Изобразительно – выразительные средства языка. Эпитеты.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие 6.
Изобразительно – выразительные средства языка. Эпитеты.
ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО
- Знаешь ли ты сказки?
- Назови место жительства Змея Горыныча. _____________________.
- Их может быть 3,9 или 12. __________________________________.
- Маленький да удаленький. __________________________________.
- Чем Иван освещал конюшню? _______________________________.
- Из каких блюд состоял обед девочки из сказки Гуси – лебеди»? __________________________________________________________.
- Она обернулась белой лебедью и улетела в окно. _________________________________________________________. ВИДИТ ОКО ДАЛЕКО, А УМ ЕЩЁ ДАЛЬШЕ
Задание № 1. Прочитай вслух стихотворение И. А. Бунина.
Затишье.
За днями серыми и тёмными ночами
Настала светлая прощальная пора.
Спокойно дремлет день над тихими полями,
И веют прелестью раздумья вечера.
Глубоко степь молчит – ни звука, ни движенья…
В прозрачном воздухе далёко тонет взор..
На солнце жёлтый лес сверкает в отдаленье, Как ярким золотом пылающий костёр.
В саду листки берёз, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят.
Плывут узоры туч прозрачною фатою
В пустынных небесах, высоко над землёй.
И всё кругом светло, всё веет тишиною,
В природе и в душе – молчанье и покой.
- Какое время года описывает поэт? Подтверди свой ответ словами автора.
Задание 2.Как ты понимаешь слова:
«..настала светлая прощальная пора» _______________________________,
«..и веют прелестью раздумья вечера» ______________________________,
«..в прозрачном воздухе далёко тонет взор»,_________________________,
«блеклая трава» _________________________________________________,
«..в природе и в душе – молчанье и покой»___________________________.
- Почему автор, говорит про золото, даёт определение «яркое»?
Задание 3. Найди и выпиши из стихотворения олицетворения, сравнения, эпитеты.
Олицетворения: _________________________________________________________________.
Сравнения: __________________________________________________________________.
Эпитеты: ?
- Ты не знаешь, что такое эпитеты? Сегодня ты познакомишься с этими изобразительно-выразительными средствами языка. Обрати внимание на фразу: «ЭТО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ средства языка».
- Как ты думаешь, что это значит? Какую роль играют эпитеты в нашей речи? Значит, эпитеты – это слова, которые описывают признаки предметов, явлений и отвечают на вопросы (какой?, какая?, какое?, какие?). Эпитеты обычно используются для передачи чувств, настроения, помогают автору не только описать предметы и явления, но и передать своё отношение к ним. Это образные определения.
Задание 4 Теперь ты сможешь найти и выписать из стихотворения И.А. Бунина эпитеты?_________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5. Прочитай отрывок из рассказа К. Паустовского. Найди в нём эпитеты.
День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.
В лесах становилось всё сумрачнее, всё тише и, наконец, пошёл густой снег. Он таял в чёрной воде озера, щекотал лицо.
Зима начала хозяйничать над землёй.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему писатель говорит, что «День как будто дремал»? Для чего он, говоря о снежинках, употребляет эпитет «одинокие»? Как автор описывает небо? Какие эпитеты употреблены со словом «тучи»? Почему автор говорит, что снеговые тучи «медленные»? Как ты можешь описать словами «густой» снег?
- Каким синонимом можно заменить слово «пошёл», говоря о густом снеге?___________________ Почему поздней осенью вода в озере кажется чёрной? _____________________________________А какая она летом? _________________________________________В начале осени? ____________________________________________________.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВСЕГДА НАЙДУТ ПРИМЕНЕНИЕ
Задание № 6. Давай поиграем! «Кто больше?»
Подбери несколько слов, которые начинаются с четырёх согласных.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка
Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка Программы, учебники и методические рекомендации для 3 класса способствуют обогащению словаря и речевой ку...
Проверочная работа по теме "Выразительные средства языка" (тропы, эпитеты, олицетворения)
Проверочная работа для диагностики усвоения темы "изобразительно-выразительные средства поэтической речи". На материале стихотворения Майкова ученикам предложено выявить и определить фигуры речи....
НПК Изобразительно-выразительные средства лирических произведений
Работы учащихся...
Карточка-помощница. Изобразительно-выразительные средства языка
Карточка поможет обучающимся начальной школы запомнить и при необходимости повторять данные литературные термины....
Проверочная работа по литературному чтению "Изобразительно-выразительные средства"
Проверочная работа по литературному чтению "Изобразительно-выразительные средства"...
Работа над изобразительно - выразительными средствами языка лирических произведений
Лирические тексты сложны для восприятия детьми. Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над изобразительно-выразительными средствами языка, так называемыми тропами. Часто детям б...