Разработка занятия по обучению грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Старушко Антонина Николаевна

Закрепление умения составлять слоги, слова, предложения с изученными буквами, формирование умения различать твердые и мягкие согласные звуки, составлять звуковой анализ слов; развитие мышления, умения доказывать свою точку зрения, строить высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.98 КБ
Файл Презентация к уроку2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Упражнения в чтении слов, предложений с изученными буквами.

Педагогическая цель

Закрепление умения составлять слоги, слова, предложения с изученными буквами, формирование умения различать твердые и мягкие согласные звуки, составлять звуковой анализ слов; развитие мышления, умения доказывать свою точку зрения, строить высказывания.

Тип урока

Урок – рефлексия

Планируемые
результаты
(предметные)

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление.

Предметныезнают названия букв и звуков, умеют: составлять звуковую схему слова, различать согласные твердые, мягкие, определять количество слогов, читать слова и составлять предложения.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров, правильно выражать свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнёров, так и самих себя.

Межпредметные связи: обучение грамоте (письмо), окружающий мир, математика.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: оценка правильности чтения слов, предложений; формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – выполняют звукобуквенный анализ слов.

Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение.

Оборудование

Компьютер, PowerPoint, карточки с заданиями.


Технологическая карта урока

Этапы
урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация
начала урока

Фронтальная, индивидуальная

Приветствие. Проверка готовности к уроку
- У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте мы повернемся и поздороваемся с ними.

-Звенит звонок, начинается урок.

Быть должны  у нас в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

-А девиз у нас такой,

Все, что надо под рукой!

- А что у вас под рукой? Покажите мне азбуку, пеналы, счетный материал.

Отлично, присаживайтесь.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность
к уроку, эмоционально настраиваются
на урок

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

Индивидуальный. Проверка готовности
к уроку

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя

Мотивация  к УД

- Сегодня по пути в школу я встретила будущего первоклассника.  Он спросил меня, зачем надо   ходить в школу?  Лучше сидеть дома, смотреть телевизор, играть в компьютер.

Может   действительно это так?!                                                                                          (ответы детей)

-Во всех школах чему-то учатся. А чему вас учат в школе?

- А на каких уроках  вы учитесь писать? Считать? Читать?

- А только ли дети учатся в школе?

- А могут ли птицы и звери получать знания? А какие знания они могут получать? (птицы могут научиться летать, звери бегать, добывать пищу)

- А как вы думаете, где они могут получить эти знания? (В школе.)

- А где будет находится такая школа?

-К нам на урок пришли звери.

Слайд 1.

Слайд 2.

Внимательно
слушают.

Отвечают на вопросы.

Принимают
учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

III. Мотивация учебной деятельности.

1.

Фронтальная, индивидуальная. Практический, сло-
весный. Упражне-
ние для
развития мелкой
моторики

-  Сегодня вы будете моими помощниками –  младшими учителями и поделитесь своими знаниями со зверятами. 

Слайд 3.

- А теперь мы все вместе отправляемся в сказочный город «Буквоград».

Есть на  речке, на Чернильной

Город маленький, непыльный.

С незапамятных времен

Буквоград зовется он.

В этом городе живет Удивительный народ.

-Но мы не просто будем гулять по этому городу, а должны сделать одно очень доброе дело. Королеве Буковке нужна помощь. Ее похитила злая фея Буквоедка. Поможем королеве Буковке? Но чтобы ее освободить, нужно выполнить все задания злой феи. Вы готовы?

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Согласие детей.

Внимательно
слушают.

Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук

2.

- А вот и первое ваше задание. Вам нужно будет сделать звуко-буквенный анализ слов, картинки которых вы увидите на экране. (Волк, тигр, лиса.)

Слайд 4.

Умение выполнять звуко-буквенный анализ слов, определять ударение.

Фронтальный, индивидуальный.

3.

Групповая работа по рядам, фронтальная.

Слайд 5, 6, 7.

Следующее задание.

- Посмотрите, какие красивые на дереве птички. У них несчастье. Они несли в клювиках слова для учеников лесной школы, но поднялся сильный ветер. Слова рассыпались на слоги. Вы поможете им собрать слова?

- Какие слова у вас получились?

Тигры

Лоси

Волки

Сороки

Лисы

Кролики

- Что вы заметили?

-Какое слово лишнее? (Сороки)

- А какое еще слово может быть лишним? Почему? (Кролики-домашние животные.)

- К каждому заданию нужно подходить творчески.

- Замечательно! У вас все получилось!

- Ребята, а почему вы смогли прочитать эти слова?

- Как вы думаете, достаточно ли только знать буквы, чтобы уметь хорошо читать?

- А что нужно для того чтобы читать выразительно, красиво? (Упражняться, тренироваться.)

- Скажите, а мы достаточно хорошо уже читаем с вами? Нужно ли нам тренироваться?

- А как вы думаете, чем мы будет заниматься на уроке?

- Мы будем с вами закреплять чтение слов и предложений с изученными буквами.

Слайд 8.

Составляют слова из слогов, анализируют их , находят лишнее слово.

Фронтальный.

4. Работа с предложениями.

Фронтальная, парная.

Продолжаем наше путешествие.

Физминутка.

Вышли дружно как-то раз

Погулять в лесу сейчас!

Потянулись, улыбнулись

И на месте повернулись.

Слайд 9.

- Ребята у какого дерева мы с вами очутились?

- А кто сидит под этим деревом? (Заяц)

- А какое у него настроение? (Грустное)

- Заяц так быстро бежал, торопился на урок, что слова в составленных предложениях рассыпались. Давайте составим предложения.

Утром на лугу туман.

На траву упала роса.

- Ребята, а почему именно это слово поставили в начале предложения, а это в конце?

- Ребята, какие вы молодцы! Какие задания мы с вами выполнили, чтобы приблизиться к замку Буквоедки?

- Что мы делали с вами?

- вы справились со всеми заданиями, и Буквоедка вернула нам Буковку.

Физминутка.

Как живешь?

Как идешь?

Как берешь?

Как даешь?

Как сидишь?

Ночью спишь?

А теперь мы потянулись и Буковке улыбнулись,

До свидания сказали и в лесную школу побежали!

Выполняют задание в парах.

Слайд 10.

- И вот нас встречает учитель лесной школы Михаил Иванович. Он приглашает вас посидеть на уроке обучения грамоте и показать зверятам-первоклассникам, как надо читать.

Работа по учебнику с. 100-101.

Прежде, чем мы начнем читать, нужно горлышко размять. Откройте учебник на с. 99

-Давайте подберем слова, противоположные по смыслу.

-Сейчас мы поработаем с нашим голосом, попробуем произнести слова сначала громко, а потом тихо.

Скажи по громче слово гром,

Грохочет будто в небе он.

Скажи по тише-шесть мышат

И сразу мыши зашуршат.

-Теперь наш голос готов для чтения текста.

- Как называется текст? (На лугу) давайте рассмотрим картинку.

- Кто на ней изображен?

- О ком будет этот текст? (О лягушке на лугу.)

Давайте узнаем о чем этот текст. (Чтение-два ребенка по частям.)

- О чем говорится в этом тексте?

- Где происходило все действие?

- В какое время суток это происходило? (утром)

- Кто прискакал на луг?

- Чему обрадовалась лягушка? (тому, что сыро)

- А почему на лугу было сыро? Дождь прошел?

- куда потом роса исчезла? (солнце выпило)

Потом чтение по цепочке (если успеем).

Поменять местами слова совок и крупа.

IV. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная. Словесный. Беседа

- Спасибо, ребята! Какие вы молодцы! Ученики лесной школы услышали как нужно правильно читать текст. Если хотите, прочитайте этот текст родителям и расскажите, что мы сегодня делали на уроке чтения.

- Давайте это обсудим.

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Какова была тема сегодняшнего урока? Слайд 11. 

- Какие задания вам понравилось выполнять на уроке? Почему?

Закончите предложение:

- Сегодня на уроке у меня получилось…

(составлять слова

собирать предложения

читать

работать в паре)

- Знания товарищей помогли мне (составить слова, предложения, понять смысл текста).

- Ребята, Михаил Иванович со своими учениками решил вас поблагодарить и передал вам пушистиков с разными настроениями. Слайд 12.

- Ребята я благодарю вас за урок, за ваши старания, за ваше внимание, за активность! Все молодцы.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу
на уроке

Фронтальный. Устные ответы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Тигры Лоси Волки Сороки Лисы Кролики

Слайд 7

Тигры Лоси Волки Сороки Лисы Кролики

Слайд 8

Чтение слов и предложений с изученными буквами

Слайд 11

Чтение слов и предложений с изученными буквами

Слайд 12

Пушистики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков по обучению грамоте

Знакомстов с буквой и звуком. Выработка умения находить изучаемый звук в словах, чисто его проговаривать. Умение обобщать полученные знания....

Разработка занятия по обучению грамоте (шестилетки).

Данное занятие поможет родителям шестилеток подготовить своего ребенка к школе....

Методические разработки к урокам обучения грамоте в 1 классе

Методические разработки  к урокам обучения грамоте по УМК "Перспективная начальная школа"Конспекты уроков в букварном периоде....

Методические разработки к урокам обучения грамоте в 1 классе

Конспект уроков  в период обучения грамоте в 1 классе....

Разработка урока по обучению грамоте "Звук и буква Ш" для глубоко - умственно - отсталых детей

Создание игровых ситуаций в период обучения грамоте повышает познавательную активность и интерес к учебной деятельности. Урок помогает познакомиться с новым звуком и буквой, закрепить произношение зву...

Методическая разработка урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Строчная буква п". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В,А, Илюхиной "Строчная буква п". УМК "Школа России"...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...