить слова на части для переноса;
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке.
2 класс:
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Обучающийся получит возможность для формирования умения:
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
- делить слова на части для переноса;
- производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги;
- графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
- правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное;
- составлять предложения из слов; по данным схемам;
- определять границы предложений в тексте без знаков препинания;
- составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев;
- выбирать заглавие к тексту из ряда данных выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
- находить корень в группе однокоренных слов;
- подбирать однокоренные слова;
- находить суффиксы и приставки в доступных словах;
- образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
- отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.);
- ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?)
- находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы;
- находить предлоги в предложении (тексте), делить слова на части для переноса;
- видеть в словах опасные места, изученные орфограммы;
- писать предлоги раздельно со словами;
- писать большую букву в словах (изученные случаи);
- писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне;
- писать буквы проверяемых согласных на конце слова;
- употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;
- не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;
- писать ъ и ь разделительные;
- графически объяснить выбор написания;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
- обращать внимание на особенности употребления слов;
- сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
3 класс:
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы умения:
- осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
Обучающийся получит возможность для формирования умения :
- вести диалог с автором текста; потребность в чтении;
- создавать собственные тексты, к письменной форме общения;
- более шире проявлять интерес к изучению языка;
- нести ответственность за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
- писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
- читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
- составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
- читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- писать подробное изложение доступного текста;
- определять тему текста;
- читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
- находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);
- выделять два корня в сложных словах;
- конструировать сложные слова;
- подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
различать однокоренные слова и формы слова;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
- выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
- образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;
- подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
- выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
- выделять из предложения словосочетания;
- видеть в предложении однородные члены;
- различать простое и сложное предложение;
- выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
- писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);
- обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
- писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
- писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;
- писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
- писать раздельно частицу не с глаголом;
- писать ь после ч в неопределённой форме глагола;
- писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
- самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
- графически объяснять выбор написания;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
- пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
- ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака
Обучающийся получит возможность научиться:
- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
- осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
4-й класс
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы умения :
- осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
Обучающийся получит возможность для формирования умения :
- вести диалог с автором текста; потребность в чтении;
- создавать собственные тексты, к письменной форме общения;
- более шире проявлять интерес к изучению языка;
- нести ответственность за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка ( гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
- различать изменяемые и неизменяемы слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имен прилагательных - род, число, падеж;
- определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами;
- применять правила правописания (в объеме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов;
- писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
- оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы И, А, НО, частицу НЕ при глаголах;
- различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений)и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms- сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета
1 класс:
- Обучение грамоте (письмо) – 115ч.
- Добуквенный период «Говорим, рассказываем…» - 18 ч.
Вводный урок (экскурсия). Знакомство с прописями. Учимся говорить, рассказывать и рассматривать. Знакомство с прописями. Обучение штриховке и обведению по контуру. Животные и растения вокруг нас (экскурсия). Природа вокруг нас (экскурсия). Написание вертикальных линий. Летом в деревне (на даче). Обведение по контуру, штриховка. Звуки вокруг нас (экскурсия). Звуки речи. Обведение по контуру, штриховка. Цирк. Обведение по контуру и написание овалов. На рыбалке. Написание наклонных линий и овалов. Сказочные герои. Сказочные предметы. Написание наклонных с петлей внизу и вверху. Театр
(экскурсия). Упражнения в обведении по контуру и штриховке. Гласные звуки. Написание прямой наклонной линии. Подготовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу. Повторение. Написание основных графических элементов. Говорим, рассказываем, слушаем, пишем. Закрепление изученных графических элементов букв.
- Букварный период «Учим буквы – учимся читать и писать» - 97 ч
Согласные звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча- ща, чу- щу, чк, чн. Знакомство с местоимениями он, она, оно, они. Написание слогов и слов. Работа с текстом. Обучение списыванию текста с печатного и письменного образца. Обучение выборочному списыванию. Буква ъ, разделительный ъ.
2. Систематический курс – 50ч.
2.1. Слово – 40 ч.
Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык (первые уроки)»
Повторяем гласные звуки и буквы. Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков на письме. Согласные звуки и их буквы. Что мы знаем о звуках и буквах.
Повторяем слоги и ударение. Перенос слов. Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью
буквы ь. Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах.
Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы. Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь.
Повторение написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах. Повторяем корень слова.
Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень. Повторяем правописание букв безударных гласных в корне слова. Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне. Упражнение в написании слов с буквами безударных гласных в корне, проверяемыми ударением. Повторение слов, написание которых надо запомнить.
1.2. Предложение. Текст. – 10 ч.
Что мы знаем о предлогах и предложении.
Повторяем правила оформления предложений на письме.
Чему мы научились за год.
2 класс:
Вводный урок. – 1ч
Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык».
Слово. - 5 ч
Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова.) Как устроен наш язык?
Опасные места в словах русского языка. Обобщение по разделу 1.
Предложение. - 11ч.
Признаки предложения. Составление предложений по схемам. Признаки предложения. Оформление предложений на письме. Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме. Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой. Конструирование предложений. Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.
Что мы знаем о предложении? (Обобщение.)
Текст. - 12ч.
Признаки текста. Роль заглавия в тексте. Связь заглавия и главной мысли текста.
Озаглавливание текстов. Конструирование текстов.
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? - 6ч.
Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы. Объединение слов в тематические группы.
Конструирование сочетаний слов и предложений.
Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? - 10ч.
Наблюдение над словами-названиями признаков. Практическая работа по теме: «Развитие умения ставить вопросы к словам-названиям признаков».Как связаны между собой слова-названия предметов и слова- названия признаков. Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие?
Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? - 5ч.
Наблюдение над совами, обозначающими действие предмета. Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?
Связь слов в предложении. – 7ч.
Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет.
Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
Слова, к которым нельзя задать вопрос. – 8ч.
Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
Сравнение слов-названий предметов, признаков, действий и слов, выражающих различные чувства. Употребление предлогов в речи.
Части речи. Корень. – 3ч.
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Распознавание однокоренных слов.
Суффикс. – 4ч.
Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. Разбор слова по составу.
Приставка. – 9ч.
Роль приставки в слове. Определение приставки. Значение приставок. Слитное написание приставок.
Алфавит. Написание большой буквы в словах. – 13ч.
Закрепление знания порядка букв русского алфавита. Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сел, рек. Написание слов типа орел и Орел.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. – 14ч.
Написание букв и, у, а после шипящих (повторение). Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Обозначение орфограммы. Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ. Развитие орфографических умений. Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ. Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих.
Правописание букв ъ и ь. – 14ч.
Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в середине. Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Слова, в которых пишется и не пишется буква ь.
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь. Звук [й] и его обозначение на письме. Разделительный ь.
Буквы безударных гласных в корне слова. – 12ч.
Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.
Обучение применению правила. Обобщающий урок по разделу в форме игры «Счастливый случай».
Буквы звонких и глухих согласных в конце слова. – 12ч.
Оглушение звонких согласных в конце слова. Знакомство с новой орфограммой.
согласных в конце слова».
Итоговое повторение. – 29ч.
Текст. Повторение. Слово. Состав слова. Однокоренные слова. Повторение и классификация изученных орфограмм
3 класс:
Вводный урок. – 1ч.
Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове.
Повторение. –9ч.
Что мы знаем о тексте. Что мы знаем о слове, предложении, тексте. По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение. Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита
Слово –119ч:
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. 4ч.
Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне.
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. - 5ч.
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова).
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.
Удвоенные буквы согласных в корне слова. -5ч.
Понятие об удвоенных буквах согласных.
Непроизносимые согласные в корне слова. -11ч.
Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.
Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Формулирование обобщенного правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова.
Безударные гласные в корне слова. -5ч.
Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных.
Сложные слова и их правописание. -6ч.
Знакомство с понятием «сложные слова». Соединительные буквы о и е в сложных словах.
Образование сложных слов. Сложные слова – имена существительные и имена
прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.
Части слова. Приставка. -1ч.
Приставка, ее роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение).
Безударные гласные в приставках.- 3ч.
Правописание букв безударных гласных в приставках. Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание.
Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. -2ч.
Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня.
Разделительные ъ и ь.- 5ч.
Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь.
Правописание слов с разделительными ъ и ь.
Части слова. Окончание и основа. -4ч.
Понятие об окончании и основе слова. Как найти в слове основу.
Части слова. Суффикс.- 2ч.
Суффикс и его роль в слове Обобщение и систематизация знаний о частях слова.
Разбор слова по составу.- 4ч.
Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу.
Части речи в русском языке. -1ч.
Части речи в русском языке.
Имя существительное как часть речи. -2ч.
Определение имени существительного. Роль имен существительных в речи.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные - 4ч.
Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Имена существительные в речи. Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных.
Род имен существительных -3ч.
Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Род – постоянный признак имен существительных. Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода.
Число имен существительных. -6ч.
Изменение имен существительных по числам. Образование множественного числа имен существительных. Окончания имен существительных в единственном и во множественном числе. Разбор имени существительного как части речи.
Словообразование имен существительных.- 7ч.
Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке.
Образование имен существительных от основ существительных и глаголов.
Разбор имен существительных по составу.
Местоимение как часть речи. -7ч.
Понятие о местоимении. Личные местоимения. Местоимения 1, 2, 3-го лица. Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи.
Имя прилагательное как часть речи. -4ч.
Определение имени прилагательного. Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. Разбор имени прилагательного как части речи.
Правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. -4ч.
Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами. Закрепление правописания слов с изученными орфограммами.
Разбор имен прилагательных по составу. -4ч.
Словообразование имен прилагательных Разбор имен прилагательных по составу.
Глагол как часть речи. -6ч.
Определение глагола как части речи. Изменение глаголов по временам.
Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам.
Правописание частицы не с глаголами.- 2ч.
Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами.
Неопределенная форма глагола. -13ч.
Понятие о неопределенной форме глагола. Неопределенная форма глагола. Образование форм времени от неопределенной формы глагола. Разбор глагола как части речи.
Предложение. 28ч
Виды предложений по цели высказывания и интонации -3ч.
Виды предложений по цели высказывания. Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения.
Главные и второстепенные члены предложения. -7ч.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Понятие о второстепенных членах предложения. Составление схем предложений и предложений по схемам.
Предложения распространенные и нераспространенные.
Предложения с однородными членами. -8ч.
Однородные подлежащие и сказуемые. Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения.
Простые и сложные предложения. -10ч.
Понятие о простом и сложном предложении. Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Повторение. -18ч.
Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Повторение изученных орфограмм и состава слова.
4 класс:
Вводный урок.- 2ч.
Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
Повторение. -15ч.
Повторение фонетики и графики. Повторение фонетики. Слог и ударение. Что такое графика. Фонетический разбор слова. Повторение орфографии. Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. Повторение состава слова. Повторение изученного о частях речи. Повторение изученного по синтаксису. Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение.
Предложение. Текст. 35ч
Простое предложение. Предложения с однородными членами. -13ч.
Как отличить простое предложение от сложного. Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и. Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но.
Упражнения на повторение.
Сложные предложения с союзами и, а, но. -11ч.
Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.
Запятая в сложном предложении. Упражнения на повторение.
Предложения с прямой речью. -11ч.
Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.
Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора. Использование в тексте предложений с прямой речью. Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.
Слово. 104ч
Части речи и члены предложения.
Имя существительное. -45ч.
Что мы уже знаем об имени существительном. Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. Роль имен существительных в предложении, в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы. Изменение имен существительных по падежам. Наблюдение за словоизменением имен существительных. Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе. Именительный и винительный падежи. Родительный падеж. Дательный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Обобщение знаний о падежах. Что такое склонение? Три склонения имен существительных. Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.
Имя прилагательное.-20ч.
Что мы знаем об имени прилагательном. Повествование и описание - два типа речи. Роль имен прилагательных в речи. Роль прилагательных – антонимов в речи.
Морфологический разбор имени прилагательного. Словоизменение имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по падежам. Словосочетания сущ+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Развитие орфографических умений.
Глагол. -39ч
Что мы знаем о глаголе. Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не. Значение и грамматические признаки глагола. Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. Словоизменение глаголов. Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения Правописание безударных личных окончаний глаголов. Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.
Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола.
Разбор глагола как части речи. Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться. Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом. Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Разбор глагола по составу. Порядок разбора глагола по составу. Повторение по теме «Глагол».
Повторение -19ч.
Слово. Предложение. Текст.
Тематическое планирование
№ | Разделы | Класс | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Обучение грамоте (письмо) | 115 | ||||||
1. | Добуквенный период «Говорим, рассказываем…» | 18 | |||||
2. | Букварный период «Учим буквы – учимся читать и писать». | 97 | |||||
Систематический курс | 50 | ||||||
3. | Слово. | 40 | |||||
4. | Предложение. Текст. | 10 | |||||
1. | Вводный урок. | 1 | |||||
2. | Слово. | 5 | |||||
3. | Предложение. | 11 | |||||
4. | Текст. | 12 | |||||
5. | Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? | 6 | |||||
6. | Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | 10 | |||||
7. | Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? | 5 | |||||
8. | Связь слов в предложении. | 7 | |||||
9. | Слова, к которым нельзя задать вопрос. | 8 | |||||
10. | Части речи. Корень. | 3 | |||||
11. | Суффикс. | 4 | |||||
12. | Приставка. | 9 | |||||
13. | Алфавит. Написание большой буквы в словах. | 13 | |||||
14. | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 14 | |||||
15. | Правописание букв ъ и ь. | 14 | |||||
16. | Буквы безударных гласных в корне слова. | 11+1Рр | |||||
17. | Буквы звонких и глухих согласных в конце слова. | 10+2Рр | |||||
18. | Итоговое повторение. | 28+1Рр | |||||
1. | Вводный урок. | 1 | |||||
2. | Повторение. | 9 | |||||
3. | Слово. | 119 | |||||
4. | Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. | 2+1Рр | |||||
5. | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. | 5 | |||||
6. | Удвоенные буквы согласных в корне слова | 5 | |||||
7. | Непроизносимые согласные в корне слова. | 11 | |||||
8. | Безударные гласные в корне слова. | 5 | |||||
9. | Сложные слова и их правописание. | 5+1Рр | |||||
10. | Части слова. Приставка. | 1 | |||||
11. | Безударные гласные в приставках | 3 | |||||
12. | Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. | 2 | |||||
13. | Разделительные ъ и ь. | 4+1Рр | |||||
14. | Части слова. Окончание и основа. | 4 | |||||
15. | Части слова. Суффикс. | 2 | |||||
16. | Разбор слова по составу. | 4 | |||||
17. | Части речи в русском языке. | 1 | |||||
18. | Имя существительное как часть речи. | 1+1Рр | |||||
19. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 4 | |||||
20. | Род имен существительных. | 3 | |||||
21. | Число имен существительных. | 6 | |||||
22. | Словообразование имен существительных. | 6+1Рр | |||||
23. | Местоимение как часть речи. | 5+2Рр | |||||
24. | Имя прилагательное как часть речи. | 4 | |||||
25. | Правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. | 4 | |||||
26. | Разбор имен прилагательных по составу. | 4 | |||||
27. | Глагол как часть речи. | 6 | |||||
28. | Правописание частицы не с глаголами. | 1+1Рр | |||||
29. | Неопределенная форма глагола. | 12+1Рр | |||||
Предложение. | 28 | ||||||
30. | Виды предложений по цели высказывания и интонации. | 3 | |||||
31. | Главные и второстепенные члены предложения. | 7 | |||||
32. | Предложения с однородными членами. | 7+1Рр | |||||
33. | Простые и сложные предложения. | 9+1Рр | |||||
34. | Итоговое повторение. | 18 | |||||
1. | Вводный урок. | 2 | |||||
2. | Повторение. | 14+1Рр | |||||
Предложение. Текст. | 35 | ||||||
3. | Простое предложение. Предложения с однородными членами. | 11+2Рр | |||||
4. | Сложные предложения с союзами и, а, но. | 9+2Рр | |||||
5. | Предложения с прямой речью. | 9+2Рр | |||||
6. | Слово. Части речи и члены предложения. | 104ч | |||||
7. | Имя существительное. | 43+2Рр | |||||
8. | Имя прилагательное. | 17+3Рр | |||||
9. | Глагол. | 37+2Рр | |||||
10. | Повторение. | 17+2Рр | |||||
Итого: | 165ч | 175ч | 175ч | 175ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...