русский язык 2 класс Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Тараскова Татьяна Михайловна

русский язык 2 класс 

Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mestoimenie.docx21.26 КБ
Office presentation icon osnovnaya_prezentatsiya.ppt1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Предмет: русский язык 2 класс 

Тема урока: Место урока по теме 
Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи Первый урок по теме «Местоимение» 
Тип урока Формы, приемы, методы 
Изучение нового материала Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог 
Цель урока

Задачи урока 
Знакомятся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи 
Предметные результаты: 
1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 
2. Различать местоимения и имена существительные. 

Метапредметные результаты: 

Личностные результаты: 
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей 
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве 

Регулятивные результаты: 
- самостоятельно определять учебную задачу 
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи 
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия. 

Познавательные результаты: 
- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи 
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме 
- осознают ценности своего языка. 

Коммуникативные результаты: 
- применять правила делового сотрудничества 
- участвовать в продуктивном диалоге. 
Предполагаемый результат 
Знать Уметь 
Определение местоимения как части речи , его употребление и значение в речи 1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении. 
2. Различают местоимения и имена существительные. 
Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование 
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики 

ХОД УРОКА 
Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/ 
аспекты компетенции/УУД Оценивание/формы контроля Результат 

I этап: организационный 2 мин. 
Мотивация к учебной деятельности 
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Приветствие. 
Проверка готовности к уроку. 

Начинается урок. 
Он пойдёт ребятам впрок. 
Постарайтесь всё понять, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давайте 
И на уроке не зевайте. 
(Слайд 2) 
- Посмотрите на девиз нашего урока:«Учитесь тайны открывать!» 
-А что такое тайна? 

-А вы готовы открывать тайны? Так, начнём. Проверяют готовность к уроку. 

Дети высказывают свои предположения. 
Коммуникативная компетенция Самоконтроль, самооценка Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок. 

II этап: постановка цели и задач урока 5 мин. 
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. - Давайте вспомним: «Что такое речь?» 
- Какие части речи вам знакомы? 
-Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? 
Имя существительное Имя прилагательное Глагол 




Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить. 

Проверка по эталону на слайде 
(Слайд 3) 
- Почему вы не все слова распределили? 

- А мы употребляем эти слова в речи? 
-Значит они тоже часть речи? 
- А как называется эта часть речи? 
- Значит, какая цель нашего урока. - Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем. 
- Имя существительное, имя прилагательное, глагол. 

- Нужно распределить слова, по частям речи. 

У доски 3 ученика распределяют слова по группам. Остальные – на карточках. 

- Они не относятся ни к одной из групп. 

-Да. 

Да. 
- Не знаем. 

-Узнать, как называется новая часть речи. 
Учебно-познавательная, коммуникативная Самоконтроль, самооценка Появление цели урока 
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. 
Умение ставить цели, планировать свою работу. 

III этап: актуализация знаний 5 мин. 
Сорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; 
выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. - Прочитайте два текста и сравните их. 
(Слайд 4) 
1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов. 
2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов. 
- О чём говорится в первом тексте? 
-О чём говорится во 2 тексте? 

- Вместо каких слов употреблены слова он, они? 
-Место какой части речи заняли эти слова? 
- Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. 
Так какая тема сегодняшнего урока. 
(Слайд 5) 
Переворачивает карточку с названием темы урока. Дети читают со слайдов тексты. 

- О помидорах. 

Дети могут сразу сказать, что о помидорах, а могут сказать, что не поняли, о чём говорится. 
- Он – помидор, они – помидоры. 

- Место имени существительного. 

- Местоимение. 
Учебно-познавательная Вопросительные слова Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности 

IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин. 
Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. 
Работа по учебнику. 
Упр.171 

- Какие местоимения встретились в тексте? 
- Они указывают на какой-то предмет? А называют его? 
- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения. 
(Слайд 6) 
Продолжим предложения,, выбрав верные высказывания): 
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). 
Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы). 
- Давайте сравним наше определение с эталоном. 
(Слайд 7) 
Физминутка 
Топай, мишка, хлопай, мишка, 
Приседай со мной, братишка! 
Руки вверх, вперёд и вниз, 
Улыбайся и садись! 
(Повторить 2 раза с ускорением темпа выполнения движений) Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания. 
- Он, я, ты, они. 

Дети при помощи опор формулируют определение местоимения. 

Дети читают определение на слайде. Учебно-познавательная, коммуникативная Согласен – не согласен Развитие учебно-познавательной мотивации. 
Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. 
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. 

V этап: первичная проверка понимания 5 мин. 
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи. 
Работа по упр.173 (устно) 
- Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет? Дети читают текст упражнения и называют местоимения. Учебно-познавательная, коммуникативная Фронтальная работа Излагает, объясняет учебный материал 
VI этап: первичное закрепление 5 мин. 
Включение нового знания в систему знаний; 
повторение и закрепление ранее изученного. 
организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; 
организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону; 
создание ситуации успеха для каждого; 
Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. Самостоятельная работа по упр.174. 
- Выполните упр. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища. 
Оцените товарища по таким критериям: 
Всё верно - ! 
Одна ошибка- + 
Две ошибки - ? 
Три ошибки - - 
(Слайд 8) 

Проверьте себя по эталону на слайде. 
(Слайд 9) 
- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой. 
- Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. 

Проверка по эталону. 

Дети поднимают руки. Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная Работа в парах 
Самоконтроль, самооценка Контроль и самооценка познавательной деятельности. 

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности 
VII этап: Домашнее задание 
Провести инструктаж по выполнению дом. задания Упр.175 
- Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? 
Вспомните, какие предложение называются нераспространенными и какие распространёнными. Дети читают текст упражнения и задают вопросы. Коммуникативная, учебно-познавательная Фронтальная работа 
VIII этап: рефлексия 5 мин. 
осознание обучающимися своей учебной деятельности; 
самооценка результатов своей деятельности и всего класса. -Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали? 
Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов. 
(Слайд 10) 
• Я понял, что такое местоимения, 
и могу это объяснить одноклассникам. 
• Я понял, что такое местоимения, 
но не уверен, что объясню другому. 
• Я не совсем понял, что такое личные местоимения. 
-Узнали о новой части речи – местоимении. 

Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик. Учебно-познавательная, коммуникативная Самооценка Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте

Слайд 2

Имя существительное Имя прилагательное Глагол работа голубой писать медведь храбрая косить

Слайд 3

Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов.

Слайд 4

Тема урока: МЕСТОИМЕНИЕ

Слайд 5

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).

Слайд 6

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Слайд 7

Пальто (оно) Цветок (он) Лампа (она) Коньки (они)

Слайд 8

Я понял, что такое местоимение и могу это объяснить одноклассникам. Я понял, что такое личные местоимения , но не уверен, что объясню другому. Я не совсем понял, что такое личные местоимения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи» к УМК «Школа России»

Урока русского языка во 2 классе    на тему  «Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи»   к  УМК «Школа России» с применением документ-камеры...

«Местоимение как часть речи:его значение, употребление в речи»

Технологическая карта урока Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Местоимение как часть речи:его значение, употребление в речи» УМК: «Школа России». Тип урока: изучение нового материала. Цель:со...

"Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи".

Знакомство с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Технологическая карта урока "Местоимение как часть речи" по УМК "Школа России" во 2 классе, на котором дети знакомятся с новой частью речи - местоимение, его значением и употреблен...

Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Технологическая карта урока по русскому языку...

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....

Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 кл.)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: развитие умения обосновывать правильное написание местоимений в предложенииЗадачи урокаДидактические:Устранить пробелы в знаниях.Выработать знания и умения.Развив...