Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное как часть речи . УМК «Перспектива»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кирпичникова Юлия Анатольевна

Те

Тип урока: обобщение знаний.

Технология деятельностного подхода.

 Методы и приемы: проблемно-диалогический, исследовательская деятельность, работа в группах и парах, анализ поэтического текста, упражнения на развитие избирательной памяти.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для работы на уроке, листы с изображением зайца, синицы, ели, сосульки.

Структура урока:

                   I.            Организация внимания учащихся. Психологический настрой

                II.            Минутка чистописания.

             III.            Словарно- орфографическая работа «Угадай слово».

            IV.            Формулирование темы и целей урока.

               V.            Обобщение и систематизация изученного.

1.     Наблюдение над словами именами прилагательными.

2.     Обобщающая беседа «Что мы знаем о прилагательном».

3.      Работа с текстом . Отредактируй текст. Работа в парах.

4.     Физминутка.

5.     Игра «Подари предмету признак». Работа в группах.

6.     Выборочное списывание. Разноуровневая самостоятельная работа

7.     Зарядка для глаз  «Солнышко»

8.     Тестирование.

            VI.            Итог урока.

         VII.            Рефлексия.

      VIII.            Домашнее задание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx285.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение школа №1

Имени Виктора Носова

г. Тольятти

   

Конспект урока русского языка в 4 классе

по теме

 

«Имя прилагательное как часть речи .

                                                УМК «Перспектива»

            Урок разработала:

                   Кирпичникова Ю.А.

учитель начальных классов

УМК «Перспектива», 4 класс.

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи

Задачи:

обучающие:

  • систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;
  • пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
  • обратить внимание на роль прилагательных в речи;
  • закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных

развивающие:

  • развивать каллиграфические навыки;
  • прививать основы орфографической грамотности;
  • развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число;
  • развитие умения формулировать вопросы к заданию;
  • развитие умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении (толковании) значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;

воспитательные:

  • воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе;
  • воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности;
  • воспитывать уважение к одноклассникам;
  • воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до  конца).

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества; 
Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им;

Оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других.

 Регулятивные УУД

Формулировать тему урока, определять цель на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;
Целеполагание; 

Осуществлять самоконтроль, самооценку;
Обнаруживать место ошибки и выявлять причину;

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Личностные УУД

Самоопределение;

Осознание языка как основного средства человеческого общения;

Положительное отношение к изучению русского языка, уважение друг к другу.

Познавательные УУД

Читать, понимать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

Ориентироваться в своей системе знаний;

Использовать предметные знания в модельной ситуации;

Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Тип урока: обобщение знаний.

Технология деятельностного подхода.

 Методы и приемы: проблемно-диалогический, исследовательская деятельность, работа в группах и парах, анализ поэтического текста, упражнения на развитие избирательной памяти.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для работы на уроке, листы с изображением зайца, синицы, ели, сосульки.

Структура урока:

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой
  2. Минутка чистописания.
  3. Словарно- орфографическая работа «Угадай слово».
  4. Формулирование темы и целей урока.
  5. Обобщение и систематизация изученного.
  1. Наблюдение над словами именами прилагательными.
  2. Обобщающая беседа «Что мы знаем о прилагательном».
  3.  Работа с текстом . Отредактируй текст. Работа в парах.
  4. Физминутка.
  5. Игра «Подари предмету признак». Работа в группах. 
  6. Выборочное списывание. Разноуровневая самостоятельная работа
  7. Зарядка для глаз  «Солнышко»
  8. Тестирование.
  1. Итог урока.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организация внимания учащихся. Психологический настрой

Урок начинается с психологической разминки:

Встали дружно.

 Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Настроенье каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все, без исключения.

II. Минутка чистописания.   (слайд 1)

Открыли тетради. Записали число. Классная работа.

На доске запись. Спишите эти строчки в тетрадь.

 о а е и ы

  ая   яя   ий   ый   ой   ое   ее   ые   ие

Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.

 -  Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных.)

 -  Простым  карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы

Дети делят так:                                                 

4                  

 -  Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)

III. Формулирование темы и целей урока.

- Какие слова помогли узнать о ком идет речь ?

- А какие признаки можно указать у предмета?

- Кто может мне определить тему нашего урока.

Тема урока. Имя прилагательное как часть речи.  (слайд 2)

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

Определение целей урока.

- Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.

(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)

- Одновременно с этим мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.

IV.  Словарно-орфографическая работа (слайд 3)

Игра «Угадай слово».

По описанию узнать о ком идет речь. Записать эти слова, подчеркнуть орфограммы. ( слова отгадки появляются по щелчку). Один ученик у доски.

  1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.    (снегирь)

  1. Кто в беретке ярко красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит.  (дятел)

  1. Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет, крохи собирает.  (воробей)

  1. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья- белобока, зовут её ……  (сорока)

  1. Спинкой зеленовата, животиком желтовата.

Черненькая шапочка и полоска шарфика.    (синица)

Проверка написанного.

V. Обобщение и систематизация изученного.

  1. Наблюдение над словами именами прилагательными.

Поэтическая пятиминутка. Работа над стихотворением  (слайд 4)

Чтение стихотворения сопровождается показом зимних пейзажей,которые сменяются автоматически с интервалом 2 секунды. По окончании чтения появляется сам текст стихотворения.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

-  Какое время года описывает автор в своем стихотворении?

 -  Докажите это словами из стихотворения. ("Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным  очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой")

 -  С помощью, каких слов передает автор красоту зимней природы? (Снежная, ослепительная, пуховая…)

2. Обобщающая беседа.

Что мы знаем о прилагательном.  Заполнение карт.

 -  Какие это части речи? (Это имена прилагательные.) Так какую же роль выполняют прилагательные?

- А что же такое прилагательное. Давайте вспомним с вами все, что мы о нем знаем. На какие вопросы отвечает. Что обозначает?  (слайд 5)

-С какой частью речи согласуется?   (слайд 6)

- Как изменяются имена прилагательные?   (слайд 7)

(по числам, в единственном числе по родам)

- Зачем используются прилагательные в речи?

(Они делают речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета).  

3. Работа с текстом . Отредактируй текст.    (слайд 8)

 (Текст написан без прилагательных)

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

– Прочитайте текст. Понравился вам он? Какой это текст: описание или повествование?

-  Чего не хватает в тексте-описании?

- Что надо сделать чтобы текст стал «Живым». Давайте отредактируем текст.

Выслушиваются тексты, составленные детьми.

– А теперь придумайте название тексту.( Зимний лес; Утро в лесу; Лесная поляна…)

-Спишите текст, ставя прилагательные  в нужном падеже.

- С какой часть речи согласуется прилагательное?

Существительное с прилагательным живет  на редкость дружно.

Изменит окончание,  когда ему так нужно.

Оно его не бросит  в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде,     числе и падеже.

  Взаимопроверка работ.  Работа в парах.

 Сравните свой результат

 С работой соседа.

Исправьте ошибки, если нашли.

  Не просто исправьте, а докажите,

Что он не прав, а правы вы.

4.Физминутка. (слайд 9)

 Учащиеся совершают действия описанные в физминутке.

5.Игра «Подари предмету признак». Работа в группах. (слайд 10)

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным. Листок с изображением данных предметов у каждой группы.

1 группа – заяц

2 группа – снегирь

3 группа – ель

4группа – сосулька

Каждый представитель группы зачитывает слова.

6. Выборочное списывание. Разноуровневая самостоятельная работа

 (слайд 11)

-Сейчас вы выберите себе задания по уровням, чтобы проверить свои знания.

1 уровень.

Выпишите из текста сочетания сущ.+прил.

 2 уровень.

Выпишите из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число

 3 уровень.

 Выпишите из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число, падеж

Дети выбирают  себе задание по уровню, записывают в тетрадь.

7. Зарядка для глаз . (слайд 12)

- Чтобы наши глазки отдохнули, сделаем зарядку. Проследите за солнышком. 

8. Тестирование.

1 Выберите верное утверждение:    (слайд 13)

а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета

б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает предмет

в) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы    (слайд 14)

а) Кто? Что?

б) Какие? Какая? Какое? Какой?

в) Что делать? Что сделать?

3.Имя прилагательное согласутся с

а) существительным

б) глаголом

в) не согласуется

4. В какой строке даны только прилагательные:   (слайд 15)

а) синий, синь, синеть

б) надежда, белый, синий

в) надежный, синенький, синий

5. У прилагательного нет следующего признака:

а) числа        б) рода      в) времени

2.Проверка. Ответы на слайде по щелчку.

1в     2б   3а   4в    5в

VI.  Итог урока

Опишите его 2-3 словами-именами прилагательными.

VII. Рефлексия. (слайд 18)

- Что вам больше всего понравилось в уроке?

- Все ли у вас получилось на уроке?

-  Что вам хочется сказать самому себе?

Желтые кружочки - «все на уроке удалось»

Зеленые  -  «старался, но не все удалось»

Красные  –«Затруднялся выполнять большинство заданий»

VIII.  Домашнее задание.

Написать мини - сочинение на тему «Весенний день»

Приложение

1 группа «Заяц»

49319990_33780007_c8a92b587721.jpg

 

2 группа «Снегирь»

80823447_68321331_764229839.jpg

3 группа  «Ель»

E660-0901020.jpg

4 группа «Сосулька»

7785424204521242.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Имя прилагательное как часть речи"

Материал содержит конпект и презентацию по данной теме. Его можно использовать в любой образовательной системе при знакомстве с именем прилагательным....

« Школа 2100» Русский язык, 3 класс Тема: « Имя прилагательное как часть речи»

Цель: ознакомление с существенными признаками прилагательного и его ролью в   речи....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

УМК «Школа России», учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык» ...

Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное как часть речи"

Данный урок разработан для ознакомления с именем прилагательным и его ролью в речи и  умения точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи....

Русский язык 4 класс Тема:"Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных"

Урок - повторение, построен на ранее полученных знаний. Перед летьми в начале урока ставится проблемный вопрс: "Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?" На уроке испол...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс тема "Имя прилагательное как часть речи" УМК Школа России

представлен материал для 2 класса по русскому языку тема "Имя прилагательное кака часть речи"...

Урок русского языка (3 класс) Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Урок русского языка (3 класс)Тема: Имя прилагательное как часть речи....