«Учимся писать приставки на з//с».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Грыценко Татьяна Николаевна

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, программа «Начальная школа XXI века».

Тема: «Учимся писать приставки на з//с».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Цель: создание условий для усвоения правила о правописании приставок на з//с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Грыценко Татьяна Николаевна

Класс: 3

УМК: «Начальная школа XXI века», автор С.В.Иванов

Предмет: русский язык.

Тема: «Учимся писать приставки на з//с».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Цель: создание условий для усвоения правила о правописании приставок на з//с.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Уметь применять правило правописания приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-. Пользоваться алгоритмом. Называть слова с орфограммой «Парные по звонкости / глухости согласные в корне слова».

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно -составленному алгоритму, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; овладеть  логическими действиями анализа, синтеза, классификации,  причинно-следственных связей, построения рассуждений.                            

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  

Иметь личностную мотивацию  к познавательной деятельности, выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать  новое

Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть

решена

 (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Работа в парах.

 - Прозвенел и смолк звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок,
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и свободно дается учение.

Психологический настрой:
- А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и
помогает вам.

Учащиеся включаются в работу, выполняют упражнение.

Выражают положительное отношение к процессу познания

Наблюдение: определение степени включенности в учебную деятельность.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Фронтальная беседа, индивидуальная работа 

На доске:

Минутка чистописания.

г/к   д/т   н/ц   б/п   в/ф   ж/ш

Выдвигает проблему, проводит параллель с  ранее изученным материалом.

- Что объединяет эти буквы?

- По какому принципу сгруппированы буквы?

- Какую пару считаете лишней в этом ряду?

- Какую пару нужно добавить?

- Пропишите парные согласные в тетради.

Знакомятся с заданием, сравнивают, анализируют, делают выводы.

(Они обозначают согласный звук)

(Пары образованы  из букв, обозначающих звонкий и глухой звук.)

(н/ц – не являются парными)

(з/с)

Выполняют письмо по образцу (минутка чистописания)  

Умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу.

Вырабатывают каллиграфический почерк.

3

Постановка учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации

Фронтальная работа

Организует и координирует работу учащихся.

Вопросы и задания:

– Прочитайте слова.

- Что вы заметили?

- По какому принципу распределили слова в 2 столбика?

– Выделите часть слова, которая стоит перед корнем. Как она называется?

– Можно ли сказать, что приставки пишутся так, как слышатся?

- Какова тема урока? (Правописание приставок с буквами з и с)

- Какую учебную задачу мы должны будем выполнить? (Выяснить, можно ли проверить, как пишутся эти приставки; научиться писать слова с приставками)

- Где мы можем узнать эту информацию? (в учебнике, справочнике, в Интернете).

- Но интереснее  догадаться самим.

Приложение №1  

На доске записаны слова:

Осуществляют анализ и синтез, делают выводы.

Умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

4

Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Групповая работа

Организует обсуждение ответов на вопросы.

- Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами с интересующими нас приставками, для этого поработаем в группах.

Перед работой вспомним правила сотрудничества.

- Еще раз прочитайте слова каждого столбика. Попробуйте определить, когда пишется приставка, оканчивающаяся на з, а когда  - на с.  

Карточка №1. Задание 1.

- Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы.

- Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с?

- Как мы можем себя проверить? (сравнить свой вывод с выводом в учебнике, найти нужную информацию в интернете)

Учащиеся читают вывод в учебнике на стр.66.

Карточка №1. Задание 2.

Вывод.

- Проверка.

- Что ещё мы можем сделать, чтобы лучше запомнить это правило? (составить алгоритм)    

Приложение №2.

Рассуждают, анализируют, оценивают, выбирают

Делают выводы о правописании приставок, сравнивают свой вывод с выводом в учебнике.

Все включены в деятельность

Читают правило.

Записывают вывод в карточку.

Составляют алгоритм под руководством учителя.

Владеют навыками сотрудничества, партнерства.

5

Применение полученных знаний. Первичное закрепление.

Зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении, новых правил при выполнении задания.

Фронтальная работа

- А теперь наш помощник (алгоритм) будет помогать нам в выборе нужной приставки.

- Предлагаю вам поработать у доски для того, чтобы лучше запомнить алгоритм и потренироваться в написании слов с приставками, оканчивающимися на с- и з-.

Учащиеся выполняют упражнение 1 на странице 66.

Умеют преодолевать трудности, применяя новые правила.

Выполняют упражнение, комментируя свои действия.

Записать буквами: [ис]править,  [рас]пилить, [раз]бить, [рас]сыпать, [из]резать, [рас]таять, [б`ис]полезный, [рас]сказ.

Следуют установленным правилам в планировании и контроле способа решения

6

Физминутка

Зарядка для глаз:

- Крепко зажмурить глаза, считать до 3-х, открыть, посмотреть вдаль, считать до 5-ти. Повторить 4-5 раз.

- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, считать до 5-ти. Повторить 4-5 раз.

Учащиеся выполняют действия.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия; организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).

Парная работа.

Карточка №2.

- Замените словосочетание одним словом с приставкой, оканчивающейся на «з-» или «с-». Распределить в два столбика. 

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Жидкость без цвета (бесцветная)

3. Дорога без конца (бесконечная)

4. Плач без звука (беззвучный)

5. Движение без шума (бесшумное)

6. Пустыня без воды (безводная)

- Придумайте ещё по одному слову в каждый столбик, только такие, какие мы сегодня еще не записывали.

- Взаимопроверка. Есть ли ошибки?

- Проверка по эталону. Кто выполнил без ошибок?

Выполняют задание в паре.

Умеют преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые правила.

На доске:

Приложение №3. Эталон для проверки

Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя  информацию, полученную на индивидуальной карточке, в учебнике.

Умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь напарника.

Осуществляют взаимо- и самоконтроль при выполнении письменных заданий.

8

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

- Какую учебную задачу мы поставили? (научиться писать слова с приставками, которые оканчиваются на з и с)

- Проверить, достигли ли мы её, нам поможет самостоятельная работа,

После выполнения проходит обсуждение результатов.

бе…болезненный

ра…жимать

бе…жалостный

ра…свет

и…вестный

бе…дельник

бе…цельный

ра…бить

ра…писание

бе…облачный

и…рубить

ра…ведка

Работа с перфокартой.

Проверка: - У кого получилась 5? Значит, в вашей работе нет ошибок. Вы молодцы!

Работают с перфокартами.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебной задачи.

(Если все выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв з, получится цифра 5)

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.  

-  Какую учебную задачу мы поставили?

Оцените свои знания с помощью "Светофора":
- урок принес вам знания и поможет в дальнейшем, и у вас хорошее настроение, возьмите зеленый сигнал светофора;

- вам было трудно и многое не получалось, то зажгите красный сигнал;

- если не все получалось, но вы надеетесь, что все сможете преодолеть, повторив еще раз, то зажгите желтый сигнал.
- Посмотрите, сколько зеленых огоньков у нас горит. Я думаю, что урок удался.
- Мы на славу сегодня потрудились,
Многому на уроке научились.
- Молодцы!

-  Мы много сегодня узнали. Тема трудная, слух нас иногда обманывает. Но алгоритм остаётся у вас, пользуйтесь им при затруднениях.

Домашнее задание: найти и записать пословицы, загадки с орфограммой “Приставки на з/с”.

Подводят итог, самооценку работы на уроке.

Осуществляют оценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Принимают учебное  задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания.

Приложение №1  

Приложение №2  Алгоритм

ВЫДЕЛЯЕМ КОРЕНЬ

ВЫДЕЛЯЕМ ПРИСТАВКУ

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПЕРВЫЙ ЗВУК КОРНЯ

ГЛАСНЫЙ

СОГЛАСНЫЙ

Пишем з-

ЗВОНКИЙ

ГЛУХОЙ

Пишем з-

Пишем с-

Приложение №3. Эталон для проверки.

беззаботный

бесцветная

беззвучный

бесконечная

безводная

бесшумное

Карточка №1. Для групповой работы.

Задание 1. Прочитай слово, выдели приставку и запиши её в нужный столбик.

перед глухим согласным

перед звонким согласным

перед гласным

 безопасный

разыграть

развеять

избежать

бесполезный

распилить

исправить

искусать

Задание 2. Вывод.

Приставки с буквой с (рас, бес, ис) пишутся перед                          согласными.

Приставки с буквой з (раз, без, из) пишутся перед                           согласными и перед ___________________.

Карточка №2. Для парной работы.

- Замените словосочетание одним словом с приставкой, оканчивающейся на «з-» или «с-». Распределить в два столбика. 

1. Ребенок без забот

2. Жидкость без цвета

3. Дорога без конца

4. Плач без звука

5. Движение без шума

6. Пустыня без воды

Карточка №3. Для индивидуальной работы.

- Вставьте в приставку нужную букву.

бе…болезненный

ра…жимать

бе…жалостный

ра…свет

и…вестный

бе…дельник

бе…цельный

ра…бить

ра…писание

бе…облачный

и…рубить

ра…ведка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 3 кл по теме "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з-, с--

Урок закрепления по теме "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з-, с-" по УМК "Школа 21 века".Целью данного урока является совершенствование умения применять алгоритм правила. Данный урок сопров...

технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....

Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з-/с-

Урок русского языка в 3 классе по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. (УМК "Начальная школа XXI века")...

Урок русского языка 2 класс "Учимся писать приставки" (УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока : открытие новых знанийЦели: организовать  работу учащихся  с группой приставок, в которых пишется буква а;  учить определять место орфограммы в слове.Задачи:Образовательные: ...

Учимся писать приставки. Урок во 2 классе.

Урок открытия новых знаний. На уроке дети знакомятся с группой приставок, в которых пишется буква а. Урок составлен в соответствии новым государственным стандартам....

Урок русского языка в 3 классе "Учимся писать приставки"

Правописание приставок. оканчивающихся на -з, -с....