Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка
Программы, учебники и методические рекомендации для 3 класса способствуют обогащению словаря и речевой культуры, развитию и формированию всех средств выразительности языка. Главный метод, который приносит результативность при обучении использованию изобразительно-выразительных средств в речи детей – это метод наблюдения над средствами образности, используемые писателями-классиками. В организации работы по овладению словарного богатства учитывались возрастные психологические особенности развития третьеклассников, их уровень развития индивидуального лексикона. Предложенные упражнения представляют собой определенный набор разных заданий, которые образуют систему и целенаправленно выполняют роль в формировании умений и навыков использования изобразительно-выразительных средств языка в устной и письменной речи. Все упражнения и задания можно объединить в группы по тематике средств языка.
1. Работа с различными видами Словарей.
Словарно-семантическая работа на уроках русского языка – это один из компонентов для формирования умения пользоваться словарями и справочниками. Чтобы учащиеся свободно могли обосновывать и доказывать свои суждения, предположения, выводы, необходима ежедневная кропотливая работа со словарными словами. Методов и приемов работы со Словарем в третьих классах достаточно много, надо использовать такие, которые бы помогали развить самостоятельную поисковую деятельность младших школьников.
• Упражнение «Дайте толкование слов».
Данный вид работы достаточно прост и учит первичной работе с Толковым словарем. Учащиеся находят слово и разбирают лексическое значение слова. Эту работу лучше всего проводить в паре.
• Упражнение «Определи слово по лексическому значению».
Учитель дает толкование какого-либо слова, например, - «это несклоняемое собирательное существительное, обозначающее: • группу лиц, присуждающих премии на выставках, конкурсах; • судью в спортивных состязаниях», а учащиеся находят и записывают это слово.
• Упражнение «Найди слова …».
Дается задание: найти в толковом словаре слова по определенной теме или с какими-либо пометками, например, устаревшие, исторические.
• Ситуация поиска.
Для формирования умений работать с толковым и укрепления понятия о необходимости пользовании словарем, учитель создает такую ситуацию на уроке, что ученики вынуждены обратиться к словарю. Например, при выполнении упражнения дается задание: найти в тексте незнакомые слова и определить их лексическое значение.
• Самодиктант.
• Взаимодиктант или диктант для соседа.
Для различных видов диктанта эффективно использовать тематический словарик, работу по формированию и созданию такого словаря можно начинать со второго полугодия в первом классе. С этой целью все словарные слова, имеющиеся в учебниках русского языка, надо разбить на тематические группы: «Человек и его тело», «Внешний вид», «Характер человека», «Речь», «Чувства и эмоции», «Дом», «Квартира», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Продукты питания», «Овощи», «Фрукты», «Семья», «Город», «Транспорт», «Почта», «Магазин», «Телевидение», «Медицина», «Государство», «Армия», «Праздники», «Школа». Эти тематические словарики помогают детям расширить понятия, подготовиться к устному или письменному зачету по определенной теме словарных слов.
• Письмо наизусть или письмо по памяти.
• Индивидуальные карточки «По следам моих ошибок». На каждого ученика заводится карточка, в которой постоянно записываются слова с ошибками обучающего. Ребенок выписывает эти слова на отдельные листочки, заучивает, пишет дома под диктовку. Те слова, в которых он не допускает ошибок, отправляет в раздел «Орфографический минимум».
2. Система практических упражнений с синонимами.
Большое количество и разнообразие синонимов в текстах упражнений и художественных текстах позволяют каждому учителю определить уровень творческих заданий с употреблением синонимов в речи. При этом необходимо помнить, что систематическая основа имеет ряд компонентов:
- уметь находить синонимы в предлагаемых программных текстах, объяснять их особенности, оттенки значений, различий употребления;
- заменять синонимы в тексте (подбирать новые), сравнивать их;
- активизировать синонимы в речи – как в устной, так и письменной;
- исправлять речевые и стилистические ошибки с неудачно употребленными синонимами.
• Даны слова одной части, в которых есть синонимичные ряды и несколько слов, не относящихся к этим рядам. Необходимо выписать синонимические ряды и объяснить, почему некоторые слова не подходят к ним. Например, красный, рубиновый, красивый, пригожий, багровый, очаровательный, зеленый, веселый, прекрасный, пунцовый, алый, малиновый.
• Подберите синонимы к данному слову.
• Расположите синонимы в синонимичном ряду по возрастающей (убывающей) степени какого-либо признака. Например, огромный, большой, гигантский, громадный; буря, тайфун, ураган, шторм; блестеть, сиять, сверкать, светиться, искриться.
• Составьте с данными синонимами предложения, чтобы были понятны оттенки лексического значения слов: высокий, длинный, долговязый; беседа, болтовня, разговор.
• Замена синонима в определенном предложении. Например, На уроках чтения мы читаем (интересные, увлекательные, захватывающие) произведения.
• Подберите синонимы к предлагаемым словам их художественного текста. Сравните, как изменилось звучание текста.
3. Упражнения по работе с антонимами.
• Подберите антонимы к данным словам: север, жизнь, здоровье, любовь, щедрый.
• Найдите в пословицах, поговорках, загадках антонимы. Например, Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Ученье - свет, а неученье – тьма.
• Продолжите пословицы, в которых употребляются антонимы. Например, На (смелого) собака лает, а (трусливого) кусает. Готовь сани (летом), а телегу (зимой).
• Придумайте текст (сказку, стихотворение, эссе) на одну из тем:
- Грустная история о словах-врагах.
- Сказка о том, как правда превратилась в неправду.
• Составить предложения с антонимами: глубокий – мелкий, веселый – грустный, говорить – молчать, радость – горе, любовь – ненависть.
• Подберите антонимы к многозначным словам:
- Свежая (…) газета, (…) новость, свежий (…) хлеб, (…) ветер.
- Старый (…) человек, (…) дом.
- Холодный (-ая, -ое, -ые) вода, сердце, утро, взгляд, глаза, комната.
• Предлагаются словосочетания из художественного произведения (прилагательное + существительное). Подберите к данным словосочетаниям антонимы.
4. Упражнения, направленные на стилистические особенности текста.
• Найдите в тексте устаревшее слово (устаревшие слова). Можно ли сразу догадаться о лексическом значении подобных слов. Где их уместно употребить в речи?
• Составьте пары слов по образцу: большой-пребольшой – очень большой, добрый-предобрый, больно колючий, сравнительно мало. В каком стиле можно употребить слова каждого столбика.
• Найдите в тексте (басне, сказке) слова и выражения разговорной речи. Определите их значение для связной устной речи.
• Найдите устойчивые сказочные выражения: определите их группы по стилистической окраске. Образец: Сказка «Гуси-лебеди» содержит три группы (по стилистической окраске) устойчивых сказочных выражений:
- сочетания с постоянными эпитетами – «чистое поле», «темный лес», которые употребляются в художественной речи;
- близкие по значению слова, сливающиеся в одно целое – «гуси-лебеди», «жили-были», которые близки у устной народной поэтической речи;
- устойчивые сочетания из двух слов – «заигралась, загулялась», которые могут употребляться только в разговорном стиле.
5. Многозначные слова и омонимы.
• Подобрать из текста слова /выбрать из Словаря/, которые имели бы 2-3 значения: на каждое значение слова составьте предложение. (3 класс – крыло, свет, картина, мебель, победа, месяц, голова, земля, ядро, отвечать, тяжелый).
• Сравнить значения слов в словосочетаниях: золотые часы, золотой характер; гаснет свеча, гаснет день; колючий еж, колючий взгляд.
• Составьте словосочетания или предложения, употребляя омонимы в разных значениях: ключ, лук, лайка, коса.
6. Фразеологизмы, метафоры, эпитеты, сравнения.
• Найдите фразеологизмы, объясните лексическое значение, замените их синонимами. Определите: изменилась ли стилистическая окраска текста. Например, держать язык за зубами – молчать, не говорить лишнего; писать как курица лапой – плохо, неразборчиво.
• Найдите в тексте определения. Перескажите текст, используя их в речи.
• Найдите в тексте художественного произведения эпитеты. Докажите, что они помогают передать настроение (времени года, автора, эпохи).
• Прочитайте текст и выберите устойчивые сочетания слов. Определите, что они обозначают и какова их роль в тексте. Подберите к ним синонимы. Например, Б.В. Заходер «Русачок»:
- «Шишки лущит», «ушами стрижет». Как вы понимаете эти выражения? Замените их синонимами.
- «Держать ушки на макушке», «поминай, как звали», «как в воду канул», «глядь-поглядь», «звать-величать» - постарайтесь понять и заменить их словом или другим выражением, близким по смыслу.
7. Упражнения, связанные с фонетикой языка.
• Какие звуки помогают нам определить состояние природы, настроение стихотворения (отрывка из текста).
• Найдите в тексте повторение одних и тех же звуков в разных словах, например, [пр], , [бр]. Какова их роль в речи?
8. Словарные игры, головоломки, кроссворды.
Предлагаемые игровые приемы помогают совершенствовать речевой слух, укреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.
• Словесные игры, помогающие расширить лексический запас учащихся младших классов, - анаграммы, логогрифы, метаграммы, ребусы, чайнворды, шарады, кроссворды.
Например, использование кроссвордов:
- Кроссворд-загадка. Заполните клетки словами-отгадками.
1) Ах, не трогайте меня – обожгу и без огня.
2) Стоит копна посреди двора, спереди – вилы, сзади – метла.
3) Говорить – не говорит, слышать – не слышит, а все знает и нам объясняет.
4) Под Новый год пришел он в дом таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес и, наконец, совсем исчез.
- Кроссворд с омонимами. Запишите слова-омонимы, учитывая значения слов.
Например, по горизонтали: 1. Собака – норма оплаты. 2. Одежда – документ. 3. Монета – часть мордочки животного. 4. Детеныши животных – грибы. 5. Кожа – порода собак. (Ответы: такса, наряд, пятачок, лисички, лайка).
• Отгадывание загадок и написание отгадок (отгадками служат словарные слова для запоминания правописания и произношения).
• Словесные соревнования: «Кто скажет точнее?» «Кто расскажет подробнее?» «Кто скажет иначе?» «Скажи наоборот».
• Игры на отбор и классификацию предметов. Они могут быть словесными и с использованием наглядного материала. Например:
- Игра «Найди третье лишнее» - помидор, огурец, яблоко;
- гречка, редис, рис; - морковь, слива, груша.
- Игра «Назови одним словом» - помидор, морковь, картофель, лук;
- яблоко, груша, слива, абрикос;
- сапоги, ботинки, кеды, туфли.
- Игра «Ничего не забудь» - перечислите предметы одежды (посуды, электроприборов, обуви, мебели…).
- Игра «Похожи - непохожи» - для сравнения дается два предмета, например, яблоко – апельсин, лимон – мандарин, мандарин – апельсин, корова – лошадь, лев – гусь.
• Лексические игры
- К полным именам подберите краткие, к кратким – полные.
Галина - Женя
Евгения - Оля
Елена - Галя
Ольга - Лена
- Буквы рассыпались – составь слово
- Назови профессии: поезд водит - , машину водит - , самолет водит - , строит здания - , шьет одежду - , пишет программу - …
- Раздели в два столбика – домашних и диких животных.
Обезьяна, собака, кошка, медведь, белка, коза, овца, курица, лев.
Чтобы игры дали желаемый результат, необходимо создавать условия, поддерживающие в детях эмоциональную настроенность, обуславливающую желательные речевые реакции, - повторять игры, меняя материал, давать вариативность игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_uprazhneniy_po_formirovaniyu_izobrazitelno.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка
Программы, учебники и методические рекомендации для 3 класса способствуют обогащению словаря и речевой культуры, развитию и формированию всех средств выразительности языка. Главный метод, который приносит результативность при обучении использованию изобразительно-выразительных средств в речи детей – это метод наблюдения над средствами образности, используемые писателями-классиками. В организации работы по овладению словарного богатства учитывались возрастные психологические особенности развития третьеклассников, их уровень развития индивидуального лексикона. Предложенные упражнения представляют собой определенный набор разных заданий, которые образуют систему и целенаправленно выполняют роль в формировании умений и навыков использования изобразительно-выразительных средств языка в устной и письменной речи. Все упражнения и задания можно объединить в группы по тематике средств языка.
1. Работа с различными видами Словарей.
Словарно-семантическая работа на уроках русского языка – это один из компонентов для формирования умения пользоваться словарями и справочниками. Чтобы учащиеся свободно могли обосновывать и доказывать свои суждения, предположения, выводы, необходима ежедневная кропотливая работа со словарными словами. Методов и приемов работы со Словарем в третьих классах достаточно много, надо использовать такие, которые бы помогали развить самостоятельную поисковую деятельность младших школьников.
• Упражнение «Дайте толкование слов».
Данный вид работы достаточно прост и учит первичной работе с Толковым словарем. Учащиеся находят слово и разбирают лексическое значение слова. Эту работу лучше всего проводить в паре.
• Упражнение «Определи слово по лексическому значению».
Учитель дает толкование какого-либо слова, например, - «это несклоняемое собирательное существительное, обозначающее: • группу лиц, присуждающих премии на выставках, конкурсах; • судью в спортивных состязаниях», а учащиеся находят и записывают это слово.
• Упражнение «Найди слова …».
Дается задание: найти в толковом словаре слова по определенной теме или с какими-либо пометками, например, устаревшие, исторические.
• Ситуация поиска.
Для формирования умений работать с толковым и укрепления понятия о необходимости пользовании словарем, учитель создает такую ситуацию на уроке, что ученики вынуждены обратиться к словарю. Например, при выполнении упражнения дается задание: найти в тексте незнакомые слова и определить их лексическое значение.
• Самодиктант.
• Взаимодиктант или диктант для соседа.
Для различных видов диктанта эффективно использовать тематический словарик, работу по формированию и созданию такого словаря можно начинать со второго полугодия в первом классе. С этой целью все словарные слова, имеющиеся в учебниках русского языка, надо разбить на тематические группы: «Человек и его тело», «Внешний вид», «Характер человека», «Речь», «Чувства и эмоции», «Дом», «Квартира», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Продукты питания», «Овощи», «Фрукты», «Семья», «Город», «Транспорт», «Почта», «Магазин», «Телевидение», «Медицина», «Государство», «Армия», «Праздники», «Школа». Эти тематические словарики помогают детям расширить понятия, подготовиться к устному или письменному зачету по определенной теме словарных слов.
• Письмо наизусть или письмо по памяти.
• Индивидуальные карточки «По следам моих ошибок». На каждого ученика заводится карточка, в которой постоянно записываются слова с ошибками обучающего. Ребенок выписывает эти слова на отдельные листочки, заучивает, пишет дома под диктовку. Те слова, в которых он не допускает ошибок, отправляет в раздел «Орфографический минимум».
2. Система практических упражнений с синонимами.
Большое количество и разнообразие синонимов в текстах упражнений и художественных текстах позволяют каждому учителю определить уровень творческих заданий с употреблением синонимов в речи. При этом необходимо помнить, что систематическая основа имеет ряд компонентов:
- уметь находить синонимы в предлагаемых программных текстах, объяснять их особенности, оттенки значений, различий употребления;
- заменять синонимы в тексте (подбирать новые), сравнивать их;
- активизировать синонимы в речи – как в устной, так и письменной;
- исправлять речевые и стилистические ошибки с неудачно употребленными синонимами.
• Даны слова одной части, в которых есть синонимичные ряды и несколько слов, не относящихся к этим рядам. Необходимо выписать синонимические ряды и объяснить, почему некоторые слова не подходят к ним. Например, красный, рубиновый, красивый, пригожий, багровый, очаровательный, зеленый, веселый, прекрасный, пунцовый, алый, малиновый.
• Подберите синонимы к данному слову.
• Расположите синонимы в синонимичном ряду по возрастающей (убывающей) степени какого-либо признака. Например, огромный, большой, гигантский, громадный; буря, тайфун, ураган, шторм; блестеть, сиять, сверкать, светиться, искриться.
• Составьте с данными синонимами предложения, чтобы были понятны оттенки лексического значения слов: высокий, длинный, долговязый; беседа, болтовня, разговор.
• Замена синонима в определенном предложении. Например, На уроках чтения мы читаем (интересные, увлекательные, захватывающие) произведения.
• Подберите синонимы к предлагаемым словам их художественного текста. Сравните, как изменилось звучание текста.
3. Упражнения по работе с антонимами.
• Подберите антонимы к данным словам: север, жизнь, здоровье, любовь, щедрый.
• Найдите в пословицах, поговорках, загадках антонимы. Например, Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Ученье - свет, а неученье – тьма.
• Продолжите пословицы, в которых употребляются антонимы. Например, На (смелого) собака лает, а (трусливого) кусает. Готовь сани (летом), а телегу (зимой).
• Придумайте текст (сказку, стихотворение, эссе) на одну из тем:
- Грустная история о словах-врагах.
- Сказка о том, как правда превратилась в неправду.
• Составить предложения с антонимами: глубокий – мелкий, веселый – грустный, говорить – молчать, радость – горе, любовь – ненависть.
• Подберите антонимы к многозначным словам:
- Свежая (…) газета, (…) новость, свежий (…) хлеб, (…) ветер.
- Старый (…) человек, (…) дом.
- Холодный (-ая, -ое, -ые) вода, сердце, утро, взгляд, глаза, комната.
• Предлагаются словосочетания из художественного произведения (прилагательное + существительное). Подберите к данным словосочетаниям антонимы.
4. Упражнения, направленные на стилистические особенности текста.
• Найдите в тексте устаревшее слово (устаревшие слова). Можно ли сразу догадаться о лексическом значении подобных слов. Где их уместно употребить в речи?
• Составьте пары слов по образцу: большой-пребольшой – очень большой, добрый-предобрый, больно колючий, сравнительно мало. В каком стиле можно употребить слова каждого столбика.
• Найдите в тексте (басне, сказке) слова и выражения разговорной речи. Определите их значение для связной устной речи.
• Найдите устойчивые сказочные выражения: определите их группы по стилистической окраске. Образец: Сказка «Гуси-лебеди» содержит три группы (по стилистической окраске) устойчивых сказочных выражений:
- сочетания с постоянными эпитетами – «чистое поле», «темный лес», которые употребляются в художественной речи;
- близкие по значению слова, сливающиеся в одно целое – «гуси-лебеди», «жили-были», которые близки у устной народной поэтической речи;
- устойчивые сочетания из двух слов – «заигралась, загулялась», которые могут употребляться только в разговорном стиле.
5. Многозначные слова и омонимы.
• Подобрать из текста слова /выбрать из Словаря/, которые имели бы 2-3 значения: на каждое значение слова составьте предложение. (3 класс – крыло, свет, картина, мебель, победа, месяц, голова, земля, ядро, отвечать, тяжелый).
• Сравнить значения слов в словосочетаниях: золотые часы, золотой характер; гаснет свеча, гаснет день; колючий еж, колючий взгляд.
• Составьте словосочетания или предложения, употребляя омонимы в разных значениях: ключ, лук, лайка, коса.
6. Фразеологизмы, метафоры, эпитеты, сравнения.
• Найдите фразеологизмы, объясните лексическое значение, замените их синонимами. Определите: изменилась ли стилистическая окраска текста. Например, держать язык за зубами – молчать, не говорить лишнего; писать как курица лапой – плохо, неразборчиво.
• Найдите в тексте определения. Перескажите текст, используя их в речи.
• Найдите в тексте художественного произведения эпитеты. Докажите, что они помогают передать настроение (времени года, автора, эпохи).
• Прочитайте текст и выберите устойчивые сочетания слов. Определите, что они обозначают и какова их роль в тексте. Подберите к ним синонимы. Например, Б.В. Заходер «Русачок»:
- «Шишки лущит», «ушами стрижет». Как вы понимаете эти выражения? Замените их синонимами.
- «Держать ушки на макушке», «поминай, как звали», «как в воду канул», «глядь-поглядь», «звать-величать» - постарайтесь понять и заменить их словом или другим выражением, близким по смыслу.
7. Упражнения, связанные с фонетикой языка.
• Какие звуки помогают нам определить состояние природы, настроение стихотворения (отрывка из текста).
• Найдите в тексте повторение одних и тех же звуков в разных словах, например, [пр], , [бр]. Какова их роль в речи?
8. Словарные игры, головоломки, кроссворды.
Предлагаемые игровые приемы помогают совершенствовать речевой слух, укреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.
• Словесные игры, помогающие расширить лексический запас учащихся младших классов, - анаграммы, логогрифы, метаграммы, ребусы, чайнворды, шарады, кроссворды.
Например, использование кроссвордов:
- Кроссворд-загадка. Заполните клетки словами-отгадками.
1) Ах, не трогайте меня – обожгу и без огня.
2) Стоит копна посреди двора, спереди – вилы, сзади – метла.
3) Говорить – не говорит, слышать – не слышит, а все знает и нам объясняет.
4) Под Новый год пришел он в дом таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес и, наконец, совсем исчез.
- Кроссворд с омонимами. Запишите слова-омонимы, учитывая значения слов.
Например, по горизонтали: 1. Собака – норма оплаты. 2. Одежда – документ. 3. Монета – часть мордочки животного. 4. Детеныши животных – грибы. 5. Кожа – порода собак. (Ответы: такса, наряд, пятачок, лисички, лайка).
• Отгадывание загадок и написание отгадок (отгадками служат словарные слова для запоминания правописания и произношения).
• Словесные соревнования: «Кто скажет точнее?» «Кто расскажет подробнее?» «Кто скажет иначе?» «Скажи наоборот».
• Игры на отбор и классификацию предметов. Они могут быть словесными и с использованием наглядного материала. Например:
- Игра «Найди третье лишнее» - помидор, огурец, яблоко;
- гречка, редис, рис; - морковь, слива, груша.
- Игра «Назови одним словом» - помидор, морковь, картофель, лук;
- яблоко, груша, слива, абрикос;
- сапоги, ботинки, кеды, туфли.
- Игра «Ничего не забудь» - перечислите предметы одежды (посуды, электроприборов, обуви, мебели…).
- Игра «Похожи - непохожи» - для сравнения дается два предмета, например, яблоко – апельсин, лимон – мандарин, мандарин – апельсин, корова – лошадь, лев – гусь.
• Лексические игры
- К полным именам подберите краткие, к кратким – полные.
Галина - Женя
Евгения - Оля
Елена - Галя
Ольга - Лена
- Буквы рассыпались – составь слово
- Назови профессии: поезд водит - , машину водит - , самолет водит - , строит здания - , шьет одежду - , пишет программу - …
- Раздели в два столбика – домашних и диких животных.
Обезьяна, собака, кошка, медведь, белка, коза, овца, курица, лев.
Чтобы игры дали желаемый результат, необходимо создавать условия, поддерживающие в детях эмоциональную настроенность, обуславливающую желательные речевые реакции, - повторять игры, меняя материал, давать вариативность игр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.
В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках для формирования навыка чтения целыми словами....
Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами
Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?Для решения этой задачи я вела работу в следующих...
Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами
Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?Для решения этой задачи я вела работу в следующих...
Система упражнений по формированию навыка фонетически правильного письма
Помощь в преодолении наиболее сложного этапа обучения фонетически правильному письму ....
Система упражнений для формирования навыка чтения целыми словами
Система упражнений для формирования навыка чтения целыми словами...
Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами ________________________________________
Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?...
Система упражнений для формирование навыков культуры речи на уроках русского языка во 2 классе
Данная система упражнений направленна на формирование культуры речи на уроках русского языка во 2 классе....