Изобразительные средства языка. Сравнение.
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Урок речевого творчества Тема: Изобразительные средства языка. Сравнение. Цели: - формирование представления о сравнении, как о средстве выразительности речи; -развитие умения составлять предложения описательного характера с использованием сравнения; -развитие внимания, воображения,; -воспитание любви и уважения к родному языку Оборудование: 2 коробки, предметы для сравнения, карточки для индивидуальных заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya._sravnenie.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия.

Дата проведения 3 апреля 2013года

Учитель: Сагитова Г. Р.

Урок речевого творчества

Тема:  Изобразительные средства языка. Сравнение.

Цели:

- формирование представления о сравнении, как о средстве выразительности речи;

-развитие умения составлять предложения описательного характера с использованием сравнения;

-развитие  внимания, воображения,;

-воспитание любви и уважения к родному языку

Оборудование: 2 коробки, предметы для сравнения, карточки для индивидуальных заданий

План занятия

1, Оргмомент

2,Постановка целей и  задач урока

3 Основная часть урока

- Вступительная беседа

У меня 2 таинственные  коробки. Что в них мы узнаем вскоре.

Загадка

Если ты меня отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь.

Солнце, тучку и пейзаж-

Что же это…  (карандаш)

Вывешиваются чёрно-белые рисунки тучки, солнца  весеннего пейзажа

-Что бы вы добавили в эти рисунки?  (цвет)

Какие средства помогут нам сделать рисунки яркими, красочными, выразительными?

Из 1 коробки достаю цветные карандаши, краски, гуашь.

А как  ещё  человек может нарисовать картину ?  (словами)

Словом можно тоже по-разному описать  картину. Можно сделать только набросок., а можно составить яркий, красочный и выразительный рассказ

Во второй коробке находятся средства, которые нам в этом помогут.

С какими-то  мы уже знакомы, а с какими-то нам  предстоит познакомиться.

Актуализация опорных знаний

Из второй коробки достаю камень, вату, перец и конфету.

Дети высказывают свои предположения, делают вывод, что речь идёт об АНТОНИМАХ

Что такое антонимы?

Как называются слова, близкие  значению?

СИНОНИМЫ

Антонимы и синонимы делают нашу речь выразительной?

Упражнения в определении синонимов и антонимов

Найди антонимы

Маленькое дело лучше большого безделья

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Легко друга потерять, но трудно найти.

Что это за предложения

(пословицы)

Пословицы делают нашу речь выразительной?

Игра «Найди пару»

Дрожит, глядел , бегают , носятся, трясётся ,смотрит  откладывать, оставлять

Вставьте подходящие слова в предложения

________как осиновый лист

Мурашки по спине____________

Не   __________________ в долгий ящик

Куда глаза _______________

Что  за предложения у нас получились?

Фразеологизмы делают нашу речь выразительной?

Знакомство со сравнением

На слайде картинки

Цыплёнок, ветка вербы, радуга, коромысло, лента, извилистая дорога.

Какие пары вы бы составили?

Почем?у

Сравнение – образное  слово или выражение, в котором один предмет или явление сопоставляется с другим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере.

Упражнение «Найди сравнение»

Падают, падают листья

Льдинки, втыкаясь в сугроб

Лужи, как тонкие блюдца,

Светятся около троп.

На полянке у реки

Гордо держат лепестки

Как фарфоровые чашки,

Белоснежные ромашки.

Славная осень Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит

Лёд неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Знакомство со словами помощниками

КАК, ТОЧНО,  СЛОВНО, БУДТО,КАК БЫ, КАК БУДТО

Упражнение в подборе сравнений.

Предметы

Вата, зонт, бусинки, зеркало, подсолнух , яблоко, кораблик, вертолёт, лампочка.

Слова

Снег, гриб ,ландыш, речка,  солнце, снегири  листик, стрекоза , звезда.

Найди сравнения в песне

Звучат отрывки из детских песен

Творческая работа

Дополни текст  сравнениями. Используй слова-помощники.

Хороша весна в лесу!

Ярко светит солнце___________________

Лёгкие облака __________________________ украшают небо.

Слышна чудесная трель птиц_________________________

Смолой пахнут душистые почки.

Появилась молодая травка_______________________________

Выглянул голубенький подснежник___________________

С  пригорка зажурчал говорливый  ручеёк_________________

Весёлый и радостный лес весной!

Итог урока

Рефлексия

С чем вы можете сравнить своё настроение после нашего урока? Нарисуйте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка

Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка  Программы, учебники и методические рекомендации для 3 класса способствуют обогащению словаря и речевой ку...

Изобразительно – выразительные средства языка. Эпитеты.

Занятие № 6 к авторской программе "Речевая копилка"...

Изобразительные средства языка

Сравнение, олицетворение, метафора, эпитет...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Сравнение как изобразительное средство

Одним из самых распространенных изобразительных средств, с которыми знакомятся дети в начальной школе, является сравнение....