Разработка урока по обучению грамоте "Звук и буква Ш" для глубоко - умственно - отсталых детей
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Создание игровых ситуаций в период обучения грамоте повышает познавательную активность и интерес к учебной деятельности. Урок помогает познакомиться с новым звуком и буквой, закрепить произношение звука в слогах, находить звук и выделять его в слогах, слове. В работе используется дифференцированный подход к учащимся, различные методы обучения, урок носит частично - поисковый характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звук и буква Ш | 85.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Артюхова Ольга Петровна
учитель начальных классов
МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4» г. Осинники
Урок обучения грамоте в классе для глубоко – умственно – отсталых детей.
Тема «Звук и буква Ш»
Цели:
- знакомство со звуком и буквой Ш.
- закрепить произношение звука [ш] в слогах.
- учить находить звук и выделять его в слогах, слове.
- развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность
- воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.
Оборудование: артикуляционный профиль, зеркала, мягкая игрушка ”Мышонок”, предметные картинки.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Сообщение темы, цели урока.
– Ребята, сегодня необычный урок. Я расскажу вам интересную историю. Как вы думаете, про кого будет моя история? А про того, о ком говорится в загадке. Учитель читает загадку:
Пи, пи, пи – она сказала,
Сразу в норку убежала.
Что же это за малышка?
Это маленькая …. (мышка)
(Стук в дверь).
Учитель:
- Кто же это может быть?
– Ребята, к нам в гости пришел Мышонок Мыша. Сегодня на уроке мы вместе с Мышонком познакомимся с новым звуком и буквой [ш].
Артикуляционная гимнастика.
– А сейчас я вам расскажу интересную историю. Как обычно начинаются все истории?
Жил – был на свете Мышонок Мыша. Он был очень веселый и каждое утро выглядывал в окошечко своего домика и улыбался прохожим (Последовательное выполнение упр-ий «Забор» и «Окошечко»).
Упражнение «Забор»:
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya6.jpg
Упражнение «Окошко»:
широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно"
http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya1.jpg
Мышонок был большим сладкоежкой, он очень любил круглые бараночки (упр-е «Колечко») и сладкое печенье (упр-е «Лопата»).
Упражнение «Колечко»:
открыть рот, округлив губы рупором, вытянуть их вперед. Положение губ, как при произнесении звука О.
« Губки круглые сложи
И колечко покажи»
Упражнение «Лопата»:
улыбнитесь, откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
«Вот она, лопатка,
– Широка да гладка».
И все это он ел с вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»).
Упражнение «Вкусное варенье»:
улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya19.jpg
Варенье Мыша запивал чаем из чашечки (упр-е «Чашечка»).
Упражнение «Чашечка»:
Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya4.jpg
Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажите Мышонку Мыше, как это делать. (Дыхательное упражнение «Фокус»).
Дыхательное упражнение «Фокус»
Чтобы фокус получился, надо:
- Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней
губе, посередине остается желобок).
- Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
- Сделай вдох через нос.
- Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).
III. Повторение изученного материала.
– Ребята, Мышонок Мыша пришел поучиться с нами и принес с собой «золотой» мешочек с орешками. Посмотрите, сколько орешек лежит в мешочке? Но орешки не простые (орешки с буквами), они все перепутались. Давайте поможем Мышонку разложить орешки в сундучки.
А С М О Х У
- Какие орешки мы положим в красный сундучок?
- Почему? (эти буквы обозначают гласные звуки)
- Какие орешки мы положим в синий сундучок?
- Почему? (эти буквы обозначают согласные звуки)
- Молодцы! Вы помогли Мышонку. Вы настоящие друзья.
IV . Формирование новых знаний.
Однажды Мышонок отправился на прогулку, при этом тихонечко шуршал: ш-ш-ш. Повторите, какой звук произносит Мышонок Мыша? Но что – то наш Мыша заблудился, никак не может найти дорожку. Давайте поможем ему. Произносят звук [ш] по цепочки.
«Разноцветные дорожки»
«Иди» (веди пальчиком) с Мышонком Мышей поочерёдно по каждой дорожке и шурши: Ш-Ш-Ш. «Идти» и шуршать надо непрерывно, что бы звук звучал долго. Для этого сделай посильнее вдох и на выдохе произноси. Куда привела красная дорожка?
Теперь иди по другим дорожкам и шурши: Ш-Ш-Ш.
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?
– Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].
– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… . В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.
Характеристика звука
– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?
– Правильно,звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук.
Связь звука с буквой.
–Как-то раз Мышонок Мыша шалил дома и нечаянно перевернул табуретку. На шум прибежали мама и папа, а мышонок, чтобы его не ругали, быстро сочинил стишок:
Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш.
На что мама и папа только улыбнулись.
– Ребята, звук [ш] обозначается – буквой Ш.
– А на что похожа еще буква Ш? (На доску вывешивается рисунок с изображением буквы).
- Из каких элементов состоит эта буква? (из 4-х палочек)
Давайте посмотрим, как будем писать эту букву. (Учитель объясняет и показывает написание печатной буквы Ш)
Закрепление связи между звуком и буквой /Ш/
- Покажи букву /Ш/.
- Сложите из палочек букву (или вкладывание буквы Ш из фасоли).
Коррекция тактильных ощущений.
- Проведите пальчиком по букве, вырезанной из наждачной бумаги.
Закрепление звука [ш] в слогах.
Мышонок Мыша очень любит петь и каждый день он садится за пианино и поет свои любимые ритмичные песенки – шуршалочки. Давайте пропоем вместе с Мышонком:
(пение по слоговой таблице)
ша – шу – шо
шу – шо – ша
шо – ша – шу
(Ребенок « играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)
– А после того как Мыша попоет, он любит грызть орешки:
аш – ош – уш
ош – уш – аш
уш – аш - ош
(Ребенок проговаривает слоги, поочередно соединяя пальчики сначала на одной, затем на другой руке.)
Развитие фонематического восприятия.
С тех пор, как Мышонок Мыша научился петь песенки, он полюбил играть в игру «Ловишки». Знаете эту игру? Давайте поиграем в эту игру.
Игра «Ловишки»
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ш]. (Взрослый произносит сначала звуки, а затем слоги медленно; увидев, что ребё нок успевает «ловить» звук, темп можно ускорить.)
- Из ряда звуков: а -х-м-ш- у -м-о-ш-с-а-ш.
- Из ряда слогов: ма-ха-ша-мо-шо-со-ху-му-шу.
Физкультминутка «Вышли мышки…»
– Ребята Мышонок Мыша очень любит играть в разные интересные игры. Его любимая игра “Вышли мышки”. Сейчас и мы с вами сыграем в эту игру.
Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)
Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)
Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.)
Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук "дернули за гири".)
Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)
Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.)
- Молодцы! Садитесь.
- Отправился Мышонок в комнату, спрятался там и тихонько шуршит: ш – ш – ш.
- Чем это он так шуршит?
Давайте посмотрим и прошуршим вместе с Мышей?
- Это он нашёл коробку с картинками и разглядывает их. Чтобы никого не обидеть, решил картинки поделить. Картинки с каким звуком в названии возьмет себе Мышонок Мыша? Давайте поможем ему отобрать картинки, в названии которых звук [ш] слышится в начале слова, звук [ш] слышится в середине слова.
Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова, под второй – [ш] в середине слова.
Ш__________ ______Ш_______
(в начале слова) (в середине слова)
Учитель поочередно показывает картинки, а дети называют, что на них изображено. Картинки вывешивают на доску.
– Молодцы!
Итог урока.
- Нам пора прощаться с Мышонком Мышей. Я думаю, что наш гость остался доволен вами. Вы сегодня очень хорошо ему помогали! В течение всего урока он наблюдал за вами, видел, что вы вели себя правильно: не шумели, не шалили. И он вел себя также.
– Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?
– А с каким звуком мы сегодня познакомились?
– Правильно, звук [ш].
– А какой это звук?
– Это твердый, глухой, согласный звук.
- Какой буквой обозначается этот звук?
– Понравилось ли вам урок?
– До свидания.
Прозвенел звонок с урока,
Поиграть пришла пора,
Что узнали на уроке –
Не забудем никогда.
Список литературы
- Алышева Т.В., Эк В.В. Сравниваем, считаем: рабочая тетрадь по математике: подготовительный класс:в 2 ч. Ч.2 – М.: Издательство «Просвещение», 2007. – 7 с. (рис. орех)
- Ванюхина Г. “Речецветик”. “Русич”, 1996 г.
- Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произно шения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с: (рис. фокусник, пианино, разноцветные дорожки)
- Математика для малышей 5 – 7 лет. Цифры, числа, геометрические фигуры / А.В.Благонравова; худож. А.А.Селиванова.- Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ. 2009. – 7с. (рис. сундучок)
- Поваляева М.А. “Сказки о веселом язычке” - Ростов-на-Дону “Феникс”, 2003 г.
Ванюхина Г. “Речецветик”. “Русич”, 1996 г.
- Считарь. Числа, счет, сложение / А.Усачев; худож. О.Бабкин, С.Бабкина - М.: «РООССА» 2011. – 3-4 с. ( рис. мышки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
ПРОГРАММЫОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ...
Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема. Буква Б и звуки (б-б")
Эта презентация может быть использована на уроках по обучению грамоте в 1 классе....
Программы обучения глубоко умственно-отсталых детей НИИ ДЕФЕКТОЛОГИИ.
ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ . В ПОМОЩЬ ДЕФЕКТОЛОГУ....
Программа обучения глубоко-умственно отсталых детей А.Р. Маллера (СБО)
Адаптированная программа для коррекционных школ на основе программы А.Р. Маллера ( Социально - бытовое ориентирование)...
Программа обучения глубоко-умственно отсталых детей А.Р. Маллера (ПТО)
Адаптированная программа для коррекционных школ А.Р. Маллера по предмету Профессионально- техническое обучение...
Программа обучения глубоко-умственно отсталых детей А.Р. Маллера ( ХБТ)
Рабочая программа по хозяйственно – бытовому труду и привитию навыков самообслуживания для 8 класса разработана на основе «Программы обучения глубоко умственно-отсталых д...
Программа обучения глубоко-умственно отсталых детей А.Р. Маллера (Физкультура и движение)
Рабочая программа по физической культуре и развитию движений для 8 класса разработана на основе «Программы обучения глубоко умственно-отсталых детей». А. Р. Маллер, Москва 1983 год....