Разработка урока по обучению грамоте "Звук и буква Ш" для глубоко - умственно - отсталых детей
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Создание игровых ситуаций в период обучения грамоте повышает познавательную активность и интерес к учебной деятельности. Урок помогает познакомиться с новым звуком и буквой, закрепить произношение звука в слогах, находить звук и выделять его в слогах, слове. В работе используется дифференцированный подход к учащимся, различные методы обучения, урок носит частично - поисковый характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Звук и буква Ш85.48 КБ

Предварительный просмотр:

Артюхова Ольга Петровна

учитель начальных классов

МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4» г. Осинники 

Урок обучения грамоте в классе для глубоко – умственно – отсталых детей.

Тема «Звук и буква Ш»

Цели:

  1. знакомство со звуком и буквой Ш.
  2. закрепить произношение звука [ш] в слогах.
  3. учить находить звук и выделять его в слогах, слове.
  4. развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность
  5. воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.

Оборудование: артикуляционный профиль, зеркала, мягкая игрушка ”Мышонок”, предметные картинки.

Ход урока:

 Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

 Сообщение темы, цели урока.

– Ребята,  сегодня необычный урок.  Я расскажу  вам интересную историю. Как вы думаете, про кого будет моя история? А про того, о ком говорится в загадке.  Учитель  читает загадку:

Пи, пи, пи – она сказала,

Сразу в норку убежала.

Что же это за малышка?

Это маленькая ….  (мышка)

 (Стук в дверь). 

Учитель:

- Кто же это может быть?

 – Ребята, к нам в гости пришел Мышонок Мыша. Сегодня на уроке мы вместе с Мышонком познакомимся с новым звуком и буквой [ш].

Артикуляционная гимнастика.

– А сейчас я вам расскажу интересную историю. Как обычно начинаются все истории?

Жил – был на свете Мышонок Мыша. Он был очень веселый и каждое утро выглядывал  в окошечко своего домика и улыбался прохожим (Последовательное выполнение упр-ий «Забор» и «Окошечко»).

Упражнение «Забор»:

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya6.jpg

Упражнение  «Окошко»:

широко открыть рот — "жарко"

закрыть рот — "холодно"

http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya1.jpg

      Мышонок был большим сладкоежкой,  он очень любил круглые бараночки (упр-е «Колечко») и сладкое печенье (упр-е «Лопата»).

Упражнение «Колечко»:  

открыть рот, округлив губы рупором, вытянуть их вперед. Положение губ, как при произнесении звука О.

  « Губки круглые сложи

    И колечко покажи»

Упражнение «Лопата»:  

 улыбнитесь, откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

   «Вот она, лопатка,

   – Широка да гладка».

     И все это он ел с вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»).

Упражнение «Вкусное варенье»:

улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya19.jpg

     Варенье Мыша запивал чаем из чашечки (упр-е «Чашечка»).

Упражнение «Чашечка»:

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya4.jpg

      Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажите Мышонку Мыше, как это делать. (Дыхательное упражнение «Фокус»).

 Дыхательное упражнение «Фокус»

 Чтобы фокус получился, надо:

  1.  Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней

 губе, посередине остается желобок).

  1. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
  2. Сделай вдох через нос.
  3. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

      А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).

III. Повторение изученного материала.

 – Ребята, Мышонок Мыша пришел поучиться с нами и  принес с собой «золотой» мешочек с орешками. Посмотрите,  сколько орешек лежит в мешочке? Но орешки не простые (орешки с буквами),  они все перепутались.  Давайте поможем Мышонку разложить орешки  в сундучки.

      А           С           М           О            Х            У        

- Какие орешки мы положим в красный сундучок?

- Почему? (эти буквы обозначают гласные звуки) 

- Какие орешки мы положим в синий сундучок?

- Почему? (эти буквы обозначают согласные звуки)

- Молодцы! Вы помогли Мышонку. Вы настоящие друзья.

IV . Формирование новых знаний.

Однажды Мышонок отправился на прогулку, при этом тихонечко шуршал: ш-ш-ш. Повторите, какой звук произносит Мышонок Мыша? Но что – то наш Мыша заблудился,  никак не может найти дорожку. Давайте поможем ему. Произносят звук [ш] по цепочки.

«Разноцветные дорожки»

 «Иди» (веди пальчиком) с Мышонком Мышей поочерёдно по каждой дорожке и шурши: Ш-Ш-Ш. «Идти» и шуршать надо непрерывно, что бы звук звучал долго. Для этого сделай посильнее вдох и на выдохе произноси. Куда привела красная дорожка?

   Теперь иди по другим дорожкам и шурши: Ш-Ш-Ш.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… . В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.

Характеристика звука

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно,звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук.

Связь звука с буквой.

–Как-то раз Мышонок Мыша шалил дома и нечаянно перевернул табуретку. На шум прибежали мама и папа, а мышонок, чтобы его не ругали, быстро сочинил стишок:

Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш.

На что мама и папа только улыбнулись.

– Ребята, звук [ш] обозначается  – буквой Ш.

– А на что похожа еще буква Ш? (На доску вывешивается рисунок с изображением буквы).

- Из каких элементов состоит эта буква? (из 4-х палочек)

Давайте посмотрим, как будем писать эту букву. (Учитель объясняет и показывает написание печатной буквы Ш)

Закрепление связи между звуком и буквой /Ш/

- Покажи букву /Ш/.

- Сложите  из палочек букву (или вкладывание буквы Ш из фасоли).

Коррекция тактильных ощущений.

- Проведите пальчиком по букве, вырезанной из наждачной бумаги.

Закрепление звука [ш] в слогах.

Мышонок Мыша очень любит петь и каждый день он садится за пианино и поет свои любимые ритмичные песенки – шуршалочки. Давайте пропоем вместе с Мышонком:

(пение по слоговой таблице)

ша – шу – шо

шу – шо – ша

шо – ша – шу

 (Ребенок « играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)

– А после того как Мыша попоет, он любит грызть орешки:

аш – ош – уш

ош – уш – аш

уш – аш -  ош

(Ребенок проговаривает слоги, поочередно соединяя пальчики сначала на одной, затем на другой руке.)

Развитие фонематического восприятия.

С тех пор, как Мышонок Мыша научился  петь песенки, он полюбил играть в игру «Ловишки».  Знаете эту игру?  Давайте поиграем в эту игру.

Игра «Ловишки»

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ш]. (Взрослый произносит сначала звуки, а затем слоги медленно; увидев, что ребё нок успевает «ловить» звук, темп можно ускорить.)

  1. Из ряда звуков: а -х-м-ш- у -м-о-ш-с-а-ш.
  2. Из ряда слогов: ма-ха-ша-мо-шо-со-ху-му-шу.

Физкультминутка «Вышли мышки…»

– Ребята Мышонок Мыша очень любит играть в разные интересные игры. Его любимая игра “Вышли мышки”. Сейчас и мы с вами сыграем в эту игру.

Вышли мышки как-то раз      (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)

Поглядеть, который час.        (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)

Раз, два, три, четыре               (Хлопки над головой в ладоши.) 

Мышки дернули за гири.       (Руки вверх и приседание с опусканием рук "дернули за гири".)

Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)

Убежали мышки вон.              (Бег на месте или к своему месту.)  

- Молодцы! Садитесь.

-  Отправился  Мышонок в комнату, спрятался там  и тихонько шуршит: ш – ш – ш.

- Чем это он так шуршит?

Давайте посмотрим и прошуршим вместе с Мышей?

-  Это он нашёл коробку с картинками и разглядывает их. Чтобы никого не обидеть, решил картинки поделить. Картинки с каким звуком в названии возьмет себе Мышонок Мыша? Давайте поможем  ему  отобрать картинки, в названии которых звук [ш] слышится в начале слова,  звук [ш] слышится в середине слова. 

 Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова, под второй – [ш] в середине слова.

Ш__________          ______Ш_______

(в начале слова)                (в середине слова)

   Учитель поочередно показывает картинки, а дети называют, что на них изображено. Картинки  вывешивают на доску.

– Молодцы!

 

Итог урока. 

- Нам пора прощаться с Мышонком Мышей. Я думаю, что наш гость остался доволен вами. Вы сегодня очень хорошо ему помогали!  В течение всего урока он наблюдал за вами, видел, что вы вели себя правильно: не шумели, не шалили. И он вел себя также.

– Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?

– А с каким звуком мы сегодня  познакомились?

– Правильно, звук [ш].

– А какой это звук?

– Это твердый, глухой, согласный звук.

 - Какой буквой обозначается этот звук?

– Понравилось ли вам урок?

– До свидания.

Прозвенел звонок с урока,

Поиграть пришла пора,

Что узнали на уроке –

Не забудем никогда.

Список литературы

  1. Алышева Т.В., Эк В.В. Сравниваем, считаем: рабочая тетрадь по математике: подготовительный класс:в 2 ч. Ч.2 – М.: Издательство «Просвещение», 2007. – 7 с. (рис. орех)
  2. Ванюхина Г. “Речецветик”. “Русич”, 1996 г.
  3. Косинова Е.М.  Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произно шения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с: (рис. фокусник, пианино, разноцветные дорожки)
  4. Математика для малышей 5 – 7 лет. Цифры, числа, геометрические фигуры /  А.В.Благонравова; худож. А.А.Селиванова.- Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ. 2009. – 7с. (рис. сундучок)
  5. Поваляева М.А. “Сказки о веселом язычке” - Ростов-на-Дону “Феникс”, 2003 г.

Ванюхина Г. “Речецветик”. “Русич”, 1996 г.

  1. Считарь. Числа, счет, сложение / А.Усачев; худож. О.Бабкин, С.Бабкина - М.: «РООССА» 2011. – 3-4 с. ( рис.  мышки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

ПРОГРАММЫОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ...

Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема. Буква Б и звуки (б-б")

Эта презентация может быть использована на уроках по обучению грамоте в 1 классе....

Программа обучения глубоко-умственно отсталых детей А.Р. Маллера (СБО)

Адаптированная программа для коррекционных школ на основе программы А.Р. Маллера (  Социально - бытовое ориентирование)...

Программа обучения глубоко-умственно отсталых детей А.Р. Маллера (ПТО)

Адаптированная программа для коррекционных школ А.Р. Маллера по предмету  Профессионально- техническое обучение...

Программа обучения глубоко-умственно отсталых детей А.Р. Маллера ( ХБТ)

Рабочая программа по   хозяйственно – бытовому труду и привитию навыков самообслуживания для 8 класса  разработана на основе «Программы обучения глубоко умственно-отсталых д...

Программа обучения глубоко-умственно отсталых детей А.Р. Маллера (Физкультура и движение)

Рабочая программа по физической культуре и развитию движений для 8 класса  разработана на основе «Программы обучения глубоко умственно-отсталых детей». А. Р. Маллер, Москва 1983 год....