План-конспект урока по русскому языку 3 класс ПНШ "Существительные 3 склонения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
План - конспект по русскому языку. 3 класс ПНШ " Существительные 3 склонения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема «Существительные третьего склонения».
Цель: учить детей распознавать существительные 3 - его склонения, отличать их от существительных м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также изменять существительные 3 – его склонения по падежам; познакомить с новым для них устойчивым выражением «как аршин проглотить».
Задачи урока:
Добиться осознания того,что у одного типа склонения одинаковые окончания;
что ударные и безударные окончания при этом пишутся одинаково.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов; развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Тип урока: общеметодологической направленности(формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов)
Методы и приемы организации деятельности учащихся: проблемно- репродуктивный метод; беседа; фронтальная , самостоятельная, работа в парах, работа в тетради, работа с толковым и обратным словарями.
Ход урока
I.Орг.момент (Эмоциональный настрой)
II.Актуализация знаний
- Какую большую тему изучаем? (Скл.Имен существительных)(слайд1, щелк)
- Что называется склонением? (щелк, щелк)
(Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением.)
- Какие же существительные относятся к первому склонению? - Приведите примеры. (щелк)
- Какие существительные относятся ко второму склонению? Приведите примеры.(щелк)
- А к третьему? Приведите примеры.(щелк)
III. Определение темы и целей урока (слайд 2 )
- Ребята, какие склонения подробно мы уже рассмотрели? (I и II склонения) (щелк)
- Определите по содержанию тему сегодняшнего урока? ( Существительные III склонения. ) (щелк)
-Откройте учебник на стр.125, отметьте закладкой.
- Запишите в тетрадях: число, Классная работа.
- Что же мы узнаем на уроке Исходя из темы урока дети сами ставят цели и задачи . (Как изменяются по падежам существительные третьего склонения.)
- Мы будем учиться находить существительные третьего склонения, отличать их от других существительных и, конечно, изменять их по падежам.
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ
Работа по теме урока.
- Откройте учебник на нужной странице.
а) Чтение учителем вопросов в учебнике. Работа со Словарём устойчивых выражений.
- Сядьте удобно и послушайте, что случилось с Мишей на уроке.
- Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые или неодушевлённые предметы? – спросила Волшебница Мишу.
- Какого они рода? Как называются их окончания в начальной форме?
Миша стоял возле парты неестественно прямо и молчал.
- Что же ты, Мишенька, как аршин проглотил*? – забеспокоилась волшебница.
- Ничего я не глотал! Просто вы задали слишком много вопросов одновременно.
- Правильно ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Волшебница?
( Миша неправильно понял устойчивое выражение).
А куда мы можем обратиться, чтобы выяснить его значение? (К словарю, слайд 3)
- К какому словарю нужно обратиться?
(На страничке учебника расположена пиктограмма с буквой Ф)(щелк, щелк)
-Чтобы не терять время на уроке, авторы учебника вынесли значение фразеологизма на стр. 126 (Настя Крутикина читает громко! )
Как аршин проглотить – Стоять или двигаться очень прямо, не сгибаясь.
- А что же такое Аршин? «Аршин»)
(Настя продолжает):
Аршином называлась деревянная линейка длиной 71 сантиметр, которой в старину измеряли ткани, рост и другое. А теперь представьте себе, как будет двигаться человек, проглотивший такую линейку, - он будет идти прямо, не сгибаясь, как деревянный. Отсюда и устойчивое выражение: «как аршин проглотил» |
б) Ответы детей на поставленные вопросы.
- Вы можете помочь Мише ответить на вопросы волшебницы?
- Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые предметы?
- Какого они рода?
- Какие у них окончания в начальной форме?
- К какому склонению относится слово медведь? (II cкл.)
- А существительное лошадь?(III cкл.)
-А в чем особенность сущ. III cкл.? ( принадлежность к ж.р. и ь)
- Давайте найдем этому подтверждение.(слайд 4, щелк, щелк)
( Дети читают сообщение на плакате Летучей Мыши про себя, а затем друг другу рассказывают его вполголоса).
Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме относятся к IIIсклонению. |
- Так какие существительные относятся к III склонению?
в) Работа по учебнику
Выполнение упражнения №117 с. 126.
Цель данного упражнения научить детей распознавать и склонять существительные III склонения. В результате учащиеся убедятся, что у этих существительных в Р.п., Д.п., П.п. окончание –и.
( учащиеся выполняют его самостоятельно в тетради, а проверка будет в виде взаимопроверки).
-С каким словарем предстоит работать?
(Мы выпишем слова из Обратного словаря, т. к. мы на страничке учебника нашли условное обозначение «Я – А».)
Дети находят и выписывают следующие слова: жизнь, ладонь, степь, цепь, выпь, насыпь, россыпь, дверь.
- Какие существительные третьего склонения вы нашли?
- Значение всех ли слов вам понятны?(слайд 5, щелк, щелк, щелк)
- Где можно посмотреть значения непонятных слов? (В толковом словаре.)
(Объясняется значение слова: выпь.)
Выпь – ночная болотная птица из семейства цапель
Затем ученики склоняют три слова из тех, которые выписали (желательно, чтобы одним из слов было слово с ударным окончанием), выделяя окончания и закрашивая желтым карандашом окончание –и).
Взаимопроверка.
И.п. Жизнь, степь
Р.п. Жизни, степи
Д. п. Жизни, степи
В.п. жизнь, степь
Т.п. Жизнью, степью
П.п. о жизни, о степи
- В каких падежах сущ-е III склонения имеют окончание -и?( в Р. п., Д. п. и П.п.)?
Дети читают плакат Летучей Мыши
Существительные третьего склонения в Р. п., Д. п. и П.п. имеют окончание - и. |
-Расскажите правило друг - другу по парам
V. ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глаз и пальчиков)
в) Работа с учебником
С. 127 №118 . Цель данного упражнения – обнаружить различия в склонениях существительных I и II склонения на примере слов медведь и лошадь.
- Читайте задание про себя.
- Какие окончания имеют существительные во втором и третьем склонении ? (разные)
- Что интересного вам удалось обнаружить?
(Существительные второго и третьего склонения изменяются по-разному.)
- чтобы подтвердить это выбирают из обратного словаря любые два слова 2 и 3 склонения и письменно подтверждают, что существительные II и III склонения изменяются по- разному. Выделяют окончания
И.п. Парус запись
Р.п. паруса записи
Д. п. парусу записи
В.п. парус запись
Т.п. парусом записью
П.п. о парусе о записи Проверка, документкамера
- В каком падеже какие окончания имеют существительные II и III склонения? (Уч-ся видят, что окончания сущ-х II и IIIскл. в одинаковых падежах разные, т.е. эти сущ-е склоняются по-разному, у них разные наборы падежных окончаний )
С. 127 № 119 Цель данного упражнения – научить детей самостоятельно определять склонение существительных с основой на мягкий согласный, с Ь на конце.
- Прочитайте задание про себя. Что мы должны сделать?
- Определите одушевленность/неодушевленность сущ. сухарь и соль.
затем, определив род, ученики отвечают на вопрос, какое из них II склонение, а какое - III склонение.
Далее они подтверждают это письменно, склоняя эти слова и выделяя падежные окончания. Склоняя существительные, дети проверяют правильность выбора буквы окончания по таблице упр. 118 (по образцу).
- Удалось подтвердить наше предположение?
6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов
(слайд 6, щелк)
-Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
(Учились отличать существительные мужского рода с нулевым окончанием в
начальной форме от существительных женского рода с нулевым окончанием. Учились изменять существительные третьего склонения по падежам.)
-А для чего нам нужны эти знания? (Чтобы не допускать ошибок в написании падежных окончаниях имен существительных.)
На уроке:
- я узнал…
-у меня получилось…
-мне захотелось...
VI.Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения):
(слайд 6, щелк)
- А теперь давайте с вами дадим оценку нашей работе. Оцените каждый свою работу: нарисуйте смайлик
- если вы всё поняли, вам всё удалось, всё понравилось.
- если есть вопросы, на которые вы хотели бы найти ответ.
- если вам было трудно.
- Молодцы, спасибо за урок!
VIII.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников
(слайд 7щелк, щелк)
Д.з. Уч. с. 128 № 120 , правила на с.126 – 127.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Существительные третьего склонения
Фразеологизмы- устойчивые выражения ПРОГЛОТИЛ АРШИН Стоять или двигаться очень прямо, не сгибаясь
Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме относятся к III склонению
Выпь Ночная болотная птица ,из семейства цапель
Я сегодня на уроке учился ____________. У меня получилось___________________. Я испытывал затруднения, когда _________________ . С каким настроением я заканчиваю урок
Д омашнее задание У.с.128, упр.120, с.126- 127, правило
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс
Цели: - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»; -учить классифици...
План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.
данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, показывает работу обучающихся с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".
На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....
План - конспект открытого урока по русскому языку "Повторяем корень слова" ("Школа 2100", 1 класс)
План - конспект урока русского языка по ФГОС...