Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Саблина Светлана Валентиновна

Данный урок разработан для ознакомления с именем прилагательным и его ролью в речи и  умения точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цели: 

1.  Познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи.

2.  Развитие умения точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи.    

3.  Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления.

4.  Прививать любовь к русскому языку.

Оборудование:  мультимедийная презентация к уроку;  учебник «Русский язык  3 класс».

Задачи: 

1. Развивать умения распознавать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи..

2. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

3. Развивать орфографическую зоркость.

4. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе.

Планируемые результаты

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

4. Ориентироваться на развороте учебника.

5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные УУД

1 Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Ход урока

Слайд 1

1.Организационный момент. Постановка целей урока.

Отгадайте тему урока:

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют ещё .…прилагательное  

Цель нашего урока – выявить знатоков по теме «Имя прилагательное»

Слайд 2

2.  Актуализация знаний

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

 ( Какой? Какая? Какое? Какие?)

-Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)

-Какая часть речи называется именем прилагательным?

(Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы:  Какой? Какая? Какие? Какое?)

Слайд 3

-Имена прилагательные всегда связаны с именами существительными.

Существительное с прилагательным
Всегда дружат обязательно.
Лист - зелёный
Лес - густой
Заяц - белый
День - большой.

-Подберите к именам существительным как можно больше прилагательных так,  чтобы они называли разные признаки этих предметов.

Слайд 4

3. Минутка чистописания

Запишите букву «че» и её сочетания с другими буквами.

Слайд 5

4. Работа по теме урока

Назовите признаки существительных ~ по цвету ~ и по вкусу.

Слайд 6

Проверьте себя!

Василёк (какой?) ~ синий,

ромашка (какая?) ~ белая,

солнце (какое?) ~ жёлтое,

редька (какая?) ~ горькая,

яблоко (какое?) ~ сладкое,

лимон (какой?) ~ кислый.

Слайд 7

Вывод:

Имена прилагательные могут обозначать различные признаки предметов.

Признаки ~  вкуса, ~ цвета, ~ запаха, ~ размера, высоты, ~ формы, ~ массы, ~ материала, ~ качества.

Слайд 8

Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была ~ красивой, ~ яркой, ~ интересной, ~ а также ~ для точности описания предметов.

Слайд 9

От существительных образуйте имена прилагательные.

Привет – ~3~ приветливый

место – ~3~ местный

чудеса – ~3~ чудесный

звезда – ~3~  звездный

интерес –  ~3~ интересный

рябина – ~3~  рябиновый

земляника – ~3~ земляничный

город – ~3~  городской

картофель – ~3~ картофельный

Физкультминутка

5. Продолжение работы по теме урока

Слайд 10

Понаблюдайте за словосочетаниями:

Черное море

Московский Кремль

Красная площадь

Омская область

Тихий океан

Новый год.

Это собственные названия.  ~ В Москве площадей много,  а Красная площадь одна. ~ В России областей много, но каждая область имеет своё название.

Запомните! ~ В собственных названиях имена прилагательные пишутся с заглавной буквы.

Запишите эти словосочетания. Составьте с одним из них предложение.

 6. Закрепление материала

Слайд 11

Напишите имена прилагательные вместе с подходящими по смыслу существительными.

(Соседний, соседский) дом, кот.

(Дружеский, дружный) класс, разговор.

(Жестокий, жёсткий) человек, стул.

Слайд 12

Проверьте себя:

Соседний дом, ~ соседский кот, ~ дружеский  разговор, ~ дружный класс, ~ жестокий человек, ~ жёсткий стул.

Слайд 13

Выпишите имена прилагательные, разбери их по составу.

Синева, синий, синеть, робеть, робкий, трусливый, трусость, забота, заботливый, мирить, мирный, мир, прыжок, прыгучий, прыгать, душистые, молодой, молодёжь, молодеет.

Слайд 14

7. Итог урока. Рефлексия

Продолжите фразы:

На уроке я повторил … .

Самым интересным было … .

8. Домашнее задание

Составьте десять словосочетаний: существительное +прилагательное

У предметов признаков немало.

Надо лишь внимательными быть.

Чтобы речь наша красивой стала,

Прилагательные не забудь употребить!

Слайд 15

Спасибо за урок! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". УМК "Перспектива", 4 класс.

Урок по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". Образовательная программа "Перспектива"...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...

Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."

Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...