Изобразительно – выразительные средства языка. Эпитеты.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Ахметшина Наталья Сергеевна

Занятие № 6 к авторской программе "Речевая копилка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_6.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Занятие 6.

              Изобразительно – выразительные средства языка. Эпитеты.

            ОТКЛАДЫВАЙ  БЕЗДЕЛЬЕ,  НО  НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ   ДЕЛО

  • Знаешь ли ты сказки?
  1. Назови место жительства Змея Горыныча. _____________________.
  2. Их может быть 3,9 или 12. __________________________________.
  3. Маленький да удаленький. __________________________________.
  4. Чем Иван освещал конюшню? _______________________________.
  5. Из каких блюд состоял обед девочки из сказки Гуси – лебеди»? __________________________________________________________.
  6. Она обернулась белой лебедью и улетела в окно. _________________________________________________________.           ВИДИТ  ОКО  ДАЛЕКО,  А  УМ  ЕЩЁ  ДАЛЬШЕ

Задание № 1. Прочитай вслух стихотворение И. А. Бунина.

                                            Затишье.

За днями серыми и тёмными ночами

Настала светлая прощальная пора.

Спокойно дремлет день над тихими полями,

И веют прелестью раздумья вечера.

Глубоко степь молчит – ни звука, ни движенья…

В прозрачном воздухе далёко тонет взор..

На солнце жёлтый лес сверкает в отдаленье,                                                     Как ярким золотом пылающий костёр.

В саду листки берёз, без шороха срываясь,

Средь тонких паутин, как бабочки, блестят

И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,

На блеклую траву беспомощно летят.

Плывут узоры туч прозрачною фатою

В пустынных небесах, высоко над землёй.

И всё кругом светло, всё веет тишиною,

 В природе и в душе – молчанье и покой.

  • Какое время года описывает поэт? Подтверди свой ответ словами автора.

Задание 2.Как ты понимаешь слова:

«..настала светлая прощальная пора» _______________________________,

«..и веют прелестью раздумья вечера» ______________________________,

«..в прозрачном воздухе далёко тонет взор»,_________________________,

«блеклая трава» _________________________________________________,

«..в природе и в душе – молчанье и покой»___________________________.

  • Почему автор, говорит про золото, даёт определение «яркое»?

Задание 3. Найди и выпиши из стихотворения олицетворения, сравнения, эпитеты.

Олицетворения: _________________________________________________________________.

Сравнения: __________________________________________________________________.

Эпитеты: ?

  • Ты не знаешь, что такое эпитеты? Сегодня ты познакомишься с этими изобразительно-выразительными средствами языка. Обрати внимание на фразу: «ЭТО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ средства языка».
  • Как ты думаешь, что это значит? Какую роль играют эпитеты в нашей речи? Значит, эпитеты – это слова, которые описывают признаки предметов, явлений и отвечают на вопросы (какой?, какая?,  какое?, какие?). Эпитеты обычно используются для передачи чувств, настроения, помогают автору не только описать предметы и явления, но и передать своё отношение к ним. Это образные определения.

Задание 4 Теперь ты сможешь найти и выписать из стихотворения И.А. Бунина эпитеты?_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5. Прочитай отрывок из рассказа К. Паустовского.  Найди в нём эпитеты.

       День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки.                                                                                                       Небо  над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.

      В лесах становилось всё сумрачнее, всё тише и, наконец, пошёл густой снег. Он таял в чёрной воде озера, щекотал лицо.

         Зима начала хозяйничать над землёй.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Почему писатель говорит, что «День как будто дремал»? Для чего он, говоря о снежинках, употребляет эпитет «одинокие»? Как автор описывает небо? Какие эпитеты употреблены со словом «тучи»?  Почему автор говорит, что снеговые тучи «медленные»? Как ты можешь описать словами  «густой» снег?

  • Каким синонимом можно заменить слово «пошёл», говоря о густом снеге?___________________ Почему поздней осенью вода в озере кажется чёрной? _____________________________________А какая она летом? _________________________________________В начале осени? ____________________________________________________.

          ЗНАНИЯ   И  УМЕНИЯ  ВСЕГДА  НАЙДУТ   ПРИМЕНЕНИЕ

Задание № 6.  Давай поиграем! «Кто больше?»

Подбери несколько слов, которые начинаются с четырёх согласных.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка

Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка  Программы, учебники и методические рекомендации для 3 класса способствуют обогащению словаря и речевой ку...

Проверочная работа по теме "Выразительные средства языка" (тропы, эпитеты, олицетворения)

Проверочная работа для диагностики усвоения темы "изобразительно-выразительные средства поэтической речи". На материале стихотворения Майкова ученикам предложено выявить и определить фигуры речи....

Карточка-помощница. Изобразительно-выразительные средства языка

Карточка поможет обучающимся начальной школы запомнить и при необходимости повторять данные литературные термины....

Проверочная работа по литературному чтению "Изобразительно-выразительные средства"

Проверочная работа по литературному чтению "Изобразительно-выразительные средства"...

Работа над изобразительно - выразительными средствами языка лирических произведений

Лирические тексты сложны для восприятия детьми. Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над изобразительно-выразительными средствами языка, так называемыми тропами. Часто детям б...